Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть финансовый механизм в системе экономического механизма.
Задачи:
изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
дать общеэкономическое понятие финансовому механизму;
проанализировать систему государственных органов управления финансами в Республике Казахстан и их функции;
выявить пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в Республике Казахстан.
Введение
3
1
Общеэкономическое понятие системы финансового механизма
4
1.1
Финансовая система: понятие, состав, принципы организации
4
1.2
Финансовый механизм в системе экономического механизма: содержание и структура
9
1.3
Роль бюджета как основного элемента системы финансового механизма в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода
11
1.4
Зарубежный опыт функционирования финансового механизма
14
2
Система государственных органов управления финансовым механизмом в Республике Казахстан и их функции
18
2.1
Система государственных органов управления финансовым механизмом
18
2.2
Бюджетный процесс. Нормативное обеспечение
20
3
Пути совершенствования финансового механизма в Республике Казахстан
25
3.1
Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
25
3.2
Экономическая и социальная деятельность государства. Особенности определения объема производства общественных товаров, благ и услуг
26
3.3
Пути совершенствования планирования и прогнозирования государственного бюджета Республики Казахстан
30
Заключение
31
Список использованных источников
32
Приложение А. Графическая часть.
33
Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств.
Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводство трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.
Назначение внебюджетных фондов финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников.
В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей.
Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает:
Местная казна включает;
Подобное разнообразие форм использования
собственности позволяет
При этом проявляется роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существовании.
Государство участвует в экономической жизни в большей или меньшей степени в зависимости от многих факторов, в том числе от выбранной модели развития общества, политического устройства, сложившихся традиций, внешних факторов.
Экономическая деятельность государства сводится к следующим функциям:
Доходы и богатства
Государство использует системы налогообложения, трансфертов, регулирование заработной платы, цен для выравнивания доходов граждан.
Действие государства по стабилизации
экономики включает контроль за уровнем
занятости и инфляции, вызываемых
колебаниями экономической
Перераспределение экономических ресурсов вызывается несовершенством рыночной системы в двух ситуациях:
В первой ситуации производство или
потребление ряда товаров и услуг
вызывает издержки или выгоды у субъектов,
не являющихся непосредственными
Эти явления называются «побочными эффектами» или «переливами» и представляют собой выгоды или издержки лиц или групп лиц, не являющихся участниками данных хозяйственных процессов.
К издержкам перелива относятся те, которые связаны с загрязнением окружающей среды, наличием шума, вибрации, различных неудобств. В этих случаях производители перекладывают часть своих издержек на население, и затраты производителей становятся заниженными.
В результате производители могут
иметь больший объем
Регулирующими действиями государства для выравнивания издержек перелива являются:
Выгоды перелива создают: образование, профилактические прививки, медицинскую помощь, прогноз погоды и ряд других услуг, от которых выгоды получают не только конкретные пользователи этих благ, но и общество в целом.
Пользователи данных услуг формируют лишь рыночный спрос, а выгоды перелива дополняют спрос до истинной величины и обозначают необходимый объем предоставления услуг.
Данная ситуация характеризует недостаточность выделения ресурсов на такие услуги.
Регулирующие действия государства при выгодах переливов направлены на увеличение спроса и предложения.
Спрос увеличивается путем
Предложение увеличивается путем субсидирования производителей, что снижает их издержки и позволяет расширить производство.
3.3 Пути совершенствования планирования и прогнозирования государственного бюджета Республики Казахстан
Решение проблем бюджетных расходов в условиях переходного периода связано, прежде всего, с последовательным сокращением прямого участия государства в сфере производства.
Передача соответствующих функций частному сектору позволит существенно сократить текущие расходы бюджета, а также создаст предпосылки для увеличения будущих доходов в результате повышения эффективности работы приватизированных хозяйственных объектов.
Важным инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого ограничения бюджетных расходов и повышения эффективности использования государственных средств.
Для этого необходимо перейти к системе бюджетного планирования, в рамках которой каждой группе (программе) государственных расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства Финансов и его бюджетных органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных вариантов использования выделенных ассигнований.
В целях постоянного контроля за размерами бюджетного дефицита, источниками его финансирования и видами финансируемых за счет бюджетного дефицита расходов целесообразно бюджет разделить на регулярный и чрезвычайный.
Регулярный охватывал бы, в основном, текущие расходы, финансируемые за счет стабильных текущих доходов, а чрезвычайный включал бы инвестиционные расходы, финансирование которых допускается за счет государственной задолженности.
Важным условием решения проблемы эффективного управления бюджетным дефицитом должно стать разделение кредитной и бюджетной системы страны и соответствующее изменение функций Министерства Финансов и Национального Банка, направленное на исключение возможностей автоматического кредитования государственных расходов.
Заключение
Нужно отметить, что правительством
принимаются меры по преодолению
закрепившихся негативных тенденций
в рамках повышения
В этом направлении созданы институцио
Это будет достигнуто как путем
создания новых научных центров,
соответствующих международным
стандартам, так и активизацией на
международном рынке наукоемких
технологий для повышения научно-
Определенные надежды с
Вот почему нужно подчеркнуть, что в текущем году были приняты ряд стратегических документов, успешная реализация которых может способствовать закреплению страны на траектории устойчивого развития.
К ним можно отнести:
Разработка таких документов, безусловно, является позитивным моментом, свидетельствует об уверенности в завтрашнем дне.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны, насколько они будут успешными, покажет время.
Список использованных источников
Приложение А
(Графическая часть)
Рисунок 2 – Структура финансового механизма государства
Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма