Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 00:07, реферат
Мировой опыт подтверждает вывод о том, что без крепкой национальной банковской системы самостоятельного, независимого развития экономики не будет. Можно, конечно, привлечь иностранные банки. Определенный экономический рост будет. Но неизвестно, будет ли это рост, который служит независимому социально-экономическому процветанию страны, или тот, который будет обслуживать потребности иностранного банковского капитала.
Что сегодня происходит в стране в области кредитов. Реально оживления кредитования нет. Если исключить из объема кредитования валютные факторы, видно, что в январе текущего года корпоративные кредиты выросли незначительно - на 0,1%, а кредиты населению снизились примерно на 1% Милюков А.И. Кредитная поддержка производства - центральная проблема.// Деньги и кредит. - 2009. - № 4..
Другая проблема -
это необходимость
Как известно, утверждается, что внутренняя причина проблем развития экономики России - перегрев экономики в последние годы. Произошло элементарное нарушение логики в развитии экономики страны, ее отраслей, нарушение объективной истины в темпах и пропорциях экономического развития.
Во-первых, Россия развивалась как сырьевая страна, другие отрасли резко отставали. В результате, как известно, рост обеспечивали только цены на нефть и газ. И их неизбежное изменение привело к известным проблемам.
Во-вторых, были нарушены
пропорции в росте
В-третьих, огромные денежные ресурсы (нефтедоллары) вместо направления в экономику и прежде всего в новые технологии вкладывались в зарубежные банки.
В-четвертых, искусственно сдерживалось расширение собственно финансово-банковской инфраструктуры.
На современном этапе несмотря на решение ряда серьезных проблем банки тем не менее пока не могут активно поддерживать производство, крайне мало предоставляют новых кредитов. Причиной такого поведения является наличие следующих факторов: высокий риск кредитования; отсутствие МБК; ожидание новой волны кризиса в банках; отсутствие длинных денег.
В таких условиях банки не могут рисковать по простой причине: велика как никогда ранее угроза невозврата кредита. Банки как бы замерли, практически не расширяют кредитование.
При всей актуальности рассмотренных выше вопросов наличие высоких ставок по кредитам - одна из самых острых проблем на современном этапе. Кредитные ставки для предприятий достигают 24-26%, а в ряде случаев и больше. Для того чтобы определить возможные пути снижения процентных ставок конечным потребителям, важно прежде всего выяснить причины существования таких высоких ставок.
Наиболее распространенная позиция по этому вопросу отражает прежде всего мнение Банка России - это наличие высокой инфляции в стране и невозможность предоставления кредитов для банков в системе рефинансирования ниже этой инфляции. Устанавливая высокую ставку по кредитам, Центральный банк Российской Федерации тем самым делает более дорогим рубль и защищает его от обесценивания, а также оттока валюты за рубеж. Есть и другие точки зрения.
Так Ассоциация российских банков попыталась отразить влияние факторов, определяющих процентную ставку, в виде следующей схемы.
Как видно из схемы, наибольшее влияние на величину процентной ставки оказывает система рисков при кредитовании (ее вес мы оценивается на уровне 40%).
Другим, крайне важным фактором, влияющим на цену кредита, является ставка рефинансирования Банка России. Это исходная величина, которая как бы дает пусковой импульс для определения конечной ставки кредитования реального сектора.
Однако это не всегда определяющий фактор, так как еще год-два назад, в спокойной ситуации, ставка кредитов была ниже ставки рефинансирования. Но если государство хотя бы незначительно стало снижать ставку рефинансирования - это было бы сигналом для поведения банков в конечной стадии кредитования.
Безусловно, надо иметь в виду влияние и других факторов. Особенно заметно воздействие на величину процентной ставки размеров процентов по депозитам населения. В сложившихся условиях банки вынуждены повышать конечную процентную ставку в зависимости от платы по депозитам (по рублевым депозитам этот процент составляет 12-15% и более).
В этой ситуации, естественно, главным направлением по снижению процентных ставок является снижение рисков по кредитам. В условиях кризиса решить эту проблему возможно установлением гарантий со стороны государства на предоставляемые банками кредиты.
Проблема просроченной
задолженности или “плохих
"Предлагается на
новом этапе поддержки
Первый вариант поддержки - один к одному, когда на один рубль акционеров государство вкладывает один рубль , сохраняется для тех банков , которые не участвовал и в этих мероприятиях до сих пор.
Причем участие во второй стадии поддержки должно быть обусловлено участие м в первой . То есть во второй стадии будут участвовать только те, кто отметился на первом этапе работы.
Он напомнил, что
в 2009 году на дополнительную капитализацию
банков зарезервировано около 500 млрд.
рублей . Это плюс к тем 757 млрд. рублей,
которые уже предоставлены
Однако накачка деньгами банковской системы здесь едва ли поможет: как мы отмечали в предыдущем номере "Денег", российские банки, даже получив дополнительную ликвидность, не торопятся выдавать кредиты ненадежным в условиях кризиса заемщикам.
Российские власти готовы вернуться к идее покупки государством акций банков в массовом порядке, причем не только привилегированных. Как заявил на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, в случае быстрого увеличения «плохих» активов оптимальной является схема вхождения государства в капитал банков: лучше, если это будут привилегированные акции, но возможен вариант и с покупкой обыкновенных акций.
“Если мы всерьез рассматриваем гипотезу быстрого увеличения «плохих» активов, необходимо подумать про капитал первого уровня: в связи с этим представляется оптимальной схема вхождения государства в капитал банков. Лучше, если это будут привилегированные акции, но возможна покупка и голосующих акций с трех- или пятилетним опционом для нынешних владельцев банков на обратный выкуп государственной доли» Информационное агентство www.interfax.ru.
По словам г-на Улюкаева, такое решение является макроэкономически нейтральным, то есть не окажет негативного воздействия на уровень и динамику процентных ставок. Для банков такая мера означала бы гарантированную возможность покрытия убытков, которые возникают с плохим качеством существующих или новых кредитов и рефинансирования в ЦБ фактически без дисконта по всему спектру инструментов, добавил он.
15 апреля Банк России
предложил банкам, испытывающим
проблемы с избыточным объемом
"плохих активов" на балансе,
самостоятельно формировать
Также возможно одно из наилучших решений вопроса "плохих активов" - дать возможность банкам самим отделить качественные активы от некачественных, самостоятельно сформировать портфель "плохих активов" и, если величина активов потребует списания, проводить списание и докапитализацию за счет специальных инструментов".
Отметим, что так называемый "американским вариант" при котором будет создан отдельный банк "плохих активов", означает, что за счет средств налогоплательщиков мы будем списывать с баланса банков те активы, которые они считают плохими. При реализации этого метода возникают две существенных сложности: рост доли "плохих активов" и затруднение в их справедливой оценке. Если бы эти активы выкупались по рынку, было бы другое дело, но они покупаются не по рынку, что ведет к высокой коррупционной составляющей".
Таким образом, выделим основные проблемы современного банковского сектора:
- проблема просроченной
задолженности или “плохих
- слабая финансовой устойчивости кредитных организаций
- высокий уровень процентных ставок по кредитам
- кредитная поддержка производства
- слабо развитый
филиальный и региональный
- неравномерность
региональной концентрации
- низкая динамика развития региональной филиальной сети кредитных организаций
- рост зависимости
отечественных банков от
- сохранение низкого уровня капитализации банков
3.3 Основные направления совершенствования российской банковской системы
Как уже отмечалось,
сегодня в экономической жизни
России происходят непростые явления,
обусловленные мировым
В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. Первое - расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, второе - повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и третье - обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.
Правительство совместно с Банком России реализует меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, включая бюджет, средства госкорпораций и рефинансирование со стороны Центрального Банка, более 2 триллионов рублей, в 2009-м поддержка будет продолжена, в основном, за счет ресурсов Центрального Банка.
В 2009 году, в дополнение
к уже выделенным коммерческим банкам,
банкам с государственным участием
и Внешэкономбанку
На увеличение ресурсной базы банков направлен ряд решений Банка России. Расширен ломбардный список Банка России для обеспечения дополнительных возможностей рефинансирования кредитных организаций. В него включены 27 субфедеральных и корпоративных ценных бумаг. Увеличены сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселя, поручительства, права требования). Установлено, что по кредитам на срок от 181 до 365 календарных дней, обеспеченным активами, в том числе "нерыночными активами", процентная ставка составляет 13 процентов годовых.
Будет усилен контроль за реализацией мероприятий по предупреждению банкротства и ходом процедур банкротства небанковских финансовых организаций в целях создания возможности для сохранения активов и максимизации удовлетворения требований кредиторов, включая физических лиц.
Срок исполнения обязательств по биржевым облигациям продлен с одного года до трех лет. Разрешен выпуск биржевых облигаций не только открытыми акционерными обществами, но и другими хозяйственными обществами, а также госкорпорациями.
В целях повышения доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора Правительство предприняло целый ряд мер.
Так, усилен контроль за работой органов управления банков, получивших средства
государственной поддержки,
включая субординированные
Упрощена процедура предоставления государственных гарантий. Предусмотрена возможность делегирования Правительством Российской Федерации Минфину России права принятия решения о предоставлении государственных гарантий по кредитам отдельных организаций в размере, до 10 млрд. рублей по каждой гарантии. Увеличен максимальный размер государственных гарантий Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (с 50 до 150 млн. долларов США), право принятия решения о предоставлении которых Правительство Российской Федерации может делегировать Минфину России
Информация о работе Перспективы развития банковского сектора России