Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа
Национальный банк Республики Казахстан, как государственный орган экономического управления имеет большое влияние на кредитно-финансовую систему. В этой связи его влияние очень огромно на эффективное функционирование всего кредитно-финансовые учреждения. Поэтому актуальными становятся вопросы приближению функций Национального банка Республики Казахстан к функциям центральных банков стран с развитой рыночной экономикой.
Во время прошлого финансового кризиса наиболее уязвимым оказался частный сектор, и платить за него пришлось именно государству. Деньги из бюджета и Нацфонда тогда были вынуждены пустить на помощь всем: банкирам, строителям, дольщикам, крестьянам, малому и среднему бизнесу. И даже экспортёрам сырья - через девальвацию тенге, которая позволила продавцам нефти и металлов увеличить прибыли за счёт ослабления национальной валюты. Причём помощь до сих пор продолжается, она заложена и в проект бюджета на 2012 год.
Так вот, негосударственный сектор по-прежнему остаётся уязвимым. Его внешний долг неуклонно растёт. В кризисный 2009 год он составлял $109 миллиардов, на начало нынешнего года достиг $113 миллиардов, а ко второму полугодию перевалил за $117 миллиардов. Из них $56 миллиардов принято оставлять «за скобками» - это долги между компаниями, которые входят в одну и ту же группу. Остальные $60 миллиардов долга как опасный фактор у нас тоже не рассматриваются, т.к. в основном это займы крупных сырьевых компаний, которым есть чем платить. Но с приходом мирового кризиса цены на сырьё могут резко упасть, а вместе с ними - и платежеспособность. Тогда по долгам вновь придётся платить государству.[8, c.34]
Рассмотрим готовность (точнее, неготовность) к кризису и банковского сектора. Его главная проблема - плохое качество ссудного портфеля. Иначе говоря, высокая доля кредитов, по которым банкам не выплачиваются проценты и которые вообще уже вряд ли будут возвращены.
На начало года доля неработающих кредитов составляла 32,6%. Каждый третий тенге, выданный банками, оказался в категории «пропавших без вести». Приоритетом финансовой политики в Казахстане объявлено оздоровление банковского сектора, сокращение количества проблемных долгов. Однако наблюдается прямо противоположное. На начало сентября удельный вес неработающих кредитов вырос до 35,6%. Чтобы понять, что означают эти 3% роста, поясним, что в денежном измерении - это 533 миллиарда тенге. Всего же сумма невозвратных кредитов достигает без малого 3,5 триллиона тенге.
Такой скачок произошел «благодаря» БТА, неработающие кредиты которого с начала года выросли на 340 миллиардов тенге. Это объясняют тем, что в своё время, когда банк национализировался, масштаб проблем в нём, созданных под управлением команды Мухтара Аблязова, явно недооценили. Тогда банк пришлось выкупить государству, потому что он стоял на грани банкротства. Но сейчас выясняется, что состояние БТА ещё хуже. Постоянно «вылезают» всё новые и новые кредиты, выданные в своё время банком, надежды на возвращение которых не больше, чем шансов на явку с повинной самого бывшего владельца.
В итоге уровень неработающих кредитов БТА до сих пор продолжает увеличиваться. Если в начале года он составлял 66%, то сейчас - уже 75%. Три четверти выданных банком займов уже не вернутся. У БТА на самом деле падение скоро должно прекратиться. Ведь если долговая динамика сохранит такие темпы, то через два года все займы банка окажутся неработающими, и тогда падать окажется просто некуда.
Высокий уровень так называемых «токсичных» активов банков остаётся главным уязвимым местом всей финансовой системы страны. Без его снижения сложно говорить о какой-то готовности к новому глобальному финансовому кризису.
Государство, которое и так уже немало помогло банкам, предложило содействие и в этом вопросе. Был создан Фонд стрессовых активов (ФСА), которому выделили казённые средства для выкупа проблемных банковских кредитов.
Однако временно эти деньги решили использовать для других целей. ФСА фактически превратился в фонд стрессовых новостроек. Его средства решили направить на завершение строительства жилых комплексов «Сайран», «Тау Самал» и «Уш тобе» в Алматы, «Гранд Алатау» в Астане. ФСА к своей непосредственной задаче, то бишь расчистке банков от «плохих» долгов, так и не приступил.
В феврале нынешнего года президент Нурсултан Назарбаев заявил, что «банки должны пойти на признание убытков и передать неработающие активы в Фонд стрессовых активов». А иначе у нас так и не возобновится кредитование реального сектора экономики. Что ещё хуже, чем само по себе наличие «токсичных» активов. Тем не менее, реальных подвижек в сфере решения проблемы неработающих кредитов не наблюдается.
Из структуры Фонда стрессовых активов, размещённой на его веб-сайте, следует, что в его штате всего 21 человек. Из них один председатель правления, два управляющих директора, один корпоративный секретарь, четверо работников административной службы, два бухгалтера, один внутренний аудитор. Главной порученной фондом задачей, приобретением активов, занимаются два человека. ФСА остаётся, по сути, посредником, который перераспределяет государственные деньги.
Ещё полбеды, если бы проблема заключалась только в старых «плохих» кредитах, взятых ещё до кризиса. Но ведь качество новых займов ничем не лучше. В особенности, когда речь идёт о потребительских ссудах. Люди с ещё большей охотой берут кредиты на автомобили, бытовую технику, торжества, турпоездки и для финансирования других крупных трат.
Это мобилизовало отечественный потребительский рынок, он растёт, в два раза обгоняя общий подъём экономики. В январе-августе 2011 года объём розничной торговли увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13%, достигнув 2 триллионов 245 миллиардов тенге. Только за август розничные продажи подскочили на 16%. Главным двигателем торговли стали именно потребительские кредиты.
Сейчас во многих крупных торговых сетях, особенно в сфере электроники, оформление кредитов поставлено на поток. Продавцы бытовой техники продают не только эту технику, но и кредиты на неё. Выдача потребительского займа потеряла признаки финансовой сделки, при которой бы проверялась кредитоспособность. Кредит стал простым товаром.
Но такое увеличение потребительских займов ни к чему хорошему не приведёт. Все ссылки финансистов на то, что общий размер потребительских кредитов не превышает требуемых пределов, сомнительны. Реальная зарплата с начала года выросла на 4,7%, а розничная торговля - на 13%. Такой разрыв наглядно показывает, что растёт кредитная зависимость казахстанского населения и одновременно падает его способность рассчитываться по займам.
И в итоге можно сделать следующий вывод - казахстанская экономика и финансовая система не готовы к новой волне глобального финансового кризиса. Государство готово лишь ликвидировать его последствия за счёт накопленных резервов. Причём на это понадобится ещё больше средств, чем во время прошлого кризиса. [9]
Заключение
Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является Центральный Банк (ЦБ), направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и , следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции. ЦБ обычно по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.
Экономическая сущность национального банка состоит в его назначении как особого банка, осуществляющий координирование и регулирование финансово-кредитных учреждений, а также являющийся эмиссионным, резервным, кассовым центром страны.
Основными функциями Национального банка являются : эмиссия кредитных денег (банкнот); оказание разнообразных услуг для банков и других кредитных учреждений; выполнение функций финансового агента правительства; хранение централизованного золотого и валютного запаса; проведение мероприятий денежно-кредитной политики. При этом целью денежно-кредитной политики Национального банка является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.
Определены проблемы, выразившиеся в недостаточном эффективном управлении кредитно- финансовыми учреждениями. Для решения проблем Национальный Банк Казахстана сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства.
Список использованной литературы
1. Закон «О Национальном банке РК» от 30 августа 1995 года
2. ТаттимбетоваЖ.К. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения по дисциплине: Денежно-кредитное регулирование экономики, Караганда 2009г.
3. Закон «О банках и банковской деятельности» от 31 августа 1995 года.
4. Комарова Г.П. Кредитная система. // М.: Финстатинформ, 2001, с.12.
5. Электронная газета «Авиотрек регион»
6. http://www.afn.kz/
7. www.nationalbank.kz - официальный сайт Национального банка
8. Жуков В. Политика Национального банка по развитию системы
9.Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система Казахстана.- Астана, 2008 г.
Приложение 1
ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ
(СЦЕНАРИЙ «УМЕРЕННЫЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ ПРИ УМЕРЕННОМ ПРИТОКЕ КАПИТАЛА»)
(на конец периода)
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Инфляция (в среднем за период), % | 8,6 | 6,2-7,2 | 6,0-7,0 | 6,0-7,0 |
Официальная ставка рефинансирования, % | 9,0 | 8,0 | 7,5 | 7,5 |
Валовые международные резервы Национального Банка, млрд. долл. США |
19,1 |
21,3 |
23,2 |
25,2 |
изменение в % | 170,4 | 11,3 | 8,9 | 8,7 |
Денежная база, млрд. тенге | 1501 | 1828 | 2221 | 2468 |
изменение в % | 126,5 | 21,8 | 21,5 | 11,1 |
Денежная масса, млрд. тенге | 3716 | 5046 | 6439 | 7753 |
изменение в % | 79,9 | 35,8 | 27,6 | 20,4 |
Депозиты резидентов, млрд. тенге | 3115 | 4272 | 5464 | 6574 |
Кредиты банков экономике, млрд. тенге | 4736 | 6161 | 7766 | 9647 |
Уровень монетизации экономики, % | 38,1 | 42,5 | 45,9 | 46,9 |
ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ
(СЦЕНАРИЙ «УМЕРЕННЫЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ ПРИ ВЫСОКОМ ПРИТОКЕ КАПИТАЛА»)
(на конец периода)
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Инфляция (в среднем за период), % | 8,6 | 7,3-8,3 | 6,9-7,9 | 6,9-7,9 |
Официальная ставка рефинансирования, % | 9,0 | 9,0 | 8,5 | 8,5 |
Валовые международные резервы Национального Банка, млрд. долл. США |
19,1 |
24,1 |
28,1 |
32,1 |
изменение в % | 170,4 | 26,2 | 16,6 | 14,2 |
Денежная база, млрд. тенге | 1501 | 2129 | 2683 | 3293 |
изменение в % | 126,5 | 41,8 | 26,0 | 22,7 |
Денежная масса, млрд. тенге | 3716 | 5375 | 7040 | 8877 |
изменение в % | 79,9 | 44,7 | 31,0 | 26,1 |
Депозиты резидентов, млрд. тенге | 3115 | 4528 | 5901 | 7460 |
Кредиты банков экономике, млрд. тенге | 4736 | 6682 | 8914 | 11153 |
Уровень монетизации экономики, % | 38,1 | 44,5 | 48,4 | 51,3 |
Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан