Финансовый механизм в системе экономического механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть финансовый механизм в системе экономического механизма.
Задачи:
изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
дать общеэкономическое понятие финансовому механизму;
проанализировать систему государственных органов управления финансами в Республике Казахстан и их функции;
выявить пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение
3
1
Общеэкономическое понятие системы финансового механизма
4
1.1
Финансовая система: понятие, состав, принципы организации
4
1.2
Финансовый механизм в системе экономического механизма: содержание и структура
9
1.3
Роль бюджета как основного элемента системы финансового механизма в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода
11
1.4
Зарубежный опыт функционирования финансового механизма
14
2
Система государственных органов управления финансовым механизмом в Республике Казахстан и их функции
18
2.1
Система государственных органов управления финансовым механизмом
18
2.2
Бюджетный процесс. Нормативное обеспечение
20
3
Пути совершенствования финансового механизма в Республике Казахстан
25
3.1
Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
25
3.2
Экономическая и социальная деятельность государства. Особенности определения объема производства общественных товаров, благ и услуг
26
3.3
Пути совершенствования планирования и прогнозирования государственного бюджета Республики Казахстан
30

Заключение
31

Список использованных источников
32

Приложение А. Графическая часть.
33

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам для кати.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

 

 

 

2 Система государственных органов управления финансовым

механизмом в Республике Казахстан и их функции

 

 

2.1 Система государственных органов управления финансовым механизмом

 

Стратегическое управление финансами  конституцией РК возложены на высшие органы государственной власти и  управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, Министерство финансов.

Президент РК обладает обширными полномочиями в управлении финансами, которые  реализуются во многом через Аппарат  Президента. Президент издает указы  и распоряжения по стратегическим вопросам экономического и социального развития страны, подписывает акты Парламента и акты, издаваемые по инициативе Правительства, вносит изменения и дополнения в ранее изданные акты Президента или отменяет их.

Парламент издает законы, которые  регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:

Парламент издает законы, которые  регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:

  • налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;
  • республиканского бюджета;
  • образования, здравоохранения и социального обеспечения;
  • обеспечение обороны и безопасности страны;
  • организаций и деятельности государственных органов и органов местного управления;
  • охраны окружающей среды;
  • режима собственности и иных вещных прав;
  • режима собственности и иных вещных прав.

Компетенция Правительства РК в  управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти и включает:

  • разработку основных направлений социально-экономической политики, стратегических и тактических мер пот ее осуществлению;
  • разработку государственных социально-экономических и научно-технических программ, индикативных планов;
  • разработку и исполнение республиканского бюджета;
  • разработку и осуществление мер по укреплению финансовой системы страны, обеспечение контроля за соблюдением законности при образовании и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов;
  • осуществление структурной и инвестиционной политики;
  • организацию управления государственной собственностью;
  • решение вопросов социально-экономического развития регионов;
  • разработку мер по реализации внешнеэкономической политики, сотрудничеству с другими государствами и взаимодействию с международными финансовыми организациями;
  • осуществление иных полномочий в соответствии со статусом, определенным конституцией страны.

Общегосударственные финансы управляются  Министерством финансов РК; специальные  внебюджетные фонды – собственным  аппаратом (правлением фондов) или соответствующими министерствами, ведомствами.

Министерство Финансов осуществляет стратегическое и оперативное управление финансами, методическое руководство  в области финансового планирования, финансирование народного хозяйства, изучает экономику и финансы  отраслей народного хозяйства в целях выявления и мобилизации материальных и денежных резервов, обеспечения режима экономии и совершенствования хозрасчета.

Министерство финансов проводит в  жизнь финансовую политику государства  на основе активного использования финансов в целях повышения эффективности общественного производства, увеличения накоплений в народном хозяйстве и роста национального дохода. Кроме того, министерство финансов:

  • разрабатывает проекты финансового законодательства;
  • совершенствует формы финансовых отношений государства с предприятиями;
  • планирует расходы и доходы государственного бюджета, планомерно распределяет финансовые ресурсы государства;
  • изыскивает меры по росту финансовых ресурсов, созданию необходимых государственных резервов;
  • координирует поступление и использование средств по внешним и внутренним заимствованиям;
  • осуществляет контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины;
  • регулирует систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

На Казначейство возложены функции  разработки методологии и финансовых процедур, обязательных для всех учреждений и организаций, состоящих на бюджете, ведение учета активов, находящихся в государственной собственности и т.д.

Налоговая служба Министерства финансов является центральным исполнительным органом, обеспечивающим сбор и государственный контроль за полной и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Основными задачами налоговой службы являются:

  • обеспечение исполнения законов республики о налогах и других обязательных платежах по полному и своевременному их поступлению в распоряжение государства;
  • систематическое изучение эффективности и влияния налогообложения на развитие экономики;
  • разъяснительная и информационная работа среди налогоплательщиков по вопросам налогообложения.

Определенное участие в управлении государственными финансами принимают: Национальный Банк РК, Госкомитет РК по инвестициям, таможенный комитет РК и другие органы.

Финансовая работа на предприятиях, организациях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением.

Управление финансами предприятий  в рыночных условиях называется финансовым менеджментом.

Финансовый менеджмент – это форма управления социально- экономическими процессами и движением денежных потоков посредством и в пределах предпринимательской деятельности предприятий и организаций.

2.2 Бюджетный  процесс. Нормативное обеспечение

 

Бюджетный процесс (бюджетная процедура) – это регламентированная законодательством деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, контролю за исполнением и утверждением отчетов об исполнении бюджетов.

Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Законом «О бюджетной системе», ежегодным Законом «О республиканском бюджете», иными законами Республики Казахстан, а также решениями органов исполнительной власти.

Составление, исполнение бюджетов, составление  отчетов об исполнении бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение и утверждение – функциями Парламента и местных представительных органов – маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти.

Для разработки проекта республиканского бюджета Президент Республики Казахстан образует бюджетную комиссию, которая рассматривает внесённые Министерством финансов основные прогнозные показатели проекта республиканского бюджета и сопутствующие ему предложения, согласовывает их.

Важная роль в бюджетном процессе отводится Министерству финансов. Оно  разрабатывает прогнозные показатели государственного бюджета на предстоящий трёхлетний период на основе параметров индикативного плана социально-экономического развития страны, экономических и социальных программ развития территории с учетом ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу.

Министерство финансов обобщает заявки администраторов республиканских бюджетных программ,  с учетом предложений бюджетной комиссии разрабатывает и представляет в Правительство Республики Казахстан проект закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Министерство финансов доводит  до акимов областей, городов Астаны и Алматы согласованные показатели: поступления в их бюджеты, лимиты долга, объёмы расходов на погашение и обслужи ванне долга местных исполнительных органов.

Администраторы республиканских  бюджетных программ в сроки, устанавливаемые  Правительством, вносят в Министерство финансов бюджетные заявки, а акимы  областей и городов Астаны и Алматы - вышеупомянутые согласованные показатели их бюджетов.

Закон о республиканском бюджете должен содержать:

  • объемы доходов, полученных от официальных трансфертов, погашения основного долга по ранее выданным кредитам, расходов, кредитования и дефицита (профицита) бюджета;
  • минимальные размеры месячной заработной платы, пенсии и месячного расчетного показателя;
  • размер резервов Правительства Республики Казахстан;
  • сумму выполнения обязательств по государственным гарантиям Республики Казахстан;
  • лимит долга местных исполнительных органов, городов Астаны и Алматы на конец соответствующего финансового года:
  • перечень предельных расходов по функциональным группам, администраторам республиканских бюджетных программ и по программам;
  • перечень республиканских и местных бюджетных программ, не подлежащих секвестированию;
  • особо важные бюджетные программы, финансируемые из местных бюджетов, в разрезе областей и городов Астаны и Алматы с определением минимальной суммы расходов.

Проект закона о республиканском  бюджете на предстоящий финансовый год представляется Правительством в Парламент Республики Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому.

Утверждение республиканского бюджета  и внесение в него изменений и  дополнений происходит на совместном заседании палат, после процедур последовательного рассмотрения проекта бюджета сначала в Мажилисе, а затем – в Сенате.

Республиканский бюджет утверждается на уровне республиканских бюджетных программ на совместном заседании палат Парламента не менее чем в двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года.

В случае если Парламент в этот срок не примет Закон о республиканском бюджете, Президент вправе издать Указ «О республиканском финансовом плане на 1 квартал предстоящего финансового года», который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.

Для разработки проектов местных бюджетов акимы образуют бюджетные комиссии соответствующих административно-территориальных подразделений, определяют задачи и порядок их работы.

Комиссии рассматривают и вырабатывают предложения о предоставлении на согласование основные прогнозных показателей по их бюджетам: объёмов поступлений, лимитов долгов, объемов расходов на погашение и обслуживание долгов местных органов власти с учетом бюджетных заявок администраторов местных бюджетных программ.

Бюджетные комиссии формируют и  представляют на одобрение акимов основные прогнозные показатели проекта местного бюджета.

Местные исполнительные органы с учетом предложений бюджетных комиссий разрабатывают проекты соответствующих местных бюджетов и до 1 сентября предоставляют прогнозы в Министерство финансов.

Областные представительные органы утверждают стабильные нормативы распределения доходов между областными бюджетами и бюджетами районов (городов), долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных бюджетов и бюджеты районов (городов), и бюджетных изъятий, передаваемых из бюджетов районов (городов) в областные бюджеты.

Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельною  срока после вступления и силу закона о республиканском бюджете  уточняют ранее составленные прогнозные объемы бюджета и вносят их на рассмотрение маслихатов, которые в течение двух недель принимают решение об их утверждении.

Акимы районов (городов) в двухнедельный  срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджета на рассмотрение соответствующих маслихатов. которые не позднее двухнедельного срока принимают решение об утверждении бюджета.

Решение маслихата о местном  бюджете должно содержать:

  • объемы доходов, полученных от официальных трансфертов, погашения основного долга по ранее выданным из местного бюджета кредитам, расходов, кредитования, дефицита (профицита) бюджета и финансирования дефицита (использования профицита) бюджета;
  • нормативы распределения доходов между областным бюджетом и бюджетами районов (городов) на основе утвержденных стабильных величин;
  • размеры резервов и лимит долга области, городов Астаны и Алматы на конец соответствующего финансовою года;
  • размеры местного государственного фонда охраны окружающей среды;
  • предельные расходы по функциональным группам, администраторам местных бюджетных программ и по программам;
  • перечень местных бюджетных программ, не подлежащих секвестированию.

До утверждения местных бюджетов соответствующими маслихатами исполнение бюджета первого квартала осуществляется в размере 25 % от проекта годового бюджета на соответствующий финансовый год.

Вмешательство Правительства Республики Казахстан, вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов областей в процесс разработки и исполнения нижестоящих бюджетов не допускается (за исключением случаев, предусмотренных Законом «О бюджетной системе»).

Исполнение республиканского бюджета  обеспечивает Правительство Республики Казахстан.

Государственные учреждения в пределах утвержденных администраторами программ, смет производят расходы на основании разрешений, выдаваемых Комитетом казначейства Министерства финансов Республики Казахстан; оно вправе отзывать, приостанавливать финансирование в случае использования выделенных средств на цели, не предусмотренные казначейскими разрешениями.

Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма