Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 19:35, курс лекций
Тема 1.Коммерческие банки как самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Основы их деятельности. Коммерческие банки в кредитной системе.
Тема 2. Роль учета в системе управления коммерческим банком и его организации
Тема 3. Характеристика Плана счетов бухгалтерского учета коммерческих банков
Тема 4. Организация аналитического учета в коммерческих банках
Тема 5. Корреспондентские отношения между банковскими учреждениями
Тема 6. Открытие банками счетов в национальной и иностранной валютах и режим функционирования этих счетов
Тема 7. Учет кассовых операций в коммерческих банках
Тема 8. Учет операций коммерческого банка по безналичным расчетам
эмиссионные (деятельность банка по формированию собственного капитала и недепозитного привлечения финансовых ресурсов, которое осуществляется в виде выпуска банковских акций, облигаций, векселей и других долговых обязательств);
комиссионные;
посреднические.
Все
перечисленные операции банки могут проводить
как в национальной, так и в иностранной
валюте. Законодательно запрещено КБ осуществлять
деятельность в сфере материального производства,
торговли, страхования (кроме страхования
валютных и кредитных рисков).
1.6.
Формы организации и структура КБ
Существуют различные формы организации КБ, которые зависят от ряда факторов:
Размер и мощность банка.
Виды операций и их масштабность.
Форма собственности.
Деятельность за рубежом.
Однако существуют типичные формы организационной структуры КБ, которые могут корректироваться в зависимости от изменения деятельности банка.
1) Пирамидальная структура применяется в банке тогда, когда банк работает на начальном кредитном рынке, где действует ограниченный контингент клиентов, слабо выражена конкуренция, не развита или отсутствует филиальная сеть. Для этой организационной структуры банка характерны вертикальные связи, когда отделы банка непосредственно подчинены высшему руководству (банк имеет 6 - 8 отделов, где сосредоточена вся его деятельность).
2) С усилением специализации, расширением банковских операций, финансового обслуживания клиентов, расширением районов банковской деятельности организационная структура подвергается изменениям. Большая часть полномочий переходит от высшего звена управления к руководителям более низшего звена, в результате чего возникают промежуточные звенья между высшим руководством банка и низовыми структурами. Такое рассредоточение полномочий позволяет создать структуру по географическому признаку.
3) При усложнении и расширении банковских функций может быть т.ж. использована функциональная форма организации, которая основана на конкретном разделении функций аккумуляции денежных ресурсов и способов их использования.
В организационной структуре банка выделяют два основных момента:
Структура управления банка
Структура
его функциональных подразделений и служб.
1.7.
Функции КБ
Основными функциями КБ традиционно считаются:
аккумулирование временно свободных средств, денежных сбережений и накоплений юридических и физических лиц;
обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;
кредитование юридических и физических лиц;
учет векселей и операции с ними;
хранение финансовых и материальных ценностей;
доверительное управление имуществом клиентов;
проведение международных валютных операций;
оказание брокерских услуг;
предоставление деловой информации о клиентах, экспертные консутьтации.
Основная
функция банков - посредничество при перераспределении
свободных денежных ресурсов, т.е. привлечение
средств тех, кто ими временно не пользуется,
и передача их тем, кому они необходимы.
Контрольные
вопросы к теме 1
1. Роль коммерческих банков в кредитной системе Украины.
2. Тип постоения банковской системы Украины.
3. Разновидности операций осуществляемых коммерческими банками.
4. Структура управления банка и его функциональных подразделений и служб.
5.
Тенденции развития современной банковской
системы.
Тема 2. Роль учета в системе управления коммерческим банком
и его организации
2.1.
Организация учета в коммерческих банках
Банк не может функционировать без системы ежедневного учета операций касаемых изменений в активах, обязательствах и капитале (поскольку только благодаря такому учету руководство банка имеет возможность постоянно следить за его деятельностью).
Бухгалтерский учет должен соответствовать следующим требованиям:
1. Актуальность (все операции совершаемые банком должны ежедневно отображаться в балансе и оборотно-сальдовой ведомости, благодаря чему руководство банка и его клиенты постоянно получают надлежащую информацию).
2. Надежность (ошибочные записи предотвращают автоматический контроль и согласование, благодаря чему сокращаются расходы на исправление ошибок в системе - в системе автоматизации банка, а также не нарушается уверенность клиента в надежности банка).
3. Эффективность (между банковскими операциями, которые приносят доходы, и расходами на их проведение должно сохраняться определенное соотношение, которое будет обеспечивать положительное функционирование банка).
Кроме этих требований система бухгалтерского учета должна удовлетворять требованиям действующего законодательства и нормативным документам НБУ.
Основу учета в банках составляет подсистема синтетического учета, который дает общие представления об осуществлении операций и изменений в балансе банка. Его материалами является ежедневный баланс, сводные оборотно-сальдовые ведомости, кассовые журналы, которые составляются в автоматическом режиме.
Подсистема
аналитического учета обеспечивает отражение
банковской операции более детализировано:
указывается дата проведения операции,
вид документа, согласно которому она
проведена, номер корреспондирующего
счета, сумма, такая же детализация сохраняется
и по отношению к лицевым счетам, которые
признаются основной формой аналитического
учета и ведутся в двух экземплярах. Средствами
аналитического учета также являются
операционные журналы и картотеки документов.
Данные аналитического учета являются
основой для проведения экономического
анализа (поскольку именно они используются
для группировки по балансовым счетам
той информации, которая затем отражается
в финансовой отчетности).
2.2.
Методологические основы бухгалтерского
учета в банках
Методологически и организационно бухгалтерский учет разделяется на финансовый и управленческий, т.е. система учета включает две составляющие, которые независимы друг от друга, но взаимосогласованы, имеют свое предназначение и играют свою роль в управлении банком.
Управленческий учет - является процессом определения, оценки, накопления, анализа, подготовки и передачи информации, используемой руководством банка в процессе планирования и контроля деятельности банка, для принятия решений по определению направлений использования
банковских ресурсов.
Финансовый учет - обеспечивает своевременную и значимую информацию о финансовом состоянии банка и результатах его деятельности. Его пользователями является руководство банка, служащие, действующие и потенциальные кредиторы и инвесторы, контролирующие органы и т.д.
Объектами финансового учета, которые отображаются на синтетических и аналитических счетах являются:
1. Активы банка (наличные средства, средства на корсчетах, депозиты и кредиты в др. банках, портфель ЦБ, материальные и нематериальные активы, кредиты и финансовый лизинг, предоставляемые клиентам или банкам прочие активы);
2. Обязательства (средства на корсчетах банков, депозиты и кредиты банков, средства до востребования клиентов, срочные депозиты клиентов, ЦБ собственного долга, кредиты, полученные от международных финансовых организаций, прочие обязательства);
3. Капитал (уставный капитал, нераспределенная прибыль, прочие фонды и общие резервы, результаты текущего года, результаты переоценки основных средств).
Банк может предоставлять клиентам информацию о своей надежности и преимуществах только через опубликованную финансовую отчетность, где отображается вся деятельность банка.
Актуальность, надежность и полнота информации, представленная банком в финансовых отчетах, определяют его репутацию. Финансовые отчеты, подготовленные для заинтересованных лиц, являются конечным пунктом системы учета.
В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета (МСБУ), к основным финансовым отчетам относят:
отчет о прибылях и убытках (оценивается деятельность банка, включает доходы и расходы, зарегистрированные в течение определенного периода;
балансовый отчет (элементы, которые непосредственно связаны с оценкой финансового состояния в балансовом отчете, определяют: активы, обязательства, капитал);
отчет
о движении денежных средств.
2.3. Особенности учета хозяйственных операций
по
принципу начисления
Принцип начисления является основополагающим принципом построения международных стандартов бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности всеми хозяйствующими субъектами. Он базируется на трех общих правилах:
1) доходы признаются в том периоде, когда они заработаны;
2) расходы признаются в том периоде, когда они были понесены;
3) период времени, когда фактически были получены деньги (доход) или уплачены денежные средства (расходы), во внимание не принимается.
Принцип начисления существенно влияет на финансовую отчетность:
операции и события признаются по мере того, как они проводятся или совершаются;
право на получение денежных средств или других финансовых ресурсов признается как актив в балансовом отчете;
обязательства по оплате денежных средств или предоставления услуг признаются как обязательства в балансовом отчете;
доходы и расходы в отчете о финансовых результатах определяются за соответствующий период.
Принцип начисления основывается на двух концепциях:
Концепция признания дохода.
Концепция соответствия.
В соответствии с концепцией соответствия определяются расходы, которые следует считать расходами отчетного периода:
денежные средства, уплаченные в течение отчетного периода, являются расходами будущих периодов и учитываются как актив в балансовом отчете;
расходы,
которые фактически понесены в текущем
периоде, но будут уплачиваться в течение
будущих периодов, учитываются в балансовом
отчете как обязательства и одновременно
признаются в отчете о финансовых результатах.
Контрольные вопросы к теме 2
Предмет и метод бухгалтерского учета.
Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.
Налоговый учет в системе коммерческих банков.
Бухгалтерские документы и регистры бухгалтерского учета, их документооборот.
Функции ответственных исполнителей банка.
Функциональные обязанности главного бухгалтера банка.
Концепция признания дохода и концепция соответствия.