Реформирование пенсионной системы в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года Нурсултан Назарбаев отметил, что «Правительству совместно с Национальным Банком до конца первого полугодия необходимо выработать предложения по совершенствованию пенсионной системы». По словам Н. Назарбаева, число вкладчиков НПФ в Казахстане насчитывает 8 миллионов человек. Объем накоплений превышает 17 миллиардов долларов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты накопительной пенсионной системы
1.1 Экономическая сущность реформирования пенсионного обеспечения….5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе………………………………………………………………………………6
1.3 Международный опыт накопительной пенсионной системы………………...9
2 Современное состояние накопительной пенсионной системы в Казахстане
2.1 Этапы становления накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан……………………………………………………………………………13
2.2 Деятельность Накопительных Пенсионных Фондов в Республике Казахстан……………………………………………………………………………15
2.3 Оценка инвестиционной деятельности накопительных пенсионных фондов Казахстана.………………………………………………………………………….19
3 СовершенствованиЕ управления накопительными фондами в Республике Казахстан
3.1Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов и пенсионной системы……………………………………..22
3.2 Пути решения проблем управления накопительными пенсионными фондами……………………………………………………………………………..25
Заключение.…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая.docx

— 69.20 Кб (Скачать)

Одним из методов решения ряда данных проблем может стать введение в практику так называемых «мультипортфелей», которые дадут возможность каждому вкладчику принимать решения в вопросах управления и приумножения своих пенсионных накоплений, основываясь на собственных предпочтениях в соотношении риска и доходности. Для начала предполагается введение лишь трех портфелей, основанных на консервативной, умеренной и агрессивной инвестиционных стратегиях. Таким образом, возникает перспектива, в которой вкладчики будут наделены не только правами, но и ответственностью за управление своими пенсионными активами. Аналитики рассчитывают на то, что подобная мера будет эффективной как минимум по трем проблемным позициям: в преодолении низкого уровня финансовой и инвестиционной грамотности населения; в вовлечении в пенсионную систему тех, кто все еще предпочитает оставаться вне ее; и в развитии добровольного пенсионного обеспечения. Пенсионные Фонды Казахстана находятся в поиске наилучших способов сохранения и приумножения денег вкладчиков. Поэтому изучение проблем и перспективы развития Накопительных Пенсионных Фондов приобретают актуальное значение.

Следует отметить, что за последние годы среднемесячный размер назначаемой пенсии существенно увеличился: с 9 898 тенге в 2006 году до 35 950 тенге в 2011 году. В то же время совершенно очевидно, что пенсионеры в нашей стране продолжают относиться к категории населения с самым низким доходом.

С началом реформы пенсионной системы в 1998 году, был увеличен возраст  выхода на пенсию с 60 до 63 для мужчин и с 55 до 58 для женщин. За более чем 12 лет ежемесячные 10% отчисления от заработной платы граждан нашей страны позволили действующим сегодня 11 Накопительным пенсионным фондам накопить более 2 триллионов тенге. Вроде бы замечательная картина складывается.

Однако как показывает анализ официальных источников www.afn.kz:

1)  Доля рисковых активов в текущей стоимости пенсионных активов составляет 55% (данные КФН). То есть в случае неблагоприятных сценариев развития в пенсионных фондах останется только 45% нынешних сумм.

2)  Во всех НПФ (за исключением одного фонда) имеет место реальная отрицательная доходность инвестированных средств. То есть количество накопленных богатств реально не только не увеличилось, но произошло уменьшение покупательской способности направленных в НПФ денег.

3)  Последствия глобальной турбулентности, значительно усилившейся во второй половине 2008 года, проявились и на состоянии отечественного пенсионного сектора. Если большинство фондов показало отрицательную доходность только если учитывать накопленный уровень инфляции, то отдельные НПФ показали отрицательную доходность и в номинальном исчислении. Анализ деятельности НПФ во всем мире показывает удручающую картину все большего снижения доходности в условиях мирового экономического кризиса. Менеджмент НПФ в целях повышения доходности начинает вкладывать все большую долю своих средств в активы с высоким уровнем риска (акции компаний).

Главная задача, стоящая  на сегодня - это увеличить минимальную  пенсию до достойного уровня. На сегодняшний  день прожиточный минимум в Казахстане составляет 18 048 тенге. При этом потребительская корзина состоит на 60% из продуктов питания и на 40% из непродовольственных товаров. Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) разница между минимальной и максимальными пенсиями должна составлять 3,5-4 раза. У нас эта разница сейчас составляет где-то 2,7 раз.

Уже с 1 января 2012 года минимальная пенсия увеличилась до 26 211 тенге. При этом размер средней пенсии составил 39 120 тенге. Размер максимальной пенсии – 56 047 тенге.

Реальные источники повышения  пенсий:

1)  Трансферт 1,2 трлн. тенге из национального фонда РК в Республиканский бюджет. Предлагается законодательно закрепить принятую в настоящее время практику ежегодного трансферта в Республиканский бюджет в размере 1,2 трлн. тенге. Запретить финансирование из этого Фонда Банки второго уровня и других субъектов экономики, как это имело место в 2009 году. Внести соответствующие изменения в Концепцию формирования, инвестирования и расходования Национального фонда РК и назвать его Пенсионным фондом РК. Так это и было сделано в Норвегии, по аналогии с которой и был сформирован наш Национальный фонд.

2)  Из этого трансферта в размере 1,2 трлн. тенге предлагается формировать социальный блок республиканского бюджета.

3)  Отменить обязательные пенсионные взносы в НПФ. Эти средства направлять напрямую в республиканский бюджет для формирования социального блока.

4)  Разрешить всем участникам накопительной пенсионной системы изъять свои средства со счетов НПФ и распорядиться ими по своему усмотрению.

5)  Объявить о добровольности участия граждан в НПФ.

6)  Расформировать все институты развития (ФНБ “Самрук-казына”, Фонд “Даму”, Фонд “Каз-Агро” и др.) как не справившимися с возложенными на них задачами.

7)  Рассматривать и утверждать бюджеты Национальных компаний и компаний с государственным участием на открытых заседаниях Мажилиса Парламента РК. Ввести прямую персональную ответственность курирующего министра, ответственного за назначение топ-менеджмента Национальной компании за неисполнение утвержденного Мажилисом бюджета. Повышение эффективности национальных компаний и компаний с государственным участием может привести к реальной экономии по самым осторожным оценкам в размере больше чем 500 млрд. тенге в год. Эти деньги направить напрямую на увеличение зарплат работникам сферы образования и здравоохранения.

Заключение

   В качестве долгосрочных приоритетов, определённых стратегией «Казахстан – 2030 » казахстанское общество поставило перед собой цели: экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений, а также здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. Одним из основных факторов, характеризующих благополучие граждан в обществе и экономический рост государства, является уровень жизни пенсионеров.

   Теоретическими исследованиями установлено, что реформирование пенсионной системы и принятие в республике накопительной пенсионной системы – это объективно необходимый и правильный шаг, что подтверждает и зарубежный опыт, на примере Чили, Перу, Аргентине. На казахстанском рынке, благодаря пенсионным фондам, появился очень крупный отечественный инвестор, что положительно сказывается на нашей экономике, особенно на рынке ценных бумаг, который до недавнего времени был неразвит.

Проанализировав вторую главу  и рассмотрев деятельность пенсионных фондов мы увидели ряд проблем накопительной системы, с которыми сталкиваются пенсионные фонды и вкладчики. Это говорит о необходимости изменений и корректировок в законодательной базе, в сфере управления накопительными пенсионными фондами.

В третьей главе предложены пути совершенствования управления пенсионными фондами. Решение накопившихся проблем накопительной пенсионной системы и создание условий для более быстрого роста заработной платы населения даст возможность казахстанским фондам обеспечить своим вкладчикам пенсию, соответствующую международным стандартам.

В целом по данному исследованию можно подвести следующие итоги: необходима модель пенсионного обеспечения, в которой человек не зависит  от настроения властей, политического  календаря и сам заинтересован  в пенсионной системе. Есть все основания  превратить пенсионную систему Казахстана в новую большую сферу экономики (материально –вещественную базу для содержания пенсионеров), с помощью  которых можно приумножить средства, необходимые на содержание будущих  пенсионеров, обеспечивать людей в  старости достойными пенсиями, на которые  можно купить в необходимом количестве продукты питания, лекарства, оплатить коммунальные, транспортные, медицинские  услуги и т.д.

Структурные реформы в  пенсионной системе необходимы. И  хотя в целом пенсионная реформа  выдерживается в том виде, в  каком планировалась, очевидно, что  свои деньги будущие пенсионеры увидят только в том случае, если условия  существования НПФ будут совершенствоваться – таковы реалии.

В заключении нужно отметить, что совместная работа представителей законодательной и исполнительной власти, накопительных пенсионных фондов и страховых компаний, а также  всех остальных заинтересованных участников рынка негосударственного пенсионного  обеспечения должна привести к тому, что в Казахстане наконец-то будет  построена эффективная пенсионная система, способная обеспечить нашим  гражданам достойный уровень  жизни в пенсионном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу - «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года

2.  Закон РК от 20.06.1997г. 136-I "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012г.).

3.  Программа развития накопительной пенсионной системы Республики Казахстан на 2005-2007 годы.

4.  Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период от 1 февраля 2010 года.

5.  Мельников В.Д. Основы финансов: Учебник. - Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2007.-568 с.

6.  Основные направления совершенствования государственного регулирования НПФ РК // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы развития мировой и казахстанской экономики в посткризисный период», - Кокшетау, 2010. - С. 384-389, 0,3 п.л.

7.  История и предпосылки развития накопительной пенсионной системы Республики Казахстан // Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция. - Караганды, 2010. - № 1(16). - с. 69-72, 0,3 п.л.

8.  Анализ развития накопительных пенсионных фондов в РК // Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Серия экономическая. - Астана, 2010. - № 1, 0,3 п.л.

9.  Особенности казахстанской пенсионной системы в современных условиях // Вестник Финансовой академии. - Астана, 2010. - № 1. - С. 37-43, 0,3 п.л.

10. Обучающая книга "Беззаботная старость" www.fingramota.kz/pensia/book/read-141/.

11.  Журнал ответов и решений «Наши деньги Центральная Азия» №20, статья «Пенсия в портфеле».

12. Официальный веб-сайт АО «НПФ «ГНПФ» www.gnfp.kz

13. Официальный веб-сайт АО «НПФ «Атамекен» www.npf.kz

14. Официальный веб-сайт АО «НПФ «Ұлар Yмiт» www.ularumit.kz

15. Официальный веб-сайт АО «НПФ «НефтеГаз - Дем» www.ngdem.kz

16. Официальный веб-сайт АО «НПФ «ГРАНТУМ» www.grantum.kz

17. Официальный веб-сайт АО «НПФ Народного Банка Казахстана» www.halykfund.kz

18. Официальный веб-сайт АО «НПФ «РЕСПУБЛИКА» www.respublica.kz

19. Официальный веб-сайт АО «НПФ Индустриальный Казахстан» www.invest-market.kz

20. Официальный веб-сайт АО «НПФ «Капитал» www.npfcapital.kz

21. Официальный веб-сайт АО «ОНПФ «Отан» www.pf-otan.kz

22. Официальный веб-сайт АО «НПФ «Астана» www.enpf.kz                 23. Официальный веб-сайт Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка РК www.afn.kz

 


Информация о работе Реформирование пенсионной системы в Республике Казахстан