Формирования и развития коммерческого кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основы формирования и развития коммерческого кредита.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность и виды коммерческого кредита;
- изучить формирование и развитие коммерческого кредита;
- рассмотреть условия кредитования при коммерческой сделке;

Файлы: 1 файл

Курсач .docx

— 234.82 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

Введение

 

Актуальность курсовой работы заключается в том, что управляя дебиторской и кредиторской задолженностью, предприятия взаимно кредитуют друг друга и вполне могут обходиться в текущей деятельности без банковского краткосрочного кредита. Хозяйственный кредит весьма разнообразен; он существует в трех видах - это коммерческий (торговый) кредит, денежные займы и товарный кредит. Он может предоставляться предприятиями-кредиторами в товарной и денежной форме на основе договоров купли-продажи, договоров займа, коммерческих и финансовых векселей.

Современный коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый предприятиями друг другу. Он связан с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками. В соответствии с Гражданским кодексом РФ договорами может предусматриваться предоставление коммерческого кредита в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, если иное не установлено законом.

Необходимость использования коммерческого кредита обусловлена следующими причинами: ограниченная платежеспособность мелких и средних организаций; рост стоимости товаров (работ, услуг); условия кредитных договоров, затрудняющих получение банковских ссуд, особенно в периоды кризисов.

Коммерческий кредит принципиально отличается от банковского: в роли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые организации, а любые юридические лица, связанные с производством либо с реализацией товаров и услуг. Средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени.

Объектом курсовой работы является коммерческий кредит предприятия.

Предметом выступает процесс формирования и развития коммерческого кредита на предприятии.

Цель курсовой работы – рассмотреть основы формирования и развития коммерческого кредита.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить сущность и виды коммерческого кредита;

- изучить формирование и развитие коммерческого кредита;

- рассмотреть условия кредитования при коммерческой сделке;

- проанализировать практику управления коммерческим кредитом в деятельности предприятия.

Информационной базой исследования в работе являются формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также данные первичного и аналитического бухгалтерского учета предприятия.

Основными методами исследования коммерческого кредита являются: математические методы, методы группировки и сравнения, классификаций, расчета финансовых коэффициентов, метод табличного и графического представления информации, метод абсолютных и относительных показателей.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

1 Теоретические  основы формирования и развития  коммерческого кредита

1.1 Сущность  коммерческого кредитования

 

Коммерческий кредит как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые проявляются во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов при предоставлении отсрочки платежа за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Исторически сложилось, что сам термин «коммерческий кредит» отражает суть этого явления, указывая на то, что экономическим полем для возникновения и функционирования этой формы кредита служит коммерческая сфера, где взаимодействуют и, в известном смысле, противостоят друг другу продавцы и покупатели.

В узком понимании, коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый продавцом покупателю в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок сумму основного долга и начисляемые проценты.

В широком смысле, коммерческий кредит – это совокупность однородных экономических отношений, призванных обслуживать воспроизводственную сферу, и выходящих за рамки только коммерческих взаимоотношений продавцов и покупателей. Коммерческий кредит напрямую связан с производством, торговлей, потреблением и продвижением на рынок товаров, работ и услуг.

В современной экономической литературе существует две основные трактовки происхождения слова «кредит». Одни экономисты полагают, что это понятие берет начало от латинского слова credit, что в переводе означает «он верит» (или от слова credо - верю). Другие связывают его появление с латинским термином creditum, который переводится как ссуда (долг).

На практике кредитные отношения представляют собой передачу в пользование материальных ценностей в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и платности, что осуществляется в виде конкретных кредитных сделок, формы и условия которых отличаются значительным многообразием.

Управляя дебиторской и кредиторской задолженностью, предприятия взаимно кредитуют друг друга и вполне могут обходиться в текущей деятельности без банковского краткосрочного кредита. Хозяйственный кредит весьма разнообразен; он существует в трех видах - это коммерческий (торговый) кредит, денежные займы и товарный кредит. Он может предоставляться предприятиями-кредиторами в товарной и денежной форме на основе договоров купли-продажи, договоров займа, коммерческих и финансовых векселей.

В системе хозяйственных отношений каждое предприятие является промежуточным звеном между поставщиками и подрядчиками, с одной стороны, и покупателями и заказчиками - с другой. Перераспределение оборотного капитала внутри производственной сферы, его перемещение из оборота одного предприятия в оборот другого, минуя банковскую систему и профессиональных кредиторов, происходит в процессе хозяйственного кредитования.

Управляя дебиторской и кредиторской задолженностью, предприятия взаимно кредитуют друг друга и вполне могут обходиться в текущей деятельности без банковского краткосрочного кредита.

Хозяйственный кредит весьма разнообразен; он существует в трех видах - это коммерческий (торговый) кредит, денежные займы и товарный кредит. Он может предоставляться предприятиями-кредиторами в товарной и денежной форме на основе договоров купли-продажи, договоров займа, коммерческих и финансовых векселей (табл. 1).

Таблица 1 – Виды  и формы хозяйственного кредита

Вид кредита

Правовая основа

Способ выдачи и погашения

Коммерческий (торговый) кредит

Договор купли-продажи

Смешанный

1) предоставление в товарной, погашение  в денежкой форме

2) предоставление в денежной, погашение  в товарной форме

Договор коммерческого кредита

Коммерческий (подтоварный) вексель

Смешанный: предоставление в товарной, погашение в денежной форме

Денежные займы

Договор займа с юридическим лицом

Чисто денежная

Договор займа с физическим лицом

Финансовый вексель

Товарный кредит

Договор товарного кредита

Предоставление в товарной, погашение в товарной или денежной форме


 

При всем многообразии видов и форм хозяйственного кредита он обладает существенными признаками, отличающими его от других видов кредита. Так, кредиторами и заемщиками при хозяйственном кредитовании являются производственные или торговые предприятия, т.е. непрофессиональные кредиторы.

Объект кредитования - текущая производственная или торговая деятельность, при этом происходит вливание средств в оборотный капитал заемщика в натуральной или денежной форме.

Товарный кредит - предоставляется на основе договора товарного кредита, при этом кредитор обязывается предоставить заемщику вещи, определенные родовыми признаками, погашение товарного кредита возможно как в товарной, так и в денежной форме, это же относится и к способу уплаты процентов.1

По сравнению с торговым кредитом, который неформально предполагается в договоре купли-продажи, денежные займы на основании договоров займа, векселей и договоров товарного кредита менее оперативны, т.к. требуют особых формальных процедур. Тем не менее, они являются необходимыми элементами системы хозяйственного коммерческого кредитования, поскольку обязательства сторон здесь определены более четко, что снижает кредитные риски. Выбор видов и форм коммерческого кредитования является важной задачей финансового менеджмента, решение которой позволяет эффективно управлять оборотным капиталом предприятия.

Таким образом, категория хозяйственного кредита охватывает широкий спектр прямых кредитных взаимоотношений между организациями, а также их поставщиками и подрядчиками, с одной стороны, и покупателями и заказчиками - с другой. Это сфера - прямого кредитования, без финансовых посредников, причем коммерческое (торговое) кредитование осуществляется спонтанно, в рамках исполнения договоров купли-продажи, что обеспечивает непосредственное и гибкое перераспределение оборотного капитала в экономике.

Коммерческий (торговый, фирменный, подтоварный) кредит предоставляется предприятиями друг другу в процессе поставок и дальнейших расчетов за товары, работы, услуги. Деятельность любого коммерческого предприятия неразрывно связана с коммерческим кредитом. Предприятия взаимно кредитуют друг друга в процессе закупок средств производства, товаров для продажи и реализации готовой продукции или товаров. Предприятие играет активную роль в кредитных отношениях, являясь кредитором своего контрагента, или пассивную роль, привлекая в свой оборот средства других предприятий-кредиторов.

Коммерческий торговый кредит органично встроен в процесс кругооборота капитала предприятия. Так, на начальной стадии кругооборота средств предприятие приобретает факторы производства, вступая в кредитные отношения с поставщиками и подрядчиками. Заключительная стадия кругооборота - реализация готовой продукции - обусловливает кредитные отношения с покупателями и заказчиками. В обоих случаях предприятие может выступать в роли, как кредитора, так и заемщика.

В экономической литературе можно встретить следующие определения понятия «коммерческий кредит».

По мнению О.В. Ефимова коммерческий кредит - это форма краткосрочного финансирования, предоставляемая компании-покупателю. Для компании-продавца торговый кредит - это средство увеличения объема продаж, и его нужно оценивать по степени увеличения дохода при повышении риска. Поскольку многие компании активно используют торговый кредит, нужно учитывать влияние соответствующих решений на потоки денежных средств, стоимость капитала, рост объема продаж и кредитоспособность.2

А.А. Максютов считает, что коммерческий кредит - исторически первая форма кредитных отношений. Практика отсроченного платежа в обмен на немедленно получаемые товары существовала еще на ранних стадиях развития товарного обмена. Коммерческий кредит (продажа товаров с отсрочкой платежа) возник и утвердился вследствие постоянного несовпадения потребностей экономических субъектов с их имеющейся в данный момент платежеспособностью. Совокупность микроэкономических отношений между хозяйственными субъектами по поводу предоставления (получения) коммерческого кредита составляет фундамент национальной кредитной системы. 3

По мнению А.В. Панфилова коммерческий кредит - это товарная форма кредита, которая определяет отношения по вопросам перераспределения материальных ресурсов и характеризует кредитное соглашение между двумя субъектами хозяйственной деятельности. Коммерческий кредит предоставляется продавцом (производителем) покупателю (потребителю) в виде отсрочки оплаты за проданные товары (выполненные работы, предоставленные услуги). 4

Таким образом, коммерческий кредит можно охарактеризовать как кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начисляемые проценты.

Применение коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

Продажа товаров в кредит стала обычным способом ведения дел для промышленных предприятий, предложение кредитных услуг является орудием конкуренции при привлечении клиентов. Из-за этой тенденции к увеличению покупки в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты долгов в срок и больших расходов, связанных с «вышибанием» долга. Главная задача предприятия в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задолженности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств предприятия и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).

Предприятие должно постоянно пересматривать свою кредитную политику из-за изменения рыночных условий. Кредитная политика состоит из общих направлений принятия решений по выбору надежного заемщика, объема и срока кредита. Эти направления, в дальнейшем, реализуются младшим управленческим аппаратом для принятия ежедневных решений.

Информация о работе Формирования и развития коммерческого кредита