Основные операции в "Сбербанке"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 14:28, реферат

Краткое описание

Производственная практика позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах. Целью производственной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, а также сбор информации для написания дипломной работы на тему «Финансовые ресурсы банка и источники их формирования». Основные задачи практики:
· ознакомиться с правовыми нормативными и законодательными актами, регулирующими деятельность финансово-кредитной организации;
· ознакомиться с деятельностью структурного подразделения банка и освоить практическое выполнение банковских операций;
· дать общую оценку финансово-экономического состояния банка;
· выявить конкурентные преимущества, сильные и слабые стороны деятельности банка;
· проанализировать основные показатели деятельности структурного подразделения банка;
· подобрать материал для написания дипломной работы и отчета о производственной преддипломной практике.

Оглавление

Введение
1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка России
1.1 История возникновения Сбербанка России, характер его деятельности и общая характеристика, оценки рейтинговых агентств
1.2 Организационная структура и структура управления банком
1.3 Основные операции, осуществляемые Сбербанком России
1.4 Недостатки работы Банка по оценкам клиентов и руководства
2.Организация основных банковских операций в ОАО «Северный Банк Сбербанка России»
2.1 Депозитные операции
2.2 Кредитные операции
2.3 Порядок ведения кассовых операций
2.4 Организация безналичных расчетов
3. Анализ основных экономических показателей деятельности Сбербанка и, в частности, отделения № 0017/01571
3.1Основные экономические показатели деятельности СБ
3.2 Краткая характеристика дополнительного офиса № 0017/0157 Ярославского отделения ОАО Северного Банка Сбербанка России
3.3 Анализ основных показателей деятельности дополнительного офиса № 0017/0157
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Основные операции сбербанка.docx

— 79.49 Кб (Скачать)

· Сложные, запутанные и чрезвычайно длительные процедуры

· Некомпетентность сотрудников, занятых в работе с клиентами

· Хамство сотрудников  при работе с клиентами

· Длительное ожидание при звонках в центр приема звонков

· Многочасовые очереди  в офисах банка

· Неудобный для  клиентов режим работы отделений

Также высказываются  следующие критические замечания:

· Сбербанк России -- правопреемник системы государственных трудовых сберегательных касс СССР (сберкасс), всё имущество которых принадлежало государству. В процессе либерализации цен в начале 1990-х годов государство и Сбербанк фактически отказались от гарантий обеспечения вкладов граждан, в результате произошло их обвальное обесценивание, вызвавшее резкое недовольство населения. С 1996 года проводится частичная компенсация потерь вкладчиков.

· По свидетельствам работников банка, в ходе проведения размещения акций банка в феврале 2007 года многие сотрудники Сбербанка  принуждались руководством к приобретению этих акций.

Основная проблема Сбербанка основана на его же главном  конкурентном преимуществе -- гигантском масштабе бизнеса. Тяжелая бюрократическая  машина Сбербанка часто не обеспечивает эффективность работы. Основными  проблемами Сбербанка на сегодняшний  день остаются повышение качества обслуживания, в т.ч. информационно-технологичной  базы, и сокращение времени ожидания клиентов в очередях. В связи с  недостаточным качеством обслуживания Сбербанк теряет многих потенциальных  клиентов; часть недовольных работой  Сбербанка клиентов обращаются к  услугам других банков.

Разрешением проблемы очередей может быть развитие системы  удаленных каналов самообслуживания, что является весьма перспективным  направлением банковской деятельности на сегодняшний день на российском рынке не только для такого гиганта, как Сбербанк.

К 2014 году планируется  вывести 70% платежей из операционных касс в удаленные каналы самообслуживания, в связи с чем в настоящее  время «Сбербанком» активно ведется  финансирование информационно-технологичного сектора и программных разработок. Именно IT стали визиткой нынешнего  «Сбера». «Сбер», в частности, внедрил  «Электронную сберкассу» (впоследствии получившую более благозвучное название Sberbank OnLine), а банкоматы и платежные  терминалы самообслуживания действительно  стали существенно более функциональными. В банке планируют увеличить  парк АТМ к концу 2013 года до 60 тыс. устройств - неслыханная по европейским масштабам цифра! Именно развитие технологичного сектора поможет «Сбербанку» меняться в лучшую сторону и использовать свои конкурентные преимущества наилучшим образом.

 

2. Организация основных  банковских операций в ОАО  «Северный Банк Сбербанка России»

Поскольку прохождение  практики осуществлялось в секторе  обслуживания физических лиц, в работе будут рассмотрены главным образом  особенности работы с данным сектором обслуживания.

Прежде чем рассматривать  виды услуг по обслуживанию физических лиц, необходимо уточнить: кто же такие  физические лица? В это понятие  включаются население и граждане, занимающиеся деятельностью без  образования юридического лица с  момента государственной регистрации  в качестве индивидуальных предпринимателей.Проводимые операции по обслуживанию физических лиц представлены в таблице 1:

Таблица 1.

Операции по обслуживанию населения

 
№ п/п Название операции Содержание  
1 Депозитные операции Привлечение денежных средств населения во вклады и  депозиты на различных условиях, характерных  для каждого вида вклада и депозита.  
2 Кредитные операции Размещение ресурсов банка путем предоставления потребительского кредита, к которому относятся: кредит на неотложные нужды; жилищный нужды; ломбардный кредит  
3 Валютные операции Коммерческие банки  совершают следующие операции с  иностранной валютой:

1. покупка (продажа)  наличной иностранной валюты  за наличные рубли;

2. покупка (продажа)  платежных документов в иностранной  валюте за наличные рубли;

3. прием на инкассо  наличной иностранной валюты;

4. выдача валюты  по пластиковым карточкам;

5. прочие.

 
4 Операции с пластиковыми карточками Выдача пластиковых  карточек и осуществление операций с ними по выдаче наличных денежных средств; по оплате товаров, работ, услуг; зачисление заработной платы на счета  пластиковых карт.  
5 Прочие операции Расчетно-кассовое обслуживание; доверительные операции; услуги по хранению ценностей; консультационные услуги.  
       

 

Теперь рассмотрим подробнее отдельные виды операций.

2.1 Депозитные операции

Депозитные операции - это операции банка по привлечению  средств населения во вклады до востребования  и на определенный срок. Депозитные операции могут быть самыми разнообразными (см. Рис.1).

Рис. 1. Классификация  депозитных операций

Депозиты до востребования  представляют собой средства, которые  могут быть востребованы в любой  момент без предварительного уведомления  банка со стороны клиента. Депозиты до востребования предназначены  для текущих расчетов. Инициатива открытия такого счета исходит от самих клиентов в связи с потребностью производить расчеты, совершать  платежи и получать денежные средства в свое распоряжение при посредничестве банка.

Депозиты до востребования  являются самым дешевым источником образования банковских ресурсов. В  связи с высокой мобильностью средств остаток на счетах до востребования  не постоянен, иногда крайне изменчив. Возможность владельца счета  в любой момент изъять средства требует  наличия в обороте банка повышенной доли высоколиквидных активов за счет сокращения доли менее ликвидных, но приносящих высокие доходы активов. В силу этих причин по остаткам на счетах до востребования банки уплачивают владельцам достаточно низкий процент  или же вообще не начисляют никакого дохода.

Срочные вклады - это  депозиты, привлекаемые банками на определенный срок. Различают собственно срочные вклады и срочные вклады с предварительным уведомлением.

Собственно срочные  вклады подразумевают передачу средств  в полное распоряжение банка на срок и условиях по договору, а по истечении  этого срока срочный вклад  в любой момент может быть изъян  владельцем. Размер вознаграждения, выплачиваемый  клиенту по срочному вкладу, зависит  от срока, суммы депозита и выполнения вкладчиком условий договора. Чем  длительнее сроки и (или) больше сумма  вклада, тем больше размер вознаграждения. Действующая практика предусматривает  оформление срочных вкладов на сроки  до 30 дней; от 31 дня до 90 дней; от 91 дня  до 180 дней; от 181 дня до 1 года; от1 года до 3 лет; свыше 3 лет. Такая детальная  градация стимулирует вкладчиков к  рациональной организации собственных  средств и помещению во вклады, а также создает банкам условия  для управления своей ликвидностью.

Вклады с предварительным  уведомлением об изъятии средств  означают, что об изъятии вклада клиент должен заранее оповестить банк в определенный по договору срок. В  зависимости от срока уведомления  определяется и процентная ставка по вкладам.

Сумма срочного вклада устанавливается круглыми суммами  и должна быть неизменна в течение  всего срока действия договора, (исключение может составлять разновидность  срочного вклада - срочный вклад  с дополнительными взносами). Срочные  вклады не используются для осуществления  текущих платежей.

Основные нормативные  акты, регулирующие депозитные операции:

- Гражданский кодекс  РФ: ст. 834 - 844 (глава 44), ст. 845 - 860 (глава  45), ст. 395, 809, 818 ч. 2;

- Федеральный закон  РФ «О банках и банковской  деятельности» от 02.12.1990 №395-I, в ред.  от 21.03.2002;

- Положение ЦБ РФ  № 39-П «О порядке начисления  процентов по операциям, связанным  с привлечением и размещением  денежных средств, и отражения  указанных операций по счетам  бухгалтерского учета» от 26.06.98;

Вклады граждан  отличаются от вкладов юридических  лиц более жесткими условиями - проценты по вкладам граждан не могут быть изменены банком в одностороннем  порядке, если это не оговорено в  договоре вклада.

От юридических  лиц депозиты принимаются в безналичном  порядке. Предприятия и организации  представляют в свой банк платежное  поручение, на основании которого происходит зачисление средств.

При привлечении средств  во вклад от физического лица с  ним заключается депозитный договор, а также оформляется лицевой  счет вкладчика.

Взнос вклада наличными  в кассу банка оформляется  следующей бухгалтерской проводкой:

Д-т сч. № 20202 «Касса кредитных организаций»;

К-т сч. № 423( 02-07) «Депозиты  физических лиц».

Приходные кассовые операции совершаются с применением бланка приходного кассового ордера. Иногда ордер делают двусторонним: с оборота  одной стороны - приходный, с оборота  второй стороны - расходный (см. Приложение 5 и 6). Правилами разрешается оформлять  документы и делать записи по счету  до фактического внесения денежных средств  в кассу банка. Ордера подписываются  сотрудниками банка, отвечающими за работу с вкладами, и передаются кассиру совершения приходных кассовых операций.

Проценты начисляются  от начала срока вклада или от дня  последнего начисления процентов до последней даты месяца. Также необходимо отметить, что по депозитам граждан  начисленные проценты подлежат обложению  подоходным налогом в том случае, если процентная ставка превышает ставку рефинансирования Банка России.

Юридические лица могут  размещать имеющиеся у них  временно свободные денежные средства на депозитных счетах в коммерческом банке с целью получения дополнительного  дохода. Однако юридические лица не могут перечислять средства, находящиеся  во вкладах другим лицам.

На счетах вкладов  и депозитов государственных  предприятий, организаций отражают операции только для учета депозитов. Запрещается предоставление юридическим  лицам возможностей по фактическому открытию дополнительных расчетных  счетов: в договорах на предоставление депозита должен быть оговорен срок использования  банком временно свободных денежных средств юридических лиц, не должно предусматриваться беспрепятственное  расходование зачисленных средств  по распоряжению клиента. Таким образом, юридические лица не должны иметь  возможность проводить операции независимо от наличия претензий  к расчетному счету с нарушением очередности платежей, использовать счет для аккумуляции средств, им не принадлежащих, с последующим  расходованием на реализацию различных  сделок.

Для юридических лиц  банки могут предлагать следующие  виды депозитов:

1. открытые - денежные  средства, вложенные на счет в  банке. Среди данного вида депозитов  различают:

· депозиты до востребования, по которым нет ограничений по суммам, срокам хранения средств и  их выдача должна быть произведена  по первому требованию вкладчика;

· срочный депозит, открываемый на конкретный срок;

· квазисрочный депозит  без определенного срока хранения;

2. закрытые;

3. сейфовые.

При открытии депозита с клиентом-ЮЛ заключается договор  в двух экземплярах, один из которых  остается в банке, а другой у клиента (см. приложение 3). Для открытия депозитного  счета в банке клиент должен представить  справку в банк о регистрации  счета в Налоговой инспекции.

Основой взаимоотношений  банка и клиента является договор  банковского счета, при заключении которого оформляются правовые отношения  сторон.

По договору банковского  счета банк обязуется принимать  и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и  проведение других операций по счету.

Типовой договор банковского  счета состоит из следующих разделов (см. Приложение 3 ):

1. Общие положения;

2. Права и обязанности  сторон;

3. Ответственность  сторон;

4. Юридические адреса  сторон.

Каждый банк по своему усмотрению может предусматривать  дополнительные разделы и условия  договора.

Информация о работе Основные операции в "Сбербанке"