Финансовый механизм в системе экономического механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:45, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и характеристика финансов и финансовой политики 5
1.1 Сущность и функции финансов 5
1.2 Сущность, содержание и значение финансовой политики 10
1.3 Задачи, цели и принципы финансовой политики 13
2. Финансовый механизм в экономических процессах 15
2.1 Содержание и структура финансового механизма 15
2.2 Механизмы реализации финансовой политики 18
2.3 Финансовый механизм в условиях рыночной экономики. 25
3. Специфика финансовых инструментов регулирования экономики Казахстана 30
Заключение 34
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Финансовый механизм в системе экономического.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     Финансовое  воздействие на размеры денежных доходов населения наиболее эффективно осуществляется через непосредственное налогообложение физических лиц. Пересмотр законодательства в этой области был направлен на более справедливое определение налоговых обязательств граждан соответственно размерам получаемых ими трудовых доходов. Одновременно был упрощен механизм взимания и уплаты налогов, повышена ответственность налогоплательщиков за определение размеров доходов.

     Совершенствование системы финансовых рычагов направлено на вовлечение в хозяйственный оборот свободных денежных средств хозорганов в населения, повышение эффективности их использования. В связи с этим в современных условиях происходит формирование финансового рынка как одного из важнейших элементов финансового механизма государства, который использует различные экономические инструменты в виде акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг, обращающихся в государстве.

     Финансовый  рынок является неотъемлемым структурным элементом развитого товарно-денежного хозяйства и предполагает всемерное расширение и использование товарно-денежных отношений на основе создания рыночной экономики с наличием рынков потребительских товаров, ценных бумаг, функционированием фондовых биржевых структур, разгосударствления и преобразования форм собственности, образования свободных экономических зон и т. п.

     Естественно, что все это требует создания и использования соответствующего финансового механизма, обеспечивающего наиболее полную увязку его элементов с интересами государства и отдельных его членов.

           Финансовый  механизм  воплощает  намеченные  государством  финансовые  мероприятия  в  конкретные,  адресные,  реальные  результаты  -расширенное  воспроизводство  финансовых  ресурсов,  входящих  в  состав  стоимости  всех  многочисленных  элементов  общественного  продукта,  нематериальных  благ,  услуг  и  ценностей  на  всех  уровнях  и  в  сферах  общественно-экономической  жизни.  Многообразие  результатов  воспроизводства  вызывает  соответствующее  многообразие  форм  и  методов  экономического  (хозяйственного)  механизма,  составной  и  неотъемлемой  частью  которого  является  финансовый  механизм.

           Таким  образом,  прослеживается  замкнутая  круговая  закономерность,  когда  процесс  производства,  определяемый  экономическими  законами  общественной  формации,  наличием  определенных  производственных  отношений  и  соответствующих  категорий,  регулируется  экономической  политикой,  которая  воплощается  в  действие  хозяйственным  механизмом;  последний,  в  свою  очередь,  способствует  воссозданию  реальных  результатов  воспроизводства  в  соответствующем  количественном  и  качественном  выражении.  Эта  диалектическая  закономерность  действует  по  нарастающему  принципу  в  виде  диалектической  спирали  (при  нормальных  условиях  воспроизводства) [15].

           Поэтому  от  финансовой  политики  и  финансового  механизма,  как  составных  частей  экономической  политики  и  механизма,  зависит  нормальное  течение  процесса  расширенного  воспроизводства.  Правильно  сформулированная финансовая  политика,  четко налаженный,  синхронно работающий  финансовый  механизм  способствуют  социально-экономическому  развитию  общества.  Существует  и обратная  тенденция:  если  финансовая  политика  не  в полной  мере  учитывает действие экономических  законов  или  находится  с  ними  в  противоречии,  то  соответствующий  финансовый  механизм  не  в  полной  мере  или  не  в  состоянии  использовать  производственные  возможности  национального  хозяйства,  отрасли,  региона  и  т.д.;  в  этом  случае  экономическое  развитие  общества  тормозится,  накапливаются  негативные  явления,  появляются  антиобщественные  процессы.  Такая  ситуация  складывается  при  применении  административно-волевых,  чрезмерно  централизованных  методов  управления,  которые  игнорируют  требования  объективных  экономических  законов.

           История  развития  государства  имеет  примеры  противоположных  подходов  к  решению  задач  общества  с  использованием  финансов,  финансовой  политики  и  механизма  ее осуществления.  Так,  в бытность  Советского  Союза  использовались  жесткие,  чрезмерно  централизованные  директивные  меры.  Часть  этих  мер,  относящихся  к  чрезвычайным,  вызывалась  напряженной  обстановкой,  необходимостью  преодоления  ситуаций,  в которых решалась  судьба  государства.  В ряде  случаев жесткие меры,  в том числе и финансовые,  определялись  неправильными подходами  в  хозяйственной  жизни,  волевыми,  непродуманными  решениями,  некомпетентным  руководством  экономикой  и  финансами.  В  такие  периоды  наблюдались,  по  принципу  обратной  связи,  замедление  темпов  роста  общественного  производства,  диспропорции  в  экономике  и  финансах,  падение  жизненного  уровня  народа,  дефициты  товаров  и  услуг,  усиление  негативных  социальных  проявлений  в  общественной  жизни.

           История  показывает,  что  политика  и  механизм  ее  реализации,  сориентированные  на  экономические  интересы  людей,  на  стимулирование  их  активности  с  использованием  максимальной  совокупности  товарно-денежных  отношений,  инициативы  и  творчества  каждого  работника,  приносят  высокие  результаты.

           Финансовая  политика  начала  периода  самостоятельного  развития  Казахстана  отличалась  непоследовательностью  и  противоречивостью.

           С  одной  стороны,  на  выбор  политики  оказывали  влияние  факторы  дестабилизации  в  постсоветском  пространстве,  и  финансовые  мероприятия  вынужденно  следовали  проводимым  в  других  странах,  особенно  в  Казахстане.  Это определялось  общностью  хозяйственных  связей,  взаимозависимостью  экономик,  единой  валютой,  общими  границами,  сложившимся  менталитетом  населения  стран  СНГ.  Данная  группа  факторов  вызвана  сменой  общественно-экономической  формации,  что  сопровождалось  радикальной  ломкой  сложившихся  отношений,  систем,  механизмов.  В  экономике  проводилась  так  называемая  «шоковая  терапия»  в  целях  скорейшего  перехода  к  рыночной  формации:  либерализация  цен  и  рынков,  отказ  от  плановых  начал,  снятие  валютных  ограничений,  государственной  монополии  на  ключевые  виды  экономической  деятельности,  ослабление  контроля  за  работой  низовых  структур  национального  хозяйства.

           С  другой  стороны,  проводились  поспешные,  неподготовленные  мероприятия,  которые  общество  не  воспринимало  как  объективно  необходимые  в  Казахстане.  В  их  числе  -  волевые  решения  по  экстренному  преобразованию  производственных  отношений,  стремление  к  централизации  финансов,  некорректный  передел  собственности  в  ходе  разгосударствления  и  приватизации,  игнорирование  интересов  субъектов  сферы  материального  производства,  приоритетных  отраслей  непроизводственной  сферы,  а  следовательно,  основных  социальных  групп  общества,  частые  изменения  и  дополнения  законодательства  и  нормативных  актов.  В  данном  случае  отсутствовала  обоснованная  экономическая  стратегия,  а  тактические  мероприятия  финансовой  политики  направлялись  на  решение  чрезвычайных  ситуаций,  взаимообусловленных  причинно-следственными  связями,  в  результате  —  устранение  негативных  явлений  в  одном  звене  вызывало  их  возникновение  в  другом.

           В  целом  это  привело  к  значительному  разрушению  производительных  сил,  углублению  структурных  диспропорций,  затяжному  кризису  экономики  и  общества,  резкому  падению  жизненного  уровня  основных  масс  населения.  Такова  цена  нарушения  критериев  эволюционного  развития  общества,  в  которой  значительная  доля  связана  с  несоблюдением  основных  принципов  экономической  и  финансовой  политики. Поэтому  задачей  финансовой  политики  в  условиях  Казахстана  является  разработка  мер  и  их  воплощение  через  финансовый  механизм  по  переводу  экономики  на  траекторию  экономического  роста,  стабилизации  хозяйственной  жизни  на  основе  дальнейшей  структурной  перестройки  национального  хозяйства,  развитию  предпринимательской  деятельности,  реформированию  собственности  с  оптимизацией  доли  государственной  части,  расширению  и активизации внешнеэкономической деятельности,  финансированию  социальных  программ.  Отрабатывается  механизм  интеграции  экономики  республики  в  мировое  хозяйство.  При  этом  финансовая  политика  и  механизм  должны  обеспечить  социальную  защиту  населения  по  мере  вхождения  в  рыночные  отношения  от  инфляции,  безработицы,  потери  доходов.

           В  республике  продолжается  осуществление  программ  по  углублению  рыночных  реформ,  включающих  упомянутые  направления  с  выработкой  соответствующей  финансовой  политики  и  механизма  ее  осуществления. В  западных  теоретических  концепциях  и  практике  используется  термин  «фискальная  политика»,  под  которым  подразумевается  комплексное  понятие  государственной  налогово-бюджетной  политики  и  механизма  ее  реализации  в  экономических  процессах.  Фискальная  политика  охватывает  распределительные  и  перераспределительные  действия  по  изъятию  налоговых  платежей,  размещению  ресурсов  при  производстве  «общественных  товаров»,  их  распределению,  движению  трансфертных  потоков  денежных  средств,  других  действий  правительства  и  местных  органов  по  использованию  финансов  в  экономической  и  социальной  сферах.

           Фискальная  политика  проводится  как  дискреционная,  то  есть  как  сознательное  манипулирование  государственными  налогами  и  расходами  с  целью  изменения  реального  объема  национального  производства,  занятости,  контроля  инфляции,  ускорения  экономического  роста.  В  зависимости  от  характера экономического  цикла может проводиться стимулирующая  или  сдерживающая  фискальная  политика.  Недискреционная  фискальная  политика  предполагает  действие  автоматических  или  «встроенных  стабилизаторов»  («встроенная  стабильность»),  под  которыми  понимается  варьирование  государственными  расходами  и  налоговыми  изъятиями  пропорционально  объему  национального  продукта  в  разных  фазах  экономического  цикла  -  подъеме  или  спаде.

     3. Специфика финансовых инструментов регулирования экономики Казахстана

     Дальнейшая  судьба реформ в Казахстане зависит  от формирования модели экономического развития, отвечающей интересам всего  общества. Основные элементы данной модели ориентированы на создание экономики  смешанного типа, которая существует в ряде развитых стран.

     Специфика смешанной экономики состоит  в следующем:

     - параллельном существовании в  рамках единой макросистемы различных  форм хозяйствования (индивидуального  предпринимательства, естественно-монопольного, государственного, корпоративного, транснационального секторов);

     - взаимосвязи экономического и  социального критериев в развитии  общества;

     - преобладании социальных ориентиров  в стратегии экономического роста.

     Кейнсианские  рецепты выхода из кризиса привели  к принципиально новым экономическим доминантам: вместо индивидуализированного производства - агрегированное, вместо знаменитого принципа невмешательства в рыночную траекторию спроса и предложения - активное экономическое государственное регулирование, вместо преобладания предложения - актуализация теории и практики совокупного спроса.

     В связи с этим, возникают и новые, устойчивые инструменты, обеспечивающие эти доминанты. Это, прежде всего, система  кейнсианских финансовых механизмов: государственные расходы, налоги, элементы денежного спроса. Причем, действие этих инструментов подчинено логике государственной санации экономики. Поскольку выход из экономического кризиса предполагается через стимулирование совокупного спроса с помощью вышеперечисленных инструментов, поскольку экономическая система все более и более становилась смешанной: ведь первым шагом в расширении совокупного спроса было увеличение государственных расходов, т.е. упрочение собственно государственного сектора. Именно оно стимулировало расширение конкурентных начал в чисто рыночном секторе, а также способствовало формированию транснациональной формы предпринимательской деятельности [16].

     В современных условиях опять доминируют экономические критерии в генезисе смешанной экономики. Критерием  ее развития выступает неоднородность различных сфер бизнес сектора с точки зрения технологической иерархии, масштабов производства, инновационной востребованности.

     Таким образом, смешанная экономика - это  наиболее адекватный современному многофакторному  социально-хозяйственному механизму  тип экономической организации, который способствует открытости и конкурентности национального хозяйства, автоматизации техноструктуры и мультипликации инноваций, социальной ориентации и экономической свободе. Стремление к созданию смешанного типа наиболее ярко выражено и в неустойчивой экономической среде, в частности, в переходных условиях от нерыночного к конкурентному хозяйству.

     Это вызвано следующими обстоятельствами:

     Во-первых, необходимостью реформирования собственности, и, соответственно, неизбежной экономической дифференциации общества, которая может привести к созданию базисных условий смешанного хозяйства;

Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма