Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа
В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года Нурсултан Назарбаев отметил, что «Правительству совместно с Национальным Банком до конца первого полугодия необходимо выработать предложения по совершенствованию пенсионной системы». По словам Н. Назарбаева, число вкладчиков НПФ в Казахстане насчитывает 8 миллионов человек. Объем накоплений превышает 17 миллиардов долларов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты накопительной пенсионной системы
1.1 Экономическая сущность реформирования пенсионного обеспечения….5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе………………………………………………………………………………6
1.3 Международный опыт накопительной пенсионной системы………………...9
2 Современное состояние накопительной пенсионной системы в Казахстане
2.1 Этапы становления накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан……………………………………………………………………………13
2.2 Деятельность Накопительных Пенсионных Фондов в Республике Казахстан……………………………………………………………………………15
2.3 Оценка инвестиционной деятельности накопительных пенсионных фондов Казахстана.………………………………………………………………………….19
3 СовершенствованиЕ управления накопительными фондами в Республике Казахстан
3.1Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов и пенсионной системы……………………………………..22
3.2 Пути решения проблем управления накопительными пенсионными фондами……………………………………………………………………………..25
Заключение.…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………..30
5.Комитет по управлению пенсионными активами (КУПА) – ныне организация по управлению пенсионными активами, осуществляет инвестиционное управление пенсионными активами, вместе с фондом разрабатывает инвестиционную политику и принимает решение о приобретении активов.
6.Банк-кастодиан - это банк-хранитель, который оказывает услуги НПФ по хранению и учету вверенных ценных бумаг и денег клиентов. Кроме того, банк участвует в торгах и инвестирует активы НПФ.
Между ними существует юридическая независимость, которая введена специально для обеспечения сохранности пенсионных накоплений вкладчиков до тех пор, пока не будет, достигнут пенсионный возраст. В соответствии с законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», пенсионный фонд ведет раздельный учет собственных средств и пенсионных активов вкладчиков. Таким образом, банкротство накопительного пенсионного фонда не отразится на пенсионных накоплениях.
Проводимая в стране пенсионная реформа направлена на минимизацию роли государства в расходах на пенсионное обеспечение населения. Анализ движения денежных средств вкладчиков (пенсионных взносов) является одной из важных составных частей оценки общего экономического состояния пенсионной системы.
Система движения пенсионных активов включает в себя вкладчиков накопительных пенсионных фондов, ГЦВП, НПФ, КУПА, банки – кастодианы. Все элементы системы накопительных пенсионных фондов образованы и действуют согласно статьям Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан » и постановлениям Правительства Республики Казахстан. Функции их строго разделены.
Ответственность банка-кастодиана перед пенсионным фондом за сохранность пенсионных активов гарантируется собственным капиталом банка.
Важно отметить, что каждый из этих трёх субъектов должен быть юридически независимым от другого и не должен иметь общих учредителей, что предусмотрено законом для обеспечения безопасности средств вкладчиков и устранения возможности использования этих средств не по назначению. Следует отметить, что на переходный период Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан » регулирует правоотношения трёх уровней пенсионного обеспечения: базовой (социальной) пенсии, солидарной и негосударственной пенсии.
Первый уровень пенсионного
обеспечения – социальная пенсия.
Она выплачивается из государственного
бюджета и гарантирует
Второй уровень пенсионного обеспечения – солидарная (распределительная) пенсия. Она выплачивается гражданам с учетом трудового стажа, величины заработка. Эти пенсии финансируются за счет обязательных пенсионных взносов, а также прямыми ассигнованиями из государственного бюджета.
Солидарное пенсионное обеспечение будет действовать до тех пор, пока в республике будут существовать состоявшиеся пенсионеры и все те, кто к 1 января 1998 года имел стаж не менее 6 месяцев. Они будут иметь право на получение части пенсии из ГЦВП. Эти выплаты полностью прекратятся предположительно в 2045 году. А до этого времени многие будут получать пенсии как из ГЦВП, так и из своего накопительного пенсионного фонда.
1.3 Международный опыт
накопительной пенсионной
Опыт и практика мирового развития пенсионного обеспечения дают основания для исследования проблем и путей их развития в условиях рыночных реформ, осуществляемых в Казахстане. В мировой практике выделяются три модели пенсионного обеспечения – государственная, смешанная (государственно-частная) и частная (негосударственная), которые различаются между собой главный образом объемом перераспределяемых пенсионных ресурсов и источниками финансирования пенсионных программ.
Государственная модель покоится
на обязательной пенсионной системе, когда
размер пенсии пропорционален размеру
заработной платы. Лишь небольшое число
стран руководствуются этой моделью
– Бельгия, Люксембург, Португалия,
и Испания. В Люксембурге
Государственно-частная
модель опирается на доходы государственного
и частного сектора. Эту модель приняли
многие страны (Германия, Греция, Италия,
Голландия, Ирландия, Великобритания и
США), но почти все они постепенно
увеличивают зависимость от частных
пенсий.Так, в США благодаря развитию
системы социального
Два других направления реформы
связаны с реализацией в той
или иной степени концентрации приватизации
социального обеспечения. Первое предполагает
размещение до 40 % активов страховых
фондов на рынке недвижимости и создание
системы индивидуальных пенсионных
счетов при одновременном повышении
налогов на социальное обеспечение
на 1,6 %. Второе направление предполагает
формирование обязательных персональных
накопительных счетов и преобразование
государственных страховых
Будущие пенсионные обязательства
по всей Европе, например, повысятся, как
прогнозируют, на 3-5 % от валового национального
продукта, притом, что 10 % ВНП большинство
государств ЕС уже сейчас тратит на
государственные пенсии. Расход до
15 % ВНП на одни только государственные
пенсии – это огромное и, вероятно,
неподъемное экономическое
Подобно большинству других стран Европы, Германия стоит перед лицом 50 процентного увеличения числа пенсионеров в ближайшие 30-50 лет. Если не будет проведена существенная реформа, необходимо будет либо увеличить налоги на 30-60 %, либо резко понизить пенсии. Ни один из этих вариантов не кажется приемлемым или жизнеспособным. Предлагаемые меры особенно трудно осуществить в стране, известной своей щедрой государственной пенсией.
Таким образом, государственное пенсионное обеспечение в этих высокоразвитых странах убеждает, что эта модель устарела и в ХХI веке следует разработать новую модель.
Частная модель - накопительная
система, которая охватывает всех работающих
по найму, построенная на принципе индивидуального
финансирования пенсии каждым работником
за счет выплаты определенного процента
от заработной платы и инвестиционной
прибыли. При этом личные пенсионные
счета работников являются их собственностью.
Таким образом, частная модель может
включать в себя выплаты частного
сектора самым нуждающимся
Попытки сослаться на примеры стран Латинской Америки (в том числе и Чили) как на модели, которым должен следовать Казахстан, не состоятельны. Все хвалят «чилийское чудо», но умалчивают о том, какой ценой оно досталось. Пример Чили – это реформа кровавым путем, под дулом автомата, а не социально-экономическими методами. Казахстан как демократическое государство не может точно копировать «чилийскую реформу». Условия проведения казахстанской и чилийской пенсионных реформ во многом схожи, но имеется целый ряд существенных различий. К схожим условиям относятся страховая природа пенсий в рамках, не реформированных систем, высокий уровень расходов на выплату пенсий и обеспечение финансовой сбалансированности солидарной пенсионной системы, а также бесперспективность попыток улучшения последней. Наиболее существенные различия: пенсионная реформа была начата в период военной диктатуры Пиночета; пенсионное обеспечение Чили при введении накопительных систем не было зрелым. Почти 80 % экономически активного населения в первую очередь крестьянство не было охвачено пенсионным обеспечением. Вследствие этого государственные гарантии по страхованию приобретенных пенсионных прав обошлись государству значительно дешевле. Решению этой задачи, безусловно, способствовало относительно незначительное число пенсионеров: один пенсионер в стране приходился на 12 работающих.
Пенсионная реформа в Чили имела и политическое воздействие, во-первых, через инвестиции пенсионных фондов граждане стали совладельцами достаточно большого сектора экономики. Во-вторых, Чили – страна, которая не имеет глубоких традиций демократии, а взаимодействие участников пенсионной системы как равноправных участников, свобода выборов вкладчиков, честная конкуренция между фондами, законодательная защита прав вкладчиков позволяет сделать вывод о том, что миллионы людей включены в процесс демократизации. Таким образом, одной из составляющей Чилийской реформы является присутствие сильной демократии, что во многом обеспечило успех пенсионной реформы в Чили посредством того, что таким образом удалось избежать нерыночных подходов, обеспечивающих приоритет тем или иным отдельным субъектам, чем изобилует Новейшая история экономических и в том числе пенсионных реформ в Казахстане.
Одним из основных принципов
накопительной пенсионной системы
в Чили являются неограниченные права
вкладчика в выборе пенсионного
фонда, как на добровольной, так и
на обязательной основах. Частное администрирование
пенсионных активов и персональных
счетов, доверие к способностям управления
частного сектора и признание
индивидуальных усилий являлись основой
накопительной системы Чили. Таким
образом, накопительная система
пенсионного обеспечения в
2 Современное состояние
накопительной пенсионной
2.1 Этапы становления
Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство Республики Казахстан одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.
В условиях действовавшей солидарной пенсионной системы высокие темпы роста инфляции и безработицы среди населения, падение объёмов ВВП, острый бюджетный дефицит стали причинами появления и увеличения задолженностей по выплате пенсий и невозможности обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Рост уровня безработицы и распространение неформальной и неполной занятости привели к негативным сдвигам на рынке труда, следствием которых стал выход части населения из обязательной системы пенсионного обеспечения, чьи взносы были источником для финансовой основы солидарной пенсионной системы. В целях снижения прогнозируемого роста и чрезмерного усиления пенсионной нагрузки на работающее население, предупреждения ухудшения уровня жизни как работающих, так и пенсионеров, обеспечения в будущем бесперебойной выплаты пенсий Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного пути решения данной назревшей проблемы было проведено реформирование пенсионной системы.
За основу пенсионной реформы была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый, вступающий в накопительную пенсионную схему, получает персональный счет, на котором аккумулируются его пенсионные взносы, размер которых установлен и зафиксирован. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами, а по достижении вкладчиком пенсионного возраста они становится источником его пенсионных выплат. Помимо основ чилийской системы казахстанская модель восприняла и адаптировала под свои особенности опыт и других стран, поэтому считается одной из наиболее успешных в мировой практике [12].
Основные этапы развития накопительной пенсионной системы:
1997 год: - разрабатывается и утверждается постановлением Правительства Республики Казахстан Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан;
Информация о работе Реформирование пенсионной системы в Республике Казахстан