Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:47, курсовая работа
Краткое описание
Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества. Структура и функционирование пенсионной системы во многом определяют устойчивость и динамику экономического и социального развития страны.
Оглавление
Введение 3 1 Пенсионная система как сегмент финансового сектора экономики 5 1.1Понятие пенсионной системы, ее возникновение и функции 5 1.2 Особенности организации пенсионных фондов в Республики Казах стан 10 2 Анализ состояния и перспектив развития пенсионных фондов в Республики Казахстан 15 2.1 Оценка текущего состояния пенсионной системы 15 2.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы в Республики Казахстан 21 Заключение 29 Содержание 32
2)
Недостатки, которые в настоящее время
свойственны казахстанской пенсионной
системе:
а)низкий уровень финансовой грамотностии инвестиционной
культуры населения;
б)
недостаточный охват населения услугами
накопительных пенсионных фондов, прежде
всего речь идет о сельском и самозанятом
населении;
в)
недостаточность пенсионных накоплений
для достойного уровня пенсионных выплат
при наступлении старости;
г)
недостаточная степень развития системы
добровольных пенсионных накоплений;
д)
вопросы эффективного инвестирования
пенсионных накоплений, в условиях дефицита
привлекательных, и в то же время надежных
и ликвидных ценных бумаг;
ж)
С момента реформирования пенсионной
системы Казахстана и по настоящее время
большая проблема, которая присутствовала
всегда и, возможно, в будущем изживет
себя, это проблема необразованности людей
в понятии организации пенсионной системы
и ее предназначении. Большинство работающего
населения не имеет даже понятия о необходимости
пенсионных накоплений, так как вследствие
некоторых негативных моментов, таких
как сомнительной деятельности АО « Валют
– Транзит Банка» сказалось практически
на всеобщем мнении, что любая организация,
принимающая вклады населения, не гарантирует
в свою очередь, сохранность данных вкладов.
Поэтому, только при условии всеобщего
обхвата территории Казахстана пенсионными
фондами на предмет обучения пенсионной
грамотности населения, может происходить
дальнейшее совершенствование пенсионной
системы в целом;
4)
Следующая проблема заключается в том,
что большинство народа – это самозанятые.
В Казахстане 2,5 млн. самозанятых граждан.
Это говорит о том, что у 2,5 млн. казахстанцев
не будет пенсии. Здесь вопрос не к пенсионным
фондам, а к схеме, по которой они работают,
и к государству, которое не до конца выстроило
эти рамки. Процесс реструктуризации экономики
по уменьшению числа самозанятого населения
– это продолжительный процесс [9].
Одним
из методов решения ряда обозначенных
выше проблем может стать введение в практику
так называемых «мультипортфелей», которые
дадут возможность каждому вкладчику
принимать инвестиционные решения в вопросах
управления и приумножения своих пенсионных
накоплений, основываясь на собственных
предпочтениях в соотношении риска и доходности.
Для начала предполагается введение лишь
трех портфелей, основанных на консервативной,
умеренной и агрессивной инвестиционных
стратегиях. Однако в будущем при определенных
условиях возможна и иная модель сочетания
уже большего числа стратегий инвестирования
активов. Таким образом, возникает перспектива,
в которой вкладчики будут наделены не только
правами, но и ответственностью за управление
своими пенсионными активами. Аналитики
рассчитывают на то, что подобная мера будет
эффективной как минимум по трем проблемным
позициям: в преодолении низкого уровня
финансовой и инвестиционной грамотности
населения; в вовлечении в пенсионную систему
тех, кто все еще предпочитает оставаться
вне ее; и в развитии добровольного пенсионного
обеспечения. Кстати, введение множественности
инвестиционных портфелей наряду с обеспечением
твердых гарантий сохранности пенсионных
накоплений являются приоритетными задачами,
поставленными главой государства в рамках
дальнейшего развития накопительной пенсионной
системы страны.
Разнонаправленные
тенденции по доходности на рынке
инвестирования пенсионных активов
свидетельствуют о том, что Пенсионные
Фонды Казахстана находятся в поиске наилучших
способов сохранения и приумножения денег
вкладчиков. Поэтому изучение проблем
и перспективы развития Накопительных
Пенсионных Фондов приобретают актуальное
значение.[10]
Сложившаяся
сегодня ситуация с пенсионным обеспечением
наших граждан не может не вызывать
чувство обеспокоенности и не только у
состоявшихся пенсионеров, и не только
у ближайших кандидатов (работников предпенсионного
возраста), но и у людей среднего возраста
и у молодых людей;
5)
С началом реформы пенсионной системы
в 1998 году, был увеличен возраст выхода
на пенсию с 60 до 63 для мужчин и с 55 до 58
для женщин. Хотя в то время средняя продолжительность
жизни мужчин в Казахстане едва переваливало
за 61 год. Видимо этим можно объяснить
значительное снижение числа пенсионеров
с 2,85 млн. в 1997 году до 1,98 в 1998 году. Сокращение
только за один год составило почти 900
тыс. человек. С тех пор количество человек,
получающих пенсии в нашей стране неуклонно
снижалось (соответственно увеличивалось
число не доживших до пенсионного возраста)
и достигло 1,63 млн. в 2007 году (2011году около
1,7 млн.). Средняя продолжительность жизни
в Казахстане в 2009 году составили: мужчины
– 63,6 года; женщины- 73,55.
В
непростое в финансовом отношении
для страны время Правительство
нашло очень простое для себя
решение – снизить нагрузку на
бюджет за счет пожилых людей. Люди,
граждане страны, конечно, могли бы
понять и внутренне принять такое решение
Правительства, если бы одновременно с
этим не наблюдались факты очевидного
разграбления государственных ресурсов
отдельными, особо приближенными к власти
субъектами. Если бы не наблюдался повсеместный
рост коррупции и несуразно большое относительно
численности населения и ВВП государства
число долларовых мультимиллионеров и
даже миллиардеров в нашей стране.
Тогда
же было принято решение о дальнейшем
снижении нагрузки на государственный
бюджет посредством постепенного перехода
от солидарной модели пенсионной системы
к накопительной, так называемой “чилийской”
модели.
2)
Существует проблема недобросовестной
конкуренции между фондами. На настоящий
момент по сути все вкладчики уже "распределены"
между фондами, и увеличить количество
собственных вкладчиков фонд может только
"перетянув" их у своих конкурентов.
Часто менеджмент пенсионного фонда пользуется
личными связями, знакомствами с руководителями
крупных компаний и, уговорив их, приобретает
вкладчиков, которых не о чем не спрашивают,
а лишь "корректно уведомляют" о смене
фонда. Значительная часть населения в
результате не знает, в каком фонде у них
хранятся деньги, не говоря уже о величине
накоплений.
Таким
образом, наиболее серьезные проблемы
накопительной пенсионной накопительной
системы Казахстана состоят в банкротством
крупнейших мировых финансовых институтов
и спровоцировавшая усиление волатильности
на фондовых, товарных рынках и углубление
кризиса доверия на денежных рынках, оказала
свое негативное влияние в той или иной
степени на состоянии практически всех
сегментов отечественного финансового
сектора, ключевые показатели развития
которых продемонстрировали самые низкие
темпы роста за последние годы, а в некоторых
случаях даже снижение.
Портфели
казахстанских НПФ, равно как
и зарубежных, проявили высокую чувствительность
к потрясениям, как на мировых, так и на
внутреннем фондовых рынках.
Так,
впервые с начала функционирования
накопительной пенсионной системы
Казахстана в сентябре 2008 года было
зафиксировано снижение пенсионных
накоплений, что объясняется сокращением
инвестиционного дохода в связи с волатильностью
на финансовых рынках и связанным с этим
отрицательным трендом рыночных котировок
на ценные бумаги, находящиеся в инвестиционных
портфелях НПФ. Так, котировки на ценные
бумаги казахстанских эмитентов, в том
числе БВУ, на фоне нарастания негативных
ожиданий в отношении стабильности финансового
сектора и усиления волатильности фондовых,
товарных рынков упали практически до
своих минимальных исторических значений.[11]
По
отношению к пенсионному фонду
«Республика» можно сказать, что
на работу фонда финансовый кризис
не оказал значительного влияния, так
как в сравнении с остальными
фондами данный фонд, единственный,
постоянно находился на передней планке
в рейтинге по коэффициенту номинального
дохода и даже более того умудрялся практически
постоянно поддерживать свой высокий
уровень К2 на отметке, превышающей
также и уровень накопленной инфляции
за 12 месяцев. Динамика коэффициента номинального
дохода по фондам и накопленного уровня
инфляции представлена в Приложении №1.
Постоянная
проблема: Повальная необразованность
людей, фактических и потенциальных
вкладчиков пенсионных фондов
С
момента реформирования пенсионной
системы Казахстана и по настоящее
время самая большая проблема, которая
присутствовала всегда и, возможно, в будущем
изживет себя, это проблема необразованности
людей в понятии организации пенсионной
системы и ее предназначении. Большинство
работающего населения не имеет даже понятия
о необходимости пенсионных накоплений,
так как вследствие некоторых негативных
моментов, таких как создание и последствия
окончания деятельности всем печально
известной корпорации АО «МММ», а также
сомнительной деятельности АО « Валют
– Транзит Банка» сказалось практически
на всеобщем мнении, что любая организация,
принимающая вклады населения, не гарантирует
в свою очередь, сохранность данных вкладов.
Поэтому, только при условии всеобщего
обхвата территории следующем:
Еще
одна острая проблема стоит в Казахстане
–увеличение пенсионного возраста.
Увеличение
пенсионного возраста в Казахстане
должно следовать за увеличением продолжительности
жизни и улучшением социальной защиты
населения. «Для того, чтобы сегодня говорить
о повышении пенсионного возраста, государство
должно решить проблемы здравоохранения,
реально увеличить прожиточный возраст
для женщин хотя бы до 80 лет, а для мужчин
– хотя бы до 75 лет. Тогда можно будет говорить
о тех цифрах, о которых все сегодня говорят
кругом – 65 лет, 63 года выхода на пенсию
для женщин», – как говорилось на заседании
в ходе видеомоста Астана – Москва – Киев
– Кишинев, организованного «РИА Новости»
в марте 2012 года.[12]
Кроме
того, необходимо увеличить уровень
социальной защиты. В первую очередь,
это касается материнства: стимулировать
повышение рождаемости, уменьшить детскую
смертность. При решении всех этих социальных
вопросов можно будет говорить и о повышении
пенсионного возраста. По мнению казахстанских
экспертов, Казахстану, как и всем постсоветским
странам, надо еще много над этим работать,
чтобы достигнуть того уровня здравоохранения,
как Европе и США, и ввести те социальные
льготы и меры социальной защиты, которые
существуют в этих странах и привели к
возрастанию не только уровня жизни, но
и ее продолжительности.
В
развитых странах существует понятие
«инфляция возраста», которое позволяет
относительно безболезненно повышать
срок выхода на заслуженный отдых. Сегодня
там люди имеют работоспособность в 65
лет на уровне той, которая 20 лет назад
была у шестидесятилетних работников
благодаря той системе здравоохранения
и социальной защиты, которая там создана.
Поэтому там реально стоит вопрос о повышении
пенсионного возраста. Но сегодня эти
аргументы нельзя использовать для стран
постсоветского пространства.
По
мнению казахстанских ученых , если в развитых
странах факт старения нации связан с
понижением рождаемости вследствие поздних
браков, к которым стимулирует «существующая
там система труда», то в странах бывшего
СССР рождаемость упала в 1990-е годы вследствие
«огромного политического и экономического
шока», связанного с развалом Союза. Люди
испытывали неуверенность в завтрашнем
дне, отсюда и сокращение рождаемости.
И в основном из-за этого Казахстан испытывает
демографические трудности до сих пор.
В тоже время эксперты соглашаются, что
обсуждать проблему повышения пенсионного
возраста необходимо уже сейчас, если
не ставить задачу его увеличения «сегодня
или завтра». Здесь речь идет о постепенном
повышении пенсионного возраста. Программа
рассчитана до 2020-2035 года. Есть достаточно
оснований говорить о повышении пенсионного
возраста к тому времени при условии, что
за это время государство создаст нормальные
социальные предпосылки для перехода
на увеличенный пенсионный возраст. То
есть будет налажена нормальная система
здравоохранения, созданы достаточные
социальные гарантии и гарантии материнства.
В
перспективе в рамках реализации
государственных программ, включая
программу по созданию «электронного»
правительства, ожидается законодательное
развитие работы по переходу к предоставлению
доступных электронных финансовых услуг
для всего населения, включая отдаленные
регионы, на основе электронной карточки.
В качестве одного из ее базовых приложений
планируется предусмотреть электронные
услуги по пенсионному обеспечению граждан.
Внедрение электронных технологий позволит
решить как вопросы по рабочим процессам
с вкладчиками, так и упрощения процедуры
перевода накоплений между фондами.
С
2012 года заключение договора о пенсионном
обеспечении с фондом и осуществление
перевода накоплений будет автоматизировано
посредством использования электронной
карточки. В связи с этим предусматривается
оптимизация процесса хранения документов
в электронном виде и совершенствование
процесса информирования вкладчиков.
Таким
образом, вкладчик в дальнейшем прямо,
а не косвенно, будет участвовать
в принятии наиболее важных решений, а
деятельность пенсионных фондов должна
перейти совершенно на новый уровень.
Также
будут выработаны меры по обеспечению
надлежащего контроля и установлению
ответственности за планирование и
реализацию инвестиционных проектов,
перераспределения рисков от государства
бизнесу и разработки механизмов
возмещения убытков накопительных пенсионных
фондов в рамках финансирования таких
проектов. При этом сохранность пенсионных
накоплений, привлеченных для финансирования
инвестиционных проектов в рамках государственно-частного
партнерства, будет оставаться одной из
основных гарантий государства. Необходимо
разработать стратегию управления активами
и обязательствами государственного сектора
в тесной взаимосвязи с задачами и мероприятиями
по развитию и совершенствованию отдельных
сегментов финансового рынка, включая
рынок ценных бумаг и накопительную пенсионную
систему.
Развитие
накопительной системы напрямую
зависит от выгодного размещения
пенсионных активов в различные финансовые
инструменты. Рост объема пенсионных активов
требует дополнительных объектов вложений.
Это особенно необходимо, так как пенсионные
деньги являются важной составляющей
внутренних инвестиционных ресурсов страны.
Посредством пенсионных фондов деньги
вкладчиков формируют капитал, который,
в свою очередь, инвестируется в проекты.
Кроме того, они выполняют стабилизирующую
функцию в финансовой системе страны.
При этом накопительные пенсионные фонды
в Казахстане сегодня являются реальным
институтом, владеющим такими большими
финансовыми средствами.