Финансовый механизм в системе экономического механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть финансовый механизм в системе экономического механизма.
Задачи:
изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
дать общеэкономическое понятие финансовому механизму;
проанализировать систему государственных органов управления финансами в Республике Казахстан и их функции;
выявить пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение
3
1
Общеэкономическое понятие системы финансового механизма
4
1.1
Финансовая система: понятие, состав, принципы организации
4
1.2
Финансовый механизм в системе экономического механизма: содержание и структура
9
1.3
Роль бюджета как основного элемента системы финансового механизма в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода
11
1.4
Зарубежный опыт функционирования финансового механизма
14
2
Система государственных органов управления финансовым механизмом в Республике Казахстан и их функции
18
2.1
Система государственных органов управления финансовым механизмом
18
2.2
Бюджетный процесс. Нормативное обеспечение
20
3
Пути совершенствования финансового механизма в Республике Казахстан
25
3.1
Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
25
3.2
Экономическая и социальная деятельность государства. Особенности определения объема производства общественных товаров, благ и услуг
26
3.3
Пути совершенствования планирования и прогнозирования государственного бюджета Республики Казахстан
30

Заключение
31

Список использованных источников
32

Приложение А. Графическая часть.
33

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам для кати.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводство трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

Назначение внебюджетных фондов финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей.

Государственная казна разделяется  на республиканскую и местную. Республиканская казна включает:

  • средства республиканского бюджета;
  • золотовалютные запасы государства;
  • имущество исключительного права собственности государства;
  • необособленное имущество. относящееся к республиканской собственности.

Местная казна включает;

  • средство местного бюджета;
  • необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности.

Подобное разнообразие форм использования  собственности позволяет государству  производить гибкую и адресную экономическую  и финансовую политику, активно применять  финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло.

При этом проявляется роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существовании.

Государство участвует в экономической жизни в большей или меньшей степени в зависимости от многих факторов, в том числе от выбранной модели развития общества, политического устройства, сложившихся традиций, внешних факторов.

Экономическая деятельность государства  сводится к следующим функциям:

  • обеспечение правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития;
  • ограничение монополистической деятельности и зашита конкуренции;
  • перераспределение доходов и богатства;
  • стабилизация экономики;
  • перераспределение ресурсов.

Доходы и богатства государство  перераспределяет потому, что рыночная система порождает неравенство  в их первичном распределении.

Государство использует системы налогообложения, трансфертов, регулирование заработной платы, цен для выравнивания доходов граждан.

Действие государства по стабилизации экономики включает контроль за уровнем  занятости и инфляции, вызываемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также меры по стимулированию экономического роста.

Перераспределение экономических  ресурсов вызывается несовершенством рыночной системы в двух ситуациях:

  • отклонения равновесного объема производства некоторых товаров от их оптимального объёма;
  • отказ рынка от выделения ресурсов или их недостаточное выделение для производства общественных товаров, благ и услуг.

В первой ситуации производство или  потребление ряда товаров и услуг  вызывает издержки или выгоды у субъектов, не являющихся непосредственными производителями  или потребителями данных товаров.

Эти явления называются «побочными эффектами» или «переливами» и представляют собой выгоды или издержки лиц или групп лиц, не являющихся участниками данных хозяйственных процессов.

К издержкам перелива относятся те, которые связаны с загрязнением окружающей среды, наличием шума, вибрации, различных неудобств. В этих случаях производители перекладывают часть своих издержек на население, и затраты производителей становятся заниженными.

В результате производители могут  иметь больший объем производства, следовательно, для производства данных товаров ресурсы поступают в увеличенных объёмах.

Регулирующими действиями государства  для выравнивания издержек перелива являются:

  • законодательное ограничение деятельности или требование привести ее к условиям, исключающим вредное воздействие;
  • введение специальных налогов, равных или близких к издержкам перелива, что повысит общие издержки субъекта хозяйствования и обеспечит состояние равновесия.

Выгоды перелива создают: образование, профилактические прививки, медицинскую помощь, прогноз погоды и ряд других услуг, от которых выгоды получают не только конкретные пользователи этих благ, но и общество в целом.

Пользователи данных услуг формируют  лишь рыночный спрос, а выгоды перелива дополняют спрос до истинной величины и обозначают необходимый объем  предоставления услуг.

Данная ситуация характеризует недостаточность выделения ресурсов на такие услуги.

Регулирующие действия государства  при выгодах переливов направлены на увеличение спроса и предложения.

Спрос увеличивается путем обеспечения  потребителей дополнительной покупательной способностью для приобретения тех товаров или услуг, которые вызывали выгоды перелива.

Предложение увеличивается путем  субсидирования производителей, что  снижает их издержки и позволяет  расширить производство.

 

3.3 Пути совершенствования  планирования и прогнозирования государственного бюджета Республики Казахстан

 

Решение проблем бюджетных расходов  в условиях переходного периода  связано, прежде всего, с последовательным сокращением прямого участия государства в сфере производства.

Передача соответствующих функций частному сектору позволит существенно сократить текущие расходы бюджета, а также создаст предпосылки для увеличения будущих доходов в результате повышения эффективности  работы приватизированных хозяйственных объектов.

Важным инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого ограничения бюджетных расходов и повышения эффективности использования государственных средств.

Для этого необходимо перейти к  системе бюджетного планирования, в  рамках которой каждой группе (программе) государственных расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства Финансов и его бюджетных органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных вариантов использования выделенных ассигнований.

В целях постоянного контроля за размерами бюджетного дефицита, источниками  его финансирования и видами финансируемых  за счет бюджетного дефицита расходов целесообразно бюджет разделить на регулярный и чрезвычайный.

Регулярный охватывал бы, в основном, текущие расходы, финансируемые за счет стабильных текущих доходов, а чрезвычайный включал бы инвестиционные расходы, финансирование которых допускается за счет государственной задолженности.

Важным условием решения проблемы эффективного управления бюджетным дефицитом должно стать разделение кредитной и бюджетной системы страны и соответствующее изменение функций Министерства Финансов и Национального Банка, направленное на исключение возможностей автоматического кредитования государственных расходов.

 

 

 

 

 Заключение

 

Нужно отметить, что правительством принимаются меры по преодолению  закрепившихся негативных тенденций  в рамках повышения конкурентоспособности  страны и выхода республики на траекторию устойчивого развития.

В этом направлении созданы институциональные предпосылки для более активного участия государства в модернизации казахстанской экономики, в частности образован фонд «Казына», целью которого является координация всех институтов развития для концентрации усилий на реализации «прорывных» проектов международного значения.

Это будет достигнуто как путем  создания новых научных центров, соответствующих международным  стандартам, так и активизацией на международном рынке наукоемких технологий для повышения научно-технологического уровня производства.

Определенные надежды с диверсификацией  казахстанской экономики связываются  с реализацией кластерной инициативы, что должно повысить конкурентоспособность  отечественной продукции на внешнем  и внутреннем рынках.

Вот почему нужно подчеркнуть, что  в текущем году были приняты ряд стратегических документов, успешная реализация которых может способствовать закреплению страны на траектории устойчивого развития.

К ним можно отнести:

  • Стратегию развития транспортного комплекса Казахстана до 2015 года;
  • Стратегию территориального развития;
  • Концепцию создания регионального финансового центра в Алматы;
  • Концепцию устойчивого развития Казахстана;
  • Концепцию формирования социально-предпринимательских корпораций (СПК) и другие.

Разработка таких документов, безусловно, является позитивным моментом, свидетельствует об уверенности в завтрашнем дне.

Первые шаги в этом направлении  уже сделаны, насколько они будут  успешными, покажет время.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Мельников В.Д., Ли В.Д. Общий курс финансов, институт развития Казахстана, 2001. – 541 с.
  2. Ли В.Д., Тусеева М.Х. Государственные финансы в транзитной экономике, Алматы, 2002. – 698 с.
  3. Финансы и кредит в вопросах и ответах: учебное пособие для подготовки к экзаменам/ Л.П. Корнилова, А.А. Адамбекова и др. Алматы, ТОО Колизей. 2005 г. – 748 с.
  4. Ильясов К.К., Мельников В.Д. Финансы. Учебник для экономических специальностей вузов, Алматы. Каржы-Каражат, 1997. – 587 с.
  5. Ильясов К.К., Мельников В.Д. Каржы. Окулык-Алматы, Экономика, 1994. – 478 с.
  6. Ильясов К.К., Саткалиева В.А. и другие. Государственный бюджет.-Алматы,РИК,1994. – 658 с.
  7. Финансы/ Под ред. Мельникова В.Д., Ильясова К.К., Алматы: Каржы-Каражат, 1999г. – 685 с.
  8. Ермекбаева Б.Ж., Налоги и налогообложение. Учебное пособие: Алматы 2003г. – 748 с.
  9. Искаков У.М., Бохаев Д.Т. Рузиева Э.Э. Финансовые рынки и посредники: Учебник. –Алматы: Экономика, 2005. – 748 с.
  10. Финансы/Под ред.В.М. Родионовой, –М.: Финансы и статистика, 1993. – 528 с.
  11. Общая теория финансов/ Под ред. Л.А. Дробозиной,. –М.: Банки и биржи, Изд.объед. ЮНИТИ, 1995. – 471 с.
  12. Финансы/ Под ред. Романовского М.В., – М., Финансы и статистика, 2001 г. – 698 с.
  13. Идрисова Э.К., Налоги и налогообложение в Казахстане. Учебное пособие. Алматы: Фонд Формирование налоговой культуры, 2003. – 574 с.
  14. Дж.Ван Хорн, Основы управления финансами,, – М.ФиС, 2000г. – 582 с.
  15. Бородина Е.И., Финансы предприятий, – М, 1995. – 652 с.
  16. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник/ М.В. Романовский и др.; –М.: Юрайт-Издат, 2004. – 456 с.

 

 

Приложение А

(Графическая часть)

 

 

 

 

Рисунок 2 – Структура финансового механизма государства


Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма