Денежно-кредитная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Денежно-кредитная политика как система
1.2. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политики
1.3 Типы денежно-кредитной политики
1.4. Методы регулирования денежно-кредитной политики
1.5. Инструменты денежно-кредитной политики
1.6. Выбор целевого ориентира денежно-кредитной политики Республики Беларусь
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2012 году
2.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на 2012 год
2.2 Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2012г.
2.3 Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

оригинал 2012.docx

— 83.85 Кб (Скачать)

Режим таргетирования инфляции рассматривается как режим  денежно-кредитной политики с промежуточной  целью отнюдь не случайно. Особенностью является то, что промежуточная и  приоритетная конечная цель денежно-кредитной  политики совпадают. При этом оптимальный  уровень конечной цели является фиксированным  и не изменяется во времени. Вместе с этим формулируется промежуточная  цель по уровню инфляции на ближайшую  перспективу с горизонтом таргетирования 1—3 года, которая может корректироваться в зависимости от текущих условий  и тенденций в экономике.

Таргетирование  инфляции включает несколько обязательных элементов:

  • публичное объявление среднесрочных численных значений целевого уровня инфляции;
  • принятие центральным банком обязательств по достижению ценовой стабильности как первичной цели денежно-кредитной политики;
  • снижение роли других промежуточных целей монетарной политики;
  • высокую информационную прозрачность денежно-кредитной политики и декларирование планов монетарных властей;
  • повышение ответственности центрального банка за достижение целевых значений инфляции. [9, c.9]

Необходимыми  предпосылками и условиями реализации режима инфляционного таргетирования являются следующие:

1.отказ  от контроля над какими-либо  другими показателями, кроме темпов  инфляции;

  1. действующий режим плавающего курса национальной валюты;
  2. относительно высокая степень независимости центрального банка;
  3. возможность органов монетарного регулирования моделировать и прогнозировать динамику инфляции с учетом временных лагов, а также наличие разработанных моделей трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики с высокими прогностическими возможностями. [10, с.20]

Таргетирование  инфляции имеет ряд декларируемых  преимуществ.

Во-первых, как и таргетирование денежных агрегатов, оно дает возможность денежным властям  сосредоточиться на внутренних проблемах  экономики. Поскольку денежные власти в данном случае не устанавливают  для себя жестких соотношений  между динамикой денежных агрегатов  и темпом роста цен, таргетирование инфляции позволяет более гибко  реагировать на изменение макроэкономической ситуации.

Во-вторых, таргетирование инфляции, как и таргетирование обменного курса, очевидно и понятно  для общественности. Установление конкретных ориентиров по темпам инфляции повышает ответственность центрального банка за его действия и помогает решить проблему непоследовательности в денежно-кредитной политике. [9, с.10]

Использование инфляции в качестве номинального якоря  предполагает установление и обнародование  целевого уровня инфляции на перспективу, публичное принятие центральным  банком обязательств по его безусловному достижению. Преимущество инфляционного  таргетирования состоит в замещении  синтезом целого ряда экономических  индикаторов одностороннего характера  промежуточных ориентиров, используемых при принятии решений, создании четкой и устойчивой системы принятия решений  и использования инструментов. При  этом реакция банка на экономические  шоки становится предсказуемой для  экономических агентов и приводит к увеличению доверия к монетарной политике. В свою очередь, это предполагает постоянную и оперативную публикацию статистических данных, что позволяет  рынкам и финансовым агентам заранее  видеть необходимость принятия центральным  банком тех или иных решений. В  то же время инфляционное таргетирование характеризуется как политика с  ограниченными дискреционными возможностями. Это выражается в удержании инфляции вблизи целевого ориентира вне зависимости  от уровня и интенсивности макроэкономических шоков. [3, с.30]

Необходимо  отметить, что режим таргетирования инфляции как промежуточная цель денежно-кредитной политики имеет  ряд существенных недостатков.

Во-первых, центральный банк должен иметь возможность эффективно управлять показателем, избранным в качестве промежуточной цели.

Во-вторых, существует проблема выбора конкретного индекса цен в качестве целевого параметра.

В-третьих, динамика инфляционных процессов находится в зависимости от множества факторов, которые недостаточно контролируются денежными властями.

В-четвертых, таргетирование инфляции предполагает, что денежные власти сосредотачиваются на одной из макроэкономических целей — инфляции, не уделяя должного внимания динамике других целевых переменных (в первую очередь темпам роста ВВП).

В-пятых, существует достаточно продолжительный временной лаг между действиями денежных властей и изменением темпов роста цен. [9, c.11]

Режим прямого  инфляционного таргетирования реализует  одну из основных конечных общеэкономических  целей — стабильность цен, которая  является существенным условием экономического роста. Тем самым обеспечивается не только внутренняя, но и внешняя  стабильность национальной валюты. При  этом проведение подобной политики считается  наиболее прозрачным для общественности. [8, с.10]

В условиях Беларуси переход к инфляционному  таргетированию представляется многоплановой задачей, решение которой потребует выполнения ряда общеэкономических мер, обеспечивающих возможность определяющего воздействия на инфляцию через инструменты Национального банка, и прежде всего через его процентную политику. Основными из них являются:

  • обеспечение макроэкономической стабильности, в том числе конкурентоспособности отечественного производства на внешних рынках;
  • либерализация ценообразования;
  • создание развитого рынка капитала и рыночное формирование процентных ставок;
  • наличие устойчивой банковской системы;
  • устранение определяющего влияния налогово-бюджетной политики, политики доходов на денежно-кредитную политику и инфляцию.

Необходимы  также законодательные меры для  юридического закрепления позитивных общеэкономических тенденций, а  также для создания центральному банку возможностей эффективно воздействовать своими инструментами на инфляционные процессы. Организационные меры предполагают существенное перераспределение функций  экономических органов страны и  центрального банка, в том числе  по контролю за инфляцией и ценообразованием. Важным является совершенствование  регламента прогнозирования и проведения решений в денежно-кредитном, реальном, налогово-бюджетном и внешнеэкономическом  секторах экономики. Наконец, введение инфляционного таргетирования предполагает проведение серьезной методологической работы: описание трансмиссионного механизма  влияния денежно-кредитной политики на инфляцию и экономические показатели; разработка методов и моделей  прогнозирования инфляции, а также  ее анализ на основе сформированной концепции  трансмиссионного механизма; определение  вида и характеристик целевого показателя инфляции; определение лага между  моментом применения монетарных инструментов и времени их воздействия на инфляцию; оценка и формирование подходящего  монетарного инструментария. [8, с.11]

Таким образом, режим прямого инфляционного  таргетирования для Республики Беларусь представляется вполне перспективным, однако он требует серьезной подготовительной работы, как со стороны органов  экономического управления, так и  научной общественности страны.

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2012 году

 

2.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на 2012 год

 

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь в 2012 году будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики.

Цель  денежно-кредитной политики в 2012 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.

Наряду  с достижением цели денежно-кредитной  политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних и внешних) в иностранной валюте и привлечения  прямых иностранных инвестиций в  экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные  резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного  фонда на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд. долларов США.

Инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению  инфляции с учетом складывающихся внешних  и внутренних макроэкономических условий.

Национальный  банк продолжит использование гибкого  механизма курсообразования, позволяющего адекватно реагировать на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики.

Обменный  курс белорусского рубля будет формироваться  при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.

Процентная  политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия  сохранности сбережений вкладчиков. С учетом снижения инфляционных процессов  ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 процента годовых. Для рыночного регулирования  уровня ставки на однодневном межбанковском  рынке Национальный банк продолжит  использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным  операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

Кредитная эмиссия Национального банка  будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.

Реализация  денежно-кредитной политики, направленной на сбалансированное развитие экономики, должна создать условия для обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, повышения благосостояния и качества жизни населения.[12]

 

 

 

2.2  Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2012г.

 

В первом полугодии 2012 г. денежно-кредитная политика Республики Беларусь в составе мер единой экономической политики проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год.

Основной целью денежно-кредитной политики Национального банка совместно с экономическими мерами Правительства в 2012 г. определено снижение инфляции до 19—22%.

Другой задачей является увеличение международных резервных активов. Задача минимум — не допустить снижения резервов по итогам 2012 г.

Основными итогами, характеризующими денежно-кредитную сферу в первом полугодии 2012 г., являются:

● замедление инфляционных процессов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года;

● улучшение внешнеторгового  сальдо и достижение его положительного уровня;

● превышение предложения над спросом на внутреннем валютном рынке;

● рост золотовалютных резервов государства;

● снижение ставки рефинансирования и ставок по инструментам Национального банка (при сохранении положительных реальных ставок);

● значительный рост срочных  рублевых депозитов населения в банках;

● снижение долларизации экономики.

В то же время наблюдалось:

● увеличение наличных денег  в обращении;

● избыточные объемы ликвидности  на денежном рынке.

Реализованные Национальным банком совместно  с Правительством меры позволили снизить интенсивность инфляционных процессов. Уровень потребительских цен за шесть месяцев 2012 г. увеличился на 10,5%. Это соответствует инфляции 22% в годовом выражении — верхней границе целевого коридора.

Опережающими темпами с начала года росли административно регулируемые цены на товары и услуги (по оценкам Национального банка, прирост составил 13,8%).

 Базовая инфляция, исключающая  изменения регулируемых цен и  цен на сезонную продукцию,  за шесть месяцев 2012 г. составила  9,5%. Учитывая необходимость увеличения  возмещения населением стоимости  услуг ЖКХ и транспорта (обязательства  в рамках Антикризисного фонда  ЕврАзЭС), а также выравнивания  цен на отдельные товары в  рамках ЕЭП, опережающий рост  цен на административно регулируемые  товары и услуги во второй  половине 2012 г. и в 2013 г. сохранится. Это будет создавать дополнительное  давление на общий индекс потребительских  цен. Поэтому во второй половине 2012 г. Национальный банк сохранит жесткую денежно-кредитную политику, направленную на снижение инфляции.

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ