Финансовый механизм в системе экономического механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:45, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и характеристика финансов и финансовой политики 5
1.1 Сущность и функции финансов 5
1.2 Сущность, содержание и значение финансовой политики 10
1.3 Задачи, цели и принципы финансовой политики 13
2. Финансовый механизм в экономических процессах 15
2.1 Содержание и структура финансового механизма 15
2.2 Механизмы реализации финансовой политики 18
2.3 Финансовый механизм в условиях рыночной экономики. 25
3. Специфика финансовых инструментов регулирования экономики Казахстана 30
Заключение 34
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Финансовый механизм в системе экономического.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе, государственные органы начинают вырабатывать общественные программы, но к тому времени, когда они будут  представлены и начнут реализовываться, потребность в них уже исчезнет, ибо время депрессии станет подходить к концу.

     В общей сложности следует отметить, что общественные работы являются неэффективным  инструментом дискреционной политики.

     Вторым  инструментом дискреционной финансовой политики  являются государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды.

     Однако  недостатком материальной помощи для  краткосрочных целей стабилизации является факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы  сложно сократить, когда положение  снова улучшится.

     Третий  из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление финансами, —  правительственные закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы.  Данное положение подтверждается следующим макороэкономическим законом:  S + M = C + In + Xn + G, то есть сбережения и импорт равняются сумме потребления, инвестиций, чистого экспорта и государственных закупок. Иначе говоря, рост G или In приведет к смещению кривой C + In + Xn + G вверх относительно графика сбережений и импорта, что выразится в увеличении ЧНП.

     Наконец перейдем к фискальной политике как  второму элементу политики финансовой. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени в  течение всего экономического цикла.

     Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения весьма различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие объекты, установленные законодательными актами [13].

     Налоги  как инструмент фискальной политики бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

     Ко  второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота или налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену товаров или услуг.

     Итак, основными налогами в РК являются:

     1. Индивидуальный подоходный налог,  представляющий собой вычет из  годовых доходов налогоплательщика.

     2. Налог на прибыль фирм и  предприятий. Взимается с чистой  прибыли  юридических  лиц  (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков).

     3. Социальные взносы, то есть выплаты,  осуществляемые частично самими  рабочими и частично их работодателями, направляемые в различные внебюджетные  фонды: по безработице, пенсионный  и так далее.

     4. Поимущественные налоги, то есть налоги на имущество, дарение и наследство.

     5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины  и акцизы, а также НДС.

     Исходя  из описанной системы налогообложения  представляется возможным выделить такие главные принципы фискальной политики:

     а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности  разных физических и юридических  лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным.

     б) Налогообложение должно носить однократный  характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентноспособным, с другой стороны постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности. Здесь примечательна замена налога с оборота подоходным налогом, в результате чего производитель платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всей выручки от продажи. Однако данные проблемы еще не полностью устранены из законодательства, что подчас приводит к облаганию товара налогом несколько раз подряд на каждом этапе его производства.

     в) Обязательная уплата налогов. Налоговая  система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

     г) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.

     д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

     е) Налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.

     Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой  системы государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

     1. Обеспечение финансирования государственных  расходов, то есть прямая функция  налогов;

     2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);

     3. Государственное антициклическое  и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).

     Раскрывая содержание социальной функции, хотелось бы отметить, что большинство граждан  считают, что они платят слишком  высокие налоги, тогда как другие социальные группы платят слишком низкие, и что государство расходует недостаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим.

     В связи с этим интересен принцип  взимания налогов в зависимости  от способности налогоплательщика, породивший систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах, независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают ее уменьшение по мере возрастания налоговой базы (дохода) [14].

     Анализируя  налоги как средство государственного управления деловой активностью, важно  остановиться на регулирующих их функциях:

     - установление и изменение системы налогообложения;

           - определение налоговых ставок, их дифференциация;

           - предоставление налоговых льгот — освобождение от налогов части прибылей и капитала с условиями их целевого использования в соответствии с задачами общей экономической политики правительства.

     Важную  регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к  увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости,  и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов — обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.

     Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство  может создать или уменьшить  дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.

     Избрав  либеральную или протекционистскую  внешнеторговую политику, государство  изменяет таможенные пошлины, получая  от торговых партнеров либо встречные  уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

     Однако  дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании  встроенных стабилизаторов, также имеет  ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.

     Хотелось  бы особенно отметить, что в любом  случае государство, имея возможность  применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли нашу экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения Казахстана.

     2.3 Финансовый механизм в условиях рыночной экономики.

 

     Переход к рынку потребовал решения огромного  количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами. Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы финансового механизма.

     Современный финансовый механизм призван не только создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Казахстан, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рывка и многоукладной экономики.

     Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:

  • использование эффективных  финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);
  • стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства;
  • развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.

     Правительство Республики Казахстан при разработке проектов бюджетов руководствуется следующими принципами: обеспечение низких темпов инфляции, сокращение налоговой нагрузки на юридические лица в целях симулирования производства, укрепление доходной части бюджета, усиление социальной направленности доходов бюджета и сокращение дотаций.

     Организации и учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы. Среди экономических нормативов, используемых при этом, главенствующим является норматив бюджетного финансирования действующего учреждения. Он служит основой для расчета общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения той деятельности учреждений и организаций, которая связана с оказанием населению и юридическим лицам бесплатных услуг.

Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма