Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:27, курсовая работа
Цель работы – изучить и описать деятельность коммерческих банков по оценки кредитоспособности потенциальных заёмщиков.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы оценки кредитоспособности потенциальных заёмщиков.
2. Описать наиболее распространённые методы оценки кредитоспособности.
3. Выявить проблемы оценки кредитоспособности заёмщиков и обозначить пути их решения.
Введение 3
1. Теоретические аспекты оценки кредитоспособности 5
1.1. Понятие кредитоспособности, цели и задачи оценки кредитоспособности 5
1.2. Информационная база для оценки кредитоспособности предприятия 8
1.3. Отражение методов оценки кредитоспобности клиента в кредитной
политике банка. 13
2. Основные подходы к оценке кредитоспособности предприятия 17
2.1. Методы оценки кредитоспособности заёмщика 17
2.2. Организационно-экономические проблемы оценки кредитоспособности
предприятия 26
2.3. Бюро кредитных историй как инструмент повышения эффективности оценки кредитоспособности заёмщиков 27
Заключение 30
Список источников 31
Приложения 33
Ещё
одним существенным аспектом проблемы
информационного обеспечения является
необходимость оценки использования заёмщиков
схем по оптимизации налогообложения,
поскольку в случае активного применения
данных схем возникает риск ухудшения
финансового состояния организации вследствие
действия налоговых органов.
1. 3. Отражение методов оценки кредитоспобности клиента в кредитной политике банка
Решение локальной задачи оценки кредитоспособности клиента не может быть эффективным в отрыве от кредитной политики банка.
Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов (16). На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, а также региона, к которому принадлежит потенциальных заемщик. Данная работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых элементов анализа делает процесс кредитования осмысленным и подготовленным.
Исходя из проведенных исследований, руководство банка принимает меморандум кредитной политики на конкретный период. В этом документе излагаются (7) :
1.Основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков, например:
а) для акционеров (пайщиков);
б) для старых, с определенной историей взаимоотношений, клиентов;
в) для новых клиентов;
2. Утверждается Положение о порядке выдачи кредитов, где отражается:
Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к работе по кредитованию.
Кредитная
политика коммерческого банка
Кредитная политика банка включает в себя следующие элементы:
определение целей, исходя из которых, формируется кредитный портфель банка (виды, сроки, размеры и качество обеспечения);
описание полномочий подразделений банка в процессе выдачи, ведения и погашения кредита;
Под методом кредитования обычно подразумевается совокупность приемов, с помощью которых осуществляется выдача и погашение кредита. Таких методов три: кредитование по остатку; кредитование по обороту; кредитная линия.
Кредитование проводится в несколько этапов: подготовительный; рассмотрение кредитного проекта; оформление кредитной документации; этап использования кредита и последующего контроля в процессе кредитования.
Кредитная политика коммерческого банка — это комплекс мероприятий банка, цель которых — повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска.
Как правило, конкретные методы и этапы оценки кредитоспособности находят отражение в Положении банка об установлении кредитного лимита. Данный документ должен содержать:
1.
Состав общих требований к
клиенту: организационно-
2. Перечень документов, испрашиваемых у потенциального заёмщика с целью оценки его кредитоспособности.
3.
Требования к финансовому
4.
Порядок рассмотрения
5. Требования к обеспечению кредита.
6. Порядок взаимодействия служб банка при установлении лимита кредитования.
7.
Сроки проведения оценки
Выводы по главе:
1. Понятие кредитоспособность нетождественно понятию платёжеспособность поскольку помимо схожего экономического содержания имеет более сложную правовую природу.
2.
Недостаточное качество
3.
В целях повышения качества
корпоративного управления
Глава
2. Основные подходы
к оценке кредитоспособности
предприятия
2.1. Методы оценки кредитоспособности заёмщика
Проблема выбора системы показателей для оценки способности заёмщика исполнить свои обязательства является наиболее актуальной и сложной на нынешнем этапе развития банковской системы России. Рассмотрим основные методы, применяемые как в российской, так и международной практике, решения обозначенной проблемы.
Система комплексного финансового анализа (18) - наиболее распространённая в российских банках методика оценки кредитоспособности.
Первым этапом анализа является выявление «больных» статей финансовой отчётности.
Информация
о недостатках в работе коммерческой
организации, как правило, присутствует
в бухгалтерской отчетности в
явном или завуалированном
К первой группе относятся:
"Непокрытые
убытки прошлых лет" (ф.№1), "Непокрытый
убыток отчетного года" (ф. №1),
"Кредиты и займы, не
Ко второй группе принято относить данные, приводимые во втором разделе формы №5: "Дебиторская задолженность просроченная", "Векселя полученные просроченные" и "Дебиторская задолженность, списанная на финансовые результаты". Значимость сумм по этим статьям в отношении финансовой устойчивости предприятия зависит от их удельного веса в валюте баланса и говорит о наличии проблем с клиентами.
Следующим этапом является оценка имущественного положения организации, информация о котором представлена в бухгалтерском балансе предприятия.
Согласно
действующим нормативным
Вертикальный анализ баланса.
Расчет и анализ динамики финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, в общей сумме и в разрезе основных групп позволяют сделать лишь самые общие выводы о его имущественном положении. (13) Следующей аналитической процедурой является вертикальный анализ: иное представление отчетной формы, в частности баланса, в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в общем итоге. Обязательный элемент анализа - динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия.
Можно выделить две основные черты вертикального анализа:
-
переход к относительным
-
относительные показатели
Горизонтальный анализ баланса.
Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет не только анализировать изменение отдельных балансовых статей, но и прогнозировать их значения.