Реформирование пенсионной системы в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года Нурсултан Назарбаев отметил, что «Правительству совместно с Национальным Банком до конца первого полугодия необходимо выработать предложения по совершенствованию пенсионной системы». По словам Н. Назарбаева, число вкладчиков НПФ в Казахстане насчитывает 8 миллионов человек. Объем накоплений превышает 17 миллиардов долларов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты накопительной пенсионной системы
1.1 Экономическая сущность реформирования пенсионного обеспечения….5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе………………………………………………………………………………6
1.3 Международный опыт накопительной пенсионной системы………………...9
2 Современное состояние накопительной пенсионной системы в Казахстане
2.1 Этапы становления накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан……………………………………………………………………………13
2.2 Деятельность Накопительных Пенсионных Фондов в Республике Казахстан……………………………………………………………………………15
2.3 Оценка инвестиционной деятельности накопительных пенсионных фондов Казахстана.………………………………………………………………………….19
3 СовершенствованиЕ управления накопительными фондами в Республике Казахстан
3.1Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов и пенсионной системы……………………………………..22
3.2 Пути решения проблем управления накопительными пенсионными фондами……………………………………………………………………………..25
Заключение.…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая.docx

— 69.20 Кб (Скачать)

5.Комитет по управлению пенсионными активами (КУПА) – ныне  организация по управлению пенсионными активами, осуществляет инвестиционное управление пенсионными активами, вместе с фондом разрабатывает инвестиционную политику и принимает решение о приобретении активов.

6.Банк-кастодиан - это банк-хранитель, который оказывает услуги НПФ по хранению и учету вверенных ценных бумаг и денег клиентов. Кроме того, банк участвует в торгах и инвестирует активы НПФ.

Между ними существует юридическая  независимость, которая введена  специально для обеспечения сохранности  пенсионных накоплений вкладчиков до тех пор, пока не будет, достигнут  пенсионный возраст. В соответствии с законом «О пенсионном обеспечении  в Республике Казахстан», пенсионный фонд ведет раздельный учет собственных  средств и пенсионных активов  вкладчиков. Таким образом, банкротство  накопительного пенсионного фонда  не отразится на пенсионных накоплениях.

Проводимая в стране пенсионная реформа направлена на минимизацию  роли государства в расходах на пенсионное обеспечение населения. Анализ движения денежных средств вкладчиков (пенсионных взносов) является одной из важных составных частей оценки общего экономического состояния пенсионной системы.

Система движения пенсионных активов включает в себя вкладчиков накопительных пенсионных фондов, ГЦВП, НПФ, КУПА, банки – кастодианы. Все  элементы системы накопительных  пенсионных фондов образованы и действуют  согласно статьям Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан  » и постановлениям Правительства  Республики Казахстан. Функции их строго разделены.

Ответственность банка-кастодиана перед пенсионным фондом за сохранность  пенсионных активов гарантируется  собственным капиталом банка.

Важно отметить, что каждый из этих трёх субъектов должен быть юридически независимым от другого  и не должен иметь общих учредителей, что предусмотрено законом для  обеспечения безопасности средств  вкладчиков и устранения возможности  использования этих средств не по назначению. Следует отметить, что  на переходный период Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан  » регулирует правоотношения трёх уровней  пенсионного обеспечения: базовой (социальной) пенсии, солидарной и негосударственной  пенсии.

Первый уровень пенсионного  обеспечения – социальная  пенсия. Она выплачивается из государственного бюджета и гарантирует официальную  величину прожиточного минимума,представляется в не зависимости от трудового стажа всем гражданам, которые не приобретали право на трудовую пенсию.

Второй уровень пенсионного  обеспечения – солидарная (распределительная) пенсия. Она выплачивается гражданам  с учетом трудового стажа, величины заработка. Эти пенсии финансируются  за счет обязательных пенсионных взносов, а также прямыми ассигнованиями из государственного бюджета.

Солидарное пенсионное обеспечение  будет действовать до тех пор, пока в республике будут существовать состоявшиеся пенсионеры и все те, кто к 1 января 1998 года имел стаж не менее 6 месяцев. Они будут иметь право  на получение части пенсии из ГЦВП. Эти выплаты полностью прекратятся предположительно в 2045 году. А до этого времени многие будут получать пенсии как из ГЦВП, так и из своего накопительного пенсионного фонда.

1.3 Международный опыт  накопительной пенсионной системы

      Опыт и практика мирового развития пенсионного обеспечения дают основания для исследования проблем и путей их развития в условиях рыночных реформ, осуществляемых в Казахстане. В мировой практике выделяются три модели пенсионного обеспечения – государственная, смешанная (государственно-частная) и частная (негосударственная), которые различаются между собой главный образом объемом перераспределяемых пенсионных ресурсов и источниками финансирования пенсионных программ.

Государственная модель покоится на обязательной пенсионной системе, когда  размер пенсии пропорционален размеру  заработной платы. Лишь небольшое число  стран руководствуются этой моделью  – Бельгия, Люксембург, Португалия, и Испания. В Люксембурге макроэкономическая ситуация более устойчива, а соответствующие  показатели ниже, в Португалии государственная  система не столь щедра, как в  Испании, а в Бельгии выше соотношение  между численностью тех, кто осуществляет взносы в систему социального  страхования и пенсионерами.

Государственно-частная  модель опирается на доходы государственного и частного сектора. Эту модель приняли  многие страны (Германия, Греция, Италия, Голландия, Ирландия, Великобритания и  США), но почти все они постепенно увеличивают зависимость от частных  пенсий.Так, в США благодаря развитию системы социального обеспечения, основанной на ответственности государства, частного сектора, общественных структур и граждан, старость перестала быть синонимом бедности, обреченности в случае болезни. Уровень пенсионной нагрузки там значительно ниже, чем в западноевропейских странах, такое положение сохранится, по официальным оценкам, вплоть до 2012 года, после чего США начнут пожинать демографические плоды «бума старости», и нагрузка пенсионеров на трудоспособных членов общества резко возрастет. Американцы крайне озабочены экономическими последствиями старения населения.По официальным оценкам, в первой половине нынешнего столетия расходы по пенсионному и медицинскому обеспечению относительно ВВП увеличатся с 8,6 до 19,3 %. Для сохранения пенсионных выплат на достигнутом уровне потребуются существенные коррективы доходной и расходной части бюджета социального обеспечения. В США уже принято решение о повышении возраста, начиная с которого американцы могут получать полную пенсию,- с 65 до 67 лет. Но происходить это будет постепенно.

Два других направления реформы  связаны с реализацией в той  или иной степени концентрации приватизации социального обеспечения. Первое предполагает размещение до 40 % активов страховых  фондов на рынке недвижимости и создание системы индивидуальных пенсионных счетов при одновременном повышении  налогов на социальное обеспечение  на 1,6 %. Второе направление предполагает формирование обязательных персональных накопительных счетов и преобразование государственных страховых фондов в инвестиционные. Решающим фактором нагрузки является пенсионный возраст. Именно он определяет соотношение численности  пенсионеров и лиц, занятых в  народном хозяйстве. В процессе постарения населения пенсионеров возрастает. С целью преодоления чрезмерной для экономики нагрузки в зарубежной практике осуществляются программы постепенного повышения общего пенсионного возраста, даже в тех странах, где он уже на 5-10лет выше

Будущие пенсионные обязательства  по всей Европе, например, повысятся, как  прогнозируют, на 3-5 % от валового национального  продукта, притом, что 10 % ВНП большинство  государств ЕС уже сейчас тратит на государственные пенсии. Расход до 15 % ВНП на одни только государственные  пенсии – это огромное и, вероятно, неподъемное экономическое бремя.

Подобно большинству других стран Европы, Германия стоит перед  лицом 50 процентного увеличения числа  пенсионеров в ближайшие 30-50 лет. Если не будет проведена существенная реформа, необходимо будет либо увеличить  налоги на 30-60 %, либо резко понизить пенсии. Ни один из этих вариантов не кажется приемлемым или жизнеспособным. Предлагаемые меры особенно трудно осуществить  в стране, известной своей щедрой государственной пенсией.

Таким образом, государственное  пенсионное обеспечение в этих высокоразвитых странах убеждает, что эта модель устарела и в ХХI веке следует  разработать новую модель.

Частная модель - накопительная  система, которая охватывает всех работающих по найму, построенная на принципе индивидуального  финансирования пенсии каждым работником за счет выплаты определенного процента от заработной платы и инвестиционной прибыли. При этом личные пенсионные счета работников являются их собственностью. Таким образом, частная модель может  включать в себя выплаты частного сектора самым нуждающимся пенсионерам, но она практически полностью  подчинена обязательной частной  системе с комплексной системой норм, при этом размер пенсии зависит  от уровня доходов. Пионером негосударственной (частной) пенсионной системы является Чили. Эта модель обычно называется «чилийской системой».

Попытки сослаться на примеры  стран Латинской Америки (в том  числе и Чили) как на модели, которым  должен следовать Казахстан, не состоятельны. Все хвалят «чилийское чудо», но умалчивают о том, какой ценой оно досталось. Пример Чили – это реформа кровавым путем, под дулом автомата, а не социально-экономическими методами. Казахстан  как демократическое государство не может точно копировать «чилийскую реформу». Условия проведения казахстанской и чилийской пенсионных реформ во многом схожи, но имеется целый ряд существенных различий. К схожим условиям относятся страховая природа пенсий в рамках, не реформированных систем, высокий уровень расходов на выплату пенсий и обеспечение финансовой сбалансированности солидарной пенсионной системы, а также бесперспективность попыток улучшения последней. Наиболее существенные различия: пенсионная реформа была начата в период военной диктатуры Пиночета; пенсионное обеспечение Чили при введении накопительных систем не было зрелым. Почти 80 % экономически активного населения в первую очередь крестьянство не было охвачено пенсионным обеспечением. Вследствие этого государственные гарантии по страхованию приобретенных пенсионных прав обошлись государству значительно дешевле. Решению этой задачи, безусловно, способствовало относительно незначительное число пенсионеров: один пенсионер в стране приходился на 12 работающих.

Пенсионная реформа в  Чили имела и политическое воздействие, во-первых, через инвестиции пенсионных фондов граждане стали совладельцами  достаточно большого сектора экономики. Во-вторых, Чили – страна, которая  не имеет глубоких традиций демократии, а взаимодействие участников пенсионной системы как равноправных участников, свобода выборов вкладчиков, честная  конкуренция между фондами, законодательная  защита прав вкладчиков позволяет сделать  вывод о том, что миллионы людей  включены в процесс демократизации. Таким образом, одной из составляющей Чилийской реформы является присутствие  сильной демократии, что во многом обеспечило успех пенсионной реформы  в Чили посредством того, что таким  образом удалось избежать нерыночных подходов, обеспечивающих приоритет  тем или иным отдельным субъектам, чем изобилует Новейшая история  экономических и в том числе  пенсионных реформ в Казахстане.

Одним из основных принципов  накопительной пенсионной системы  в Чили являются неограниченные права  вкладчика в выборе пенсионного  фонда, как на добровольной, так и  на обязательной основах. Частное администрирование  пенсионных активов и персональных счетов, доверие к способностям управления частного сектора и признание  индивидуальных усилий являлись основой  накопительной системы Чили. Таким  образом, накопительная система  пенсионного обеспечения в значительной степени способствовало развитию Чили, как в области социального  обеспечения, так и в области  экономики. Анализируя достижения Чили в реформировании пенсионной системы, можно сделать вывод, что для  дальнейшего повышения роли накопительных  пенсионных фондов в экономическом  и социальном развитии страны необходимо развитие отечественного рынка капитала. Подводя итог, следует сказать, что сегодня в мире налицо кризис государственной системы пенсионного обеспечения, а число неработающих постоянно растет, выход иностранным специалистам видится в увеличении либо взносов, либо пенсионного возраста. Нам нет смысла брать за основу зарубежные модели, когда мы можем этот опыт изучить и творчески использовать.

2  Современное состояние  накопительной пенсионной системы  в Казахстане

2.1 Этапы становления накопительной  пенсионной системы в Республике  Казахстан

 

 

       Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство Республики Казахстан одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.

В условиях действовавшей  солидарной пенсионной системы высокие  темпы роста инфляции и безработицы среди населения, падение объёмов ВВП, острый бюджетный дефицит стали причинами появления и увеличения задолженностей по выплате пенсий и невозможности обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Рост уровня безработицы и распространение неформальной и неполной занятости привели к негативным сдвигам на рынке труда, следствием которых стал выход части населения из обязательной системы пенсионного обеспечения, чьи взносы были источником для финансовой основы солидарной пенсионной системы. В целях снижения прогнозируемого роста и чрезмерного усиления пенсионной нагрузки на работающее население, предупреждения ухудшения уровня жизни как работающих, так и пенсионеров, обеспечения в будущем бесперебойной выплаты пенсий Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного пути решения данной назревшей проблемы было проведено реформирование пенсионной системы.

За основу пенсионной реформы была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили полностью  основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый, вступающий в накопительную пенсионную схему, получает персональный счет, на котором аккумулируются его пенсионные взносы, размер которых установлен и зафиксирован. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами, а по достижении вкладчиком пенсионного возраста они становится источником его пенсионных выплат. Помимо основ чилийской системы казахстанская модель восприняла и адаптировала под свои особенности опыт и других стран, поэтому считается одной из наиболее успешных в мировой практике [12].

Основные этапы развития накопительной пенсионной системы:

1997 год: - разрабатывается и утверждается постановлением Правительства Республики Казахстан Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан;

Информация о работе Реформирование пенсионной системы в Республике Казахстан