Финансовый механизм в системе экономического механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть финансовый механизм в системе экономического механизма.
Задачи:
изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
дать общеэкономическое понятие финансовому механизму;
проанализировать систему государственных органов управления финансами в Республике Казахстан и их функции;
выявить пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение
3
1
Общеэкономическое понятие системы финансового механизма
4
1.1
Финансовая система: понятие, состав, принципы организации
4
1.2
Финансовый механизм в системе экономического механизма: содержание и структура
9
1.3
Роль бюджета как основного элемента системы финансового механизма в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода
11
1.4
Зарубежный опыт функционирования финансового механизма
14
2
Система государственных органов управления финансовым механизмом в Республике Казахстан и их функции
18
2.1
Система государственных органов управления финансовым механизмом
18
2.2
Бюджетный процесс. Нормативное обеспечение
20
3
Пути совершенствования финансового механизма в Республике Казахстан
25
3.1
Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
25
3.2
Экономическая и социальная деятельность государства. Особенности определения объема производства общественных товаров, благ и услуг
26
3.3
Пути совершенствования планирования и прогнозирования государственного бюджета Республики Казахстан
30

Заключение
31

Список использованных источников
32

Приложение А. Графическая часть.
33

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам для кати.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Министерство финансов Республики Казахстан вправе размещать временно свободные бюджетные деньги со счетов органов Казначейства во вклады (депозиты) в Национальном банке Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством.

Правительство Республики Казахстан  имеет право в ходе исполнения бюджета вносить изменения в перечень государственных органов, реализующих программы, в пределах сумм по программам, утвержденным Законом о республиканском бюджете, и изменить источники покрытия дефицит республиканского бюджета.

Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение бюджетом соответствующих административно-территориальных единиц, эффективное и целевое использование бюджетных средств.

Ведение счетов местных бюджетов, счетов государственных учреждений, содержащихся за счет местного бюджета, переводные операции для них осуществляются органами Казначейства Министерства финансов на основании финансовых разрешений, выдаваемых местными исполнительными органами; они вправе отзывать и приостанавливать финансирование в случае использования выделенных средств на цели, не предусмотренные финансовыми разрешениями.

Если в ходе исполнения бюджета  местными исполнительными органами принимаются нормативные правовые акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы либо уменьшаются  доходы нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов.

Нормативные правовые акты Правительства  и центральных исполнительных органов, в соответствии с которыми увеличиваются расходы бюджетов областей, городов Астаны и Алматы. принимаются с установлением вступления их в силу не ранее следующею финансовою года.

Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового года, не подлежат изъятию в вышестоящий  бюджет. Они используются на погашение  основного долга местного исполнительного органа, погашение кредиторской задолженности местного бюджета, а при отсутствии таковых – на финансирование местных бюджетных программ.

Применяется порядок изменения  расходов бюджета, состоящий в следующем: при превышении установленною уровня дефицита бюджета либо снижении поступлений доходных источников в ходе его исполнения, Правительством Республики Казахстан, а также местными исполнительными органами принимается решение о сокращении расходов бюджета по каждой программе, но не более чем на 10 % от утвержденных сумм: а свыше 10 % – путем внесения изменений в Закон о республиканском бюджете и в соответствующие решения маслихатов о местных бюджетах.

Перечень программ, не подлежащих секвестированию, определяется Парламентом  Республики Казахстан и местными представительными органами в законе и решениях о бюджетах на соответствующий год.

Операции республиканского и местных  бюджетов отражаются на кассовой основе через Единый Казначейский счет; при отражении расходов счет дебетуется, доходов – кредитуется.

Операции по поступлениям и налогам  за счет государственных внешних  займов и грантов отражаются на основе месячных отчетов по поступлениям и расходованию этих средств в национальной валюте по курсу, установленному Национальным Банком на дату совершения операций.

Натуральные гранты в операции республиканского бюджета не включаются.

Для функции расходов, не обеспеченных финансированием в истекшем финансовом году по утвержденным суммам, а также  по зачислению в бюджеты официальных  трансфертов, установлен срок, в течение которою проводятся заключительные операции, не включаемые в новый финансовый год – счетный период, продолжительностью до 1 апреля текущего бюджетного года.

Финансовый год – бюджетно-учетный  период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года.

Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета представляет Правительство Республики Казахстан Парламенту и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Министерство финансов представляет в Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета месячные отчеты об исполнении республиканского бюджета на уровне подпрограмм.

Местные исполнительные органы ежемесячно представляют отчеты об исполнении бюджетов вышестоящему исполнительному органу и соответствующему представительному органу – маслихату.

Областные исполнительные органы и  городов Астаны и Алматы представляют ежемесячные отчеты Министерству финансов. Министерство финансов ежемесячно составляет сводный отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов за отчетный период нарастающим итогом и представляет его Правительству Республики Казахстан.

Контроль за правильностью исполнения и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, а также за использованием бюджетных средств в соответствии с казначейскими разрешениями, осуществляется Министерством финансов и его территориальными подразделениями, а государственных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, а также за использованием бюджетных средств в соответствии с финансовыми разрешениями, осуществляется местными исполнительными органами.

Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется

Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета, а местных бюджетов – ревизионными комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также Министерством финансов Республики Казахстан и его территориальными органами с обязательным информированием соответствующих местных исполнительных и представительных органов.

 

 

 

3 Пути совершенствования финансового  механизма в Республике

Казахстан

 

 

3.1 Финансовое планирование  и прогнозирование в условиях  рыночной экономики

 

Финансовое планирование – это  деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.

Прогнозирование – разработка прогноза о конкретных перспективах развития какого либо явления, объема, процесса.

Содержание финансового планирования проявляется в возможности маневрирования экономическими процессами образования, распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений, и на этой основе формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Государственное регулирование рыночной экономики обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, банковской, таможенной политики.

Важное место в государственном  регулировании занимает индикативное планирование (прогнозирование), в процессе которого определяются общие контуры  желаемого развития экономики. Неотъемлемой его частью является индикативное финансовое планирование, главная цель которого - определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для обеспечения прогнозируемого развития.

В качестве важнейших условий, определяющих изменения в содержании финансового планирования, можно выделить следующие:

  • расширение самостоятельности в использовании собственных средств и повышение ответственности предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности; введение новых налоговых принципов распределения прибыли выводит из-под контроля централизованных органов значительную часть ресурсов;
  • расширение сферы использования товарно-денежных отношений требует разработки методов поддержания платежеспособного спроса с материальным покрытием в сфере производства и потребления; в основу сводного финансового планирования должны быть положены методы сбалансированности сводных экономических показателей по материально-вещественному и финансово-стоимостному составу;
  • в сфере территориального планирования усиливается самостоятельность местных органов власти и управления всех уровней в разработке и принятии собственных бюджетов. Поскольку производство и финансы в условиях рынка находятся под воздействием быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, плановые периоды не могут быть продолжительными. Финансовое и бюджетное планирование должно строиться па базе системы стабильных долговременных нормативов, обеспечивающих проведение единой финансовой политики государства.

Предпринимательские звенья в своей хозяйственно-коммерческой деятельности руководствуются бизнес-планами.

Бизнес-план – это документ, соответствующий технико-экономическому обоснованию предпринимательской деятельности.

Бизнес план включает разделы, характеризующие  особенности продукции или услуг, их конкурентоспособность, оценку рынка сбыта, стратегию маркетинга, производственный, организационный и юридический планы, оценку риска и страхование.

Финансовое программирование –  это метод финансового планирования, предполагающий программно-целевой подход, в основу которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения

Программирование предполагает:

  • установление приоритетов государственных расходов по направлениям;
  • повышение эффективности расходования государственных средств;
  • прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит  прежде всего от экономических факторов, при этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные суммарные потери от не достижения цели.

 

3.2 Экономическая и  социальная деятельность государства.  Особенности определения объема  производства общественных товаров, благ и услуг

 

Государство принимает прямое участие в производстве и, соответственно, финансировании отраслей, производящих, обеспечивающих определённые товары, блага и услуги.

Они называются общественными или социальными.

Принципиальным отличием общественных товаров от обычных, рыночных, является то, что они неделимы и не подвержены действию принципа исключения.

Делимость предполагает доступность товара для и индивидуального покупателя, его возможность приобрести, конкретное, необходимое именно ему, количество товара, что определяет суверенитет покупателя.

Принцип исключения означает отстранение потребителя от выгод, предоставляемых данным товаром, если он не может или не желает уплатить за него рыночную цену.

Общественные товары неделимы, так  как не могут быть проданы индивидуальным покупателям частями, и пользователей, как правило, нельзя отстранить от их потребления, то есть в данном случае не действует принцип исключения.

Важным различием является то, что  выгоды от рыночных товаров реализуется  при их покупке, а выгоды от общественных товаров – при производстве.

К наиболее характерным общественным товарам относится устройство и  содержание объектов благоустройства  в городах и населённых пунктах: уличного освещения, озеленения, тротуаров  и других удобств; в более широком  аспекте- услуги по охране правопорядка, защите государства от внешних посягательств, услуги государственного управления.

Ряд услуг подпадает под действие принципа исключения, то есть для них  можно устанавливать цены и реализовывать  через предпринимательские структуры.

Например, некоторые медицинские  услуги, повышение уровня образования; как правило, такие услуги обеспечиваются сверх установленного государством гарантированного минимума. В этом ряду услуги музеев, библиотек, общественного  телевидения и радиовещания, дорожная сеть и др.

Их объединяет свойство воспроизводить значительные выгоды перелива, в результате чего частный сектор не склонен производить  их в достаточных объёмах.

Поэтому государство в значительной части обеспечивает их производство и финансирование, чтобы исключить диспропорции в распределении ресурсов; это – «промежуточные» общественные услуги или квазиобщественные.

В любом случае рыночная система  или не выделяет ресурсы на общественные товары (для «чистых» общественных товаров и услуг), или выделяет их в недостаточных объёмах (для «промежуточных» общественных услуг).

Поэтому государство должно принять  решение о производстве и обеспечении  общества определенным объёмом таких  товаров, благ и услуг через механизм государственных финансов.

Перераспределение экономических ресурсов достигается посредством налогово-бюджетной системы: через налоги и другие обязательные платежи частный сектор ограничивается в производстве индивидуальных, рыночных товаров, а население – в их потреблении.

Тем самым часть ресурсов передаётся в государственный бюджет, внебюджетные фонды и финансируются необходимые потребности, отрасли, производства, обеспечивающие удовлетворение общественных нужд.

Государственные финансы как звено финансовой системы связаны с действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме.

Экономическая сущность государственных  финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.

Субъектами денежных отношений в этой сфере являются государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждане – с другой.

В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организаций.

По уровню государственного руководства  экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на республиканские и местные.

Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма