Финансовый механизм в системе экономического механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть финансовый механизм в системе экономического механизма.
Задачи:
изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
дать общеэкономическое понятие финансовому механизму;
проанализировать систему государственных органов управления финансами в Республике Казахстан и их функции;
выявить пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение
3
1
Общеэкономическое понятие системы финансового механизма
4
1.1
Финансовая система: понятие, состав, принципы организации
4
1.2
Финансовый механизм в системе экономического механизма: содержание и структура
9
1.3
Роль бюджета как основного элемента системы финансового механизма в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода
11
1.4
Зарубежный опыт функционирования финансового механизма
14
2
Система государственных органов управления финансовым механизмом в Республике Казахстан и их функции
18
2.1
Система государственных органов управления финансовым механизмом
18
2.2
Бюджетный процесс. Нормативное обеспечение
20
3
Пути совершенствования финансового механизма в Республике Казахстан
25
3.1
Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
25
3.2
Экономическая и социальная деятельность государства. Особенности определения объема производства общественных товаров, благ и услуг
26
3.3
Пути совершенствования планирования и прогнозирования государственного бюджета Республики Казахстан
30

Заключение
31

Список использованных источников
32

Приложение А. Графическая часть.
33

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам для кати.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Перераспределение национального  дохода между отраслями, объединениями  и фирмами через государственный бюджет обусловлено главным образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другую в соответствии с планами экономического и социального развития страны, с программами радикальных экономических преобразований общества, для осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.

Такое перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем  технического оснащения, энерго и фондовооруженности объединений, предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявления новых природных богатств; действующей системой ценообразования и тем, что при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со стороны государства перспективных отраслей производства.

Перераспределение национального дохода как между отраслями, так и внутри отраслей происходит посредством государственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видов производств, высоких технологий, инновационных процессов.

Важным направлением перераспределения  национального дохода  является выделение части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы. 

В условиях рыночных отношений это  прежде всего относится к поддержанию  государством таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение, просвещение, наука и культура.

Значительное место в структуре  перераспределяемой части национального дохода отводится содержанию аппарата управления, правоохранительных органов и т.д.

Пропорции национального дохода, распределяемого  через государственный бюджет, не были постоянными, поскольку определялись достигнутым уровнем развития производительных сил, задачами, решаемыми государством на разных этапах общественного развития.

Сущность государственного бюджета  как экономической категории  реализуется через его функции:

  • распределительную;
  • контрольную;
  • функцию по обеспечению существования государства.

Проявление распределительной  функции обусловлено тем, что  в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Основным объектом бюджетного  распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе.

Между тем, это не исключает возможности  перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства.

Благодаря распределительной функции  бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей.

Распределение и перераспределение  денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг.

В результате распределения и перераспределения  осуществляется формирование различных  фондов денежных ресурсов – государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.

Распределительная функция бюджета  используется также для вмешательства  государства в процесс общественного производства – регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей.

Посредством бюджета государство  воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.

Существенно, что содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств  между различными подразделениями общественного производства и слоями населения.

Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.) перераспределения денежных средств, как бюджет.

Контрольная функция заключается  в том, что бюджет объективно –  через формирование и использование денежных средств государства – отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов.

При расходовании бюджетных средств  контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.

Функция обеспечения существования  государства  ставит своей задачей  создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.

 

1.4 Зарубежный опыт  функционирования финансового механизма

 

Направления финансовой политики зависят  от экономического состояния страны и решаемых задач.

Кризисное состояние экономики  предопределяет финансовую политику, направленную на стимулирование производства (например, в виде различных налоговых  льгот отдельным производителям), мобилизацию финансовых ресурсов с целью эффективного вложения их в наиболее прибыльные отрасли экономики, с одной стороны, и, с другой, – некоторое сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д.

Соответственно, при переходе экономики в другое состояние, меняются направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической  оценки складывающейся в стране ситуации, от соблюдения «золотого правила» экономической теории – при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать жизнь такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть.

Это важно, поскольку общей тенденцией современности является повышение  роли правительства в регулировании  национальной экономики через финансовую систему.

Данное обстоятельство связано  с ростом расходов на программы по социальному обеспечению, на поддержание  уровня доходов, на здравоохранение  и т.п.

Это проявляется в росте доли национального дохода, перераспределяемого  государством.

Например, можно проследить историческую тенденцию роста государственных  закупок товаров и услуг в  США по отношению к росту национального  дохода.

Эта тенденция показывает, что в  период с 1929-1991 гг. доля государственных  закупок в национальном доходе США постоянно увеличивалась.

Резкий скачок приходится на годы второй мировой войны.

С начала 50-х годов общий объем  правительственных закупок и  услуг составляет примерно 20% национального  дохода. В большинстве индустриально  развитых стран эта доля составляет примерно 25 – 30 %.

Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими  звеньями финансовой системы.

Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов.

В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти.

Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.

Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.

Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.

В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов с закрепленными за ними расходами, источниками доходов; в ФРГ – бюджеты земель, общин.

На долю местных бюджетов в федеративных государствах приходится от 40 до 50 % всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах – около 30 %.

В современных условиях это звено  финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов.

С этой целью значительная часть  средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях – и местными властями.

К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения.

Первоначальной задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий.

Впоследствии они приобретают значение резерва, к которому правительства прибегают в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы.

В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность правительств в их росте.

Самостоятельное финансовое звено  образуют финансы государственных  предприятий.

Его возникновение связано с  развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) – процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны.

Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.).

Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами.

В то же время финансы государственных предприятий – это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.

Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

Следует отметить, что с 80-х гг. роль этого звена под влиянием процессов реприватизации значительной части государственного сектора падает. Данная политика преследует цель повышения финансовой эффективности хозяйственных субъектов, находившихся в государственной собственности, поиск более интенсивных методов хозяйствования и управления ими.

Второй  сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы  частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли.

Они материализуются  в виде денежного капитала, раз­личных денежных фондов предприятия.

В связи  с тем, что деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер.

В то же время  государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами  частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.

Частные предприятия  составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода.

Поэтому государство  использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих.

Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки.

В свою очередь  частные предприятия своими платежами  участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов.

С учетом вышеизложенного можно  расширить определение финансовой системы. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма