Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:45, курсовая работа
Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
Итак, европейская валютная система представляет собой созданную странами – членами ЕС зону скоординированного плавания по отношению к доллару курсов национальных валют с целью обеспечения их большей стабильности. Основными параметрами ЕВС являются: ограничения колебаний курсов валют в каждую сторону от согласованного центрального курса каждой валюты к экю. Великобритания на протяжении ряда лет не принимала участия в системе. Европейская валютная единица экю- расчетная единица, курс которой определяется как среднее взвешенное курсов стран- членов ЕС. Её возникновение произошло за счёт взносов членов Европейского фонда валютного сотрудничества для предоставления временной финансовой поддержки странам- членам в целях финансирования дефицита платёжного баланса.[14]
В течении последних лет страны-кандидаты на вступление в ЕС довольно успешно продолжают переговорный процесс. Это даёт основания западным аналитикам предполагать, что Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Мальта и Кипр вступят в ЕС уже в 2005 году. Однако присоединение этих стран к валютному союзу вряд ли возможно до 2008 года. Что касается Болгарии и Румынии , то их вхождение в еврозону реально не ранее 2010 года.
Страны ЦВЕ развиваются достаточно неравномерно. Как свидетельствует последние исследования Федерального банка Германии , ряд государств, с точки зрения соблюдения номинальных критериев экономической стабильности, смогли добиться значительного прогресса . В то же время их развитие носит противоречивый характер . Особенно трудно даётся борьба с инфляцией. (Так, Польша в 2000 году инфляция снова “выходила” на двухзначный рубеж .)
В то же время многие страны в прошлом году достигли значительных успехов в деле сокращения бюджетного дефицита .Но, например, в Словении и Чехии ситуация с бюджетом существенно осложнилась . Если учитывать спад мировой конъюнктуры, то, как считает Федеральный банк Германии, роста бюджетного дефицита можно ожидать и в других странах. Критерий максимально допустимой государственной задолженности пока выполняют все государства, за исключением Болгарии.
По мнению западных экспертов, странам ЦВЕ стоит настроиться на длительный процесс адаптации своих национальных экономик к условиям еврозоны . В настоящее время средний ВВП в расчёте на душу населения в ЦВЕ едва превышает 1/3 от соответствующего среднего показателя в странах ЕС . Только Кипр и Словения достигли уровня благосостояния , сравнимого с греческим и португальским .
Как же всё-таки обеспечить стабильность национальной валюты?
Приведенные критерии- достаточно высокий рубеж для денежной политики стран- кандидатов на вступление в еврозону .Ясно, что решать эту задачу надо стратегически . Но похоже, что в настоящий момент никто не может предложить готовых и однозначных решений . Концепции денежно-кредитной политики, успешно реализуемые эмиссионным банком могут просто не сработать в другой стране . Так, стратегия, основанная на контроле за денежной массой, которую Федеральный банк Германии успешно реализовывал более25 лет, подразумевает поддержание стабильного соотношения между динамикой увеличения денежной массы и ростом цен, что не всегда наблюдается в странах с трансформационной экономикой. Применяемая сегодня рядом эмиссионных банков концепция , ориентированная на ограничение инфляции , предполагает хотя бы достижение стабильности во “взаимоотношениях “ между денежной политикой и ростом цен.
Большинство стран с переходной экономикой (особенно на начальном этапе) тактику привязки своих национальных валют к одной или нескольким ведущим мировым валютам. Как показал опыт стран ЦВЕ , в 90-е годы привязка обменного курса стала важным элементом поддержания стабильности в большинстве стран с переходной экономикой . Однако они были вынуждены то и дело прибегать к корректировкам обменного курса , на котором в полной мере отразилась снижение конкурентоспособности национальных экономик .Исключение составляют только малые открытые экономики, в частности экономика Эстонии , которая жёстко привязала свою крону к немецкой марке , а затем- к евро в рамках так называемого валютного комитета .
Иногда в качестве альтернативной стратегии предлагается как можно более быстрое присоединение к валютному союзу. Предполагается , что это облегчит выполнение критериев стабильности. Некоторые экономисты даже намекают на то, что надо просто “либерализовать” критерии стабильности , чтобы приоткрыть дверь в валютный союз чуть пошире.
Но ясно, что стабильность обменного курса в долгосрочной перспективе можно обеспечить только в том случае , если стабильны другие экономические параметры . Эксперты отмечают, что поспешное присоединение стран ЦВЕ к валютному союзу на условиях “либерализации” критериев было бы слишком рискованным для стран еврозоны . Федеральный банк Германии делает , в частности вывод , что в ближайшее время резкое расширение валютного союза за счет стран ЦВЕ невозможно .Таким образом, у Беларуси есть ещё время подготовиться и оптимизировать свою стратегию в области валютной политики с учетом изменений мирового валютного рынка в течении по крайней мере предстоящих 10 лет.[15]
Стремление стран Центральной и Восточной Европы как можно быстрее присоединиться к Европейскому валютному союзу наталкивается на препятствия, преодолеть которые, по мнению западных экспертов, вряд ли удастся в ближайшие 7-10 лет.
Масштабы замены 12 национальных валют на единую для 300млн. европейцев, действительно, беспрецедентны, поэтому многие специалисты говорят о том, что даже при самой тщательной подготовке не возможно предусмотреть все последствия и избежать ошибок.
Всё это, хотя в несколько меньшей степени, справедливы и для белорусских субъектов хозяйствования, причём последствия введения евро будут не только краткосрочными, ощущаемыми в течение ближайших нескольких месяцев, но и долгосрочными проявится в полной мере через несколько лет.
Краткосрочные последствия. В конце 2001- начале 2002 г. будут решены вопросы связанные с переоформлением счетов юридических лиц в национальных валютах Европейского валютного союза (ЕВС) в евро, переводом просроченной и сомнительной задолженностей по кредитам немецких марках, переоформлены заблокированные средства в национальных валютах ЕВС на валютных счетах юридических лиц. Практически процесс закрытия старых и открытие новых счетов завершится задолго до Нового Года (так, с 16 ноября закрыты все корсчета в национальных валютах ЕВС в Национальном банке, а на Белорусской валютно-фондовой бирже котировка национальных валют ЕВС прекращены уже с 15 октября).
В связи с появлением евро предприятия могут неожиданно столкнуться с некоторыми юридическими проблемами. Они обусловлены тем, что правовой статус перехода к евро полностью регулируется европейским правом, которое не имеет экстерриториальной силы, и наши банки и предприятия, естественно, должны руководствоваться только соответствующими внутренними нормативными документами. Например, в ЕС для всех очевидно, что, скажем, немецкая марка в настоящее время является лишь субноминалом евро и соответственно переоформление счетов происходит автоматически или упрощённо. У нас же исходят из того, что это две разные валюты и сначала нужно закрыть один счёт, а потом открыть новый в евро. А это требует времени и дополнительных расходов средств как для банков, так и для клиентов.
В условиях параллельного обращения евро с национальными валютами в январе-феврале 2002 г. могут возникнуть сложности при переводе в евро контрактов, заключённых раннее с третьими странами национальных валютных государств, входящих в ЕВС (например, контракт с алжирским партнёром во французских франках ). Согласно мировой практике , реденоминация должна проводиться в соответствии с законодательством страны- эмитента , т. е. Франции . При этом правовые нормы Франции, ЕС , Алжира и Беларуси могут вступить в противоречие друг с другом и тогда придётся либо договариваться самостоятельно либо доводить дело до арбитражного разбирательства .
К Новому году крупнейшие коммерческие банки должны иметь надёжные каналы поступления банкнот евро в нашу страну и правильно спрогнозировать объёмы приобретения наличности, иначе они могут столкнуться с трудностями при выполнении обязательств перед своими клиентами.
При работе с новой валютой важно быть готовыми к решению ряда технических проблем. Одна из них связана с определением подлинности банкнот евро, которые защищены инфракрасными метками. В связи с тем, что банкноты евро печатаются в разных странах , уже наблюдается разброс в расположении меток. Это в конечном итоге может привести к тому , что датчик на автоматических детекторах валют не “ увидит” изображения в ожидаемом месте. Поэтому , чтобы не сомневаться в подлинности евро , необходимо предусмотреть возможность использования так называемого просмотрового детектора. Другая проблема - толщина банкнот . Поскольку евро – самые тонкие в мире , при подсчёте и сортировке денег на банковских приборах бывшие в употреблении банкноты имеют больше шансов порваться , увеличивается вероятность , что две купюры будут насчитаны как одна к тому же не все модели счётчиков могут реагировать на новые банкноты, поэтому вполне возможно , что потребуется закупка специального оборудования для обработки наличных евро . В условиях сжатых сроков перехода на новую валюту всё это может вызвать определённые трудности , особенно у небольших банков.
Следует напомнить , что срок , по прошествии которого национальные денежные знаки стран ЕВС утрачивают статус законного средства платежа , сокращён. Первоначально планировалась дата 1 июля 2002 года , затем 28 февраля 2002 года , но отдельные страны пошли ещё дальше : Нидерланды – 28 января 2002 года, Ирландия – 9 февраля 2002года, Франция – 17 февраля 2002 года.По окончании периода параллельного обращения национальные валюты стран ЕВС будут приниматься в обмен только банками – эмитентами соответствующих стран согласно утверждённым планам .В Германии , Австрии, Испании и Ирландии срок обмена для банкнот и монет не ограничен . В Финляндии и Италии банкноты и монеты будут обмениваться в течении 10 лет . В Бельгии и Люксембурге для банкнот срок обмена не регламентируется , но монеты будут приниматься только до 31 декабря 2004 года . В Греции и Франции банкноты планируют принимать в течение 10 лет, а монеты соответственно до конца 2003 и 2004 года. В Нидерландах банкноты можно будет обменять до 1 января 2032 года , монеты – до 1 января 2007 года .
Долгосрочные последствия . Преимущества от появления новой валюты почувствуют в первую очередь те белорусские предприятия , которые активно работают с партнёрами сразу в нескольких европейских странах (например, крупные экспортёры и импортёры , банки, туристические фирмы и т. д.). Им введение евро поможет сократить издержки при совершении промежуточных операций в странах ЕВС , значительно ускорить процесс международных расчётов , уменьшить валютные риски. Кроме того, существенно вырастет потенциал европейского рынка финансовых услуг , неизбежно последует унификация законодательств и систем бухгалтерского учёта , возрастёт уровень конкуренции среди банков и предприятий , причём не только в зоне евро, но и за её пределами.
Наиболее вероятными случаями использования евро во внешнеторговой практике можно считать следующее :
-Контракты , по которым белоруской стороне предоставляется кредит от европейского партнера ( именно он в соответствии с мировой практикой определяет валюту контракта );
-Контракты на поставку готовой продукции из нашей страны в страны зоны евро;
- Покупка и продажа товаров на товарных биржах и аукционах в зоне евро .
Невыгодная для наших предприятий ситуация может сложиться при одновременном сочетании трёх факторов : увеличение доли евро во внешних заимствованиях ( это вполне вероятно , поскольку среди наших ведущих кредиторов – Германия и Европейский банк реконструкции и развития , которые будут предлагать кредитные ресурсы только в евро), преобладании доллара в экспортных поступлениях и заметном снижении курса доллара по отношению к евро. В таком случае потери на курсовой разнице неизбежны .
Евро постепенно превращается в общеевропейскую валюту , и большинство стран – кандидатов на вступление в ЕС уже привязали свои национальные валюты к нему. Поворачивается к евро и Россия , в том числе и для того,чтобы подстраховаться от возможного падения курса доллара , поэтому , в частности , на российском рынке банковских депозитов начался настоящий бум евро . Все наши соседи , причём не только на Западе , но и на Востоке активно выпускают номинированные в евро облигации . Переход на эту валюту даёт импульс к развитию экономики в целом, снижает учётные ставки, предоставляет иностранным инвесторам гарантии их сделок и стимулирует создание рынков долгосрочного кредита .С помощью евро углубляется интеграция банковского сектора в международную финансовую систему .
Если же посмотреть на проблему шире , то следует признать , что евро – всего лишь инструмент , в том числе для укрепления общеевропейского экономического сотрудничества. Сейчас эксперты работают над конкретизацией инициативы ЕС, связанной с созданием единого европейского экономического пространства , включающего Россию и другие европейские страны СНГ . Поэтому для наших предприятий чрезвычайно важно найти своё место в этом процессе . Следует определить степень влияния ЕС на наши экономические интересы и его сопряжённость с двумя другими важнейшими факторами развития – союзом с Россией и планируемым вступлением в ВТО .
Важная роль в этом процессе отводится ассоциациям промышленников, банкиров , неправительственным организациям . Например, Белвнешэкономбанк активно участвует в работе Европейского делового конгресса , который приступает к реализации инвестиционных проектов в Беларуси.[16]
3 МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов , с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.
Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.
Информация о работе Этапы и направления эволюции мировой валютной системы