Основные операции в "Сбербанке"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 14:28, реферат

Краткое описание

Производственная практика позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах. Целью производственной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, а также сбор информации для написания дипломной работы на тему «Финансовые ресурсы банка и источники их формирования». Основные задачи практики:
· ознакомиться с правовыми нормативными и законодательными актами, регулирующими деятельность финансово-кредитной организации;
· ознакомиться с деятельностью структурного подразделения банка и освоить практическое выполнение банковских операций;
· дать общую оценку финансово-экономического состояния банка;
· выявить конкурентные преимущества, сильные и слабые стороны деятельности банка;
· проанализировать основные показатели деятельности структурного подразделения банка;
· подобрать материал для написания дипломной работы и отчета о производственной преддипломной практике.

Оглавление

Введение
1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка России
1.1 История возникновения Сбербанка России, характер его деятельности и общая характеристика, оценки рейтинговых агентств
1.2 Организационная структура и структура управления банком
1.3 Основные операции, осуществляемые Сбербанком России
1.4 Недостатки работы Банка по оценкам клиентов и руководства
2.Организация основных банковских операций в ОАО «Северный Банк Сбербанка России»
2.1 Депозитные операции
2.2 Кредитные операции
2.3 Порядок ведения кассовых операций
2.4 Организация безналичных расчетов
3. Анализ основных экономических показателей деятельности Сбербанка и, в частности, отделения № 0017/01571
3.1Основные экономические показатели деятельности СБ
3.2 Краткая характеристика дополнительного офиса № 0017/0157 Ярославского отделения ОАО Северного Банка Сбербанка России
3.3 Анализ основных показателей деятельности дополнительного офиса № 0017/0157
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Основные операции сбербанка.docx

— 79.49 Кб (Скачать)

Взаимодействие кредитного инспектора и должностного лица, анализирующего состояние банковского портфеля как совокупности кредитных вложений, условно обозначаемого “управляющий портфелем”, носит однонаправленный характер. Кредитный инспектор предоставляет  информацию о параметрах рассматриваемой  кредитной сделки, оценке кредитного риска заемщика, динамике кредитного риска заемщика и фактах выполнения заемщиком условий сделки или  реализации кредитного риска (стрелка 5 на схеме). Данная информация необходима для оценки влияния потенциальной  кредитной сделки на риск портфеля, а также для оценки динамики показателей, характеризующих кредитный риск портфеля. Полученные оценки доводятся  на сведения ЛПР (стрелка 6 на схеме) и  трансформируются в руководство  к действию, доводимое до сведения кредитного инспектора.

Взаимодействие должностного лица, в служебные полномочия которых  входит осуществление общего управления деятельностью сотрудников кредитного подразделения банка, обозначаемого  как “старший кредитный инспектор”, с кредитным инспектором и  управляющим портфелем носит  двусторонний характер. Кредитный инспектор  и управляющий портфелем предоставляют  учетные данные о текущем состоянии  и динамике показателей кредитного риска (стрелка 7). Старший кредитный  инспектор информирует об изменениях, касающихся организации их деятельности (стрелка 8).

Совокупные учетные  данные, характеризующие эффективность  применяемых методов управления кредитным риском, подлежат анализу  на предмет необходимости внесения изменений в используемого кредитным  инспектором и управляющим портфелем  инструктивно-методического обеспечения  их деятельности. В случае необходимости  полученная информация трансформируется в техническое задание, которое  адресуется старшим кредитным инспектором  разработчику инструктивно-методического  обеспечения кредитной деятельности в банке (стрелка 9 на схеме).

Согласно статье 819 ГК РФ по кредитному договору банк или  иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и  на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Договор определяет участников сделки; обстоятельства и условия  возникновения их взаимных обязательств; устанавливает характер обстоятельств, вытекающих из сделки; закрепляет порядок  изменения условий исполнения обязательств; фиксирует взаимную ответственность сторон в течение срока действия договора.

В случае благоприятного заключения кредитоспособности заемщика, банк приступает к разработке условий  кредитного договора. Условиями кредитного договора являются цель кредита, сумма, порядок погашения, срок, обеспечение, цена кредита и прочие условия (см. Приложение 4).

Кредитный договор, как  правило, содержит следующие разделы:

· Общие положения;

· Права и обязанности  сторон;

· Порядок и срок погашения кредита;

· Порядок разрешения споров;

· Юридические адреса сторон.

2.3 Порядок ведения  кассовых операций

Кассовые операции - это операции банков по приему и  выдаче денег и ценностей клиентам банка. Касса - наиболее ликвидный актив, но низкодоходный. Целевое назначение кассовых операций - бесперебойное  обслуживание клиентов.

Вся денежная наличность, используемая для выполнения этих операций, называется операционной кассой банка.

Организация кассовой работы в банке осуществляется в  соответствии с правилами ЦБ РФ и  обозначается термином “кассовая дисциплина”. Правила регламентируют:

* общий порядок  ведения операций;

* правила перевозки  денежных знаков;

* правила хранения  денежных знаков;

* порядок замены  и уничтожения поврежденных банкнот.

Требования достаточно жесткие. Банки обязаны иметь  хорошую материально-техническую  базу, специально оборудованное и  охраняемое помещение, иначе они  не получают разрешения на проведение кассовых операций.

Порядок ведения кассовых операций в банке можно представить  в виде следующей схемы: (см. Рис.4)

Рис.4 Порядок ведения  кассовых операций в банке

Совокупность всех наличных денег, находящихся в банке, называют совокупной кассой банка. Сюда входят: валютная касса, контролёр, вечерняя касса, приходная касса, расходная  касса.

Банк обязан принимать  от физических и юридических лиц  для зачисления на счета аккредитивы  или обменивать денежные знаки, имеющие  повреждения.

Кассовое подразделение  возглавляется заведующим кассой, заведующим ценностей, главным, старшим кассиром и другими кассовыми работниками  банка, с которыми заключается договор  о полной материальной ответственности.

По решению руководителя банка операции с ценностями могут  осуществляться группами материально  ответственных лиц, с которыми заключается  договор о полной ответственности.

Приём денежной наличности в приходную кассу банка производится по объявлению на взнос наличными.

При расхождении между  суммой сдаваемых денег и суммой, указанной в объявлении на взнос  наличными, кассовый работник перечёркивает  первоначальный приходный документ, на обороте проставляет сумму  фактически принятых денег, достоинства, серии, номера и сумму принятых на экспертизу сомнительных денежных знаков, подпись и возвращает операционному  работнику. Вновь заполненное объявление на взнос наличными операционный работник проверяет, вносит исправления  в кассовый журнал по приходу и  на сомнительные денежные знаки оформляет  квитанцию.

В конце операционного  дня на основании приходных составляется справка о сумме принятых денег  и количестве поступивших в кассу  денежных документов.

Все поступившие в  течение операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в  операционную кассу и зачислены  на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день.

Приём денежной наличности от организаций в специальных  мешках, кейсах и в других средствах  для упаковки денег, имеющих несъёмные  приспособления для их опломбирования (сумки), с денежной наличностью и  другими ценностями от инкассаторов после окончания операционного  дня банками производится вечерними  кассами. Принятые деньги должны быть зачислены на соответствующие счета  банка не позднее следующего рабочего дня.

Приём денежной наличности от организаций - владельцев счетов в  приходную кассу кредитной организации  производятся по объявлению на взнос  наличными, представляющих собой комплект документов, состоящий объявлений, ордера, квитанций.

Приём и выдача денежной наличности гражданами, а также сотрудниками банка производится по приходным  и расходным кассовым ордерам.

В конце дня кассовый работник сверяет сумму денег, выданную ему под отчёт, с суммами денег, имеющихся у него в наличии, и  составляет справку о сумме принятых денег и количестве поступивших  в кассу денежных документов, если им осуществлялись операции только по приёму денег, или сводную справку  о кассовых оборотах по произведенным  приходно-расходовым операциям.

По окончании операций с наличными деньгами и другими  ценностями кассовые работники сдают  заведующему кассой имеющуюся у  них денежную наличность вместе с  кассовыми документами и справками.

После сверки кассовых оборотов за день, заведующий кассой записывает в книгу учёта денежной наличности и других ценностей общую сумму  прихода и расхода денег и  выводит в ней остаток денежной наличности в операционной кассе  банка, а также остаток других ценностей на начало следующего дня, которые заверяются подписями должностных  лиц, ответственных за сохранность  ценностей.

После сводки кассы  заведующий кассой передаёт кассовые документы вместе с приложениями для формирования и брошюровки одному из кассовых работников.

Банкноты сортируются  по достоинствам и годам образца, монеты по достоинствам.

Каждые 100 листов банкнот  одного достоинства формируются  в корешки и обвёртываются, в  зависимости от способа упаковки пачки, крестообразной или кольцевой  поперечной бандеролью.

Каждые 100 корешков одного достоинства формируются в полную пачку по 1000 листов. Также корешки  одного достоинства, из которых нельзя сформировать полные пачки, упаковываются  в неполные пачки.

Монеты рассортировываются кассовыми работниками по достоинствам в полные и неполные мешки. Максимальная сумма вложения в один мешок составляет для монет достоинством: 1 коп. - 10 руб., 5 коп. - 100 руб., 10 коп. - 250 руб., 50 коп. - 1000 руб., 1 руб. - 1500 руб., 2 руб. - 2000 руб., 5 руб. - 5000 руб.

Для обеспечения потребности  Банка в денежной наличности необходимо календарное планирование и прогнозирование  потребности в ней (см. Рис. )

Рис.5 Календарное  планирование выдачи наличных денег  в учреждениях банков РФ

2.4 Организация безналичных  расчетов

Перспективным направлением современного коммерческого банка  по обслуживанию населения является развитие безналичных расчетов граждан  с торговыми, коммунальными и  другими предприятиями. Сегодня  банки выполняют широкий круг расчетно-кассовых операций: принимают  платежи от населения в пользу предприятий, организаций, учреждений, а также в доход государственного и местного бюджета; производят по поручению  вкладчиков безналичные расчеты  по платежам; предоставляют клиентам технику, принадлежащую банку, для  пересчета денежной наличности как  при получении из банка, так и  при сдаче.

Кроме того, к этому  направлению деятельности можно  отнести инкассовые, аккредитивные  и переводные операции.

Инкассовые операции - это операции, при посредстве которых  по поручению своего клиента банк получает деньги по денежным и товарно-расчетным  документам. На инкассо принимаются  ценные бумаги (векселя, чеки), иностранная  валюта. Совершая инкассовую операцию, банк взимает комиссию, размер которой  зависит от вида операции. К числу  инкассовых документов относятся также  облигации и купоны к ним; акции  и ипотеки.

Аккредитив - это поручение  о выплате определенной суммы  лицу при выполнении указанных в  аккредитивном письме условий.

Переводные операции заключаются в перечислении внесенных  в банк денег получателю, находящемуся в другом месте. Они осуществляются путем посылки банковского чека или перевода денег банку-корреспонденту.

Кассовое обслуживание заключается в приеме (выдаче) наличных денежных средств во вклады (с вкладов), выдача наличных денежных средств по пластиковым карточкам через  банкоматы или кассу банка, зачисление наличных денежных средств на счет для их дальнейшего перечисления по поручению клиента. За осуществление  кассового обслуживания банк также  взимает плату.

Одной из важных функций  Сберегательного банка является организация расчетов населения  и предприятий с использованием платежных средств. В настоящее  время из всей суммы доходов населения, привлекаемых во вклады, почти каждый второй рубль поступает безналичным  путем.

Сущность расчетов с использованием платежных средств  заключается в том, что осуществляются они с помощью банковских операций и предназначены для замещения  наличных денег. Безналичные расчеты  населения через Сбербанк носят  строго добровольный характер.

К таким расчетам относятся:

· перечисление на счета  по вкладам части заработной платы  и других денежных доходов; выплата  заработной платы рабочим и служащим предприятий и организаций, с  которыми заключен соответствующий  договор;

· выдача чеков, чековых, книжек, расчетных чеков и прочее за счет суммы вкладов;

· перевод вкладов, перечисление сумм со счетов по вкладам  в уплату за товары, квартиру, коммунальные и прочие услуги.

· Операции с пластиковыми карточками

Выплаты заработной платы  через Сбербанк производятся за счет средств предприятий, организаций  и учреждений. Организации необходимо заключить договор с учреждением  Сбербанка, в котором указываются: обязанности банка; ответственность  сторон; порядок разрешения споров; срок действия договора; юридический  адрес и реквизиты сторон.

За эту услугу банк взимает с клиентов комиссионные вознаграждение -- от 0,3 до 1% перечисляемой  суммы. Договор закрепляется подписями  и печатями. После заключения договора организация пересылает в банк платежное  поручение на сумму заработной платы  и соответствующего вознаграждения. К платежному поручению прилагается  список, где указываются номера счетов по порядку от меньшего к большему, фамилии, имена и отчества получателей  и сумма. Банк на основании списков  и платежного поручения производит зачисления на счета вкладчиков. В  дальнейшем вкладчик может распоряжаться  этим счетом по своему усмотрению.

Информация о работе Основные операции в "Сбербанке"