Пенсионная система в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества. Структура и функционирование пенсионной системы во многом определяют устойчивость и динамику экономического и социального развития страны.

Оглавление

Введение 3
1 Пенсионная система как сегмент финансового сектора
экономики 5
1.1Понятие пенсионной системы, ее возникновение и функции 5
1.2 Особенности организации пенсионных фондов в Республики Казах
стан 10
2 Анализ состояния и перспектив развития пенсионных фондов в
Республики Казахстан 15
2.1 Оценка текущего состояния пенсионной системы 15
2.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы в Республики
Казахстан 21
Заключение 29
Содержание 32

Файлы: 1 файл

1. курсовая пен. сист.docx

— 100.72 Кб (Скачать)

     Третий  уровень – накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах. Преобразование отечественной пенсионной системы носит долгосрочный характер – полный переход к накопительной пенсионной системе прогнозируется до 2040 года.

     Накопительная пенсионная система обязывает задействованное  в ней население нести самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления. Кроме того, каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности (третий уровень). 

     Суть  накопительной пенсионной системы - это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное создание. Механизм ее функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, разные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные скопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Пенсионные взносы направляются в накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер - социальный индивидуальный код. Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк-кастодиан компании по инвестиционному управлению пенсионными активами, которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.

     Казахстанская модель пенсионной системы основополагаетна следующих принципах:

     - предоставление вкладчикам и получателям права выбора накопительного пенсионного фонда;

     - обязательное участие в системе всего работающего населения;

     - разграничение пенсий и других форм социального обеспечения;

     - персонифицированный учет пенсионных  накоплений вкладчиков;

     - присвоение социального индивидуального  кода каждому, кто имеет право  на пенсионное обеспечение, и дальнейшее перечисление пенсионных взносов согласно присвоенному социальному индивидуальному коду вкладчика;

     - начисление пенсионных взносов  и хранение формируемых накоплений на индивидуальных пенсионных счетах;

     - гарантии государством сохранности  пенсионных накоплений в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент выхода вкладчика на пенсию;

     - обязательного предоставления накопительным  пенсионным фондом своему вкладчику  либо получателю информации о состоянии его пенсионных накоплений;

     - государственного регулирования  деятельности участников накопительной пенсионной системы (накопительных пенсионных фондов (НПФ), банков-

кастодианов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА)), включающего: лицензирование и пруденциальное регулирование НПФ, ООИПА, банков – кастодианов, мониторинг их деятельности на основе финансовой и статистической отчетности,а также ежегодного аудита годовых финансовых отчетов; введение обязательных для исполнения требований по управлению и диверсификации пенсионных активов;

     - хранение денег и ценных бумаг в банке-кастодиане, который не может быть аффилированным с НПФ либо ООУИПА;

     - контролирование банком-кастодианом целевого размещения пенсионных активов;

     - дифференцированный учет собственных  и пенсионных активов в накопительном фонде;

     - невозможность обращения взысканий  на пенсионные активы по долгам вкладчика, НПФ, банка-кастодиана и ООУИПА, включая случаи ликвидации или банкротства.

     Пенсионная  система Казахстана одновременно выполняет  две функции. Во-первых, она позволяет своевременно выплачивать пенсии, т.е. выполняет задачу социального обеспечения граждан. Во-вторых, средства накопительных пенсионных фондов используются как источник инвестиций в экономику страны, т.е. повышается инвестиционный потенциал экономики.

     В казахстанской структуре накопительной  пенсионной системы действует три  основных элемента: пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) и банки-кастодианы.  
          Пенсионные фонды привлекают пенсионные взносы, осуществляют пенсионные выплаты и ведут учет индивидуальных счетов вкладчиков. Они работают как операторы ваших отчислений. ООИУПА, как следует из их названия, управляют пенсионными активами, инвестируя их в различные инструменты, разрешенные законодательством. Пенсионный фонд заключает договор с управляющей компанией, и та, исходя из собственного опыта и собственной стратегии, заставляет пенсионные накопления работать за счет покупки и продажи финансовых инструментов. [3]

       Несколько лет назад государство разрешило пенсионным фондам получать лицензии на самостоятельное управление пенсионными активами. И на сегодняшний день 9 из 14 фондов имеют такие лицензии. За свою работу НПФ получают комиссионное вознаграждение, которое состоит из двух пунктов: 

     1) не более 15% от инвестиционного  дохода (эта сумма распределяется  между НПФ и ООИУПА согласно  двустороннему договору между  ними или полностью взимается  НПФ в случае, если он сам  осуществляет инвестиционное управление пенсионными активами); 

     2) еще 0,05% в месяц финансовый  институт получает от пенсионных  активов. Третий элемент системы – банк-кастодиан, который не может быть аффинированным с НПФ либо ООУИПА, хранит пенсионные деньги и контролирует их целевое размещение. У управляющей компании есть счет в банке. Совершая покупку ЦБ, она дает поручение банку-кастодиану оформить сделку и перечислить деньги на определенный счет. Набор финансовых инструментов строго регламентирован, и вне этого списка банк-кастодиан не имеет права переводить средства вкладчиков, что сводит возможность нецелевого использования пенсионных отчислений к нулю. Это система независимых элементов позволяет поддерживать высокий уровень надежности работы пенсионного капитала. 

     Чтобы исключить возможность нецелевого использования средств фондами, законодательство запрещает НПФ;

     1) заниматься предпринимательской деятельностью;

     2) покупать или продавать имущество (исключение составляют имущество для собственных нужд и некоторые финансовые инструменты, перечень которых определяется АФН);

     3) оказывать услуги по страхованию;

     4) передавать в залог пенсионные активы;

     5) выпускать ценные бумаги (кроме  акций).

     Пенсионная  система Казахстана одновременно выполняет  две функции. Во-первых, она позволяет своевременно выплачивать пенсии, т.е. выполняет задачу социального обеспечения граждан. Во-вторых, средства накопительных пенсионных фондов используются как источник инвестиций в экономику страны, т.е. повышается инвестиционный потенциал экономики. 
 

     1.2 Особенности организации  пенсионных фондов  в РК.

       

     Поскольку накопительные пенсионные фонды  являются главным звеном системы  пенсионного обеспечения, в этой главе речь пойдет именно о них.

     Пенсионный  фонд создан как самостоятельная  финансово-банковская система, и его  средства не входят в состав государственного бюджета. Пенсионный фонд не подменяет, не дублирует органы социального обеспечения: за ними остается задача назначения и выплата пенсий, пособий. Пенсионный фонд создает резервы, чтобы можно было перечислять средства на территорию, по той или иной причине оказавшуюся в трудном финансовом положении - при нехватке средств на выплату пенсий и пособий. Пенсионному фонду разрешено помещать резервы в краткосрочные и долгосрочные государственные ценные бумаги, заниматься коммерческой деятельностью, что позволит наращивать средства фонда. Накопительные пенсионные фонды вправе также открывать филиалы и представительства по согласованию с уполномоченным органом, но накопительный фонд не может выступать в качестве учредителя другого накопительного пенсионного фонда.[5]

     Руководящий орган Пенсионного фонда - правление  во главе с председателем. В Казахстане существуют два вида накопительных пенсионных фондов Государственный, самый крупный, но единственный и Негосударственные. Государственный накопительный пенсионный фонд создается в форме закрытого акционерного общества, учредителем которого является Правительство Республики Казахстан.

     Государственный пенсионный фонд финансирует:

     1)государственные  пенсии состоявшимся пенсионерам  и получателям пенсионных выплат, в пользу которых производились  пенсионные взносы в указанный  фонд;

     2)социальные  пособия в виде доплат, если  размер пенсии ниже минимально установленного законодательством уровня.

     Данный  фонд осуществляет инвестиционную деятельность путем размещения пенсионных активов в государственные ценные бумаги, депозиты банков, ценные бумаги международных финансовых организаций в порядке, определяемом уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.

     Негосударственные накопительные пенсионные фонды  создаются в форме закрытого акционерного общества. Его учредителями могут быть юридические и физические лица, являющиеся резидентами Республики Казахстан. Учредителями и акционерами корпоративного накопительного пенсионного фонда являются юридические лица РК. Но государственное предприятие и предприятие с пакетом акций или долей государства не могут быть учредителями и акционерами негосударственных накопительных пенсионных фондов. ННПФ подразделяются:

     1)открытыми;

     2)корпоративными.

     Открытые  накопительные пенсионные фонды  осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей - работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного фонда.В соответствии со статьей 36 Закона «О пенсионном обеспечении в РК», в период учреждения и действия открытого накопительного пенсионного фонда ни одно лицо не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжаться или управлять более чем 25 процентами акций с правом голоса такого накопительного пенсионного фонда. Но данные ограничения не распространяются на корпоративный накопительный пенсионный фонд.

     Корпоративные накопительные пенсионные фонды  создаются для получателей - работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного накопительного пенсионного фонда.

     Важно заметить и то, что в случае уменьшения реальной стоимости пенсионных накоплений акционеры корпоративных накопительных пенсионных фондов несут солидарную ответственность и возмещают потерю инвестиционного дохода в порядке, установленном Правительством РК.

     Основными целями и задачами накопительной  пенсионной системы в среднесрочной  перспективе являются:

     а) развитие конкуренции между накопительными пенсионными фондами; 
        б) повышение доступности и качества пенсионных услуг для всего населения Казахстана;

     в) увеличение возможностей накопительных пенсионных фондов (НПФ) по инвестированию пенсионных активов;

     г) обеспечение сохранности пенсионных накоплений и дальнейшее совершенствование механизмов по защите прав вкладчиков и получателей, системы пенсионных выплат и переводов;

     д) повышение эффективности функционирования системы уплаты обязательных пенсионных взносов.[4, c.368]

     Таким образом, демонополизация государственной  пенсионной системы создала условия  для формирования рыночной среды  в пенсионной сфере. Активы пенсионных фондов являются важной составляющей инвестиционных ресурсов и уже являются своеобразным стабилизатором финансовой системы страны. Помимо этого накопительные пенсионные фонды выполняют одну из наиболее важных функций - инвестиционная деятельность. С момента реформирования пенсионной системы, предполагалось, что активы пенсионных фондов будут одной из составляющих процессов реформы рынков капитала РК. Двумя другими неотъемлемыми процессами стратегии экономического развития Казахстана должно стать развитие рынка ценных бумаг и приватизация. Также планировалось, что активы частных пенсионных фондов будут стимулировать развитие рынка ценных корпоративных бумаг. Однако по результатам первого года пенсионной реформы 99,3% активов были вложены в те или иные государственные ценные бумаги: еврооблигации - 15,53%, в краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги Минфина - 81, 78%, ноты Нацбанка - 2%.

Информация о работе Пенсионная система в Республике Казахстан