Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 14:28, реферат
Производственная практика позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах. Целью производственной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, а также сбор информации для написания дипломной работы на тему «Финансовые ресурсы банка и источники их формирования». Основные задачи практики:
· ознакомиться с правовыми нормативными и законодательными актами, регулирующими деятельность финансово-кредитной организации;
· ознакомиться с деятельностью структурного подразделения банка и освоить практическое выполнение банковских операций;
· дать общую оценку финансово-экономического состояния банка;
· выявить конкурентные преимущества, сильные и слабые стороны деятельности банка;
· проанализировать основные показатели деятельности структурного подразделения банка;
· подобрать материал для написания дипломной работы и отчета о производственной преддипломной практике.
Введение
1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка России
1.1 История возникновения Сбербанка России, характер его деятельности и общая характеристика, оценки рейтинговых агентств
1.2 Организационная структура и структура управления банком
1.3 Основные операции, осуществляемые Сбербанком России
1.4 Недостатки работы Банка по оценкам клиентов и руководства
2.Организация основных банковских операций в ОАО «Северный Банк Сбербанка России»
2.1 Депозитные операции
2.2 Кредитные операции
2.3 Порядок ведения кассовых операций
2.4 Организация безналичных расчетов
3. Анализ основных экономических показателей деятельности Сбербанка и, в частности, отделения № 0017/01571
3.1Основные экономические показатели деятельности СБ
3.2 Краткая характеристика дополнительного офиса № 0017/0157 Ярославского отделения ОАО Северного Банка Сбербанка России
3.3 Анализ основных показателей деятельности дополнительного офиса № 0017/0157
Заключение
Список использованных источников
При помощи безналичных расчетов вкладчики Сбербанка могут оплатить коммунальные услуги, налоговые, страховые и другие платежи в бюджет и в различные фонды, ценные бумаги и т. д.
Поручения могут быть
выполнены Сбербанком как разовом
порядке, так и в течение
Расчетный чек -- именной денежный документ, применяемый при всех видах расчетов граждан с организациями различных форм собственности, расположенных на территории РФ. Чек может быть оформлен за счет средств, хранящихся на счете по вкладу или вносимых наличными деньгами. Чек может быть выписан и на другое лицо. Срок действия чека-4 месяца, после этого при необходимости его можно продлить. При оплате расчетного чека наличными деньгами с клиента взимается комиссионное вознаграждение в размере 0,3 % от суммы.
Организации, принимающие расчетные чеки в оплату товаров и услуг, на обороте чеков ставят штамп об оплате, дату совершения операции, а также отмечают в ведомостипаспортные данные покупателя. Эти чеки организации сдают вместе с денежной выручкой в банк.
Сберегательный банк принимает поручения вкладчиков о переводе вклада (полностью или частично) в другие банки для зачисления на счет по вкладу или выплаты наличными деньгами. За выполнение перевода банк взимает плату в размере 4% от суммы. Сбербанк совершает только именные переводы. Основанием для перевода является письменное заявление вкладчика (ф. № 143). На сумму перевода работниками банка выписывается платежное поручение, в котором указываются все необходимые реквизиты.
Чековая книжка -- именной денежный документ, применяемый при всех видах расчетов граждан с организациями. Она может быть оформлена только за счет средств, хранящихся на счете по вкладу.
При оформлении чековой
книжки клиент заполняет заявление-
Наиболее перспективным видом безналичных расчетов являются пластиковые карточки. Они представляют собой удобную форму открытого счета с возобновляемым кредитом в розничном предприятии и применяются в расчетах за туристические поездки, а также для получения наличных денег в банке. Выданная покупателю пластиковая карточка служит для торгового предприятия гарантией того, что банк открыл кредит ее владельцу. В отличие от чекового кредита пластиковые карточки не базируются на чековых счетах и предполагают участие в безналичном расчете трех сторон: владельца карточки, банка и торгового предприятия. Они облегчают предоставление кредита и служат орудием обращения. Кредитные карточки можно использовать для получения наличных денег круглосуточно с помощью кассовых аппаратов, а также для депонирования чеков, перечисления денег с текущих счетов на срочные вклады и погашения ссуд.
Операции с пластиковыми карточками
Пластиковая карта представляет собой пластиковый жетон, содержащий информацию о владельце и его денежном счете и позволяющий оплачивать товары и услуги без наличных денег.
Есть карточки 3-х типов: кредитные, дебетные, смешанные.
Дебетная карточка
обслуживает возможность
Кредитная карта означает выдачу клиенту ссуды, причем с автоматически возобновляемым лимитом. Получение кредитной карты связано с заключением договора между банком-эмитентом и клиентом. В договоре содержаться условия о сумме лимита, размере процента, ежегодной плате за пользование картой, периоде льготного пользования и пр.
Смешанная карточка - среднее между дебетной и кредитной: допускается овердрафт текущего счета (величина которого оговаривается заранее). Клиент может использовать для платежа средств больше, чем на текущем счете. В этом случае смешанная карта играет роль кредитной.
Банки предлагают населению различного вида пластиковые карточки.
Личные карты - держатели карт получают ее сами и распоряжаются самостоятельно.
Семейные карты - к одной (главной карте) привязываются карты членов семью, с помощью которых члены семьи могут распоряжаться средствами в пределах, которые определяет «главная» карта.
Банк открывает сотрудникам предприятия карточные счета и ведет карточки, на которые предприятие ежемесячно перечисляет зарплату. Работники получают карточку бесплатно и могут рассчитываться в широкой сети магазинов или снять наличные в банке или банкоматах.
Частное лицо получает карточку на основе заявления на обслуживание и договора. Договор фиксирует условия оплаты с карточного счета (виды платежей, минимальный остаток, банковский процент на остаток счета, возможность овердрафта); условия пополнения карты и погашения обязательств перед банком (источник пополнения карты, процент за пользование банковским кредитом, комиссионные отчисления) и пр.
Клиенты посещают магазины, мастерские, расплачиваются за бензин, получают наличные, совершают сделки, в которых их карточные счета дебетуются (остаток на карточном счете уменьшается).
3. Анализ основных
экономических показателей
3.1 Основные экономические показатели деятельности СБ
Таблица 3
Основные экономические показатели деятельности СБ
Данные отчета о прибылях и убытках | 2008 | 2009 | 2010 | |
Операционные доходы до резервов, млн.руб. | 449 551 | 648 073 | 666 563 | |
Прибыль до налогообложения, млн.руб. | 129 921 | 29 864 | 230 135 | |
Чистая прибыль, млн.руб. | 97 746 | 24 396 | 181 648 | |
Основные показатели баланса | ||||
Активы, млрд.руб. | 6 736 | 7 105 | 8 628 | |
Средства клиентов, млрд.руб. | 4 795 | 5 439 | 6 651 | |
Вклады частных лиц, млрд.руб. | 3 112 | 3 787 | 4 834 | |
Сбербанк демонстрирует неуклонный рост доходов год от года.
По итогам 2010 года Сбербанк заработал балансовую прибыль в размере 230,135 млрд. рублей, что на 48% превышает результат 2008 года. Чистая прибыль составила 181,7 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом в 7,5 раз (в прошлом году чистая прибыль - 24,396 млрд. рублей). Рекордное значение прибыли Сбербанка России за отчетный год наглядно показывает его устойчивость к кризисным явлениям на международных рынках.
Основным источником ресурсов Сбербанка России традиционно являются средства частных клиентов, привлеченные во вклады - их доля растет в привлеченных средствах составляет 72,7%. Средства корпоративных клиентов составляют 25%, средства, привлеченные на международных финансовых рынках составляют всего 3%. Таким образом, ресурсная база Сбербанка практически целиком формируется за счет внутренних источников и не зависит от конъюнктуры внешних рынков.
Средства корпоративных клиентов составляют 25% всех привлеченных средств, в целом за 2010 год остаток привлеченных средств корпоративных клиентов составил 1 816 млрд. рублей. Основу привлеченных средств корпоративных клиентов составляют средства, размещенные на расчетных, текущих и бюджетных счетах - 53,6%. В депозиты привлечено 34,8% средств корпоративных клиентов, в векселя и депозитные сертификаты - 11,6%.
По состоянию на 1 января 2011 года на расчетно-кассовом обслуживании в Сбербанке России находились 1,53 млн. корпоративных клиентов, включая индивидуальных предпринимателей. Сбербанк обслуживает предприятия и организации всех основных видов экономической деятельности, при этом основную часть клиентской базы составляют клиенты малого и среднего бизнеса - на них приходится 99,8% всех предприятий и 56,9% привлеченных от корпоративных клиентов средств.
За 2010 год доходы Сбербанка России составили 666,6 млрд. рублей, что на 3,4% превышает объем доходов за 2009 год (648 млрд. рублей). Наиболее значимым источником доходов для Банка являются кредитные операции. Процентные доходы от операций кредитования несколько уменьшились в 2010 году на 1,8% до 495,8 млрд. рублей. В структуре совокупных доходов Банка их доля составила 74,5%.
Активное развитие
услуг, оказываемых на комиссионной
основе. Способствовало дальнейшему
росту комиссионных доходов. По итогам
отчетного периода объем
Основная часть комиссионных доходов сформирована за счет комиссий от проведения расчетных операций - 35,5% от общего объема комиссионных доходов, операций кредитования юридических и физических лиц - 29,9%, и кассовых операций - 21,3%. В 2010 году продолжился рост комиссионных доходов от операций с банковскими картами: их объем увеличился на 46,1% до 12,9 млрд. рублей, что составило 13,4% совокупного объема комиссионного дохода Банка.
Среди внешних факторов, которые воздействовали на рост прибыли Банка в течение последних лет, определяющим является активное развитие российской экономики и финансовой сферы. Увеличение потребительской и деловой активности в стране, совершенствование нормативной базы, расширение перечня доступных финансовых инструментов - все способствовало росту числа клиентов Банка и объемов продаж всех видов банковских продуктов и услуг Банка. Одновременно за пять лет произошла нормализация экономической ситуации, выразившаяся в стабилизации национальной валюты, в снижении Банком России ключевых процентных ставок, а также в усилении конкуренции в банковской сфере, что привело к снижению процентной маржи Банка.
Рис. 5
Структура доходов Сбербанка России на 1 января 2011 года (%)
Основной статьей расходов Банка по-прежнему являются процентные выплаты по вкладам физических лиц - в отчетном году на них пришлось 37,2% совокупных расходов (см. Рис. 6).
Рис. 6
Структура расходов Сбербанка России на 1 января 2011 года (%)
В абсолютном выражении объем расходов по выплате процентов по вкладам частных клиентов составил 282,6 млрд. рублей, что на 19% выше объема аналогичных расходов за 2009 год (229,7 млрд. рублей).
Среди прочих расходов заметное место занимают расходы на охрану, услуги связи и рекламу.
Таблица 5
Обязательные нормативы Сбербанка России
Условн. обозначение норматива | Название норматива | Допустимое значение норматива | Фактическое значение норматива | |||
На 1.01.08 г. | На 1.01.09 г. | На 1.01.10 г. | ||||
H1 | Достаточности капитала | Min 10% | 18,9 | 18,1 | 16,8 | |