Финансовый механизм в системе экономического механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:45, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и характеристика финансов и финансовой политики 5
1.1 Сущность и функции финансов 5
1.2 Сущность, содержание и значение финансовой политики 10
1.3 Задачи, цели и принципы финансовой политики 13
2. Финансовый механизм в экономических процессах 15
2.1 Содержание и структура финансового механизма 15
2.2 Механизмы реализации финансовой политики 18
2.3 Финансовый механизм в условиях рыночной экономики. 25
3. Специфика финансовых инструментов регулирования экономики Казахстана 30
Заключение 34
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Финансовый механизм в системе экономического.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

 

      Введение

 

     Актуальность  темы заключается в том, что в  последние годы  вопросам  проведения  государственной финансовой  политики  и  проблемам  финансового  регулирования  экономики  переходного  периода  посвящается  значительное  количество  публикаций.  Однако  единства  мнений  по  теоретическим  аспектам  этого  вопроса  не  достигнуто.

     Так,  крупные  западные  экономисты  не  дают  четкого  определения  финансовой  политики.  Например,  Стенли  Фишер,  Рудигер  Дорнбуш  и  Ричард  Шмалензи  не  выделяют  финансовую  политику  как  самостоятельное  понятие.  В  то  же  время  они    подходят  к  исследованию  данной  темы,  расширяя  определение  фискальной  политики.  Они  пишут,  что  фискальная  политика  представляет  собой  решения,  принимаемые  государством  относительно  своих  расходов  и  доходов.  Аналогично  рассматривают  указанную  проблему  и  некоторые  другие  представители  зарубежных  экономических  школ.  В  частности  Кэмпбелл  Р.  Макконнелл  и  Стэнли  Л.  Брю  совмещают  понятия  финансово-бюджетной  и  фискальной  политики,  определяя  их  как  изменения,  вносимые  правительством  в  порядок  государственных  расходов  и  налогообложения,  направленные  на  обеспечение  полной  занятости  и  неинфляционного  национального  продукта.  Несомненно,  такая  трактовка  вызывает  ряд  неопределенностей  в  осознании  сущности  финансовой  политики. 

     Более  структурированным  выглядит  определение  данного  вопроса  у  марксистов,  видящих  под  финансовой  политики    в  первую  очередь  совокупность  государственных  мероприятий  по  стабилизации  финансовых  ресурсов,  их  распределению  и  использованию  для  осуществления  государством  его  функций,  указывая  ,  что  социальная  направленность  и  эффективность  воздействия  финансовой  политики  на  развитие  производительных  сил  и  производственных  отношений  определяются  объективными  закономерностями  экономического  развития,  общественно-политическим  строем  страны.

     Большой  вклад  в  понимание  сущности  финансовой  политики  сделали  работы  отечественных  экономистов. 

     Профессор  В.В.Лавров,  раскрывая  суть  финансовой  политики,  отмечал  ее  связь  с  учетом  и  контролем  за  производством,  количеством  труда  и  распределением  продуктов.  Эти  вопросы  были  базовыми  для  определения  очередных  задач  финансовой  политики  в  области  национальных  банков,  монополизации  внешней  торговли,  государственного  контроля  за  денежным  обращением,  введения  налогов.  Финансовая  политика  рассматривалась  тогда  как  одна  из  основных  в  области  государственного  регулирования  экономики  и  связывалась  с  обеспечением  финансовой  централизации,  концентрации  сил  и средств для экономических преобразований.

     Другой  экономист  И.В.Левчук,  подчеркивая  большую  роль  финансовой  политики  в  повышении  производства,  отмечает  что  эта  политика  призвана  создать  правильное  сочетание  централизованного  и  демократического  в  управлении  распределением  и  использованием  финансовых  ресурсов. 

     Интересна  трактовка  финансовой  политики,  данная  В.С. Павловым.  Он  исходит  из  неразрывности  финансов  и  кредита  в  деле  государственного  управления  и  связывает  финансово-кредитную  политику  с  условиями  реального  финансово-экономического  положения  страны,  направлениями  и  методами  перестройки  финансово-кредитной  системы,  новыми  подходами  к  решению  проблем  реформирования  экономики.

     Предмет курсовой работы – финансовый механизм.

     Объект  курсовой работы – финансы.

     Целью  курсовой  работы  является  рассмотрение  финансового  механизма в системе экономического.

     Исходя  из поставленной цели, вытекают следующие  задачи:

     - раскрыть сущность и функции финансов;

     - рассмотреть сущность, содержание  и значение финансовой политики;

     - охарактеризовать задачи, цели и  принципы финансовой политики;

     - рассмотреть финансовый механизм  в экономических процессах;

     - охарактеризовать специфику финансовых  инструментов регулирования экономики Казахстана.

 

      1. Сущность и характеристика финансов и финансовой политики

     1.1 Сущность и функции финансов

 

     Финансы как научное понятие обычно ассоциируются  с теми процессами, которые на поверхности  общественной жизни проявляются  в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

     Для постижения сущности финансов необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений [1].

     Если  отвлечься от многочисленных конкретных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их объединяет - лежащие в  основе финансовых операций отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.

     Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех  сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи представлены в обобщённом абстрактном виде, образуют экономическую категорию. Финансы, выражая реально существующие в обществе отношения, выступают в качестве экономической категории.

     Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

     Денежный  характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

     Появление финансовых отношений всегда даёт о  себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления  воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.

     Реальное  движение денежных средств происходит на второй (области возникновения  и функционирования финансов) и третьей  стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости (в её денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет отнести третью стадию к сфере функционирования.

     Важным  признаком финансов как экономической  категории является распределительный  характер финансовых отношений.

     Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие её элементы и, происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой её части. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т.д.) и конкретизация целевого её использования (направление прибыли на капитальные вложения, формирование фондов экономического стимулирования за счёт разных источников и др.) тоже происходит на основе финансов [2].

     Распределение и перераспределение стоимости  с помощью финансов обязательно  сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счёт различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.

     Потенциально  финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создаётся новая  стоимость и, осуществляется перенос старой. Но реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные  экономические формы реализованной стоимости.

     Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязывать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; даёт возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

     Важным  специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формирование денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это признак является общим для финансовых отношений любых общественно-экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменений социальной природы общества.

     Исследование  экономической сущности финансов, выявление специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение. Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

     Будучи  частью производственных отношений, финансы  относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным  распределением подчёркивает исторически  преходящий характер финансов [3].  

     Сущность  финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

     Объектами действия распределительной функции  финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

     Субъектами  при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

     С помощью финансов распределительный  процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

     Финансы, связанные с движением стоимости  общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы ”пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д.

Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма