Финансовый механизм в системе экономического механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:45, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и характеристика финансов и финансовой политики 5
1.1 Сущность и функции финансов 5
1.2 Сущность, содержание и значение финансовой политики 10
1.3 Задачи, цели и принципы финансовой политики 13
2. Финансовый механизм в экономических процессах 15
2.1 Содержание и структура финансового механизма 15
2.2 Механизмы реализации финансовой политики 18
2.3 Финансовый механизм в условиях рыночной экономики. 25
3. Специфика финансовых инструментов регулирования экономики Казахстана 30
Заключение 34
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Финансовый механизм в системе экономического.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     Во-вторых, необходимостью деполитизации экономических  отношений;

     В-третьих, необходимостью создания нового типа отношений "государство-экономика".

     Для создания принципиально иных, нежели в условиях государственного социализма отношений между государством и  социумом, необходимо выявить центральный  алгоритм экономических импульсов  в обществе. Им и является финансовый механизм, который связывает и  унифицирует все социально-экономические эффекты. Поэтому анализ элементов финансового механизма, вариантов политики, их последствий является для нашей реформируемой экономики и теоретически и практически значимым и актуальным. Ведь гипертрофия государственного регулирования привела к диспропорциям и в финансовой среде, которые утяжеляют возможность функционирования гибкой финансово-кредитной системы.

     Так, особенностью налогообложения в  СССР являлось взимание всех видов  налогов (в их структуре преобладали  косвенные) независимо от реализации товара. Это приводило к перераспределению средств государственного бюджета в соответствии с установленными приоритетами в хозяйственных потребностях. А это, в свою очередь, консервировало бюджетное финансирование и подрывало интерес предприятий к эффективному использованию ресурсов. И кредитно-денежная система в нашей бывшей общей стране была специфична:

     Во-первых, деньги играли преимущественную роль учетного средства, так как не было деления денежной массы на денежные агрегаты М1, М2, М3 из-за их неликвидности;

     Во-вторых, существовало жесткое регламентирование  движения денежных средств между  сферами хозяйства;

     В-третьих, из-за дефицита товаров и услуг  сформировался дисбаланс между  спросом и предложением, что привело  к созданию денежного навеса, т.е. перенасыщения экономики деньгами относительно номинала ВНП;

     В-четвертых, существовала неэффективная политика процентной ставки.

     Поэтому сейчас необходима ориентация всей финансовой системы на те экономические регуляторы, которые свойственны социально-ориентированному рыночному хозяйству, поскольку имеющиеся базовые регуляторы малоутешительны с позиции финансовой стабилизации.

     Каковы  же контуры эффективного финансового  режима в смешанной экономике? На какие же элементы необходимо обращать первостепенное внимание в транзитных условиях нашего хозяйства?

     Прежде  всего, все многообразие финансовых инструментов, таких как налоги, совокупные расходы, государственные  расходы, денежная масса, учетная ставка и т.д. используются в комбинации друг с другом в зависимости от варианта экономической политики. Причем, если эта политика, связана со сбоем в монетарной сфере (угроза инфляционных процессов), то упор делается на чисто денежный инструментарий; в случае необходимости достижения краткосрочного равновесия - доминируют немонетарные финансовые инструменты - государственные расходы, налоги.

     Поэтому опыт функционирования финансового  инструментария в развитых странах  свидетельствует о наличии множественного операционного материала финансового  рынка и гибкости их маневрирования.

     При развитии инфляционного сценария, практика стабилизационных программ представляет следующие направления:

     - сокращение номинального предложения  денег (денежной массы и денежной  базы);

     - либерализация цен;

     - снижение скорости обращения денег;

     - увеличение реального объема  производства.

     Наглядно  демонстрирует потенциальные пути устранения "лишних денег" известное  количественное уравнение обмена: M=PY. Проведение монетарной политики приводит к необходимости регулирования  ставок процента - установлению реальных положительных ставок (рост номинальных ставок процента должен обгонять темп инфляции). Эта политика "дорогих денег" вызывает дефляционный эффект: уменьшается спрос на кредит и финансовые средства на счетах предприятий, следовательно, сокращается реальный выпуск, в конечном итоге - снижаются темпы инфляции.

     Политика "дорогих денег" - жесткая политика, ее следствием и платой за снижение инфляции является падение реальных объемов производства, банкротство  и рост безработицы. Поэтому ее необходимо проводить очень избирательно и в то же время последовательно, пытаясь сократить длительность распространения негативных эффектов.

     Для достижения же бездефицитного бюджета  используются немонетарные инструменты  и в определенной векторной траектории: государственные расходы уменьшаются, а доходы государства стремятся к росту. Сокращение расходов - очень непопулярная мера, проводимая правительствами различных стран, так как это не что иное, как сокращение чьих-то доходов, субсидий регионам, социальных программ. Но эта процедура неизбежно встает перед каждой страной в определенные промежутки времени, что связано с реорганизацией производства, расширением госсектора до размеров неэффективного функционирования [17].

     Другой  процесс нормализации бюджета - повышение эффективности сбора налогов. В этой связи необходимо учитывать следующие особенности:

     - обесценение налоговых поступлений  в государственный бюджет из-за  высоких темпов инфляции (эффект  Танзи-Оливера), потому необходимо  в подобных условиях проведение индексации налогов;

     - налоговая система должна быть  нейтральной, т.е. должен быть  положен конец произвольному  освобождению от уплаты налогов.

     Для этой же цели - нормализации бюджета  используется и политика обменного  курса валюты. При установлении валютного коридора и заранее объявленных темпов девальвации национальной денежной единицы, хозяйствующие субъекты могут в кратко и среднесрочном диапазоне прогнозировать объем реального производства и сделок, и, соответственно, свои доходы и объем налоговых изъятий. Эта же политика валютного курса способствует и снижению инфляционных ожиданий. Зафиксированный на определенном уровне валютный курс, помогает преодолеть неопределенность и инфляционные ожидания, как импортеров, так и экспортеров [18].

     Таким образом, при реализации перехода к созданию смешанной экономики нужно учитывать ее особенности как общесистемного, так и практически экономического характера. В частности, в сфере функционирования финансовых механизмов можно выделить следующее:

     Во-первых, иерархию в использовании монетарных и немонетарных инструментов;

     Во-вторых, многовариантность финансовой экономической  политики в краткосрочном и долгосрочном периодах;

     В-третьих, целевую направленность финансового  инструментария, ее антиинфляционную и бездефицитную ориентацию.

 

      Заключение

 

    Финансы – не только экономическая категория. Одновременно финансы выступают  инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это  воздействие осуществляется финансовым механизмом. Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации её целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что выступает залогом эффективности финансового механизма.

     Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований. Переход к рыночным отношениям требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями.

     Сейчас  Казахстан идет по сложному пути реформ. Несомненно политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Мешают адекватной оценке экономической ситуации также требования сельскохозяйственного, промышленного и военного лобби. В свою очередь стремление различных партий выполнить наказы своих избирателей любой ценой, несмотря на всю сложность экономической ситуации, повышение расходов на государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, которое, идя на поводу у мощных лоббистских группировок и почувствовавших свою силу субъектов республики, пытается угодить каждому из них, пропорционально распределяя скудные бюджетные поступления и тем самым окончательно нейтрализуя скромную пользу, что они могли бы принести, будь они сконцентрированы на каком-либо одном приоритетном проекте, — все это, безусловно, негативно сказывается на объективности финансово-бюджетной политики, общей ситуации в стране, а в конечном счете — уровне жизни населения.

 

      Список  использованных источников

 
     
  1. Финансы. Денежное обращение. Кредит. /Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  2. Большаков  C.В.  Финансовая  политика  и  финансовое  регулирование  экономики  переходного  периода  //  Финансы.  1994.№ 11. 
  3. Булатова  А.С.  Экономика:  учебник.  М.:  Бек.  1994. 
  4. Макконнелл К.Р.,  Брю С.Л. Экономика. Баку. 1992. 
  5. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  6. Финансы в управлении предприятием. /Под ред. Ковалевой А.М. – М.: Финансы и статистика, 1995.
  7. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Москва, «Финансы и статистика», 2001.
  8. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. 11-го изд. – К., Хагар-Демос, 1993.
  9. Нуриев Р.М. Основы экономической теории. М., 1996.
  10. Опять авансы, опять долги (интервью с Н. П. Шмелевым) // Московский Комсомолец, 26 марта 1997.
  11. Финансы. /Под ред. Ковалевой А.М. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1996.
  12. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой — М., Финансы и статистика, 1995.
  13. Финансы/ Ю.Я. Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.; - М.: Финансы и статистика, 1996.
  14. Теория финансов, под общ. Редакцией Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, “Вышэйшая школа”, Минск, 1997.
  15. Тарасов В.И.“Деньги, кредит, банки”, (курс лекций), ООО “Мисанта”, г. Минск, 1997.
  16. Деньги, кредит, банки, под общей редакцией Г.И.Кравцовой, ООО “Мисанта”, г. Минск, 1997.
  17. П.Волков “Муниципальные облигационные займы”, НЭГ, 1997. №6.
  18. Берлин С.И. Теория финансов: Учебное пособие. – Изд-во Приор, 1999.
  19. Бровкова Е.Г., Прадивус И.П. Финансово-кредитная система государства. – К.: Сирин, 1997.
  20. Дьяконова И.И. Налоги и налоговая политика Украины.- К.: Научн. мысль, 1997.
  21. Общая теория финансов: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  22. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учеб. пособие – М.: Менеджер, 1998.
  23. Сумароков В.М. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 1996.
  24. Теория финансов: Учебн. пособие / Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Минск: Вышейшая школа, 1997.
  25. Финансы: Учебник /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Перспектива, Юрайт, 2000.
  26. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1998 (3-е издание).
  27. Финансы: Учебник /Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995.
  28. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: ЮНИТИ, 1997.

Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма