Расчетно-кассовые операции банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении правовых и теоретических аспектов расчетно-кассовых операций. Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
-изучить сущность расчетно-кассовых операций
-изучить нормативные документы расчетно-кассовых операций
-охарактеризовать расчетно-кассовые операции юридических и физических лиц.

Оглавление

Введение
1.Расчетно-кассовое обслуживание клиентов в банках.
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка.
1.2 Правовые основы расчетно-кассового обслуживания.

Файлы: 1 файл

Копия Центросоюз Российской Федерации (Автосохраненный).docx

— 44.96 Кб (Скачать)

  3.    Учредительные документы (решение, распоряжение, постановление, приказ о создании, реорганизации юридического лица, Учредительный договор, Устав или Положение), подтверждающие статус юридического лица (копия, заверенная нотариально или органом, осуществляющим государственную регистрацию).

  4.    Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (подлинный экземпляр).

  5.    Карточка с образцами подписей и оттиска печати (2 экземпляра). Карточки должны быть заверены вышестоящей организацией или нотариально.

  6.    Документ, подтверждающий полномочия должностных лиц на распоряжение счётом. Этот документ предоставляется только в случаях, если в карточках с образцами подписей нотариусом не заверены полномочия должностных лиц.

  Документы, предоставляемые клиентом в банк, проверяются на комплектность документации, правомерность и наличие необходимых  сведений для открытия и ведения  счёта. Эта работа выполняется либо начальником отдела расчётно-кассового  обслуживания юридических лиц и  бюджетов либо работником отдела, на которого возложены обязанности по открытию счетов клиентов. 

  Заключение  договора банковского  счета.

  Банк  заключает Договор банковского  счёта с клиентом, обратившимся с  предложением открыть счёт на объявленных  банком условиях для счетов данного  вида, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими  правилами.

  Для заключения договоров с клиентами  банком применяются типовые формы  Договоров банковского счёта.

  Банк  заключает Договор от своего имени с указанием учредительных документов и доверенности, подтверждающей полномочия лица, подписывающего договор. Клиент указывает полное наименование организации в соответствии с учредительными документами. Сокращённая аббревиатура организации может быть указана только после её полного наименования в скобках.

  В отдельных случаях в Договор  банковского счёта могут вноситься  изменения и дополнения.

  Порядок закрытия счета.

  Закрытие  счёта клиента может производиться  по требованию клиента в любое  время и по инициативе банка –  на основании судебного решения  о расторжении Договора банковского  счёта.

  Для закрытия счёта клиент представляет в банк заявление, в котором должно содержаться подтверждение остатка  средств на счёте на день закрытия и указание о перечислении остатка  средств. При наличии остатка  средств на счёте банком составляется мемориальный ордер на закрытие счёта, который представляется для проверки и подписания главному бухгалтеру (заместителю  главного бухгалтера, начальнику Отдела). Перечисление остатка средств может  быть также произведено на основании  представленного клиентом платёжного поручения.

  Остаток денежных средств со счёта перечисляется  банком на другой счёт не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.

  В случае закрытия счёта клиент также  обязан возвратить чековые книжки с  оставшимися неиспользованными  чеками.

  По  просьбе клиента учредительные  документы могут быть переданы ему  с составлением описи передаваемых документов. Опись хранится в юридическом  деле по закрытому счёту клиента.

  При закрытии счёта карточки с образцами  подписей и оттиска печати, которыми пользовались операционные и контролирующие работники, должны быть погашены и помещены в юридическое дело.

  В случае закрытия счёта, в связи с  переходом юридического лица на обслуживание в другой банк, при наличии картотеки  неоплаченных расчётных документов к счёту клиента по платежам, предусмотренным  законодательством, банк передаёт по описи  документы, хранящиеся в картотеке  по месту открытия нового счёта.

  Совершение  безналичных операций по счетам.

  Зачисление  и списание денежных средств по счетам клиентов производится на основании  расчётных документов.

  Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

  -  распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

  -      распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).`

  Таким образом, при совершении безналичных  операций могут использоваться следующие  расчётные документы:

  -      платёжное поручение формы № 0401060;

  -      платёжное требование формы № 0401061;

  -      инкассовое поручение формы 0401071;

  -      заявление на аккредитив формы № 0401063;

  -      мемориальный ордер формы № 0481008;

  -      платёжный ордер формы № 0401066.

  Зачисление  средств на счета  клиентов.

  Платежи, подлежащие зачислению на счета клиентов, подразделяются на:

  -      проведённые через расчётную систему Банка России;

  -      проведённые через расчётную систему Коммерческого банка;

  -      внутренние (счёт плательщика и счёт получателя – в одном отделении банка).

  Зачисление  денежных средств, проведённых через  расчётную систему Банка России и Коммерческого банка, на счета клиентов производится на основании электронных платёжных документов, поступивших в течение операционного дня. Зачисление производится после получения и обработки выписки по счёту межфилиальных расчётов датой, указанной в выписке.

  Если  зачисление произведено на основании  электронного платёжного документа сокращённого формата, то в качестве подтверждающих документов служат реальные платёжные документы на бумажном носителе, поступившие из банка -  плательщика. Использование клиентами денежных средств до поступления подтверждающего документа не разрешается, за исключением клиентов, круг которых определяется банком. С такими клиентами заключается дополнительное соглашение к Договору банковского счёта, определяющее порядок использования клиентами указанных денежных средств.

  Контроль  за поступлением подтверждающих документов и ответственность за возврат невыясненных сумм отправителю по истечении определённого в нормативных документах срока возлагается на Отдел расчётов и переводов.

  Списание  средств со счетов клиентов.

  Списание  денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается только по решению суда, а также в случаях, установленных  законом или предусмотренных  договором банковского счета.

  Представляемые  клиентами документы на осуществление  расчетов по их поручению в безналичном  порядке должны быть заполнены в  соответствии с требованиями правил Банка России по осуществлению расчетов. Поручения на перечисление денежных средств со счетов могут представляться клиентами в банк в виде платежных  документов на бумажных носителях или в виде электронных платёжных документов.

  Банк  вправе отказать клиенту в приеме платежного документа, если нарушены требования по оформлению документов или признаны сомнительными подписи распорядителей счета. В этом случае документы возвращаются клиенту без исполнения.

  Очередность списания денежных средств  со счета.

  При отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете,  платёжные требования помещаются в Картотеку №2"Расчетные документы, не оплаченные в срок", а при поступлении денежных средств, расчётные документы из Картотеки №2 оплачиваются в порядке, установленном статьёй №855 Части II Гражданского Кодекса. При этом:

  -      в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, а также требований о выдаче алиментов;

  -      во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому праву;

  -      в третью очередь производится списание по платёжным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования;

  -      в четвёртую очередь производится списание по платёжным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисление в которые не предусмотрены в третьей очереди;

  -      в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

  -      в шестую очередь производится списание по другим платёжным документам в порядке календарной очерёдности.

  Выдача  выписок по счету.

  Выписки из лицевых счетов выдаются клиенту (лицам, имеющим право первой или  второй подписи по данному счету), или его представителю по доверенности, оформленной в установленном  порядке, или через абонентские  ящики,  по мере совершения операций в порядке и сроки, указанные в карточках образцов  подписей и оттиска печати.

  Выписки из лицевых счетов выдаются клиентам  без штампов и подписей работников  банка. К ним должны прилагаться документы, на основании которых проведены операции по счету.

  Владелец  счета обязан в течение 10 дней после  выдачи ему выписок письменно  сообщить кредитной организации  о суммах, ошибочно записанных в  кредит или дебет счета. Если от клиента  в указанный срок возражений не поступило,  совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными. 
 

  2.2 Кассовое обслуживание  юридических лиц.

  Кассовые  операции по счетам клиентов  совершаются с соблюдением требований нормативных документов Банка России.

  Для проведения приходно-расходных операций и проверки правильности оформления документов, клиенты обращаются к  операционному работнику. После  проверки документы внутренним порядком передаются кассирам приходно-расходных  касс. При этом передача документов в кассы через клиентов запрещается.

  Кассиры операционных касс должны быть снабжены подлинными образцами подписей  ответственных исполнителей, уполномоченных подписывать приходные и расходные кассовые документы, а исполнители, связанные с оформлением приходных кассовых операций - образцами подписей кассиров. Образцы подписей заверяются подписями управляющего и главного бухгалтера и скрепляются печатью Отделения.

  Прием наличных денег.

  Прием    наличных денежных средств   от   клиентов   производится   по   объявлению  на   взнос   наличными формы №0402001, которое состоит из трёх частей - объявления, квитанции и  ордера.

  Клиент    сдает    объявление    на    взнос   наличными   операционному работнику, который должен :

  -   проверить  соответствие указанных   сумм    цифрами   и   прописью;

Информация о работе Расчетно-кассовые операции банка