Финансовый механизм в системе экономического механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:45, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и характеристика финансов и финансовой политики 5
1.1 Сущность и функции финансов 5
1.2 Сущность, содержание и значение финансовой политики 10
1.3 Задачи, цели и принципы финансовой политики 13
2. Финансовый механизм в экономических процессах 15
2.1 Содержание и структура финансового механизма 15
2.2 Механизмы реализации финансовой политики 18
2.3 Финансовый механизм в условиях рыночной экономики. 25
3. Специфика финансовых инструментов регулирования экономики Казахстана 30
Заключение 34
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Финансовый механизм в системе экономического.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     Распределительная и контрольная функции - это две  стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и  тесном взаимодействии финансы могут  проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

     Инструментом  реализации контрольной функции  финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

     Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

     Для финансов характерны две функции  — распределительная и контрольная.

     Действие  распределительной функции финансов вытекает из сущности финансов: обеспечения отношений, связанных с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта, национального дохода и чистого дохода; формирования доходов и накоплений; создания фондов денежных средств.

     Конкретный  механизм действия распределительной  функции вытекает из сущности финансов как отношений по распределению и перераспределению той части общественного продукта, действие которого происходит в условиях разделения, отрыва и раздвоения стоимостной и вещественной форм общественного продукта и национального дохода. Таким относительно самостоятельным элементом, выступающим в денежной форме без соответствующего вещественно- натурального обеспечения, является чистый доход [4].

     Распределительный характер части совокупного общественного продукта (чистого дохода) заключается в том, что только эта обособленная часть совокупного продукта может расщепляться и распределяться на фонды денежных средств в соответствии с требованиями и необходимостью расширенного воспроизводства. В соответствии с установленными пропорциями часть чистого дохода направляется на пополнение фонда возмещения израсходованных средств производства (основных и оборотных фондов), на восполнение израсходованной рабочей силы и ее воспроизводство, обеспечивая этим элементам воспроизводственного процесса расширенное воспроизводство. Тем самым финансовые отношения через механизм формирования и распределения чистого дохода обратно воздействуют на процесс производства, ускоряя или замедляя этот процесс, т. е. все элементы (С + V) воспроизводственного процесса, не являясь сами непосредственными oбъeктaми финансовых отношений, ощущают активное воздействие чистого дохода, без которого процесс расширенного воспроизводства невозможен. Такое воздействие финансовых отношений через распределительные отношения на все элементы движения совокупного продукта носит исторический характер.

     Итак, основным объектом создания централизованного фонда денежных средств государства может быть только чистый доход. Этот элемент совокупного продукта полностью отвечает всем признакам финансовых отношений: носит исторический характер, присущ всем общественно-экономическим формациям, обеспечивает кругооборот фондов, регулирует процесс расширенного воспроизводства, формирует децентрализованные фонды денежных средств, обеспечивает формирование централизованных фондов государства, связан с конечными результатами производства, носит финансовый характер.

     Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокупного продукта (создавая тем самым условия для последующей реализации этого продукта в натурально- вещественной форме через совершение актов купли и продажи).

     Общественное  назначение распределительной функции  финансов состоит в распределении и перераспределении части стоимости совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, в денежной форме в целях обеспечения расширенного воспроизводства; в формировании потенциальных возможностей для создания финансовой основы функционирования государства и всей экономической системы.

     Вторичное распределение (или перераспределение) начинается в момент отщепления части чистого дохода и направления его в денежные фонды на расширенное воспроизводство фонда возмещения израсходованных средств производства и воспроизводства рабочей силы.

     Наряду  с распределительной функцией финансы  выполняют контрольную функцию. Контрольная функция порождена распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением совокупного общественного продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их целевому расходованию. Если сущность, природа и содержание финансов обусловлены движением чисти совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, его распределением, созданием денежных фондов и последующим направлением ни расширенное воспроизводство кругооборота фондов в процессе материального производства, с одной стороны, и создание централизованных денежных фондов государства, с другой стороны, то и контрольная функции финансов соответствующим образом обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и процесс формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов государства. В этом состоит диалектическое единство и взаимосвязь двух функций финансов [4].

     Контрольная функция количественно через  движение финансовых ресурсов отображает экономические процессы, связанные  с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта. Контрольная функция обусловлена нормативным характером денежных отношений. Распределительный характер денежных отношений характеризуется их предварительным планированием, определением конкретных субъектов, объемов и сроков осуществления, целевым использованием денежных ресурсов и закреплением в нормативных актах. Нормативные акты регламентируют как условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категории плательщиков, объектов, единиц обложения, ставок, фондов, льгот по платежам, порядок их исчисления и т. д.), финансирования из бюджета (порядок открытия бюджетного финансирования и его использования), кредитования, формирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов. Именно контроль за соблюдением нормативных актов, выражающих суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов. В этом состоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов.

     Роль  контрольной функции финансов в  воспроизводственном процессе может  быть реализована и связана с состоянием финансовой дисциплины, соблюдением установленных норм и правил, выполнением финансовых обязательств.

     1.2 Сущность, содержание и значение финансовой политики

 

     Роль  финансовой политики в экономическом  и социальном развитии Республики Казахстан трудно недооценить. Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РБ.

     Финансовая  политика практически  любого государства  строится отнюдь не только на базовых  экономических принципах, но и с  оглядкой  на текущее положение  в мировой экономике.  В условия  глобализации финансов в современном  мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но и должна ориентироваться на  соответствующие  требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

     В Республике Казахстан приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РК, который определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РК должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

     К основные направлениям (задачам) финансовой политики Казахстана на современном этапе можно отнести следующее:

     - устойчивый профицит федерального  бюджета или сохранение сбалансированности  федерального бюджета;

     - снижение государственного долга;

     - стабилизация национальной валюты  и  снижение темпов инфляции;

     - развитие банковского сектора,  в первую очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы;

     - переход к среднесрочному планированию;

     - продолжение налоговой реформы  и реформы межбюджетных отношений  (снижение налоговой нагрузки  и расширение налоговой базы, внесение целого ряда поправок в Бюджетный кодекс РБ, совершенствование схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы).

     Финансовая  политика – совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.

     Финансовая  политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирование со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

           - управление финансами  с учетом  специфики звеньев  системы финансов; 

     - общность функций всех финансовых  учреждений;

           - общее руководство  центром при активном участии  всех нижестоящих органов управления.

           Основными методологическими  принципами  проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

           - зависимость от  конечной цели;

           - макроэкономическая  сбалансированность всех отраслей  хозяйства;

           - соответствие интересам  всех членов общества;

           - использование экономических  законов; 

           - учет внутренних  и внешних экономических условий  на основе реальных возможностей.

     Целью финансовой политики является обеспечение  стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих  субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних  и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п. [5].

     Политика  предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает  определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления  правительства, инструкции, приказы  и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.

     Финансовая  политика – это самостоятельная  сфера деятельности государства  в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной  программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным  развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

     Содержание финансовой политики определяется:

     - соответствующей  теоретической базой и разработанной на ее основе концепций,  регулирующей роли государства в области финансов.

     - разработкой основных направлений   и целей в достижении макроэкономических  показателей, обеспечивающих сбалансированность  доходов и расходов государства на текущий период  и перспективу.

Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма