Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть финансовый механизм в системе экономического механизма.
Задачи:
изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
дать общеэкономическое понятие финансовому механизму;
проанализировать систему государственных органов управления финансами в Республике Казахстан и их функции;
выявить пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в Республике Казахстан.
Введение
3
1
Общеэкономическое понятие системы финансового механизма
4
1.1
Финансовая система: понятие, состав, принципы организации
4
1.2
Финансовый механизм в системе экономического механизма: содержание и структура
9
1.3
Роль бюджета как основного элемента системы финансового механизма в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода
11
1.4
Зарубежный опыт функционирования финансового механизма
14
2
Система государственных органов управления финансовым механизмом в Республике Казахстан и их функции
18
2.1
Система государственных органов управления финансовым механизмом
18
2.2
Бюджетный процесс. Нормативное обеспечение
20
3
Пути совершенствования финансового механизма в Республике Казахстан
25
3.1
Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
25
3.2
Экономическая и социальная деятельность государства. Особенности определения объема производства общественных товаров, благ и услуг
26
3.3
Пути совершенствования планирования и прогнозирования государственного бюджета Республики Казахстан
30
Заключение
31
Список использованных источников
32
Приложение А. Графическая часть.
33
Финансовые отношения, связанные
с деятельностью
Природа финансов вытекает из движения стоимости в денежной форме. Условиями этого движения является наличие товарно-денежных отношений и действия экономических законов, в том числе закона стоимости.
Весь процесс распределения происходит как в натурально-вещественной форме с образованием фондов средств производства и предметов потребления, так и в денежной форме, посредством движения денежных фондов, предназначенных для приобретения упомянутых продуктов труда. Формирование фондов денежных средств, их использование в товарных отношениях производится с помощью финансов.
Таким образом, финансы обусловлены товарно-денежными отношениями, являясь их следствием, и одновременно содействуют их совершению.
Государственные финансы представляют
собой систему
Сущность финансов как особой сферы проявляется в их функциях.
Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов.
Их сумма равна национальному
доходу. Основные доходы формируются
при распределении
Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта, а также часть национального богатства, выражаемая в денежной форме.
Субъектами в финансовом распределении выступают юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.
Контрольная функция. Контрольная функция проявляется в контроле над их распределением по целевому назначению.
Эта функция нацелена на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов природных богатств, сокращения непроизводительных расходов и потерь, пресечения бесхозяйственности и расточительства.
Регулирующая функция – связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.
Стабилизационная функция. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.
Финансовыми ресурсами являются образуемые государством, предприятиями, объединениями, организациями денежные накопления и денежные фонды при распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода.
Основное место в финансовых ресурсах занимает чистый доход (в форме прибыли, налога на добавочную стоимость, акцизов, таможенных платежей, отчислений на социальные нужды) и амортизационные отчисления.
Финансовые ресурсы являются важным
показателем финансовой мощи государства.
Формируясь в процессе производства,
распределения и
Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе общественного производства, тем оно эффективнее. Вместе с тем от эффективного использования финансовых ресурсов в народном хозяйстве зависит решение проблемы повышения эффективности всего воспроизводства и ускорение темпов экономического роста.
Источниками финансовых ресурсов являются:
Часть финансовых ресурсов формируется в виде налогов, сборов и отчислений в специальные внебюджетные фонды:
Источником финансовых ресурсов государства являются также средства, привлеченные путем государственного кредита.
Система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.
Финансовая политика – это целенаправленная деятельность государства по использованию финансов для решения задач по социально-экономическому развитию общества.
Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций.
Финансовая политика включает финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией.
Финансовая тактика
1.2 Финансовый механизм
в системе экономического
Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения
Финансовый механизм пронизывает все стороны производственных отношений общества.
Поэтому с помощью действенного,
хорошо отлаженного финансового
механизма можно активно
Содержание финансового
Термин «механизм» имеет техническое происхождение и в экономическом понимании означает средство, которым можно привести что-нибудь в действие побудить определенную деятельность.
Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит 5-ти взаимосвязанных блоков (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура финансового механизма
Блок – 1. Финансовые методы: планирование, прогнозирование, самофинансирование, инвестиционные программы, кредитование, выпуск ЦБ, налогообложение, страхование и т.д.
Блок – 2. Правовое обеспечение: правовые акты, Законы, Указы, постановления Правительства, приказы, распоряжения, письма МФ.
Блок – 3. Финансовые рычаги: прибыль, доход, амортизационные отчисления, финансовые санкции, цена, арендная плата, дивиденды, процентная ставка и т.д.
Блок – 4. Нормативное обеспечение: инструкции, методические указания и др.
Блок – 5. Информационное обеспечение: компьютерные программы, бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, оперативная отчетность и т.д.
Финансовый механизм включает финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией.
Финансовая тактика
Задачи финансовой политики:
Цели финансовой политики:
Принципы финансовой политики:
Направления финансовой политики:
В бюджете страны аккумулируется значительная
часть вновь созданной стоимост
В условиях рыночных отношений распределение национального дохода производится посредством образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений.
К числу таких доходов относятся, прежде всего, государственные доходы, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.
Значительная часть
Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.
Распределение части национального дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в торговле и т.д.
Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма