Расчетно-кассовое обслуживание клиентуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система является необходимой составляющей экономики каждой страны, это важнейший проводник государственной экономической политики во все сферы экономики. И именно благодаря её взаимосвязям со всеми секторами экономики банковская система во все времена имела большое значение. В условиях перехода к рынку в банковскую систему внеслись элементы конкуренции, обеспечивается ориентация банков на универсальный характер предоставления услуг, комплексное обслуживание клиентуры, диверсификация операций.

Важнейшим звеном банковской системы являются коммерческие банки. В процессе их деятельности опосредуется большая часть денежного оборота в государстве, происходит формирование источников капитала для расширенного воспроизводства путём перераспределения временно свободных денежных средств всех участников воспроизводственного процесса – государства, хозяйствующих субъектов, населения. При этом банки способствуют переливу капиталов из наименее эффективных отраслей национальной экономики в наиболее конкурентоспособные.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту - основной договор).

В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.

Порядок осуществления операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций и их филиалов в части, затрагивающей применение форм безналичных расчетов.

Отношения не затрагиваются между взыскателями, являющимися органами, выполняющими контрольные функции и осуществляющими взыскание в соответствии с законодательством, и фактическими получателями средств при взыскании денежных средств в их пользу.

 

1.3 Организация кассового обслуживания клиентуры банка

 

 

В соответствии с Положением ЦБ РФ "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.1998г. N14-П (в ред. Указаний ЦБ РФ от 31.10.2002 N1201-У), все организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях [3].

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета предприятий. Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления денег в их кассы в дни работы учреждений банков.

В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банка ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично–денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет формы N0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу".

По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков, с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка, предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия, учреждения банка руководствуется этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

Предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность – сверхлимитной.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка кассы устанавливается:

-          для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;

-                      для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, - в пределах, среднедневной выручки наличными деньгами;

-                      для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, - в зависимости от установленных сроков сдачи суммы денежной выручки;

-                      для предприятий, не имеющих денежной выручки, - в пределах среднедневного расхода наличных денег.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия, а также в соответствии с договором банковского счета.

Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов до установленного срока их выплаты.

Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.

Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.

Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В ее состав могут входить: приходные кассы, расходные кассы, приходно-расходные кассы, кассы для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчета денежной наличности. В крупных банках при большом объеме движения денежной наличности, перечисленные кассы организуются отдельно. В небольших банках работа может осуществляться через приходно-расходную кассу. Руководитель банка самостоятельно решает вопрос о структуре операционной кассы и численности кассовых работников.

Каждый банк должен организовывать внутрибанковский налично-денежный оборот рационально, т.е. в максимальной степени удовлетворять потребности по выдаче денег клиентам банка за счет собственных кассовых поступлений, не обращаясь в Банк России за подкреплением. Выполнение этой задачи осуществляется каждым коммерческим банком в ходе составления прогноза кассовых оборотов на каждый квартал, что является составной частью общей работы банковской системы по управлению налично-денежным оборотом.

Прогнозные расчеты кассовых оборотов составляются банком ежеквартально с разбивкой по месяцам.

Прогнозные расчеты составляются коммерческим банком на основании динамических рядов отчета банка о его кассовых оборотах, а также на основе полученных от обслуживаемой клиентуры кассовых заявок. Кассовая заявка предприятия, в конечном счете, должна показать банку, сколько наличных денег поступит от данного клиента в кассу банка, и в каком размере потребуется ему выдача наличных денег из кассы банка. Кассовая заявка имеет два раздела.

Кроме собственно кассовых заявок, предприятия должны подать в банк дополнительные расчеты к ним: так, например, торговые организации — сведения о поступлении торговой выручки; транспортные организации, зрелищные, коммунальные, предприятия бытового обслуживания — сведения о поступлении денежной выручки от соответствующих услуг; финансовые органы — сведения о поступлении налогов и сборов и т.д.

Составленный на очередной квартал прогноз кассовых оборотов сообщается банком расчетно-кассовому центру, в котором ему открыт корреспондентский счет, за 14 дней до начала планируемого квартала. Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от кредитных организаций сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег. Расчеты осуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 дней до начала прогнозируемого квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России.

Для определения ожидаемых изменений налично-денежной массы в обороте территориальные учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике, по источникам поступления наличных денег в кассы банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал. Информационной базой данного прогноза служат оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных за предыдущие периоды, а также полученных от расчетно-кассовых центров сообщений о прогнозируемых оборотах наличных денег и эмиссионном результате.

Прогнозные расчеты кассовых оборотов по регионам сообщаются территориальными учреждениями Банка России Департаменту регулирования денежного обращения ЦБ РФ за три дня до начала прогнозируемого квартала. В свою очередь Департамент регулирования денежного обращения, обобщив полученные данные, составляет сводный расчет потребностей экономики страны в денежной наличности.

Составленный сводный прогноз потребностей народного хозяйства в денежной наличности на предстоящий квартал передается в Департамент эмиссионно-кассовых операций ЦБ РФ и, в конечном счете, определяет механизм эмиссионно-кассового регулирования денежной массы в обращении в предстоящем квартале.

 

1.4 Порядок совершения кассовых операций с наличными деньгами

 

Одной из особенностей денежного обращения в России является высокий уровень наличных денег в обращении. По оценкам Госкомстата РФ, в последние пять лет он составляет выше 33 %. Основными Причинами такого расширения налично-денежного оборота называют экономический кризис, кризис неплатежей, замедление расчетов. К числу существенных факторов следует отнести отсутствие традиций широкого использования таких платежных инструментов, как чеки, пластиковые карты, а также низкие доходы населения. Большой объем сферы наличного денежного обращения определяет, с одной стороны, огромный объем кассовых операций, которые выполняются российскими коммерческими банками, а с другой - особую роль Центрального банка РФ в Регулировании этой сферы денежного обращения. Так, на Центральный банк РФ ложится ряд обязанностей. Это:

-          определение порядка ведения кассовых операций в народном хозяйстве;

-          организация изготовления банкнот и монет;

-          установление правил перевода, хранения и инкассации наличных денег;

-          создание резервных фондов банкнот и металлической монеты;

-          установление признаков платежеспособности денежных знаков, порядка замены или уничтожения поврежденных и ветхих банкнот.

Важным показателем положительной деятельности коммерческого банка является бесперебойное кассовое обслуживание клиентов. При этом выдача предприятиям и организациям наличных денег является важнейшей обязанностью коммерческих банков.

Таким образом, под кассовыми операциями понимается деятельность банка, связанная с инкассацией, хранением и выдачей наличных денег.

В своей деятельности по кассовому обслуживанию клиентов коммерческие банки руководствуются Законом РФ « О банках и банковской деятельности », а также Порядком ведения кассовых операций, утвержденным Центральным банком РФ.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание клиентуры