Финансовый механизм в системе экономического механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть финансовый механизм в системе экономического механизма.
Задачи:
изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
дать общеэкономическое понятие финансовому механизму;
проанализировать систему государственных органов управления финансами в Республике Казахстан и их функции;
выявить пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение
3
1
Общеэкономическое понятие системы финансового механизма
4
1.1
Финансовая система: понятие, состав, принципы организации
4
1.2
Финансовый механизм в системе экономического механизма: содержание и структура
9
1.3
Роль бюджета как основного элемента системы финансового механизма в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода
11
1.4
Зарубежный опыт функционирования финансового механизма
14
2
Система государственных органов управления финансовым механизмом в Республике Казахстан и их функции
18
2.1
Система государственных органов управления финансовым механизмом
18
2.2
Бюджетный процесс. Нормативное обеспечение
20
3
Пути совершенствования финансового механизма в Республике Казахстан
25
3.1
Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
25
3.2
Экономическая и социальная деятельность государства. Особенности определения объема производства общественных товаров, благ и услуг
26
3.3
Пути совершенствования планирования и прогнозирования государственного бюджета Республики Казахстан
30

Заключение
31

Список использованных источников
32

Приложение А. Графическая часть.
33

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам для кати.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Финансовые отношения, связанные  с деятельностью государственного сектора, в значительной степени  направлены на обеспечение производства и распределения так называемых «общественных товаров» – благ и услуг как материального, так и нематериального характера, которые финансируются государством потребляются коллективно.

Природа финансов вытекает из движения стоимости в денежной форме. Условиями этого движения является наличие товарно-денежных отношений и действия экономических законов, в том числе закона стоимости.

Весь процесс распределения  происходит как в натурально-вещественной форме с образованием фондов средств  производства и предметов потребления, так и в денежной форме, посредством движения денежных фондов, предназначенных для приобретения упомянутых продуктов труда. Формирование фондов денежных средств, их использование в товарных отношениях производится с помощью финансов.

Таким образом, финансы обусловлены товарно-денежными отношениями, являясь их следствием, и одновременно содействуют их совершению.

Государственные финансы представляют собой систему перераспределения  денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием  и использованием централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

Сущность финансов как особой сферы  проявляется в их функциях.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов.

Их сумма равна национальному  доходу. Основные доходы формируются  при распределении национального  среди участников материального  производства. Они делятся на 2 группы:

  • заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  • доходы предприятий сферы материального производства.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта, а также часть национального богатства, выражаемая в денежной форме.

Субъектами в финансовом распределении выступают юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

Контрольная функция. Контрольная функция проявляется в контроле над их распределением по целевому назначению.

Эта функция нацелена на повышение  экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов природных богатств, сокращения непроизводительных расходов и потерь, пресечения бесхозяйственности и расточительства.

Регулирующая функция – связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Стабилизационная функция. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

Особое значение при этом имеет  вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

Финансовыми ресурсами являются образуемые государством, предприятиями, объединениями, организациями денежные накопления и денежные фонды при распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода.

Основное место в финансовых ресурсах занимает чистый доход (в форме  прибыли, налога на добавочную стоимость, акцизов, таможенных платежей, отчислений на социальные нужды) и амортизационные отчисления.

Финансовые ресурсы являются важным показателем финансовой мощи государства. Формируясь в процессе производства, распределения и перераспределения  общественного продукта и национального дохода, они представляют собой денежное выражение той части материальных ресурсов, которую общество направляет на конечное использование, то есть на возмещение выбытия основных фондов, обеспечение расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных нужд.

Чем больше финансовых ресурсов создается  в процессе общественного производства, тем оно эффективнее. Вместе с  тем от эффективного использования  финансовых ресурсов в народном хозяйстве  зависит решение проблемы повышения  эффективности всего воспроизводства и ускорение темпов экономического роста.

Источниками финансовых ресурсов являются:

  • амортизационные отчисления;
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • плата за воду;
  • платежи, входящие в состав материальных затрат в себестоимости продукции предприятий;
  • государственные налоги с населения;
  • отчисления на социальное страхование;
  • поступления по займам и лотереям;
  • прибыль;
  • косвенные налоги;
  • доходы и поступления от внешнеэкономической деятельности (импортная и экспортная таможенные пошлины, плата за таможенные процедуры).

Часть финансовых ресурсов формируется  в виде налогов, сборов и отчислений в специальные внебюджетные фонды:

  • платежи недропользователей – роялти, бонусы добычи, налог на транспортные средства;
  • государственная пошлина, отчисления пользователей автомобильных дорог;
  • платежи за выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов и др.

Источником финансовых ресурсов государства  являются также средства, привлеченные путем государственного кредита.

Система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.

Финансовая политика – это целенаправленная деятельность государства по использованию финансов для решения задач по социально-экономическому развитию общества.

Практически она реализуется на основе принятия системы государственных  мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части  финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика включает финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией.

Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач. Преодоление возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли.

 

1.2 Финансовый механизм  в системе экономического механизма: содержание и структура

 

Финансовый механизм включает в  себя виды, формы и методы организации  финансовых отношений и способы их количественного определения

Финансовый механизм пронизывает  все стороны производственных отношений  общества.

Поэтому с помощью действенного, хорошо отлаженного финансового  механизма можно активно воздействовать на производство, повышать его эффективность и обеспечить экономику финансовыми ресурсами для его роста.

Содержание финансового механизма  и его звеньев состоит в  том, что каждая экономическая категория  имеет свою специфику, проявляется  через определенные формы и методы выражения соответствующих отношений.

Термин «механизм» имеет техническое происхождение и в экономическом понимании означает средство, которым можно привести что-нибудь в действие побудить определенную деятельность.

Структура финансового механизма  отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит 5-ти взаимосвязанных блоков (Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Структура финансового  механизма

 

Блок – 1. Финансовые методы: планирование, прогнозирование, самофинансирование, инвестиционные программы, кредитование, выпуск ЦБ, налогообложение, страхование и т.д.

Блок – 2. Правовое обеспечение: правовые акты, Законы, Указы, постановления Правительства, приказы, распоряжения, письма МФ.

Блок – 3. Финансовые рычаги: прибыль, доход, амортизационные отчисления, финансовые санкции, цена, арендная плата, дивиденды, процентная ставка и т.д.

Блок – 4. Нормативное обеспечение: инструкции, методические указания и др.

Блок – 5. Информационное обеспечение: компьютерные программы, бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, оперативная отчетность и т.д.

Финансовый механизм включает финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией.

Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач. Преодоление возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли.

Задачи финансовой политики:

  • формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;
  • существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной политики;
  • создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной стабильности;
  • достижение сбалансированной бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования;
  • реформирования естественных монополий;
  • создание условий для интеграции Казахстана в мировое сообщество.

Цели финансовой политики:

  • получение необходимых финансовых ресурсов;
  • полная и своевременная мобилизация финансовых ресурсов в бюджет;
  • бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами социального и экономического развития;
  • усиление контроля за целевым и рациональным использованием государственных материальных, трудовых и денежных ресурсов.
  • усиление контроля за целевым и рациональным использованием государственных материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Принципы финансовой политики:

  • соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, несоциальных и профессиональных групп при составлении утверждений и использовании бюджетов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;
  • обеспечение планомерной организации финансовых отношений; -
  • сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;
  • создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);
  • оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.

Направления финансовой политики:

  • проведение мероприятий по укреплению рыночных отношений в сфере финансов хозяйствующих субъектов;
  • преодоление кризисного состояния и оздоровления финансовой системы;
  • комплекс мер по социальной защите населения.

 

1.3 Роль бюджета как основного элемента системы финансового механизма в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода

 

В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости – национального дохода, распределяемого и используемого в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности труда, закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

В условиях рыночных отношений распределение  национального дохода производится посредством образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений.

К числу таких доходов относятся, прежде всего, государственные доходы, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

Значительная часть национального  дохода поступает в бюджет путем  прямого распределения – налогообложения государственных, частных и коммерческих предприятий. 

Часть чистого дохода населения  перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.

Распределение части национального  дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в торговле и т.д.

Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма