Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:47, курсовая работа
Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества. Структура и функционирование пенсионной системы во многом определяют устойчивость и динамику экономического и социального развития страны.
Введение 3
1 Пенсионная система как сегмент финансового сектора
экономики 5
1.1Понятие пенсионной системы, ее возникновение и функции 5
1.2 Особенности организации пенсионных фондов в Республики Казах
стан 10
2 Анализ состояния и перспектив развития пенсионных фондов в
Республики Казахстан 15
2.1 Оценка текущего состояния пенсионной системы 15
2.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы в Республики
Казахстан 21
Заключение 29
Содержание 32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Пенсионная система как сегмент финансового сектора
экономики
1.1Понятие
пенсионной системы, ее
1.2 Особенности организации пенсионных фондов в Республики Казах
стан
Республики
Казахстан
2.1 Оценка
текущего состояния пенсионной
системы
2.2 Проблемы
и перспективы развития
Казахстан
Заключение
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества. Структура и функционирование пенсионной системы во многом определяют устойчивость и динамику экономического и социального развития страны. Эффективная система пенсионного обеспечения, гарантии достаточных размеров пенсий, обеспечивающих достойный уровень жизни пенсионеров, своевременная их выплата поддерживают благоприятный социальный климат общества. Неслучайно Правительство Республики Казахстан выдвигает задачу усиления социальной направленности проводимых реформ путем активизации своей деятельности по сокращению безработицы и борьбе с бедностью, созданию условий для реализации трудового потенциала, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и адресной социальной помощи бедным. Эти меры направлены на улучшение социального климата в стране.
В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира» от 1 марта 2006 года Н. Назарбаев отметил, что «…мы строим социально ориентированное общество…». Трансформация общественно – политического строя, переход к рыночной экономике потребовали кардинального изменения государственной политики в области социального обеспечения, и начиная с 1997 года, в Казахстане идет реформа системы пенсионного обеспечения, так как существовавшая система, основанная на принципе солидарности поколений, практически исчерпала свои возможности.
И первым шагом на пути решения данной проблемы стал Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», который был принят 20 июня 1997 года. «Настоящий закон определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение».
Согласно
данному Закону современная пенсионная
система формируется в двух уровнях:
распределительная и
В
настоящий момент в нашей стране
выстроена эффективная
Как заявил Премьер-Министр РК К. Масимов: «Накопительная пенсионная система в Республике Казахстан – это наше достижение. Очень многое сделано». В то же время он отметил, что «накопительная система требует переосмысления, адекватного ответа на те проблемы, которые на сегодня назрели». Отсюда следует, что пенсионное обеспечение достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально – экономических проблем независимо от экономической стабильности и благосостояния государства. Становление, формирование и управление накопительными пенсионными фондами в условиях переходной экономики представляет одну из актуальных и недостаточно – изученных проблем.
Актуальность темы курсовой работы заключается в необходимости повышения эффективности управления пенсионными активами, что послужит фактором не только ростов объемов накоплений населения, но и послужит стимулирующим фактором экономического роста. Тема особенно актуальна в условиях проблем связанных с существующим дефицитом эффективных финансовых инструментов и ограничений в структуре инвестиционного портфеля пенсионных фондов.
Целью данной работы является изучение и анализ развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан, на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, разработка планов и рекомендаций, направленных на дальнейшее динамичное развитие системы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи исследования:
- рассмотрение теоретико – методологических аспектов накопительной пенсионной системы;
-
анализ современного состояния
и развития накопительной
-
выявление путей
Объектом исследования является накопительная пенсионная система Республики Казахстан.
Предметом исследования выступает совокупность социально - экономических отношений, возникающих в процессе организации деятельности накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан.
Теоретическую, методологическую и информационную базу курсовой работы составили труды отечественных ученых в области пенсионного обеспечения и управления пенсионными фондами. Информационной базой исследования послужили статистические данные Национального банка РК, Министерства финансов РК, Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а так теоретическая информация; Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы», Концепция развития финансового рынка в посткризисный период Республики Казахстан, История и предпосылки развития накопительной пенсионной системы Республики Казахстан «Вестник КЭУ». В качестве правовой основы использованы законодательные акты и нормативные документы Правительства РК, официальные программные документы по развитию пенсионного обеспечения в стране.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемой работы.
В первой главе я постаралась раскрыть сущность пенсионной системы, её возникновение в мире и Казахстана, особенности организации пенсионных фондов Казахстана. Также рассмотрела некоторые из положений действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» по состоянию на 2012 год.
Так как пенсионные фонды являются важным звеном сегодняшней накопительной пенсионной системы, во второй главе была дана их характеристика и рассмотрены задачи, которые они выполняют. Выяснены источники формирования и основные направления использования средств пенсионного фонда и современное состояние пенсионной системы в Республике Казахстан.
Так
как Пенсионные фонды являются важным
звеном сегодняшней пенсионной системы,
во второй главе я дала анализ пенсионных
фондов на последнее время, их характеристику
и рассмотрела задачи, которые они выполняют.
Выяснила источники формирования и основные
направления использования средств Пенсионного
фонда и привила информацию по проблемам
и перспективам развития пенсионной системы
на настоящее время.
1 Пенсионная система как сегмент финансового сектора
экономики
1.1
Понятие пенсионной
системы, ее возникновение
и функции
Пенсионные системы оказывают серьезное влияние на государственную экономику и развитие всего общества в целом. Пенсионная система как социальный институт зародилась довольно давно. Уже в Римской империи для легионеров были предусмотрены возможности обеспечения их благополучной старости - за счет передаваемого во владение каждому легионеру надела захваченной в результате войн земли. Когда Ю.Цезарь ввел систему военных пенсий в Риме, он вряд ли отдавал себе отчет в том, что создает прецедент, который серьезно усугубит финансовые трудности Римской империи несколько столетий спустя. Историю пенсионной системы принято отсчитывать с XVIII-XIX веков. В то время шел переход от государственного обеспечения отдельных малочисленных категорий государственных служащих к пенсионным механизмам, охватывающим всех граждан страны. Наиболее передовыми здесь были страны Европы - Франция, Великобритания и Германия, в которой появилась первая полномасштабная пенсионная система, благодаря реформам "железного канцлера" Отто Бисмарка. Вводилась реформа постепенно, предусматривая сначала финансовую поддержку больных и получивших увечья (с 1883 и 1884 годах), а затем уже всеобщее пенсионное обеспечение (с 1889 года).
Первая организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 году. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах. Дания (1891) и Новая Зеландия (1898) ввели систему пенсий, ориентированную на целевую помощь бедным. Здесь она финансировалась за счет общих налоговых доходов, предполагала проверку нуждаемости и гарантировала плоский уровень выплат. Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных. [1, c.7]
Современная пенсионная система РК начинает свой отсчет с 12 мая 1997 года, когда Правительство РК одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы. [2]
За основу пенсионной реформы была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый, вступающий в накопительную пенсионную схему, получает персональный счет, на котором аккумулируются его пенсионные взносы, размер которых установлен и зафиксирован. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами, а по достижении вкладчиком пенсионного возраста они становятся источником его пенсионных выплат. Помимо основ чилийской системы казахстанская модель восприняла и адаптировала под свои особенности опыт и других стран.
Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней, сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем.
Первый
уровень – это солидарная пенсионная
система, унаследованная Казахстаном
от СССР после распада последнего
и основанная на «солидарности поколений»,
в которой источником пенсионных выплат
становится государственный бюджет за
счет налоговых отчислений работающей
части населения и других поступлений.
Размер пенсионных выплат определяется
трудовым стажем. Наряду с солидарной
системой создана и развивается накопительная
пенсионная система.
Второй
уровень – это обязательная накопительная
пенсионная система с фиксированным 10-процентным
размером пенсионных отчислений от ежемесячного
дохода для граждан Казахстана, иностранцев
и лиц без гражданства, постоянно проживающих
в Казахстане.
Информация о работе Пенсионная система в Республике Казахстан