Лекции по "Учету в банках"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 19:35, курс лекций

Краткое описание

Тема 1.Коммерческие банки как самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Основы их деятельности. Коммерческие банки в кредитной системе.
Тема 2. Роль учета в системе управления коммерческим банком и его организации
Тема 3. Характеристика Плана счетов бухгалтерского учета коммерческих банков
Тема 4. Организация аналитического учета в коммерческих банках
Тема 5. Корреспондентские отношения между банковскими учреждениями
Тема 6. Открытие банками счетов в национальной и иностранной валютах и режим функционирования этих счетов
Тема 7. Учет кассовых операций в коммерческих банках
Тема 8. Учет операций коммерческого банка по безналичным расчетам

Файлы: 1 файл

ВСЁ о Банках.rtf

— 1.45 Мб (Скачать)

     8.7. Расчеты во время осуществления зачета взаимной задолженности 

     К расчетам, которые осуществляются как зачет взаимной задолженности плательщиков, принадлежат расчеты, по которым взаимные обязательства должников и кредиторов погашаются в равнозначных суммах, и только на их разницу осуществляется платеж на общем основании. Эти расчеты могут осуществляться путем зачисления обязательств между двумя плательщиками или группой плательщиков всех форм собственности одной или различных отраслей хозяйства.

     Предприятия, которые имеют хозяйственные связи по поставкам товаров, могут осуществлять расчеты периодично по сальдо встречных требований. В договорах между предприятиями предусматривается периодичность сверки взаимной задолженности с составлением соответствующего акта, сроки и платежные инструменты, при помощи которых будут осуществляться расчеты. После составления акта сверки взаимной задолженности в сроки, определенные действующим законодательством, та сторона, в пользу которой образовалось кредитовое сальдо взаимных обязательств, выписывает расчетный документ (платежное поручение, требование-поручение) или оформляет вексель.  

           Особенности расчетов в электронных системах

         типа «клиент-банк» 

     Для оперативного ведения клиентом своих счетов в банке и обмена технологической информацией клиенты могут применять программно-технический комплекс «клиент банка - банк» (далее - система «клиент - банк»). Система «клиент - банк» является составной частью программ автоматизации банковской деятельности и источником поступления расчетных документов через системы автоматизации банка (далее - САБ) в системы электронных платежей НБУ или внутренней платежной системы и состоит из клиентской и банковской части.

     Клиентская часть системы «клиент-банк» обеспечивает автоматическое ведение текущего состояния счета клиента в банке, учитывая проведение начальных и обратных платежей. Реквизиты расчетного документа в электронном виде, который используется в системе «клиент - банк», определяются договором между банком и клиентом.

     Банковская часть системы «клиент-банк» обеспечивает проверку приведенных электронных подписей на каждом расчетном документе в электронном виде клиента и по платежному файлу. Банковская часть системы «клиент-банк» является неотъемлемой составной частью САБ и должна обеспечивать беспрерывную защиту клиентских расчетных документов в электронном виде во время их обработки в САБ.

     Если это предусмотрено договором между банком и клиентом, то использование клиентом системы «клиент-банк» не исключает возможной обработки банком документов клиента на бумажных носителях.

     Во время осуществления расчетов через систему «клиент-банк» применяются расчетные документы в электронном виде. Плательщик может формировать расчетные документы в электронном виде при помощи клиентской части системы «клиент-банк» на основе должным образом оформленных платежных поручений, платежных требований-поручений, а также с использованием платежных карточек.

     В случае отсутствия (недостатка) средств на счете плательщика, банк возвращает расчетный документ в электронном виде без исполнения, если другое не предусмотрено в договоре между банком и клиентом. 

     Контрольные вопросы к теме 8 

     Формы расчетных документов для проведения безналичных расчетов.

     Проведение расчетов в системе электронных платежей «клиент-банк».

     Учет расчетов с применением платежных поручений.

     Расчеты гарантированными поручениями, их учет.

     Учет расчетов с применением платежных требований-поручений.

     Учет расчетов чеками.

     Учет расчетов аккредитивами.

     Порядок осуществления расчетов векселями.

     Расчеты платежными требованиями без акцепта плательщиков и бесспорное списание (взыскание) средств.

     Особенности учета безналичных расчетов в системе электронных межбанковских расчетов (система электронных платежей). 

 

      Тема 9. Учет капитала банка 

     9.1.Бухгалтерская оценка капитала банка 

     В практике международных стандартов по бухгалтерскому учёту рассматривают две концепции капитала:

     физический капитал - это показатель продуктивности деятельности банка;

     финансовый капитал - это сумма денежных средств, которую внесли учредители.

     Капитал банка - это, по сути, остаточный интерес банка в активах за вычетом обязательств. Капитал является одним из элементов баланса банка.

     В условиях текущей деятельности банка нет необходимости размежёвывать активы по их реальным собственникам. Однако в случае ликвидации банка претензии к активам подразделяются на две группы:

     фиксированные, т.е. претензии кредиторов, которые удовлетворяются в обязательном порядке;

     остаточные, т.е. претензии акционеров.

     Это концептуальное положение описывается формулой:

     Капитал = Активы - Обязательства.

     Таким образом, стоимость капитала прямо зависит от стоимости активов.

     Капитал банка учитывается по счетам класса 5 Плана счетов, который включает в себя два раздела:

     раздел 50 «Уставной капитал и прочие фонды банка»;

     раздел 51 «Результаты переоценки». 

     9.2. Учет операций по формированию уставного фонда банка 

     До регистрации коммерческого банка в региональном управлении НБУ по месту регистрации открывается временный счёт. На этот счёт каждый учредитель (основатель) вносит часть уставного фонда, что определено в действующем законодательстве и учредительными документами.

     После регистрации банка, аккумулированные средства перечисляются на корреспондентский счёт коммерческого банка в учреждении НБУ. Если в регистрации банку отказано, то средства с временного счёта возвращаются учредителям банка в недельный срок по их заявлению.

     Процесс аккумуляции средств для регистрации банка означает распространение акций среди акционеров, причём сумма уставного фонда определяется учредительными документами, а его минимальный объём регламентируется действующим законодательством. Таким образом, уставной фонд - это средства, которые внесены акционерами (учредителями, паевиками) банка путём приобретения акций. Акция свидетельствует о паевом участии в уставном фонде банка.

     Банк как эмитент ценных бумаг, выпуская их, обязуется исполнять свои обязательства, которые возникают при условии их выпуска.

     По своему типу акции могут быть простыми и привилегированными. Выплата дивидендов по привилегированным акциям проводится в размере, указанном в акции. Простые акции не имеют фиксированной дивидендной ставки и поэтому их рыночная стоимость может повышаться или снижаться.

     Простые и привилегированные акции в бухгалтерском учёте отображаются отдельно. Акции оплачиваются в гривнах, а в случаях, предусмотренных уставом банка, также и в иностранной валюте. Однако независимо от формы внесённого вклада стоимость акции по счетам капитала выражается в гривнах. Иностранная валюта пересчитывается в гривны по официальному курсу НБУ на момент внесения в уставный фонд и корректировке в случае изменения валютных курсов не подлежит.

     Различают зарегистрированный уставный капитал и неуплаченный

     зарегистрированный уставный капитал. Согласно этому ведётся учёт уставного фонда и взносов в уставной фонд. Зарегистрированный уставной капитал учитывается по группе 500 класса 5 Плана счетов в разрезе балансовых синтетических счетов:

     5000 П «Уплаченный зарегистрированный уставный капитал»;

     5001 КП « Неуплаченный зарегистрированный уставный капитал».

     Взносы по незарегистрированному уставному фонду учитываются на счёте №3630 П «Взносы по незарегистрированному уставному фонду» группы 363 «Расчёты с акционерами».

     Уплатив за акции, покупатель считается акционером банка, а акция свидетельствует о его участии в уставном фонде. Вследствие того, что акции могут быть простыми и привилегированными, операции по ним учитываются отдельно. Именно поэтому к счёту №5000 открывается два субсчёта:

     5000.1 - для учёта стоимости привилегированных акций;

     5000.2 - для учёта стоимости простых акций.

     После перечисления аккумулированных средств с временного счёта на корреспондентский (на момент регистрации коммерческого банка НБУ) полученные взносы по уставному фонду отражаются:

     Д-т Корреспондентский счёт

     К-т 3630.

     В случае регистрации уставного капитала:

     Д-т 3630

     К-т 5000.

     на сумму неуплаченной части увеличения уставного капитала:

     Д-т 5001

     К-т 5000.

     В случае получения взносов акционеров в уставный капитал после его регистрации:

     на сумму взноса:

     Д-т Корреспондентский счёт банка (касса и текущий счёт клиента)

     К-т 5001.

     Коммерческие банки - юридические лица могут предоставлять разрешение филиалам на размещение акций среди своих клиентов. Средства, полученные филиалом банка за реализованные акции по их номинальной стоимости, учитываются на счёте №3641 П «Кредиторская задолженность по расчётам по ценным бумагам для банка» и перечисляются головному банку через счета группы 390 «Расчёты между филиалами и прочими подведомственными учреждениями банка, которые размещены в Украине» для формирования уставного фонда. При этом осуществляется следующие бухгалтерские записи:

     Д-т 3900

     К-т 3641 - при получении филиалом средств;

     Д-т 3641

     К-т 3900 - при перечислении средств головному банку для формирования уставного фонда.

     Головной банк зачисляет средства за реализованные филиалом акции на основании документов, полученных от филиала на счёта группы 500 «Зарегистрированный уставный капитал банка», операции по которой отображаются только в балансе головного банка - юридического лица. 

     9.3. Учёт операций по расчётам с акционерами 

     При разных обстоятельствах может возникнуть необходимость выкупа акций банка, которые находятся в обращении и принадлежат акционерам данного банка. В течение года со дня выкупа акции должны быть перепроданы, распространены среди своих работников или аннулированы. В этот период распределение прибыли, голосование и определение кворума на общих сборах акционеров проводится без учёта выкупленных банком собственных акций.

     Учёт собственных акций, выкупленных у акционеров для дальнейшей перепродажи или аннулирования в установленном порядке, осуществляется на балансовом счёте №5002 КП «Собственные акции банка, приобретённые у акционеров» по номинальной стоимости. Разница между номинальной стоимостью и ценой выкупа относится на счёт №5010 П «Эмиссионные разницы» в пределах остатка по этому счёту.

     В случае продажи выкупленных собственных акций излишек между номинальной стоимостью и ценой продажи определяется как прибыль или убыток банка и отображается на балансовом счёте №5010 П «Эмиссионные разницы». Банк ведёт внесистемный учёт движения собственных акций.

Информация о работе Лекции по "Учету в банках"