Пенсионная система в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества. Структура и функционирование пенсионной системы во многом определяют устойчивость и динамику экономического и социального развития страны.

Оглавление

Введение 3
1 Пенсионная система как сегмент финансового сектора
экономики 5
1.1Понятие пенсионной системы, ее возникновение и функции 5
1.2 Особенности организации пенсионных фондов в Республики Казах
стан 10
2 Анализ состояния и перспектив развития пенсионных фондов в
Республики Казахстан 15
2.1 Оценка текущего состояния пенсионной системы 15
2.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы в Республики
Казахстан 21
Заключение 29
Содержание 32

Файлы: 1 файл

1. курсовая пен. сист.docx

— 100.72 Кб (Скачать)

     С накопительной пенсионной системой на обязательной основе работают 26 стран. Участники системы находятся  в тесном взаимодействии с регулирующим органом и ассоциацией финансистов. Готовятся законопроекты о переходе на мультипортфели для того, чтобы повысить доходность в перспективе. Понятно, что эти новшества дадут результат не сразу. Эффективность перехода на мультипортфели показал опыт Чили. Такую же систему планируют внедрить в Казахстане.

     В 2012 году вся пенсионная система Казахстана должна полностью переведена на новый режим. Что это значит и как это отразится на вкладчиках. 

     Ежемесячно 10% нашей зарплаты переводится в  накопительный пенсионный фонд (НПФ). Как только деньги поступают на пенсионные счета, НПФ начинает вкладывать их в различные финансовые инструменты. Это делается для того, чтобы увеличить размер накоплений, иначе деньги будут просто аккумулироваться на счетах и с годами обесцениваться из-за инфляции. Чтобы не допустить этого, накопления «прокручивают» на рынке ценных бумаг. Таким образом, наши деньги приносят определенный доход, а мы автоматически считаемся инвесторами.

     К сожалению, не все фонды обеспечивают своим вкладчикам желаемую прибыль. Все зависит от того, какую стратегию  выбрал НПФ – в этом процессе сами вкладчики не участвуют. Однако начиная со следующего года впервые в практике казахстанской накопительной пенсионной системы каждому вкладчику будет предоставлена возможность самостоятельно выбирать стратегию приумножения своих накоплений. Стратегии будут отличаться друг от друга по уровню доходности и степени риска.

     Согласно поправкам 2008 года в закон о пенсионном обеспечении каждый накопительный пенсионный фонд с 2012 года будет обязан формировать за счет пенсионных активов консервативный и умеренный инвестиционные портфели. Кроме того, он будет вправе дополнительно формировать агрессивный инвестиционный портфель. Соответственно к каждому типу инвестиционного портфеля будет применяться определенная инвестиционная стратегия. Так, например, консервативный портфель будет представлен финансовыми инструментами, за исключением акций, которым присущ относительно низкий риск: это государственные ценные бумаги, ценные бумаги наиболее надежных эмитентов с фиксированным доходом и номинированных в национальной валюте. Умеренный портфель, активы которого будут инвестироваться в финансовые инструменты, в том числе в размере не более 30% в акции, то есть помимо низкорискованных бумаг портфель будет включать определенную долю более рискованных финансовых инструментов, которые, как правило, обеспечивают и более высокую доходность. Активы агрессивного портфеля будут инвестироваться в финансовые инструменты, в том числе в размере не более 80% в акции, а также в производные инструменты и инструменты, выраженные в иностранной валюте, которые, как правило, несут самые высокие риски. Порядок и условия инвестирования пенсионных активов в финансовые инструменты, в том числе:

     - перечень объектов инвестирования;

     - размеры инвестиций по видам  финансовых инструментов;

     - суммарные размеры инвестиций  для каждого вида инвестиционного  портфеля;

     - требования по хеджированию устанавливаются  нормативным правовым актом АФН  и инвестиционной декларацией  накопительного пенсионного фонда.

     Инвестиционная  декларация разрабатывается накопительным  пенсионным фондом для каждого вида инвестиционного портфеля. Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов лиц, до достижения пенсионного возраста которым осталось семь лет и менее, могут переводиться накопительным пенсионным фондом только в умеренный или консервативный инвестиционный портфель без последующего перевода в агрессивный инвестиционный портфель данного или любого другого накопительного пенсионного фонда. Накопительным пенсионным фондам будет предписано в срок до 1 января 2012 года провести работу по приему заявлений вкладчиков (получателей) о выборе инвестиционного портфеля. Пенсионные накопления вкладчиков (получателей), не обратившихся с заявлением в накопительный пенсионный фонд о выборе инвестиционного портфеля, будут переводиться накопительным пенсионным фондом в умеренный инвестиционный портфель. С целью минимизации рисков вкладчиков закон налагает ответственность на пенсионные фонды и их управляющие компании по возмещению вкладчикам потерь взносов с учетом инфляции за период накопления. Помимо этого, вкладчикам по консервативному или умеренному инвестиционному портфелю возмещаются также потери определенного дохода за период накопления. Если показатель номинальной доходности накопительного пенсионного фонда по пенсионным активам, рассчитанный по консервативному или умеренному инвестиционному портфелю на конец календарного года, составляет величину, меньшую минимального значения доходности по соответствующему виду портфеля, то накопительный пенсионный фонд восстанавливает разницу между показателем номинальной доходности и минимальным значением доходности за счет собственного капитала в порядке, установленном нормативным правовым актом АФН. Порядок расчета номинальной доходности накопительного пенсионного фонда, рассчитываемой по консервативному или умеренному инвестиционному портфелю, и минимального значения доходности по каждому виду инвестиционного портфеля устанавливается нормативным правовым актом АФН. Чтобы вкладчики могли сознательно сделать выбор того или иного инвестиционного портфеля, инвестиционная стратегия должна будет публиковаться в средствах массовой информации.

     Введение  агрессивных мультипортфелей в пенсионных фондах Казахстана переносится на 2015 год. Это связано с тем, что значительное количество эмитентов, чьи бумаги торгуются на фондовом рынке испытывают трудности с рефинансированием своих обязательств. Около 29 эмитентов допустили дефолт в прошлом году. В нынешнем году 11 компаний не находятся в листинге. Инвесторы потеряли доверия к корпоративным ценным бумагам и предпочитают приобретать государственные. Регулятор констатирует создать полноценную стратегию инвестирования в различные виды портфелей затруднительно.

     Что касается агрессивного портфеля, сохранность  накоплений и взносов вкладчиков в данном портфеле обеспечивает НПФ, также с учетом уровня инфляции. Государство не будет нести ответственности за пенсионные накопления, находящиеся в агрессивном портфеле.

     Если  случится так, что в момент входа  в агрессивный портфель сумма  накоплений была выше, чем на выходе из него, то фонд обязан возместить разницу с учетом инфляции за счет собственных средств.

     Внедрение мультипортфелей в конечном итоге должно повысить доходность пенсионных накоплений вкладчиков, обеспечить надежность всей пенсионной системы, предоставить больше свободы и пенсионным фондам, и их вкладчикам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Казахская реформа системы пенсионного  обеспечения была обусловлена требованиями рыночной экономики и стремлением  заложить основы благосостояния населения. Казахстан является ориентиром для других стран СНГ, поскольку пенсионная реформа была начата здесь первой среди других стран СНГ.

     В тех странах, где уже существуют накопительные пенсионные системы, пенсионные активы играют значительную социально – экономическую, а  порою и политическую роль в обществе. Активы пенсионных фондов имеют огромное инвестиционное значение для экономического развития своих стран, т.к. они являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов. Посредством пенсионных фондов свободные денежные ресурсы в виде пенсионных активов трансформируются в потоки рабочего капитала, а поскольку пенсионные активы размещаются в различные финансовые инструменты и инвестиционные проекты с целью долговременного инвестирования, они редко участвуют в спекулятивной игре на рынках капитала.

     В то же время пенсионные активы являются своеобразным стабилизатором финансовой системы страны. Достаточно вспомнить вторую половину 1998 года, когда после августовского финансового кризиса в России многие казахстанские банки начали поспешно избавляться от государственных ценных бумаг, их значительная часть переместилась в инвестиционные портфели пенсионных фондов. Таким образом, пенсионные активы сыграли позитивную роль, в какой-то степени не позволив разразиться кризису в Казахстане, подомному российскому [13].

     Прогнозирование будущих пенсионных накоплений необходимо основывать на методике использования многофакторной модели. При этом систему факторов, определяющих будущие пенсионные накопления, следует разделить на две группы. К первой относятся: человеческий капитал, характеризуемый уровнем образования индивида и его профессиональными навыками и определяющий текущий доход.

     Вторую  группу факторов составляют макроэкономическая политика, воздействующая как на динамику национального дохода, так и на соотношение доходов в разных секторах экономики, а также сложившийся в предшествующий долгосрочный период уровень развития конкретной страны и соответственно уровень жизни ее граждан. Эти две группы можно условно охарактеризовать «факторы личностного характера » и «факторы макроэкономического характера».

     В заключении нужно отметить, что совместная работа представителей законодательной и исполнительной власти, накопительных пенсионных фондов и страховых компаний, а также всех остальных заинтересованных участников рынка негосударственного пенсионного обеспечения должна привести к тому, что в Казахстане наконец-то будет построена эффективная пенсионная система, способная обеспечить нашим гражданам достойный уровень жизни в пенсионном возрасте.

     В ходе проведенного исследования были сделаны выводы, что:

     1) Несмотря на постепенное устранение наиболее существенных недостатков в процессе развития накопительной пенсионной системы до настоящего момента не разработаны эффективные методы управления накопительными пенсионными фондами. Это выражается в отсутствии стратегического плана развития накопительной пенсионной системы, в постоянном изменении количества регулирующих органов и их компетенции, в отсутствии законодательно установленных пенсионных схем для осуществления пенсионных выплат. Таким образом, имеются объективные потенциальные возможности для совершенствования управления пенсионными накопительными фондами в Республике Казахстан.

     2) Проводимая в Казахстане пенсионная  реформа столкнулась с рядом  трудностей, вызванных нестабильным  экономическим положением вследствие  мирового финансового кризиса,  неотложенностью законодательства, демографическими проблемами. Для успешного реформирования пенсионной системы необходимо разработать и создать стабильную экономическую и регулятивную среду в стране, организационное объединение наличного интелектуального потенциала для работы над проектами нормативно-правовых актов по вопросам совершенствования накопительной пенсионной системы, поддерживать макроэкономические показатели (экономический рост, инфляцию), обеспечить стабильность валюты, низкий уровень безработицы и т.д.

     3) В современных условиях необходимость  разработки долгосрочнойстратегии развития пенсионной системы обусловлена неудовлетворительными характеристиками финансовой обеспеченности пенсионных обязательств за счет собственных источников и, как следствие, быстрым увеличением разбалансированности государственного бюджета.

     Стратегическое  планирование развития пенсионной системы  следует трактовать как совокупность долгосрочных стратегических целей  и механизмов их достижения, конкретизированных во времени и ориентированных  на стабильное функционирование пенсионной системы в течение периода формирования и реализации прав на пенсию, а также на поступательное повышение уровня пенсионного обеспечения.

     При разработке стратегического планирования необходимо обеспечить соблюдение определенных принципов:

     - планирование развития пенсионной  системы в увязке с ключевыми  сферами социально-экономического развития;

     - гармонизация стратегического планирования  развития пенсионной системы с концепцией и направлениями долгосрочного развития страны, определяющих пути и темпы роста средств государственного бюджета и доходов населения как основы формирования ресурсов для пенсионного обеспечения и превращение средств пенсионных накоплений в важный источник долгосрочных инвестиций в экономику;

     - увязка со стратегией развития  финансового рынка и государственной  долговой политикой, ибо целью  стратегии развития финансового  рынка является его опережающее развитие по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта в стране, необходимое, в том числе для возможности инвестирования возрастающих объемов пенсионных накоплений и обеспечения эффективности вложения этих средств;

     - увязка с уровнем производительности  общественного труда. Иначе рост  доходов пенсионеров может привести  к росту инфляции в стране;

     - фиксирование доли пенсионных  накоплений в валовом внутреннем  продукте страны. Это можно использовать в качестве обязательного норматива. Как уже указывалось ранее, пенсионеры все более вытесняются из процесса перераспределения средств в обществе, что не может не сказаться на уровне их благосостояния.

     5) Одна из важнейших задач социально-экономического  развития связана с расширением  использования современных рыночных  механизмов мобилизации частных инвестиционных ресурсов для ускоренного обновления основных средств отечественных предприятий. Одним из способов ее решения может стать использование пенсионных накоплений, которые представляют собой долгосрочный, масштабный источник инвестиций. Анализ современного размещения пенсионных накоплений показал, что в настоящее время их привлечение для целей развития производства сдерживается рядом экономических факторов, прежде всего, необходимостью соблюдения баланса между надежностью и доходностью инвестиций, что определено спецификой источника (средства будущих пенсионеров) [14].

Информация о работе Пенсионная система в Республике Казахстан