Денежно-кредитная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Денежно-кредитная политика как система
1.2. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политики
1.3 Типы денежно-кредитной политики
1.4. Методы регулирования денежно-кредитной политики
1.5. Инструменты денежно-кредитной политики
1.6. Выбор целевого ориентира денежно-кредитной политики Республики Беларусь
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2012 году
2.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на 2012 год
2.2 Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2012г.
2.3 Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

оригинал 2012.docx

— 83.85 Кб (Скачать)

Во II квартале 2012 г. две трети прироста рублевой денежной массы было сформировано за счет активной составляющей:

● переводные депозиты юридических лиц  выросли на 1 трлн. руб. (на 10,8%);

● переводные депозиты населения выросли  на2,6 трлн. руб. (на 53%);

● наличные деньги в обороте выросли  на 2,3 трлн.руб. (на 31,9%).

Одним из факторов такого роста активной составляющей могло стать увеличение заработной платы, а также повышенные выплаты в период отпусков.

В целом за первое полугодие 2012 г. объем  наличных денег в обращении увеличился на 2,8 трлн. руб. Банкам необходимо активно стимулировать развитие безналичных расчетов с использованием банковских карточек, предлагать клиентам соответствующие банковские продукты и услуги.

Таким образом, основным итогом первого полугодия 2012 г. стало повышение сбалансированности и стабилизация экономики за счет мер экономической политики Правительства и Национального банка. Эффективность принятых мер была отмечена экспертами Международного валютного фонда и Советом Антикризисного фонда ЕврАзЭС. На заседании Совета Антикризисного фонда 8 июня 2012 г. было одобрено

выполнение  Стабилизационной программы Правительства и Национального банка Республики Беларусь и выделен 3-й транш финансового кредита.

Вместе с тем риски в экономике и денежно-кредитной сфере сохраняются. Поэтому Правительству и Национальному банку важно продолжить проведение политики макроэкономической стабилизации. Во втором полугодии 2012 г. Национальный банк Республики Беларусь приложит все усилия для выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики на 2012 год. Будет продолжена работа с Антикризисным фондом ЕврАзЭС.

Банкам, в свою очередь, можно рекомендовать:

● продолжить работу по наращиванию ресурсной базы, в том числе за счет долгосрочных сбережений предприятий и населения, проводя более гибкую процентную политику;

● усилить контроль за финансовым состоянием клиентов и их способностью своевременно и в полном объеме погашать обязательства при предоставлении кредитов в иностранной валюте;

● при осуществлении кредитования экономики ориентироваться на реальные ресурсные источники, имеющиеся в распоряжении банка.

 

2.3. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013г.

 

В 2013 году денежно-кредитная  политика Республики Беларусь сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике.

Для поддержания внешней  и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 году, будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания).

Цель денежно-кредитной  политики в 2013 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.

Наряду с достижением  цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

С учетом погашения Республикой  Беларусь внутренних и внешних обязательств в иностранной валюте, привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (4,5 млрд. долларов США на чистой основе), достижения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда за 2013 год возрастут на 0,3 – 0,7 млрд. долларов США.

Инструменты денежно-кредитной  политики в 2013 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.

Ключевая роль отводится  процентной политике, приоритетом которой является поддержание положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков. С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 года составит 13 – 15 процентов годовых.

Аукционные операции Национального  банка направлены на недопущение значительных отклонений ставки однодневного рублевого межбанковского кредита от уровня ставки рефинансирования. Национальный банк обеспечит сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке).

Кредитная эмиссия Национального  банка проводится исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.

Итогом реализации денежно-кредитной  политики в 2013 году станет замедление инфляционных процессов, создание условий  для устойчивого и сбалансированного  развития экономики страны.[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Денежно-кредитная  политика является важнейшим инструментом регулирования экономической жизни  государства. Так, нарушение денежно-кредитного механизма пагубно на состоянии  всей экономики, поскольку, например, избыточная денежная масса ведет к инфляции, снижению покупательной способности  денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств  ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению  так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что  в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные  и регулирующие функции Центрального банка по отношению к объему денежной массы.

Таким образом, проведение успешной денежно-кредитной  политики при переходе к рынку  и достижение на этой основе макроэкономической стабилизации должны базироваться как  на теоретических построениях, так  и на применении в конкретно-исторических условиях уже накопленного практического  опыта проведения стабилизационных реформ. Денежно-кредитную политику следует осуществлять в сочетании  с фискальной и внешнеэкономической, регулированием платежного баланса, поскольку  в настоящее время усиливается  влияние внешних факторов экономического развития.

Необходимо  отметить, что основными целевыми ориентирами единой государственной  денежно-кредитной политики РБ, как  и ранее, являются: защита и обеспечение  устойчивости рубля, в том числе  его покупательной способности  и курса по отношению к иностранным  валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

        1. Бриштелев А. Принципы организации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь//Банковский вестник. 2004. №31. с.35-38
        2. Лобанов А. Денежно-кредитная политика как система//Банковский вестник. 2004. №1. с.36-39
        3. Бриштелев А. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь//Банковский вестник. 2005. №1. с.26-31
        4. Деньги, кредит, банки: Учеб./ Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003 – 527 с.
        5. Организация деятельности Центрального банка: Учеб. метод. пособие/ И.Н. Тищенко. – Мн.: БГЭУ, 2003 – 39 с.
        6. Рудый К. Монетарная политика в Республике Беларусь//Вестник Ассоциации белорусских банков. 2003. №17-18. с.41-43
        7. Калечиц С. Выбор целевого ориентира денежно-кредитной политики Республики Беларусь//Банковский вестник. 2004. №1. с. 14-15
        8. Лобанов А. Калечиц С. Механизм обеспечения стабильности национальной валюты//Банковский вестник. 2004. №34. с. 8-11
        9. Корчагин О. Инфляционное таргетирование: заблуждение и реальность //Банковский вестник. 2005. №16. с.9-13
        10. Гаврилов В. Белорусский рубль становится устойчивее//Банковский вестник. 2005. №19. с.10-14

11. http://www.nbrb.by

12. Указ Президента Республики Беларусь 23.12.2011 № 591

13. Указ Президента Республики Беларусь 25.09.2012 № 419

14. Банковский вестник. 2012. № 22 с.1-4

15. Экономическая теория. Учебное электронное издание на СD-ROM. Система дистанционного обучения. Часть 1-4. Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – Мн.: Издательский центр БГЭУ, 2005г.

16. Банковский кодекс Республики Беларусь  от 25.10.2000г. № 441-3.

17. Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О. И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2003г. – 464с.

 

 


Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ