Реформирование пенсионной системы в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года Нурсултан Назарбаев отметил, что «Правительству совместно с Национальным Банком до конца первого полугодия необходимо выработать предложения по совершенствованию пенсионной системы». По словам Н. Назарбаева, число вкладчиков НПФ в Казахстане насчитывает 8 миллионов человек. Объем накоплений превышает 17 миллиардов долларов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты накопительной пенсионной системы
1.1 Экономическая сущность реформирования пенсионного обеспечения….5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе………………………………………………………………………………6
1.3 Международный опыт накопительной пенсионной системы………………...9
2 Современное состояние накопительной пенсионной системы в Казахстане
2.1 Этапы становления накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан……………………………………………………………………………13
2.2 Деятельность Накопительных Пенсионных Фондов в Республике Казахстан……………………………………………………………………………15
2.3 Оценка инвестиционной деятельности накопительных пенсионных фондов Казахстана.………………………………………………………………………….19
3 СовершенствованиЕ управления накопительными фондами в Республике Казахстан
3.1Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов и пенсионной системы……………………………………..22
3.2 Пути решения проблем управления накопительными пенсионными фондами……………………………………………………………………………..25
Заключение.…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая.docx

— 69.20 Кб (Скачать)

Курсовая работа на тему:

Реформирование пенсионной системы в Республике Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1 Теоретические аспекты накопительной пенсионной системы

1.1  Экономическая сущность реформирования пенсионного обеспечения….5

1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе………………………………………………………………………………6

1.3 Международный опыт накопительной пенсионной системы………………...9

2  Современное состояние накопительной пенсионной системы в Казахстане

2.1 Этапы становления накопительной  пенсионной системы в Республике  Казахстан……………………………………………………………………………13

2.2 Деятельность Накопительных  Пенсионных Фондов в Республике  Казахстан……………………………………………………………………………15

2.3 Оценка инвестиционной  деятельности накопительных пенсионных  фондов Казахстана.………………………………………………………………………….19

3 СовершенствованиЕ управления накопительными фондами в Республике Казахстан

3.1Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов и пенсионной системы……………………………………..22

3.2 Пути решения проблем управления накопительными пенсионными фондами……………………………………………………………………………..25

Заключение.…………………………………………………………………….28

Список использованной литературы………………………………..30

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

Введение

       В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года Нурсултан Назарбаев отметил, что «Правительству совместно с Национальным Банком до конца первого полугодия необходимо выработать предложения по совершенствованию пенсионной системы». По словам Н. Назарбаева, число вкладчиков НПФ в Казахстане насчитывает 8 миллионов человек. Объем накоплений превышает 17 миллиардов долларов. 

       Реформирование пенсионного обеспечения, содействие продуктивной занятости и повышение жизненного уровня населения являются важнейшими направлениями социально-экономической политики государства.

        В  Казахстане продолжается преобразование экономики в сторону ее большей рыночной направленности, отмечается дальнейший устойчивый рост производства, увеличились средние размеры заработной платы, пенсий, социальных пособий. Это неоспоримые факты, которые позволяют и в дальнейшем решать вопросы повышения уровня жизни большей части населения, совершенствования пенсионного обеспечения граждан.

Республика Казахстан  одна из первых в постсоветском пространстве перешла от государственной «солидарной» к накопительной системе пенсионного  обеспечения, так как существующая в Казахстане система пенсионного  обеспечения, основанная на принципе солидарности поколений, практически исчерпала  свои возможности.

Пенсионное обеспечение  достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально  – экономических проблем независимо от экономической стабильности и  благосостояния государства. Обострение внимания к этому аспекту социальной политики связано с общими для  большинства государств причинами: демографическими изменениями, выражающимися  в увеличении продолжительности  жизни и старении населения; исчерпание внутренних возможностей и резервов солидарных принципов и форм пенсионного  обеспечения. В центре дискуссий  о реформировании пенсионных систем, развернувшихся в научных и политических кругах западных стран, стран с переходной экономикой – поиск новых более  эффективных методов и механизмов; создание многоуровневых, взаимодополняемых  и взаимосвязанных систем; активное привлечение население к самофинансированию и накоплению пенсий.

Актуальность данной работы заключается в современном подходе  к методам назначения социальных пенсий и пособий, в связи с  изменениями в законодательной  базе Республики Казахстан. Исходя из этого, можно выделить следующие  задачи исследования:

- изучение теоретико-методологической  основы деятельности пенсионного  обеспечения;

- рассмотрение предпосылок  перехода от «солидарной» к  накопительной пенсионной системе;

- ознакомление с международным  опытом пенсионного обеспечения;

- анализ деятельности  пенсионного обеспечения в Республике  Казахстан;

- пути совершенствования  управления пенсионного обеспечения  в Республике Казахстан.

Объектом исследования является накопительная пенсионная система  Республики Казахстан.

Предметом исследования выступает  совокупность социально-экономических  отношений, возникающих в процессе организации деятельности накопительных  пенсионных фондов Казахстана.                                                                                       

Теоретическую, методологическую и информационную базу курсовой работы составили труды отечественных  ученых в области пенсионного  обеспечения и управления пенсионными  фондами. Информационной базой исследования послужили статистические данные Министерства труда и социальной защиты РК, Министерства финансов РК, Агентства РК по регулированию  и надзору финансового рынка  и финансовых организаций, Национального  банка РК, Агентства РК по статистике, финансовая отчетность казахстанских  НПФ. В качестве правовой основы использованы законодательные акты и нормативные  документы Правительства РК, официальные  программные документы по развитию пенсионного обеспечения в стране.                                                              

Курсовая работа состоит  из введения, трех разделов, заключения, приложения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты накопительной пенсионной системы

1.1 Экономическая сущность реформирования пенсионного обеспечения

 

      Гордостью казахстанской финансовой системы является накопительная пенсионная система, которая не имеет аналога на постсоветском пространстве. Казахстан осуществил переход к накопительной пенсионной системе в условиях, когда прежняя солидарная система уже не могла полностью выполнять свои обязательства перед пенсионерами (ухудшение экономической ситуации, сокращение производства, увеличение количества пенсионеров). 

Казахстан стал первой страной  на территории СНГ, которая перешла  к системе накопительного пенсионного  обеспечения на принципах персональных пенсионных отчислений. Основной целью  проведения пенсионной реформы стало  построение финансово устойчивой системы, учитывающей экономический рост. Соразмеряющий трудовой вклад с  пенсией через персонифицированный  учет  пенсионных взносов. В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а экономика получить еще одного институционального инвестора –  пенсионные фонды.

Так, в июне 1997 г.  Был  принят Закон «О пенсионном обеспечении  в Республике Казахстан», а с 1 января 1998 г. Новая система пенсионного  обеспечения уже начала функционировать  и набирать силу.

На сегодняшний день, в  результате реформы в Казахстане действует одна пенсионная система, а именно накопительная пенсионная система.

Реформирование системы  пенсионного обеспечения происходило  по следующим направлениям:

  • повышение возраста выхода на пенсию;
  • установление более строгих требований для назначения пенсий;
  • увеличение необходимого трудового стажа для получения солидарной пенсии;
  • радикальное сокращение условий по льготному пенсионному обеспечению;
  • установление ставки обязательных страховых взносов в размере 10% от начисленных работнику сумм;
  • создание Государственного накопительного пенсионного фонда;
  • развитие частных пенсионных фондов;
  • перевод социальных пенсий, таких как пенсия по инвалидности, по потери кормильца и т.д. в статус пособий, финансируемых вне пенсионной системы.

Основными субъектами накопительной  пенсионной системы являются:

  • накопительные пенсионные фонды;
  • организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами;
  • банки-кастодианы.

В настоящее время накопительные  пенсионные фонды стали крупными институциональными инвесторами, которые, размещая активы во внутренние финансовые инструменты, активно осуществляют инвестирование реального сектора  экономики. Следует отметить, что  основным принципом функционирования накопительной системы пенсионного  обеспечения является сохранность  всех обязательных пенсионных взносов  с учетом уровня инфляции во всех пенсионных фондах.

1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе

     Попытки привести в соответствие отечественную пенсионную систему с произошедшими социально-экономическими изменениями в Казахстане начались в 1991 году. В 1994 году пенсионная система претерпела значительные изменения, когда Закон « Об уточненном республиканском бюджете на 1994 год » произвёл финансовое разделение пенсий по старости и пособий по инвалидности, потере кормильца и социальной пенсии, и Пенсионный фонд был передан в непосредственное ведение Министерства труда и социальной защиты населения. С выведением пенсионного обеспечения из финансирования государственного бюджета, пенсии по старости стали финансироваться работодателями и самими работниками. Пособия остаются юрисдикцией государства: внезапная потеря источника доходов в результате гибели человека или потери им трудоспособности в результате несчастного случая компенсируются из бюджета в виде выплаты пособия.

В развитии пенсионного дела важными вехами стало утверждение  Концепции реформы системы пенсионного  обеспечения в Республике Казахстан  и принятие Закона «О пенсионном обеспечении  в Республике Казахстан » от 20 июня 1997 года.

Действовавшая до 1998 года система  пенсионного обеспечения в Республике Казахстан, основанная на принципе солидарности поколений, когда выплаты текущим  пенсионерам осуществлялись за счет отчислений работающих, в новых экономических условиях стала не эффективной, оказалась фактически неплатежеспособной уже в 1997 году и у государства возникли, значительные проблемы с обеспечением большинства пенсионеров.

Первое предложение Национального  Банка Республики Казахстан о  реформировании солидарной системы  поступило в Правительство РК в ноябре 1996 года. В марте 1997 года была одобрена «Концепция реформирования пенсионного обеспечения в Республике Казахстан». В это же время на публичное обсуждение был вынесен  первый проект закона «О пенсионном обеспечении  в Республике Казахстан ». В мае 1997 года данный проект был рассмотрен в Парламенте РК, и 20 июня 1997 года принят с минимальными поправками. С этого  момента была начата разработка нормативных  правовых актов, конкретизирующих положение  принятого закона.

На основе проведённой  подготовительной работы государство  уже в январе смогло приступить к  созданию новой накопительной системы  пенсионного обеспечения, отвечающей современным требованиям социально-экономической  действительности.

1998 – 2001 годы являются  этапом становления пенсионной  реформы и накопительных пенсионных  фондов. Можно отметить сжатые сроки её проведения, успешное привлечение частных инвесторов на рынок пенсионных услуг, сформированную законодательную и нормативную базу.

Действующая система пенсионного  обеспечения является многоуровневой, что позволяет предусмотреть  интересы не только нового поколения  граждан Казахстана, но и той части  населения, которая имеет право  на получение пенсий ещё из солидарной системы. В накопительную систему  встроен механизм, защищающий все  накопления, гарантирующий надежность накопительной системы и подтвержденный под законодательную базу.

Решением Правительства  Республики Казахстан надзор за накопительной  системой осуществляется рядом институтов:

1.Комитет по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов осуществляет выдачу лицензий и надзор за НПФ;

2.Национальная комиссия по ценным бумагам осуществляет выдачу лицензий и контроль за работой компании по управлению пенсионными активами, а также банков - кастодианов;

3.Государственный центр по выплате пенсий ведет учет обязательных пенсионных взносов и распределяет их в соответствующие НПФ, а также начисляет и выплачивает пенсии сегодняшним и будущим пенсионерам.

ГЦВП является уникальным органом, осуществляющим на сегодняшний день функции как по накопительной системе (присвоение социального индивидуального кода, учет обязательных пенсионных взносов, оказание услуг накопительным пенсионным фондам), так и по солидарной, включающей в себя выплату пенсий и государственных пособий, включая пособия по рождению детей и по уходу за детьми до одного года, различного рода компенсационных выплат, выплаты на погребение, пенсии военнослужащим и работникам органов внутренних дел в соответствии с порядком утвержденным законодательством РК, а также исчисление размеров пенсионных выплат,

4.Накопительный пенсионный фонд (НПФ)- юридическое лицо, организованное в форме акционерного общества закрытого или открытого типа. В соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан » создан новый социально-финансовый институт – накопительный пенсионный фонд - центральное звено в пенсионной системе. НПФ организует непосредственную работу с вкладчиками, заключает пенсионные договора, осуществляет сбор добровольных и обязательных пенсионных взносов и начисляемого инвестиционного дохода, обязательств. Обязательства фонда перед вкладчиками отражены в пенсионном договоре, который обеспечивает право на получение пенсионных накоплений, как в случае достижения пенсионного возраста, так и в иных, предусмотренных законодательством случаев. Также фонд получает пенсионные вознаграждения за свою деятельность, отчитывается перед своими вкладчиками государственными органами, производит пенсионные выплаты получателям.

Информация о работе Реформирование пенсионной системы в Республике Казахстан