Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:41, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении правовых и теоретических аспектов расчетно-кассовых операций. Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
-изучить сущность расчетно-кассовых операций
-изучить нормативные документы расчетно-кассовых операций
-охарактеризовать расчетно-кассовые операции юридических и физических лиц.
Введение
1.Расчетно-кассовое обслуживание клиентов в банках.
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка.
1.2 Правовые основы расчетно-кассового обслуживания.
3. Учредительные документы (решение, распоряжение, постановление, приказ о создании, реорганизации юридического лица, Учредительный договор, Устав или Положение), подтверждающие статус юридического лица (копия, заверенная нотариально или органом, осуществляющим государственную регистрацию).
4. Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (подлинный экземпляр).
5. Карточка с образцами подписей и оттиска печати (2 экземпляра). Карточки должны быть заверены вышестоящей организацией или нотариально.
6. Документ, подтверждающий полномочия должностных лиц на распоряжение счётом. Этот документ предоставляется только в случаях, если в карточках с образцами подписей нотариусом не заверены полномочия должностных лиц.
Документы,
предоставляемые клиентом в банк,
проверяются на комплектность документации,
правомерность и наличие
Заключение договора банковского счета.
Банк
заключает Договор банковского
счёта с клиентом, обратившимся с
предложением открыть счёт на объявленных
банком условиях для счетов данного
вида, соответствующих требованиям,
предусмотренным законом и
Для заключения договоров с клиентами банком применяются типовые формы Договоров банковского счёта.
Банк заключает Договор от своего имени с указанием учредительных документов и доверенности, подтверждающей полномочия лица, подписывающего договор. Клиент указывает полное наименование организации в соответствии с учредительными документами. Сокращённая аббревиатура организации может быть указана только после её полного наименования в скобках.
В
отдельных случаях в Договор
банковского счёта могут
Порядок закрытия счета.
Закрытие
счёта клиента может
Для
закрытия счёта клиент представляет
в банк заявление, в котором должно
содержаться подтверждение
Остаток
денежных средств со счёта перечисляется
банком на другой счёт не позднее семи
дней после получения
В случае закрытия счёта клиент также обязан возвратить чековые книжки с оставшимися неиспользованными чеками.
По просьбе клиента учредительные документы могут быть переданы ему с составлением описи передаваемых документов. Опись хранится в юридическом деле по закрытому счёту клиента.
При закрытии счёта карточки с образцами подписей и оттиска печати, которыми пользовались операционные и контролирующие работники, должны быть погашены и помещены в юридическое дело.
В случае закрытия счёта, в связи с переходом юридического лица на обслуживание в другой банк, при наличии картотеки неоплаченных расчётных документов к счёту клиента по платежам, предусмотренным законодательством, банк передаёт по описи документы, хранящиеся в картотеке по месту открытия нового счёта.
Совершение безналичных операций по счетам.
Зачисление и списание денежных средств по счетам клиентов производится на основании расчётных документов.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:
- распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).`
Таким образом, при совершении безналичных операций могут использоваться следующие расчётные документы:
- платёжное поручение формы № 0401060;
- платёжное требование формы № 0401061;
- инкассовое поручение формы 0401071;
- заявление на аккредитив формы № 0401063;
- мемориальный ордер формы № 0481008;
- платёжный ордер формы № 0401066.
Зачисление средств на счета клиентов.
Платежи, подлежащие зачислению на счета клиентов, подразделяются на:
- проведённые через расчётную систему Банка России;
- проведённые через расчётную систему Коммерческого банка;
- внутренние (счёт плательщика и счёт получателя – в одном отделении банка).
Зачисление денежных средств, проведённых через расчётную систему Банка России и Коммерческого банка, на счета клиентов производится на основании электронных платёжных документов, поступивших в течение операционного дня. Зачисление производится после получения и обработки выписки по счёту межфилиальных расчётов датой, указанной в выписке.
Если зачисление произведено на основании электронного платёжного документа сокращённого формата, то в качестве подтверждающих документов служат реальные платёжные документы на бумажном носителе, поступившие из банка - плательщика. Использование клиентами денежных средств до поступления подтверждающего документа не разрешается, за исключением клиентов, круг которых определяется банком. С такими клиентами заключается дополнительное соглашение к Договору банковского счёта, определяющее порядок использования клиентами указанных денежных средств.
Контроль за поступлением подтверждающих документов и ответственность за возврат невыясненных сумм отправителю по истечении определённого в нормативных документах срока возлагается на Отдел расчётов и переводов.
Списание средств со счетов клиентов.
Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается только по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором банковского счета.
Представляемые клиентами документы на осуществление расчетов по их поручению в безналичном порядке должны быть заполнены в соответствии с требованиями правил Банка России по осуществлению расчетов. Поручения на перечисление денежных средств со счетов могут представляться клиентами в банк в виде платежных документов на бумажных носителях или в виде электронных платёжных документов.
Банк
вправе отказать клиенту в приеме
платежного документа, если нарушены требования
по оформлению документов или признаны
сомнительными подписи
Очередность списания денежных средств со счета.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете, платёжные требования помещаются в Картотеку №2"Расчетные документы, не оплаченные в срок", а при поступлении денежных средств, расчётные документы из Картотеки №2 оплачиваются в порядке, установленном статьёй №855 Части II Гражданского Кодекса. При этом:
- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, а также требований о выдаче алиментов;
- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому праву;
- в третью очередь производится списание по платёжным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования;
- в четвёртую очередь производится списание по платёжным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисление в которые не предусмотрены в третьей очереди;
- в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
- в шестую очередь производится списание по другим платёжным документам в порядке календарной очерёдности.
Выдача выписок по счету.
Выписки из лицевых счетов выдаются клиенту (лицам, имеющим право первой или второй подписи по данному счету), или его представителю по доверенности, оформленной в установленном порядке, или через абонентские ящики, по мере совершения операций в порядке и сроки, указанные в карточках образцов подписей и оттиска печати.
Выписки из лицевых счетов выдаются клиентам без штампов и подписей работников банка. К ним должны прилагаться документы, на основании которых проведены операции по счету.
Владелец
счета обязан в течение 10 дней после
выдачи ему выписок письменно
сообщить кредитной организации
о суммах, ошибочно записанных в
кредит или дебет счета. Если от клиента
в указанный срок возражений не поступило,
совершенные операции и остаток средств
на счете считаются подтвержденными.
2.2 Кассовое обслуживание юридических лиц.
Кассовые операции по счетам клиентов совершаются с соблюдением требований нормативных документов Банка России.
Для проведения приходно-расходных операций и проверки правильности оформления документов, клиенты обращаются к операционному работнику. После проверки документы внутренним порядком передаются кассирам приходно-расходных касс. При этом передача документов в кассы через клиентов запрещается.
Кассиры операционных касс должны быть снабжены подлинными образцами подписей ответственных исполнителей, уполномоченных подписывать приходные и расходные кассовые документы, а исполнители, связанные с оформлением приходных кассовых операций - образцами подписей кассиров. Образцы подписей заверяются подписями управляющего и главного бухгалтера и скрепляются печатью Отделения.
Прием наличных денег.
Прием наличных денежных средств от клиентов производится по объявлению на взнос наличными формы №0402001, которое состоит из трёх частей - объявления, квитанции и ордера.
Клиент сдает объявление на взнос наличными операционному работнику, который должен :
- проверить соответствие указанных сумм цифрами и прописью;