Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 00:08, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Денежно-кредитная политика как система
1.2. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политики
1.3 Типы денежно-кредитной политики
1.4. Методы регулирования денежно-кредитной политики
1.5. Инструменты денежно-кредитной политики
1.6. Выбор целевого ориентира денежно-кредитной политики Республики Беларусь
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2012 году
2.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на 2012 год
2.2 Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2012г.
2.3 Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Режим таргетирования инфляции рассматривается как режим денежно-кредитной политики с промежуточной целью отнюдь не случайно. Особенностью является то, что промежуточная и приоритетная конечная цель денежно-кредитной политики совпадают. При этом оптимальный уровень конечной цели является фиксированным и не изменяется во времени. Вместе с этим формулируется промежуточная цель по уровню инфляции на ближайшую перспективу с горизонтом таргетирования 1—3 года, которая может корректироваться в зависимости от текущих условий и тенденций в экономике.
Таргетирование инфляции включает несколько обязательных элементов:
Необходимыми
предпосылками и условиями
1.отказ от контроля над какими-либо другими показателями, кроме темпов инфляции;
Таргетирование инфляции имеет ряд декларируемых преимуществ.
Во-первых, как и таргетирование денежных агрегатов, оно дает возможность денежным властям сосредоточиться на внутренних проблемах экономики. Поскольку денежные власти в данном случае не устанавливают для себя жестких соотношений между динамикой денежных агрегатов и темпом роста цен, таргетирование инфляции позволяет более гибко реагировать на изменение макроэкономической ситуации.
Во-вторых, таргетирование инфляции, как и таргетирование обменного курса, очевидно и понятно для общественности. Установление конкретных ориентиров по темпам инфляции повышает ответственность центрального банка за его действия и помогает решить проблему непоследовательности в денежно-кредитной политике. [9, с.10]
Использование
инфляции в качестве номинального якоря
предполагает установление и обнародование
целевого уровня инфляции на перспективу,
публичное принятие центральным
банком обязательств по его безусловному
достижению. Преимущество инфляционного
таргетирования состоит в замещении
синтезом целого ряда экономических
индикаторов одностороннего характера
промежуточных ориентиров, используемых
при принятии решений, создании четкой
и устойчивой системы принятия решений
и использования инструментов. При
этом реакция банка на экономические
шоки становится предсказуемой для
экономических агентов и
Необходимо отметить, что режим таргетирования инфляции как промежуточная цель денежно-кредитной политики имеет ряд существенных недостатков.
Во-первых, центральный банк должен иметь возможность эффективно управлять показателем, избранным в качестве промежуточной цели.
Во-вторых, существует проблема выбора конкретного индекса цен в качестве целевого параметра.
В-третьих, динамика инфляционных процессов находится в зависимости от множества факторов, которые недостаточно контролируются денежными властями.
В-четвертых, таргетирование инфляции предполагает, что денежные власти сосредотачиваются на одной из макроэкономических целей — инфляции, не уделяя должного внимания динамике других целевых переменных (в первую очередь темпам роста ВВП).
В-пятых, существует достаточно продолжительный временной лаг между действиями денежных властей и изменением темпов роста цен. [9, c.11]
Режим прямого инфляционного таргетирования реализует одну из основных конечных общеэкономических целей — стабильность цен, которая является существенным условием экономического роста. Тем самым обеспечивается не только внутренняя, но и внешняя стабильность национальной валюты. При этом проведение подобной политики считается наиболее прозрачным для общественности. [8, с.10]
В условиях Беларуси переход к инфляционному таргетированию представляется многоплановой задачей, решение которой потребует выполнения ряда общеэкономических мер, обеспечивающих возможность определяющего воздействия на инфляцию через инструменты Национального банка, и прежде всего через его процентную политику. Основными из них являются:
Необходимы
также законодательные меры для
юридического закрепления позитивных
общеэкономических тенденций, а
также для создания центральному
банку возможностей эффективно воздействовать
своими инструментами на инфляционные
процессы. Организационные меры предполагают
существенное перераспределение функций
экономических органов страны и
центрального банка, в том числе
по контролю за инфляцией и ценообразованием.
Важным является совершенствование
регламента прогнозирования и проведения
решений в денежно-кредитном, реальном,
налогово-бюджетном и
Таким образом,
режим прямого инфляционного
таргетирования для Республики Беларусь
представляется вполне перспективным,
однако он требует серьезной
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2012 году
2.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на 2012 год
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012 году будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики.
Цель денежно-кредитной политики в 2012 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.
Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд. долларов США.
Инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.
Национальный
банк продолжит использование
Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.
Процентная
политика в 2012 году будет направлена
на достижение положительного уровня
(в реальном выражении) процентных ставок
в экономике как важного
Кредитная эмиссия Национального банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.
Реализация денежно-кредитной политики, направленной на сбалансированное развитие экономики, должна создать условия для обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, повышения благосостояния и качества жизни населения.[12]
2.2 Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2012г.
В первом полугодии 2012 г. денежно-кредитная политика Республики Беларусь в составе мер единой экономической политики проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год.
Основной целью денежно-
Другой задачей является увеличение международных резервных активов. Задача минимум — не допустить снижения резервов по итогам 2012 г.
Основными итогами, характеризующими денежно-кредитную сферу в первом полугодии 2012 г., являются:
● замедление инфляционных процессов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года;
● улучшение внешнеторгового сальдо и достижение его положительного уровня;
● превышение предложения над спросом на внутреннем валютном рынке;
● рост золотовалютных резервов государства;
● снижение ставки рефинансирования и ставок по инструментам Национального банка (при сохранении положительных реальных ставок);
● значительный рост срочных рублевых депозитов населения в банках;
● снижение долларизации экономики.
В то же время наблюдалось:
● увеличение наличных денег в обращении;
● избыточные объемы ликвидности на денежном рынке.
Реализованные Национальным банком совместно с Правительством меры позволили снизить интенсивность инфляционных процессов. Уровень потребительских цен за шесть месяцев 2012 г. увеличился на 10,5%. Это соответствует инфляции 22% в годовом выражении — верхней границе целевого коридора.
Опережающими темпами с начала года росли административно регулируемые цены на товары и услуги (по оценкам Национального банка, прирост составил 13,8%).
Базовая инфляция, исключающая
изменения регулируемых цен и
цен на сезонную продукцию,
за шесть месяцев 2012 г. составила
9,5%. Учитывая необходимость