Финансовый механизм в системе экономического механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть финансовый механизм в системе экономического механизма.
Задачи:
изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
дать общеэкономическое понятие финансовому механизму;
проанализировать систему государственных органов управления финансами в Республике Казахстан и их функции;
выявить пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение
3
1
Общеэкономическое понятие системы финансового механизма
4
1.1
Финансовая система: понятие, состав, принципы организации
4
1.2
Финансовый механизм в системе экономического механизма: содержание и структура
9
1.3
Роль бюджета как основного элемента системы финансового механизма в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода
11
1.4
Зарубежный опыт функционирования финансового механизма
14
2
Система государственных органов управления финансовым механизмом в Республике Казахстан и их функции
18
2.1
Система государственных органов управления финансовым механизмом
18
2.2
Бюджетный процесс. Нормативное обеспечение
20
3
Пути совершенствования финансового механизма в Республике Казахстан
25
3.1
Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
25
3.2
Экономическая и социальная деятельность государства. Особенности определения объема производства общественных товаров, благ и услуг
26
3.3
Пути совершенствования планирования и прогнозирования государственного бюджета Республики Казахстан
30

Заключение
31

Список использованных источников
32

Приложение А. Графическая часть.
33

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам для кати.doc

— 269.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение 

3

1

Общеэкономическое понятие системы  финансового механизма

4

1.1

Финансовая система: понятие, состав, принципы организации

4

1.2

Финансовый механизм в системе  экономического механизма: содержание и структура

9

1.3

Роль бюджета как основного элемента системы финансового механизма в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода

11

1.4

Зарубежный опыт функционирования финансового механизма

14

2

Система государственных органов  управления финансовым механизмом в Республике Казахстан и их функции

18

2.1

Система государственных органов  управления финансовым механизмом

18

2.2

Бюджетный процесс. Нормативное обеспечение

20

3

Пути совершенствования финансового  механизма в Республике Казахстан

25

3.1

Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики

25

3.2

Экономическая и социальная деятельность государства. Особенности определения  объема производства общественных товаров, благ и услуг

26

3.3

Пути совершенствования планирования и прогнозирования государственного бюджета Республики Казахстан

30

 

Заключение

31

 

Список использованных источников

32

 

Приложение А. Графическая часть.

33


 

Введение

 

Актуальность. При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами.

В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма в целом, развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а  также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения посредством рационального распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступают государственные финансы или финансовый механизм.

Развитие государственных финансов и бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей, демонополизацию экономики, развитие ее частного сектора, приватизацию производства и др.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Цель исследования – рассмотреть  финансовый механизм в системе экономического механизма.

Задачи:

  • изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
  • дать общеэкономическое понятие финансовому механизму;
  • проанализировать систему государственных органов управления финансами в Республике Казахстан и их функции;
  • выявить пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в Республике Казахстан.

Объект исследования – финансовый механизм.

Предмет исследования – финансовый механизм в системе экономического механизма.

 

1 Общеэкономическое понятие системы  финансового механизма

 

1.1 Финансовая система: понятие, состав, принципы организации

 

Понятие финансовая система охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения.

Исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономической жизни общества, финансовая система состоит из трех частей:

  • совокупность финансовых отношений;
  • совокупность фондов денежных средств;
  • финансовый аппарат управления.

В соответствии с функциональной классификацией финансы имеют такие функциональные подсистемы: налоговая, бюджетная, внешнеэкономических отношений, финансового планирования, контроля и др.

По признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), финансовая система группируется по звеньям:

  • общегосударственные финансы;
  • корпоративные финансы;
  • финансы населения (домашних хозяйств).

Звенья, как соподчиненный ряд  классификации, содержат элементы высшего  разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат.

Такое свойство систематизации придает  финансовой системе интеграционный характер.

Первичный элемент занимает ведущее  место среди других элементов  системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы  является определяющей.

Это государственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

Корпоративные финансы – составляют основу, сферы материального производства и финансов в целом.

Они являются исходным звеном финансовой системы, т.к. в рамках этого звена  создается национальный доход, основной источник финансовых ресурсов общества.

Второе, звено имеет два относительно самостоятельных подзвена:

  • корпоративные финансы предприятий и организаций материальной сферы, где решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованных финансов, а также централизации средств в целевых и резервных фондах этих хозяйствующих субъектов;
  • корпоративные финансы нематериальной сферы – место и роль этого подзвена в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием национального дохода.

В данном звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.

Финансы населения представляют собой своеобразную часть финансовой системы.

Население вступает в отношения  своими денежными средствами с общегосударственной  финансовой системой и предприятиями  производственной и непроизводственной сфер, государственными и других форм собственности.

Принципами организации финансовой системы являются.

Сочетание централизма и демократизма.

При централизованном руководстве  со стороны государственных финансовых органов одновременно большие права  и самостоятельность предоставляются  местным финансовым органам, предприятиям, организациям и учреждениям.

Соблюдение национальных и региональных интересов.

Обеспечение национального равноправия  в финансовых отношениях, социально  приемлемого уровня развития регионов, т.е. соответствие структуры государственных  финансовых органов национально-государственному и административно-территориальному устройству.

Единство финансовой системы. Государством через центральные финансовые органы проводится единая финансовая политика, определяются единые цели, стоящие  перед всеми финансовыми органами.

Функциональное назначение отдельных  составных элементов финансовой системы.

Каждое звено финансов решает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат.

Согласно общепринятому определению, Государственные финансы, совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Впервые термин «Государственные финансы» стал применяться во Франции в XVI в.

Сущность Государственных финансов определяется господствующим способом производства и классовой природой государства.

В рабовладельческих, феодальных и  капиталистических обществах Государственные финансы служат орудием дополнительной эксплуатации трудящихся, т.к. основная тяжесть налогов и сборов падает на них, а добытые таким образом денежные средства идут на содержание аппарата классового угнетения, на поддержку и обогащение господствующих классов.

В докапиталистических формациях  государственные доходы и расходы имели главным образом натуральную форму. Труд рабов и производимые ими продукты служили средством покрытия большей части потребностей рабовладельческого государства.

Важным источником пополнения армии  рабов и казны являлись военные  грабежи и дань с покорённых народов. При феодализме решающим источником государственных ресурсов стали труд крепостных крестьян и производимые ими продукты.

С созданием централизованных государств и ростом их расходов появилась система  регулярных общегосударственных налогов  и пошлин, казна государства стала отделяться от личных средств главы государства, а сами средства всё более принимать денежную форму.

Принудительные сборы и займы  уступили место государственным  займам и централизованным выпускам денег в обращение.

В итоге сложилась (в современном её понимании) сложная система Государственных финансов.

При капитализме в его домонополистический  период назначение Государственных финансов сводилось главным образом к обеспечению материальных условий существования и функционирования государства.

Расходы государства шли на содержание его органов, армии и флота, ведение  войн, колониальные экспедиции и выплаты  по государственному долгу, на общественные работы, финансирование железно-дорожного строительства.

Покрывались они путём изъятия части доходов у населения через налоги, государственные займы и бумажно-денежную эмиссию.

В период империализма и особенно общего кризиса капитализма роль Государственных финансов в перераспределении денежных средств резко возросла.

Обострение противоречий империализма, развитие государственного монополистического капитализма вызвали колоссальное увеличение государственных расходов, налогового обложения и государственного долга. государство активно вмешивается в процесс капиталистического воспроизводства.

Государственные финансы широко используются для стимулирования и регулирования  капиталистической экономики. В  связи с этим роль их в распределении  и перераспределении национального  дохода повышается. В США и Великобритании доля национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет, возросла в 60-х гг. до 40 %.

Главной причиной роста в империалистических странах государственных расходов, налогов и государственного долга  является милитаризация экономики, гонка вооружений.

Через систему Государственных финансов происходит перераспределение доходов и накоплений в пользу монополий и, прежде всего, магнатов военно-промышленных концернов, обогащающихся на военных поставках, прямых бюджетных субсидиях, открытых и скрытых налоговых) льготах. Финансовая система капиталистических государств находится в состоянии глубокого кризиса.

Имеет место громадный рост военных  расходов, хроническая дефицитность государственных бюджетов, рост государственного долга, налогов, хроническая инфляция, непроизводительное расточение финансовых ресурсов.

В странах, завоевавших после 2-й  мировой войны 1939-45 г.г. политическую независимость и вставших на путь борьбы за экономическую самостоятельность, Государственные финансы используются для проведения индустриализации и аграрных преобразований, ликвидации последствий колониализма в области образования, здравоохранения, культуры и т.д.

При социализме Государственные финансы превращаются в одно из важнейших орудий экономической и финансовой политики государства, осуществления социалистических преобразований.

В СССР в переходный период от капитализма к социализму Государственные финансы использовались главным образом для проведения социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, осуществления культурной революции и ускоренного развития национальных республик.

Финансы представляют собой экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Сосредоточие у государства  огромных денежных средств до него времени обосновывалось необходимостью планомерно осуществлять воспроизводственные  процессы, финансировать наиболее приоритетные направления развития производства, научно-технический прогресс, социальные программы.

Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма