Этапы и направления эволюции мировой валютной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой. Мировая валютная система сложилась к середине XIX века. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы ( это ясно видно на примере того, как система «золотого стандарта» сменялась Бреттон-Вудской валютной системой и т.д.).

Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с национальными валютными системами.

Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран.
Взаимная связь национальных и мировой валютной систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство.

Теория выбора режима валютного курса предполагает, что использование определённого механизма курсообразования налагает на правительство соответствующие ограничения при построении макроэкономической политики . При этом в каждом конкретном случае выбор режима валютного курса является компромиссом между доверием к проводимой политике и степенью свободы в применении набора макроэкономических инструментов для достижения поставленных целей .

Проблема однако заключается в том, что данные ограничения на действия правительства налагаются лишь теоретически . На практике же совокупность и характер стоящих перед странами макроэкономических проблем часто приводят к невозможности выполнения всех задаваемых условий , а следовательно, повышают уязвимость экономики по отношению к некоторым вариантам развития событий .

Дополнительным препятствием проведению последовательной макроэкономической политики является существование феномена политического цикла и предпочтение правительством краткосрочных выгод в ущерб долгосрочным.

Для переходной экономики ,характеризующейся существованием таких проблем, как неустойчивый экономический рост , сложное финансовое состояние реального сектора и банковской сферы , высокая инфляция, безработица и внешний долг , проблема компромисса между доверием и гибкостью является ещё более сложной .

Столкнувшись в конце ХХ годов с чередой валютно - финансовых кризисов , экономисты стали склонятся к выводу , что использование промежуточных режимов валютного курса является ошибкой , так как задаваемые в их рамках целевые зоны колебаний курсов становятся своего рода мишенью для атак международных и отечественных спекулянтов . А поскольку среди многих ведущих экономистов и международных финансовых организаций доминирует точка зрения о полезности открытости страны потокам капитала , то проблема предотвращения или, по крайней мере , снижения вероятности валютно- финансовых кризисов была перенесена в плоскость выбора адекватного крайнего режима валютного курса – валютного совета или плавания.[17]

Политика валютного комитета на протяжении последнего десятилетия признавалась многими отечественными и зарубежными экономистами панацеей в решении проблемы выбора оптимального режима обменного курса . Однако коллапс этой политики в декабре 2001 г. в Аргентине , приведший к человеческим жертвам , заставил многие страны пересмотреть возможность введения механизма валютного совета в ближайшем будущем . Вопрос насколько целесообразен и реален процесс реализации политики валютного комитета в Республике Беларусь является особо актуальным на этапе интеграционного сближения монетарных систем Беларуси и России в рамках Союзного государства.

Примеры мирового опыта свидетельствуют , о том , что выбор валютного режима для стран , интегрирующихся в экономические образования , может пасть на механизм валютного совета , что фактически и произошло в Эстонии, Литве и Болгарии(номинанты для вступления в ЕС). Данную практику нельзя назвать абсолютно новаторской для применения в Республике Беларусь , так как ещё в Концепции валютной и кредитно-денежной политики на 1999-2000 гг. одним из пяти возможных вариантов предусматривался механизм валютного совета . И , хотя он и не был реализован в республике , идея его внедрения остаётся привлекательной для многих отечественных экономистов .

Экономическая сущность механизма валютного совета характеризуется следующими основными особенностями :

- жёсткая фиксация национальной валюты к иностранной ;
-автоматическая конвертируемость , то есть постоянно обеспеченная возможность в любой момент обменять местную валюту на резервную по фиксированному курсу;

-наличие достаточного объёма иностранной валюты , который, по меньшей мере , не уступал бы стоимосной оценке денежно-кредитных обязательств для выполнения предыдущего условия (обычно 105-110% покрытия национальной денежной массы на случай внезапных потрясений , связанных с падением цен активов , составляющих резервы );
 

- запрет на операции центрального банка на открытом рынке , а при жёсткой фиксации курса ограничиваются и его возможности оперировать косвенными инструментами (маневрировать процентными ставками ) и в целом выполнять свои регулирующие функции ;
- достижения разумного оздоровления финансовой системы , готовность допустить банкротство слабых банков ;
-принятие долгосрочного обязательства проводить указанную политику , которое должно быть оформлено в виде закона или упомянуто в банковском кодексе , для того , чтобы защитить рассматриваемый режим от угрозы политического вмешательства .

Для решения всех поставленных задач возникает первостепенная необходимость определения резервной валюты для РБ , выбор которой зависит от трёх факторов . Преимущественно предпочтение отдаётся валютам стран большой семёрки , как наиболее стабильным, с развитыми финансовыми рынками и широким разнообразием финансовых инструментов. Кроме этого , необходимо учитывать направление торговых потоков , валюту экспортно-импортных операций , а также валюту внешнего долга . Последним аспектом является степень долларизации экономики как аргумент в пользу выбора доллара США. По совокупности факторов перед РБ лежит выбор между тремя валютами : доллар США – по причине высокой долларизации экономики и в расчётах по внешним операциям , немецкая марка – Германия главный торговый партнёр из стран дальнего зарубежья (0,07% от объёма внешних сделок в 1999 г.), российский рубль – РФ основной торговый партнёр среди всех стран (62% в 2000г.)и партнёр по валютно – экономической интеграции . Приоритет концентрации торговли играл решающую роль при выборе резервной валюты во многих странах с валютным управлением . Так , внешнеэкономические отношения Эстонии с
Германией составляли около 70% к другим странам в 1999г. Литва использует американский доллар однако идут переговоры на высшем уровне о переориентации на евро по причине роста объёма торговых связей со странами ЕС ( только с Германией удельный вес составил половину от всей суммы торгового баланса ). Таки образом , использование российского рубля в качестве резервной валюты, опираясь на этот индикатор видится оптимальным.С другой стороны , валютную политику России нельзя назвать идеальной , да и по поводу конвертируемости российского рубля возникают сомнения . К тому же номинальная привязка к курсу российского рубля реально может означать фиксацию к доллару США , который обеспечивает устойчивость валюты РФ на внутреннем национальном рынке .

Использование же американского доллара представляется затруднительным по причине недостаточного количества валютных резервов Нацбанка для покрытия рублёвой денежной массы . Выходом из сложившейся ситуации может стать параллельная фиксация как к доллару , так и к российскому рублю , что фактически и проводится монетарными властями Республики Беларусь. Альтернативой является номинальная декларация росрубля в качестве резервной валюты , в то время как реальный механизм фиксации будет проводится с учётом кросскурсов двух валют к доллару США и взаимной рыночной котировке на валютных рынках .

Главным преимуществом реализации механизма валютного совета для РБ , что подтверждается примерами мирового опыта , станет достижение стабильности цен в средне- и долгосрочном периоде. Ещё одним преимуществом реализации механизма валютного совета а РБ станет отмена практики ”банкир– клиент ” между Нацбанком и правительством , тем самым прекратится кредитная эмиссия в некоторые отрасли экономики .[18]

Денежно-кредитная и валютная политика РБ (2000-2002гг.).
Осуществленные мероприятия в области денежно-кредитной и валютной политики стали основой для активизации сотрудничества с международными финансовыми организациями, центральными банками других государств. Так, на состоявшемся в конце сентября 2000 г. Ежегодном собрании управляющих МВФ и Всемирного банка в Праге руководство Фонда в целом положительно оценило достигнутые результаты денежно-кредитной политики, проводимой в республике. В IV квартале был подготовлен Меморандум о денежно-кредитной политике до конца
2000 г. и на I квартал 2001 г., реализация которого позволила начать работу, направленную на создание условий для достижения соглашения с МВФ. И здесь важно отметить, что это необходимо не только и даже не столько с точки зрения получения финансовых ресурсов для решения стабилизационных задач, сколько для того, чтобы обеспечить повышение инвестиционной привлекательности республики. В этом же направлении должны действовать и другие органы государственного управления.

Таким образом, к важнейшим положительным результатам денежно-кредитной политики 2000 г. можно отнести следующие:
• переход к единому обменному курсу белорусского рубля и обеспечение стабильности его рыночных котировок;

• ужесточение денежно-кредитной политики, выразившееся в том, что кредитование народного хозяйства осуществлялось в основном на безэмиссионной основе, рублевые и процентные ставки достигли положительного уровня в реальном выражении;

• поддержание параметров кредитной эмиссии, которая направлялась на финансирование дефицита государственного бюджета, в пределах запланированных значений.

Вместе с тем не удалось обеспечить решение ряда задач. В частности, недостаточными темпами шло наращивание финансового потенциала банковской системы. Темпы роста денежных агрегатов значительно превышали первоначально планировавшиеся. Не обеспечено доведение размеров чистых иностранных активов до размеров рублевой денежной базы. В определенной мере данные обстоятельства связаны с невыполнением мероприятий общеэкономического характера, реализация которых должна была вестись параллельно с осуществлением намеченной денежно-кредитной политики.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2001 год её наиболее важной оперативной целью является обеспечение высокой стабильности и предсказуемости обменного курса национальной валюты . Во- первых , это является логичным продолжением монетарной политики 2000 года , так как после достижения единого курса белорусского рубля не менее важной задачей становится достижение его стабилизации и конвертируемости . Во- вторых , как показывает анализ зарубежного опыта , в первую очередь , опыта малых стран как с рыночной , так и с переходной экономикой , такая постановка задачи является наиболее рациональной . Если денежно-кредитная политика в условиях малой экономики , сильно зависящей от внешнего мира , строится таким образом, чтобы обеспечить стабильность обменного курса национальной валюты , то это создаёт оптимальные условия для развития внешнеэкономических связей , достижение высоких темпов роста ВВП, нормализации инфляционной ситуации.

Однако , несмотря на то, что необходимость ликвидации множественности обменных курсов была очевидной практически для всех , осуществлению данного шага должна была предшествовать существенная подготовительная работа , а сама тактика перехода требовала соответствующего углубленного анализа всего комплекса возможных последствий . Ведь до 14 сентября 2000 года , когда в
Беларуси был достигнут единый обменный курс белорусского рубля , отклонения рыночных котировок от официального курса достигали двух- и трёхкратной величины . И такая ситуация курсообразования , по существу , представляла собой своеобразную форму скрытого субсидирования “^ критического импорта” (в основном энергоносителей , а также зерна , некоторых других товарных групп) и сопровождалась проведением весьма мягкой денежно-кредитной политики . Размеры процентных ставок по рублевым операциям часто не покрывали уровень инфляции , а масштабы кредитной эмиссии Национального банка были весьма внушительны .Экономика и банковская система во многом “привыкли” к такой политике . Поэтому следовало учитывать , что резкое изменение денежно-кредитной политики в плане её существенного разового ужесточения и проведения скачкообразной девальвации официального курса , по которому осуществлялся бухгалтерский учёт , могли иметь как минимум две группы отрицательных последствий . Во- первых это не могло подорвать ликвидность банковской системы ,. И не только в краткосрочной перспективе . Возврат предоставленных под относительно высокие номинальные процентные ставки банками долго- и среднесрочных кредитов оказался бы в существенной степени затруднен . С другой стороны , на банки легло бы бремя процентных платежей по срочным депозитам. Это могло привести к наличию долгосрочных проблем с ликвидностью и рентабельностью у банков . Во-вторых , резкая девальвация официального валютного курса в условиях малой открытости экономики ведёт к существенным изменениям в структурах балансов предприятий нефинансового сектора , большинство из которых так или иначе являются субъектами внешнеэкономических отношений
.Размер кредитов в иностранной валюте , полученных ими от банков , превышает сумму валютных депозитов и текущих счетов примерно в два раза . И отрицательные последствия от такой переоценки активов и пассивов , вызванной резкой девальвацией , могли привести к неплатёжеспособности многих предприятий ( включая экспортёров) , что весьма вероятно перевело бы возможный положительный эффект от увеличения рентабельности экспорта и его конкурентоспособности из категории среднесрочного в разряд заоблачного.

В 2000 г. началось постепенное ужесточение денежно-кредитной политики, в результате чего в феврале процентные ставки по рублёвым операциям вышли на положительный уровень в реальном выражении, а их номинальные значения затем начали плавно снижаться. Размеры кредитной эмиссии Национального банка были значительно ограниченны, при этом она направлялась исключительно на кредитование дефицита государственного бюджета. Всё это позволило, начиная с апреля 2000 г., существенно снизить темпы девальвации рыночных котировок рубля (с 2-5 % в среднем за месяц до 0,5-1,5 %), а в мае была начата ускоренная корректировка его официального курса .В текущем году Национальный банк продолжил ужесточение денежно-кредитной политики, сокращая реальные размеры кредитной эмиссии и обеспечивая уровень рублёвых процентных ставок выше инфляции, хотя в номинальном выражении они постепенно снижаются. Прирост потребительских цен сокращался ежемесячно и в целом снизился 4,8 % в январе до 0,8 в августе. Что касается темпов девальвации, то ожидается, что они в среднемесячном исчислении составят не более 2,5 % к доллару США и 2 % к российскому рублю.

Не менее важно и то, что, с одной стороны , позволило значительно повысить степень доступности валютных ресурсов для предприятий и граждан, с другой – нивелировало основные факторы развития теневых операций в валютной сфере. Было снято множество ограничений, действовавших по операция как на наличном , так и на безналичном сегментах (в том числе и в отношении нерезидентов) . И сегодня практически достигнута конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям. Национальный банк осуществляет вместе с правительством работу с МВФ по поводу присоединения к статье 8 Устава Фонда, в которой сформулированы критерии конвертируемости национальной денежной единицы по текущим операциям.

Данные изменения в денежно-кредитной и валютной политике показали существенное положительное влияние на состояние внешнеэкономических связей нашей страны . В 2001 году практически впервые после 1991 года , т. е. за всё время существования Беларуси как независимого государства, достигнуто положительное сальдо баланса текущих операций. За 6 месяцев текущего года оно составило плюс 239,8 млн.долл. США (за аналогичный период прошлого – минус 257,6 млн. долл.). Экспорт товаров в долларовом выражении увеличился на 14,6 %. Причём его рост был характерен для всех основных его товарных групп: экспорт машин и оборудования – на 13,8 %, транспортных средств – на
11,4 %, недрагоценных металлов -15,4 %. Ещё более значительным был рост поступлений валютной выручки на счета предприятий республики, сумма которой увеличилась более чем в 1,5 раза. Это связано со снижением доли бартерных расчётов . Что касается импорта, то он возрос всего лишь на 1,4 %, хотя следует отметить , что такая умеренная его динамика в значительной степени связана со снижением цен на нефть . Всё это значительно укрепило позиции белорусского рубля и позволило увеличить размер золотовалютных резервов . Сумма чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования за 8 месяцев 2001 года возросла на 65 % (с 150,6 до 277,.4 млн. долл.), хотя первоначально планировалось лишь их умеренное увеличение .Однако правительство и Национальный банк , что положительный эффект от перехода к единому обменному курсу белорусского рубля и либерализации валютного рынка не вечен . Поэтому задача повышения конкурентоспособности национальной экономики и привлечения иностранных инвестиций является одной из приоритетных для всей социально- экономической политики . В частности , Национальный банк положительно относится к увеличению присутствия иностранного капитала в банковской системе республики . И можно отметить , что из 24 действующих в республике банков 17 - это банки с участием иностранного капитала . И с целью увеличения притока иностранных инвестиций в банковскую систему в 2000 году был установлен льготный режим создания и регулирования деятельности совместных и иностранных банков в Свободных экономических зонах ( в республике их всего пять , прорабатываются вопросы, связанные с созданием шестой – в Могилёвской области ). Этот порядок предусматривает упрощённую процедуру регистрации и отчётности, освобождение от некоторых нормативов и ограничений, обязательных для других банков действующих на остальной территории РБ . В настоящее время в Минской СЭЗ зарегистрирован и начал работать Атом–банк , капитал которого состоит из взносов учредителей из РБ , США и Прибалтики .

Информация о работе Этапы и направления эволюции мировой валютной системы