Госсударственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 20:50, реферат

Краткое описание

В подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" решается одна из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, а именно осуществляются предоставление за счет средств федерального бюджета государственных гарантий на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и субсидирование процентов по банковским кредитам.

Файлы: 1 файл

Государственный кредит.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

      Функции государственного и муниципального кредита

      Важнейшей функцией государственного и муниципального кредита является перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время нет специального централизованного фонда государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

      Перераспределение осуществляется между:

  • федеральным и региональными бюджетами;
  • региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
  • международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
  • иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;
  • федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами — резидентами и др.

      Государственный и муниципальный кредит помимо распределительной выполняет регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования средств, выделенных на возвратной и платной основе, выше, чем эффективность использования средств, выделенных на безвозвратной и бесплатной основе.

      Кредитование  создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность стимулировать развитие отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

      Регулирующая  функция проявляется и при  получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

      Реализуя  регулирующую функцию, государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

      Государственный и муниципальный кредит выполняет  также функции учета целевого и рационального использования кредита, выделяемого государством, и контроля за ним. Эти функции возложены на соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

      Контроль  осуществляется по следующим направлениям:

  • за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
  • за соблюдением условий кредитного договора;
  • за целевым использованием заемщиком выделенных средств;
  • за выполнением дополнительных обязательств* принятых 
    субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.

      К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

  • решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
  • проведение региональной финансово-кредитной политики,направленной на выравнивание социально-экономических условийжизни населения и функционирования региональной экономики;
  • поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
  • поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

      По  предоставленным государственным  и муниципальным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием как кредиторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы Российской Федерации.

      Долговые  обязательства перед Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями как кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков. Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и заемщикам рассматриваются вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.

      Законом о бюджете утверждаются:

  • суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
  • размер долга иностранных государств на конец финансового года;
  • предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;
  • предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам — участникам СНГ;
  • программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их j 
    юридическим лицам и международным организациям.

      Государственные кредиты государствам — участникам СНГ по 1 межправительственным договорам предоставляются, как правило, при -* условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основной суммы долга по ранее предоставленным кредитам.

      Правительство РФ предоставляет иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям кредиты свыше предельного объема государственных кредитов, если новые кредиты выделяются в порядке реструктуризации долга иностранных заемщиков перед Российской Федерацией и условия обслуживания долга иностранных заемщиков перед Российской Федерацией для нее не ухудшаются.

      Государственные кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям Российская Федерация предоставляет в рамках соответствующих долгосрочных программ, в которых учтены геополитические интересы Российской Федерации.

      Программа предоставления таких кредитов за счет средств федерального бюджета включает перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели их предоставления, наименования получателей, общего объема, а также кредитов, предоставленных в данном финансовом году.

      Договоры  о предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение их предельных объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, заключаются только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

      Договоры  о предоставлении названных кредитов утверждаются Федеральным Собранием в форме федерального закона, например, в следующих случаях:

  • если предусмотренные этими договорами государственные кредиты не включены в программу предоставления Российской Федерацией государственных кредитов и предоставляемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн дол. США, на весь срок кредита;
  • если исполнение таких договоров требует увеличения предельного объема предоставления государственных кредитов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете.

      Договоры  о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией ратифицирует Государственная Дума, кроме случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

      Возможна  уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед Российской Федерацией. Она  осуществляется в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый г(ф,.

      Виды  государственного кредита представлены на рис. 61.1.

      

      Рис. 61.1. Виды государственного кредита

      Рассмотрим структуру бюджетных кредитов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета, которая включает в себя три уровня статей (раздел, подраздел, параграф) (рис. 61.2).

      Далее изучим конкретные вопросы государственного и муниципального кредитования в соответствии с приведенной классификацией. 

      ВЫВОДЫ  ПО РАЗДЕЛУ 11

      Государственный и муниципальный кредит представляет собой денежные отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.

      Государственный и муниципальный кредит выполняет  следующие функции: перераспределения  денежных ресурсов; регулирующую; учета  и контроля.

      Основными целями государственного и муниципального кредитования являются: финансирование бюджетного дефицита; проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональной экономики; поддержка муниципальных образований; поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

      Целевые бюджетные ссуды являются источниками  финансирования отраслевых инвестиционных программ, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др.

      Разновидностью  государственного кредита следует  считать задолженность организаций по обязательным платежам в бюджет. Наличие просроченной задолженности бюджету вызывает необходимость ее реструктуризации, решение о которой принимается в рамках закона о бюджете на соответствующий финансовый год.

      Межгосударственные кредиты предоставляются Правительством РФ правительствам других государств в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями за счет средств федерального бюджета.

      Государственные и муниципальные займы — денежные ресурсы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования как заемщиков или гарантов.

      Договор государственного или муниципального займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных либо муниципальных ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы имущества, установленных процентов.

      Заимствования средств бюджетами разных уровней  приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга, т.е. накоплению задолженности  Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

      Поступления в бюджет средств от заимствований  и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования его дефицита. Расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

      Государственной или муниципальной гарантией  является способ обеспечения обязательства, по которому Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование — гаранты дают письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами.

      8.1. Сущность и функции государственного кредита

      Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений — государство выступает в качестве заемщика средств.

      Если  государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже.

      В тех случаях, когда государство  берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Информация о работе Госсударственный кредит