Расчетно-кассовое обслуживание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками и выявлении путей совершенствования существующей системы.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- выделить принципы организации системы расчетов и виды платежных операций;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2
1 ГЛАВА. Теоретические основы деятельности банка…………………4
1.1 Сущность, функции и принципы деятельности банка……………..4
1.2 Сущность, структура и принципы организации денежного оборота………………………………………………………………………...….12
2 ГЛАВА. Понятие, виды и роль операций, предоставляемых банком корпоративным клиентам в рамках расчетно-кассового обслуживания….... 23
2.1 Расчетные операции банка……………………………………….….23
2.2 Кассовое обслуживание корпоративных клиентов банка………..37
2.3Прочие банковские услуги, предоставляемые корпоративным клиентам …………………………………………………………………………44
3 ГЛАВА. Проблемы и перспективы развития расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов………………………………………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..70

Файлы: 1 файл

Банковское обслуживание корпоративных клиентов.docx

— 206.95 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2

1 ГЛАВА. Теоретические основы деятельности банка…………………4

1.1 Сущность, функции и принципы деятельности банка……………..4

1.2 Сущность, структура и принципы организации денежного оборота………………………………………………………………………...….12

2 ГЛАВА. Понятие, виды  и роль операций, предоставляемых  банком корпоративным клиентам в рамках расчетно-кассового обслуживания….... 23

2.1 Расчетные операции банка……………………………………….….23

2.2 Кассовое обслуживание корпоративных клиентов банка………..37

2.3Прочие банковские услуги, предоставляемые корпоративным клиентам …………………………………………………………………………44

3 ГЛАВА. Проблемы и перспективы развития расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов………………………………………56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..70

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе  основную часть  денежного оборота  занимает безналичный денежный оборот, в котором движение денег происходит в виде перечислений по счетам в  кредитных организациях и зачетов  взаимных требований. Участниками отношений  являются объединения, предприятия, организации, банковские и финансовые органы. Безналичный  платежный оборот полностью проходит через банковские учреждения, в которых  ведутся счета предприятий и  организаций.

Все юридические лица обязаны  производить расчеты с контрагентами  в безналичной форме, используя  расчетные счета, открываемые в  банках. В настоящее время появляются новые возможности расчетно-кассового  обслуживания: система «Клиент-Банк», услуга интернет-банкинга.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем,  что в настоящее время 

 Цель  данной курсовой  работы состоит в  проведении  анализа расчетно-кассового  обслуживания  корпоративных клиентов коммерческими  банками и выявлении путей  совершенствования существующей  системы.

     Для достижения  цели исследования в работе  поставлены и решены следующие  задачи:

     - раскрыть  сущность и функции  расчетно-кассовых  операций коммерческих  банков;

     - выделить  принципы организации системы  расчетов и виды платежных   операций;

     - сформулировать  рекомендации по  совершенствованию  расчетно-кассового обслуживания  корпоративных клиентов коммерческими  банками.

Предметом исследования являются банковские операции как процесс  предоставления банковских продуктов  и услуг в рамках расчетно-кассового  обслуживания клиентов.

В процессе исследования были использованы законодательные и  нормативные  акты Российской Федерации, Банка России, труды российских ученых: Казака А.Ю., Марамыгина М.С., Белоглазовой Г.Н., Лаврушина О.И., Романовского М.В., Ковалевой А.М.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассмотрены сущность, функции и принципы деятельности банка, денежный оборот и его структура. Во второй главе подробно рассмотрены услуги, предлагаемые банками юридическим лицам в рамках расчетно-кассового обслуживания. В третьей главе рассмотрена современная практика обслуживания корпоративных клиентов банком и предложены пути совершенствования банковского обслуживания юридических лиц.

 

 

1 ГЛАВА. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА.

 

Современная экономика не может существовать без специализированных институтов, опосредующих движение денежных потоков. Эти институты называются кредитными организациями, главным  среди которых является банк. Согласно российскому законодательству (ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» №395-1), банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Место банка в современной  экономике уникально: с одной  стороны, банк-это предприятие; с  другой стороны, деятельность этого  предприятия специфична по сравнению  с иными субъектами предпринимательства.

Отнесение банка к числу  предприятий означает, что он, как  и любой другой субъект экономических  отношений, стремится к получению  максимальной прибыли в результате реализации собственного продукта, обладает всеми правами, присущими юридическим лицам, действует по принципу самоокупаемости и самостоятелен в принятии хозяйственных решений. Как и большинство других предприятий, банк работает на основании лицензии. В лицензии, которую выдает банку от имени государства Центральный банк, утверждается перечень разрешенных к проведению операций.

Специфика же банковского  предприятия с точки зрения ученых Уральской школы (Казак А.Ю., Марамыгин М.С.)  заключается в следующем:

  1. Банк является не производственным, а торговым предприятием. Деятельность банка направлена на то, чтобы купить временно свободные денежные ресурсы на рынке, а затем продать эти средства своим клиентам.

Особенность торговой деятельности банка заключается в характере  сделок. Обычно от продавца к покупателю движется товар, а навстречу –  деньги. В нашем случае в обоих  направлениях движутся деньги, так  как они выступают объектом сделки.

  1. Банк – это предприятие, занимающееся кредитной деятельностью. Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала. В кредитной сделке принимают участие две стороны: кредитор и заемщик. Особенность банка, как специализированного участника кредитных отношений, заключается в том, что он постоянно выступает и качестве кредитора, и в роли заемщика.
  2. Банк - посредническое предприятие. Банк осуществляет посредничество по многим направлениям:
    • посредничество в кредите: банк привлекает средства, заимствуя их у тех, для кого они являются временно свободными, а затем предоставляет тем, кому они в данный момент необходимы;
    • посредничество в расчетах: любой участник экономических отношений прибегает к расчетным операциям. Банки открывают счета для проведения расчетов и привлекают туда денежные средства, одновременно принимая на себя обязательство по первому требованию владельца счета перечислить определенную денежную сумму на указанный счет;
    • посредничество в операциях с ценными бумагами, которое может осуществляться по двум направлениям: банк может по поручению своего клиента и за его счет провести какие-либо операции на рынке ценных бумаг, а также банки являются агентами биржи (быстро и четко оформляет расчеты по проведенным сделкам);
    • посредничество в валютных операциях. У физических и юридических лиц периодически возникает необходимость перевода ценностей из одного носителя в другой. Наиболее надежным институтом в конвертационной сделке выступает банк.

Банки являются не единственными  финансовыми посредниками на современном  рынке, однако деятельность банков как  участников финансового рынка имеет  два важных отличия:

- Двойной обмен долговыми  обязательствами, то есть при  осуществлении кредитной деятельности  роль банка двойственна;

- Безусловное погашение  обязательств: банк принимает на  себя обязательства перед вкладчиками  и иными кредиторами за привлеченные  от них средства, вне зависимости  от финансового результата, полученного  от размещения этих сумм.[6, с.467-471]

Белоглазова Г.Н. также рассматривает сущность банка как особого вида финансовых посредников, которые перераспределяют капиталы между и поставщиками и потребителями, но имеющие свои особенности:

Во-первых, как и всякие финансовые посредники, банки производят двойной обмен долговыми обязательствами: они выпускают свои собственные  долговые обязательства, а мобилизованные на этой основе средства размещают  от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими.

Во-вторых, банки формируют ресурсы на основе высоколиквидных и фиксированных по суммам обязательств – вкладов (депозитов). Двойной обмен обязательствами характерен для всех видов финансовых посредников, но только банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами.

В-третьих, банки как депозитные финансовые посредники имеют высокий уровень «финансового рычага», т. е. доли заемных средств в структуре пассивов. Они формируют ресурсы для своих операций главным образом за счет заемных средств. Собственный капитал, как правило, не превышает 10–20 % их баланса, что делает банки уязвимыми к воздействию внешних и внутренних факторов и вызывает необходимость особой системы надзора за банковской деятельностью.

В-четвертых, банки обладают возможностью открывать и обслуживать расчетные и текущие счета и эмитировать безналичные платежные средства (так называемые «банковские деньги»), на этой основе они обеспечивают функционирование платежной системы. Поскольку в современной экономике безналичные «банковские деньги» являются основным средством платежа, а также важным компонентом предложения денег, то коммерческие банки через текущие счета и депозитно-ссудную эмиссию связывают центральный банк с миллионами «пользователей» денег.

Согласно указанных особенностей Белоглазова Г.Н. выделяет следующие функции банков:

  1. Брокерская (посредническая) функция банков. Она заключается в том, что, осуществляя посредничество между заемщиками и кредиторами, банки сводят незнакомых, но имеющих взаимодополняющие потребности по отношению к финансовым ресурсам, экономических агентов. Брокерская (посредническая) функция реализуется банками путем инициирования кредита, организации эмиссии, посредничества в предложении ценных бумаг на рынке, доверительного управления, а также оказания всевозможных операционных услуг, консалтинга, отбора и сертифицирования (например, присвоение кредитного рейтинга заемщикам). При этом банк, выступая в роли информационного брокера, получает вознаграждение в виде комиссионных за совершение операции.
  2. Качественная трансформация активов. Содержание этой функции  заключается в том, что банк изменяет параметры финансовых требований своих вкладчиков, предоставляя за счет привлеченных средств кредиты, имеющие отличные от депозитов характеристики.

Поскольку функции собственно посредничества и трансформации  активов на практике неотделимы друг от друга, их часто объединяют в единую функцию – посредничества в кредите  и инвестировании.

  1. Функция эмиссии платежных средств и посредника в платежах. Банки открывают своим клиентам текущие счета, на которые зачисляют поступившие в их адрес денежные средства и с которых производят перечисления определенных сумм по поручению клиентов. Используя возможности депозитно-ссудной эмиссии, банки создают необходимые экономике безналичные платежные средства, которые являются существенным компонентом национальной денежной массы.
  2. Передача экономике импульсов денежно-кредитной политики центрального банка. Роль этой функции постоянно возрастает в связи с активизацией монетарной политики Центрального Банка, который пытается стабилизировать экономику посредством контроля над предложением денег.[7, с.26-31]

О.И. Лаврушин рассматривает банк как предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющий регулирование платежного оборота в наличной и безналичной формах.

Исследователь выделяет три  функции банков:

  1. Функция аккумуляции средств;
  2. Функция трансформации ресурсов;
  3. Функция регулирования денежного оборота.

В соответствии с выполняемыми функциями банк собирает (аккумулирует) свободные, временно неиспользуемые денежные ресурсы и капиталы своих клиентов. Предприятия открывают в банке  счета и, используя денежные средства с этих счетов, проводят наличные и  безналичные расчеты. Физические лица вносят свои денежные средства во вклады, дающие банку возможность трансформировать их в кредиты и применять для  других денежных операций, сокращая при  этом экономические риски по сравнению  с рисками при прямых сделках  между кредитором и заемщиком. Платежные  операции банка, создание им платежных  инструментов (банкнот, чеков, векселей, сертификатов и др.) позволяют регулировать денежный оборот, делая его более экономичным за счет совершения безналичных расчетов.

Наиболее полно, на мой  взгляд, функции отражены у Казака  А.Ю. и Марамыгина М.С.:

  1. Стимулирование сбережений и формирование накоплений в обществе. Основой современной системы сбережений служит депозитный процент, получаемый собственниками средств за хранящиеся в кредитном институте ресурсы. Банки проводят гибкую процентную политику, стремясь привлечь оптимальное количество ресурсов для полноценного удовлетворения спроса на кредит со стороны своих клиентов;
  2. Осуществление безналичных расчетов в экономике. В современной экономике вся система безналичных расчетов подразделяется на три уровня:

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание