Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:41, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении правовых и теоретических аспектов расчетно-кассовых операций. Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
-изучить сущность расчетно-кассовых операций
-изучить нормативные документы расчетно-кассовых операций
-охарактеризовать расчетно-кассовые операции юридических и физических лиц.
Введение
1.Расчетно-кассовое обслуживание клиентов в банках.
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка.
1.2 Правовые основы расчетно-кассового обслуживания.
Центросоюз Российской Федерации
НОУ СПО
«Горно-Алтайский
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Банковские операции»
Тема: Расчетно-кассовые
операции банка
г. Горно-Алтайск
2012 год.
План
Введение
1.Расчетно-кассовое
обслуживание клиентов в
1.1 Сущность и
функции расчетно-кассовых
1.2 Правовые основы
расчетно-кассового
Введение
В современной банковской практике применяются различные виды расчетно-платежных операций. Предложение банком той или иной банковской услуги определяется рядом факторов: потребностью клиентов банка в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности договорных обязательств в рамках которых осуществляются платежи; требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности.
Российские
банки с целью укрепления платежной
системы нашей страны и международных
стандартов обслуживания своих клиентов,
должны в рамках правового поля реализовывать
такие схемы осуществления
На
данный момент коммерческие банки стремятся
усовершенствовать методы и инструменты
в области расчетно-кассового
обслуживания юридических и физических
лиц и систему примерно на одном
уровне. Перечень предоставляемых услуг
отличается не многим, только в период
острой конкурентной борьбы за каждого
клиента, разработке стратегии совершенствования
расчетно-кассового
Актуальность выбора темы курсовой работы связана с видением значительной роли расчетно-кассовых операций в современной Российской экономике.
Цель данной работы заключается в рассмотрении правовых и теоретических аспектов расчетно-кассовых операций. Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
-изучить сущность расчетно-кассовых операций
-изучить нормативные
документы расчетно-кассовых
-охарактеризовать
расчетно-кассовые операции
Поставленные
задачи были выполнены путем анализа
экономической литературы, нормативных
документов и Интернет-ресурсов.
1.Расчетно-кассовое обслуживание клиентов в банках
1.1Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка.
Закон «О банках и банковской деятельности» определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2)
размещение привлеченных
3)
открытие и ведение банковских
счетов физических и
4)
осуществление расчетов по
5)
инкассация денежных средств,
векселей, платежных и расчетных
документов и кассовое
6)
купля-продажа иностранной
7)
привлечение во вклады и
8) выдача банковских гарантий;
9)
осуществление переводов
Практически все из перечисленных банковских операций осуществляются в рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов в операционных подразделениях коммерческих банков.
По определению Лаврушина О.И., «расчетно-кассовые операции - ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению». Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка. Коммерческий банк заинтересован в привлечении клиентов, как юридических, так и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Этот интерес вызван тем, что привлеченные средства клиентов, в первую очередь депозиты и остатки на расчетных счетах, формируют ресурсы банка, которые затем он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров.
Именно поэтому ведущие специалисты в области банковского дела, осуществление расчётов и платежей для клиентуры и для самих банков традиционно и вполне обоснованно относят к основным и даже важнейшим базовым банковским операциям, т.е. таким, которые констатируют саму сущность операций банка как кредитного учреждения.
Расчеты – это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.
Расчеты проводятся исключительно посредством мысленно представляемых денег (заменителей денег) и имеют смысл лишь в том случае, когда они завершаются платежами, то есть когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи.
Типичные примеры расчетов, ведущихся в банках, - определение объемов и цен привлекаемых и размещаемых ресурсов, размеров остатков средств на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов и комиссионных и т.д. Расчеты, протекающие в «недрах» бухгалтерий банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к платежам.
Платежи
логически продолжают процесс расчетов
и означают погашение покупателем
своего денежного обязательства
или погашение участниками
Платежи – операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом данные операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом.
Наличные деньги – это участвующие в обращении физически располагаемые деньги, имеющиеся в данный момент у данного экономического субъекта.
Безналичные деньги – это участвующие в обращении деньги, принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся в другого экономического субъекта, причем таким образом, что первый все равно может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму.
Все платежи и предшествующие им расчеты, осуществляемые банками, с точки зрения адресатов платежей делятся на собственные (расчеты и платежи по собственным операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентам).
С точки зрения технологии проведения те и другие подразделяются на:
1) Внутрибанковские платежи (участник – только данный банк и его филиалы);
2) Межбанковские платежи (участники – минимум 2 кредитные организации), которые можно проводить через:
- корреспондентские
счета в подразделениях
- клиринговые центры;
- корреспондентские
счета, открытые банками
- корреспондентские
счета, открытые банками в
Все перечисленные выше банковские операции являются традиционными и давно освоенными, доступными практически для всех банков. В настоящее время подавляющее большинство банков являются универсальными, то есть проводящими весь спектр (по крайней мере основных) банковских операций. Даже банки, филиалы и дополнительные офисы банков, открывающиеся, к примеру, в регионах как специализирующиеся на каком-либо направлении (потребительское кредитование, ипотека, автокредитование и т.д.), впоследствии, как правило, расширяют спектр своих операций и неизбежно приходят к расчетно-кассовому обслуживанию клиентов. Это объясняется, на наш взгляд, серьезной конкуренцией на рынке банковских услуг. Клиенту, будь то корпоративный клиент или частное лицо, неудобно, затратно и не оперативно брать кредит в одном банке, сдавить наличную выручку в другой, а проводить налоговые платежи – в третьем. Поэтому он отдаст предпочтение тому банку, где все эти операции доступны и возможны в рамках расчетно-кассового обслуживания клиента.
Добиться же конкурентных преимуществ на рынке расчетных услуг, по нашему мнению, можно лишь двумя способами – проводя клиентские платежи быстрее, чем это делают другие банки (что требует применения современных, но достаточно дорогих технических средств и разработки оптимальных маршрутов платежей), и назначая умеренные, приемлемые для максимального числа клиентов тарифы за свои услуги.
В коммерческом банке расчётно-кассовым обслуживанием занимается специализированная структура, которая называется, как правило, Операционным управлением (отделом). В крупных банках в состав этого подразделения входят:
- операционные
отделы, непосредственно обслуживающие
клиентов, то есть проводящие
операции списания и