Расчетно-кассовые операции банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении правовых и теоретических аспектов расчетно-кассовых операций. Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
-изучить сущность расчетно-кассовых операций
-изучить нормативные документы расчетно-кассовых операций
-охарактеризовать расчетно-кассовые операции юридических и физических лиц.

Оглавление

Введение
1.Расчетно-кассовое обслуживание клиентов в банках.
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка.
1.2 Правовые основы расчетно-кассового обслуживания.

Файлы: 1 файл

Копия Центросоюз Российской Федерации (Автосохраненный).docx

— 44.96 Кб (Скачать)

Центросоюз  Российской Федерации

НОУ СПО  «Горно-Алтайский экономический  техникум» 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Банковские операции»

Тема: Расчетно-кассовые операции банка 
 
 

                                                                                           Выполнила

                                                                                                                 Студентка Бобкова И.С.

                                                                                             Группа 305

                                                                                                               Специальность 080108

                                                                                                         «Банковское дело»

                                                                                                                Преподователь-руково-

                                                                                                            дитель Волкова А.Ю.

                                                                                                               Дата сдачи 09.03.2012г

                                                                                                             Оценка____________

                                                                                                             Дата проверки______ 

г. Горно-Алтайск

2012 год.

План

Введение

1.Расчетно-кассовое  обслуживание клиентов в банках.

1.1 Сущность и  функции расчетно-кассовых операций  коммерческого банка.

1.2 Правовые основы  расчетно-кассового обслуживания.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В современной банковской практике применяются  различные виды расчетно-платежных  операций. Предложение банком той  или иной банковской услуги определяется рядом факторов: потребностью клиентов банка в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности договорных обязательств в рамках которых осуществляются платежи; требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности.

     Российские  банки с целью укрепления платежной  системы нашей страны и международных  стандартов обслуживания своих клиентов, должны в рамках правового поля реализовывать  такие схемы осуществления расчетов и предлагать такие банковские расчетно-платежные  услуги, чтобы через банковскую систему  проходило максимальное количество платежей и расчетов. Это позволило  бы не только сделать прозрачной российскую экономику, но и стабилизировать  платежную систему и поднять  уровень доверия к банкам.

     На  данный момент коммерческие банки стремятся  усовершенствовать методы и инструменты  в области расчетно-кассового  обслуживания юридических и физических лиц и систему примерно на одном  уровне. Перечень предоставляемых услуг  отличается не многим, только в период острой конкурентной борьбы за каждого  клиента, разработке стратегии совершенствования  расчетно-кассового обслуживания клиентов.

     Актуальность  выбора темы курсовой работы связана  с видением значительной роли расчетно-кассовых операций в современной Российской экономике.

     Цель  данной работы заключается в рассмотрении правовых и теоретических аспектов расчетно-кассовых операций. Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:

-изучить сущность  расчетно-кассовых операций

-изучить нормативные  документы расчетно-кассовых операций

-охарактеризовать  расчетно-кассовые операции юридических  и физических лиц.

      Поставленные  задачи были выполнены путем анализа  экономической литературы, нормативных документов и Интернет-ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Расчетно-кассовое обслуживание клиентов в банках

1.1Сущность  и функции расчетно-кассовых  операций коммерческого  банка.

     Закон «О банках и банковской деятельности»  определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся:

     1) привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады (до востребования и  на определенный срок);

     2) размещение привлеченных средств  от своего имени и за свой  счет;

     3) открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических  лиц;

     4) осуществление расчетов по поручению  физических и юридических лиц,  в том числе банков-корреспондентов,  по их банковским счетам;

     5) инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание  физических и юридических лиц;

     6) купля-продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной формах;

     7) привлечение во вклады и размещение  драгоценных металлов;

     8) выдача банковских гарантий;

     9) осуществление переводов денежных  средств по поручению физических  лиц без открытия банковских  счетов (за исключением почтовых  переводов).

     Практически все из перечисленных банковских операций осуществляются в рамках расчетно-кассового  обслуживания различных категорий  клиентов в операционных подразделениях коммерческих банков.

     По  определению Лаврушина О.И., «расчетно-кассовые операции - ведение счетов юридических  и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению». Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка. Коммерческий банк заинтересован в привлечении клиентов, как юридических, так и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Этот интерес вызван тем, что привлеченные средства клиентов, в первую очередь депозиты и остатки на расчетных счетах, формируют ресурсы банка, которые затем он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров.

     Именно  поэтому ведущие специалисты  в области банковского дела, осуществление расчётов и платежей для клиентуры и для самих банков традиционно и вполне обоснованно относят к основным и даже важнейшим базовым банковским операциям, т.е. таким, которые констатируют саму сущность операций банка как кредитного учреждения.

     Расчеты – это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.

     Расчеты проводятся исключительно посредством  мысленно представляемых денег (заменителей  денег) и имеют смысл лишь в  том случае, когда они завершаются  платежами, то есть когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи.

     Типичные  примеры расчетов, ведущихся в  банках, - определение объемов и  цен привлекаемых и размещаемых  ресурсов, размеров остатков средств  на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов  и комиссионных и т.д. Расчеты, протекающие  в «недрах» бухгалтерий банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к платежам.

     Платежи логически продолжают процесс расчетов и означают погашение покупателем  своего денежного обязательства  или погашение участниками сделки своих взаимных денежных обязательств, то есть передачу или перевод денег  должником тому, кому он должен в  соответствии с расчетами, акт надлежащего  выполнения должником своего денежного  обязательства, в результате чего он освобождается от долга.

     Платежи – операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом данные операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом.

     Наличные  деньги – это участвующие в обращении физически располагаемые деньги, имеющиеся в данный момент у данного экономического субъекта.

     Безналичные деньги – это участвующие в обращении деньги, принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся в другого экономического субъекта, причем таким образом, что первый все равно может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму.

     Все платежи и предшествующие им расчеты, осуществляемые банками, с точки  зрения адресатов платежей делятся  на собственные (расчеты и платежи  по собственным операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи  по операциям клиентам).

     С точки зрения технологии проведения те и другие подразделяются на:

1) Внутрибанковские  платежи (участник – только  данный банк и его филиалы);

2) Межбанковские  платежи (участники – минимум  2 кредитные организации), которые  можно проводить через:

- корреспондентские  счета в подразделениях Центрального  банка РФ;

- клиринговые  центры;

- корреспондентские  счета, открытые банками непосредственно  друг у друга;

- корреспондентские  счета, открытые банками в третьем  банки.

     Все перечисленные выше банковские операции являются традиционными и давно  освоенными, доступными практически  для всех банков. В настоящее время  подавляющее большинство банков являются универсальными, то есть проводящими весь спектр (по крайней мере основных) банковских операций. Даже банки, филиалы и дополнительные офисы банков, открывающиеся, к примеру, в регионах как специализирующиеся на каком-либо направлении (потребительское кредитование, ипотека, автокредитование и т.д.), впоследствии, как правило, расширяют спектр своих операций и неизбежно приходят к расчетно-кассовому обслуживанию клиентов. Это объясняется, на наш взгляд, серьезной конкуренцией на рынке банковских услуг. Клиенту, будь то корпоративный клиент или частное лицо, неудобно, затратно и не оперативно брать кредит в одном банке, сдавить наличную выручку в другой, а проводить налоговые платежи – в третьем. Поэтому он отдаст предпочтение тому банку, где все эти операции доступны и возможны в рамках расчетно-кассового обслуживания клиента.

     Добиться  же конкурентных преимуществ на рынке  расчетных услуг, по нашему мнению, можно лишь двумя способами –  проводя клиентские платежи быстрее, чем это делают другие банки (что  требует применения современных, но достаточно дорогих технических  средств и разработки оптимальных  маршрутов платежей), и назначая умеренные, приемлемые для максимального  числа клиентов тарифы за свои услуги.

     В коммерческом банке расчётно-кассовым обслуживанием занимается специализированная структура, которая называется, как  правило, Операционным управлением (отделом). В крупных банках в состав этого  подразделения входят:

- операционные  отделы, непосредственно обслуживающие  клиентов, то есть проводящие  операции списания и зачисления  по счетам клиентов; удерживающие  средства в доходы банка согласно  тарифам; ведущие картотеки неоплаченных  расчетных документов и принимающие  другие требования к расчетным  счетам; выдающие выписки из лицевых  счетов клиентов и т.д.;

Информация о работе Расчетно-кассовые операции банка