Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Национальный банк Республики Казахстан, как государственный орган экономического управления имеет большое влияние на кредитно-финансовую систему. В этой связи его влияние очень огромно на эффективное функционирование всего кредитно-финансовые учреждения. Поэтому актуальными становятся вопросы приближению функций Национального банка Республики Казахстан к функциям центральных банков стран с развитой рыночной экономикой.

Файлы: 1 файл

курсовая макро.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

Высокий рост издержек производства привел к удорожанию конечной продукции, в том числе на потребительские товары и услуги, не только в 2006 году, но и продолжит свое влияние в 2007 году. Это связано с тем, что рост цен на потребительские товары и средства производства промышленных предприятий отстает от роста цен на продукцию промежуточного потребления.

Цены на энергоресурсы, произведенные промышленными предприятиями Республики Казахстан, за 2006 год выросли на 10,0%, в том числе цены на нефть выросли на 11,0% и природный газ – на 3,5%.

Как следствие, цены на горюче-смазочные материалы на потребительском рынке также увеличились. В частности, бензин за 2006 год стал дороже на 21,5%, транспортные услуги – на 19,3%.

5) Низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг

На рынках отдельных товаров и услуг оперирует небольшое количество игроков, зачастую крупные посреднические структуры (особенно на рынке продуктов питания). При этом монополизированность рынков может не наблюдаться в целом по республике, тогда как в регионах действуют региональные монополии. Свободный доступ на рынок для более мелких предприятий либо полностью закрыт, либо значительно затруднен.

Результатом низкого уровня конкуренции на отдельных рынках товаров и услуг становится повышение уровня цен.

Принятые меры Национального Банка и результаты денежно-кредитной политики в 2006 году

В целях снижения негативного воздействия данных факторов на инфляционные процессы Национальный Банк в 2006 году продолжил проведение «жесткой денежно-кредитной политики». Она включала в себя следующие группы мер, способствующие снижению инфляционного давления:

o              меры по повышению ставок по операциям Национального Банка (проведение политики «дорогих денег»);

o              меры, направленные на изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня;

o              меры по политике обменного курса.

Меры по повышению ставок по операциям Национального Банка (проведение политики «дорогих денег»).

С начала года была дважды повышена официальная ставка рефинансирования: с 1 апреля 2006 года с 8,0% до 8,5%, а с 1 июля 2006 года – до 9,0% (четвертое повышение за последние полтора года). Ставка по привлекаемым от банков второго уровня депозитам была повышена четырежды: с 1 апреля 2006 года с 3,5% до 3,75%, с 3 июля 2006 года – до 4,0%, с 1 ноября 2006 года – до 4,25%, с 1 декабря 2006 года – до 4,5%. Доходность по нотам выросла с 2,24% на конец 2005 года до 4,95% на конец 2006 года (эффективная доходность).

Влияние ставок по операциям Национального Банка передается на рыночные ставки по кредитам банков экономике опосредствованно, через доходности на межбанковском рынке. Результатом принятия мер денежно-кредитной политики стало повышение ставки по 7-дневным межбанковским операциям репо на Казахстанской фондовой бирже с 1,54% в среднем за декабрь 2005 года до 5,15% в среднем за декабрь 2006 года. Кроме того, с июня по декабрь 2006 года ставки по межбанковским депозитам в национальной валюте повысились с 3,77% до 4,45%, по долларовым депозитам – с 5,08% до 5,35%. Повышение доходности на межбанковском рынке оказывает соответствующее влияние на ставки по кредитам экономике с некоторым лагом, поэтому ожидается, что результаты в данном направлении будут наблюдаемы в 2007 году.

Меры, направленные на изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня

Были увеличены объемы операций Национального Банка на финансовом рынке по изъятию «излишних» денег в банковском секторе. Так, за 2006 год от банков было привлечено депозитов в 3,1 раза больше, чем в 2005 году, то есть объем привлеченных депозитов за указанный период вырос с 2,6 трлн. тенге до 8,1 трлн. тенге. В результате остатки на депозитах банков увеличились на 51,5% до 131,6 млрд. тенге.

С начала 2006 года объем предложения краткосрочных нот Национального Банка на одном аукционе был постепенно увеличен с 31 млрд. тенге до 150 млрд. тенге. За 2006 год ноты были выпущены в объеме 3,8 трлн. тенге, что в 2,0 раза больше, чем за 2005 год. Объем нот в обращении за 2006 год увеличился в 3,3 раза до 533,1 млрд. тенге.

С 12 июля 2006 года Национальным Банком введены новые Правила о минимальных резервных требованиях (МРТ). По ним существенно расширена структура обязательств банка, которые подпадают под нормативы МРТ. Кроме того, введены дифференцированные нормативы минимальных резервных требований: 6% для внутренних обязательств и 8% для иных обязательств банка. С 18 июля банки второго уровня впервые стали рассчитывать минимальные резервные требования в соответствии с требованиями новых правил, а с 20 июля – начали формировать резервные активы. Изменения в правила привели к увеличению минимальных резервных требований, что повлекло рост резервных активов.

Согласно новым изменениям резервные активы банков второго уровня для выполнения нормативов МРТ на конец декабря 2006 года в 1,1 раза превышали необходимый уровень, тогда как по состоянию на середину июля текущего года данное превышение оценивалось в 2,4 раза.

Сокращение ликвидности банковской системы означает сокращение свободных денег банков, что с учетом мультипликативного эффекта дает существенное сокращение кредитных возможностей банков. В целом это снижает инфляционное давление, и кроме того, с некоторым лагом должно способствовать увеличению доходности по кредитам банковской системы.

Меры по политике обменного курса

В связи с изменением с 1 июля 2006 года механизма формирования и использования средств Национального фонда Национальный Банк принял новые Правила конвертации и реконвертации активов Национального фонда Республики Казахстан (№67 от 25 июля 2006 года). В соответствии с данными Правилами Национальный Банк может с продажей иностранной валюты для Национального фонда из золотовалютных активов наряду также покупать иностранную валюту на внутреннем рынке.

Кроме того, во второй половине 2006 года на ситуацию на валютном рынке оказали влияние некоторые меры Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан (далее – АФН).

В результате на внутреннем валютном рынке в 2006 году ситуация с обменным курсом тенге характеризовалась разнонаправленными тенденциями, вызванными, как ростом предложения иностранной валюты, так и колебаниями курсов мировых валют по отношению друг к другу на мировом рынке. В первой половине 2006 года наблюдалось значительное укрепление тенге к доллару США в номинальном выражении, с июля по сентябрь отмечалась тенденция ослабления тенге к доллару США, в октябре-декабре курс тенге к доллару США оставался относительно стабильным. В целом за 2006 год курс тенге к доллару США укрепился в номинальном выражении на 5,06%.

Итак, денежно-кредитная политика Национального Банка, которая в 2006 году была направлена на снижение инфляционного давления, привела к перелому тенденции в динамике инфляции. Во втором полугодии темп годовой инфляции замедлился: если с декабря 2005 года по май 2006 года инфляция повысилась с 7,5% до 9,0%, то к декабрю 2006 года она снизилась до 8,4%.

Базовая инфляция, которая отражает общую тенденцию в динамике инфляционных процессов и воздействие на инфляцию мер макроэкономической политики, в том числе денежно-кредитной, налогово-бюджетной и антимонопольной, в годовом выражении во втором полугодии 2006 года также снижается: с 8,6% в июне до 7,3%  в декабре.

Тем не менее, несмотря на принятые меры по достижению ценовой стабильности, инфляция в среднем за 2006 год составила 8,6%, незначительно превысив целевой ориентир по сценарию высоких цен (6,9-8,5%).

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2006-2008 годы, одобренными постановлением Правления №20 от 11.03.06г. были определены два сценария развития ситуации в зависимости от уровня мировых цен нефти. В течение 2006 года реализовывался сценарий высоких цен на нефть (мировые цены на нефть сорта «Брент» в среднем  за 2006 год составили 65,4 доллара за баррель).

В этих условиях Национальный Банк разработал Основные направления деятельности на 2007-2009 годы.

Основные направления деятельности Национального Банка на 2007-2009 годы

В соответствии со статьей 29 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан», основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка является обеспечение стабильности цен.

Основные направления денежно-кредитной политики определяются ежегодно на предстоящие 3 года, с включением в них прогнозов основных показателей денежно-кредитной политики на 3 года и детализацией мер на предстоящий год.

При разработке прогнозов показателей денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы использовалась модель трансмиссионного механизма. При расчетах использовались предположения, что в среднесрочном периоде темпы роста мировой экономики и конъюнктура мировых товарных рынков будет благоприятствовать развитию экономики Казахстана. Кроме того, за основу расчетов и предположений взяты параметры Среднесрочного плана социально-экономического развития страны на 2007-2009 годы (далее – Среднесрочный план). Кроме того, предполагалось, что согласно утвержденному республиканскому бюджету на 2007 год, расходы республиканского бюджета на 2007 год по сравнению с расходами бюджета 2006 года увеличатся на 28,1%.

Прогноз инфляции сделан на основе кривой Филипса, которая отражает теоретические взаимосвязи между отклонением ВВП от его потенциального уровня, инфляционных ожиданий и заработной платы. Последние показатели, в свою очередь, определяются через кредиты экономике, обменный курс, денежная масса и другие показатели. Внешний долг напрямую в рассматриваемые модели не входит.

Прогнозирование потенциальной инфляции на 2007-2009 годы по модели P-star показывает, что в условиях значительного притока иностранного капитала, избытка ликвидности на внутреннем финансовом рынке, роста расходов государственного бюджета сохранится инфляционный фон развития экономики, хотя динамика инфляции будет иметь понижательную тенденцию в среднесрочном периоде.

2.1. Прогнозирование инфляции в среднесрочном периоде и основные ориентиры на 2007-2009 годы

Учитывая большую зависимость дальнейшего состояния экономики страны от цен на энергоресурсы, особенно на нефть, и  притоков капитала в страну, при разработке прогноза инфляции на 2007-2009 годы рассматривались 3 сценария развития экономики:

- сценарий «умеренные цены на нефть при умеренном притоке капитала» (цены на нефть ниже 60 долларов США за баррель, приток капитала ниже среднегодового притока капитала в страну за последние 2 года);

- сценарий «умеренные цены на нефть при высоком притоке капитала» (цены на нефть ниже 60 долларов США за баррель, приток капитала выше среднегодового притока капитала в страну за последние 2 года);

- сценарий «высокие цены на нефть» (цены на нефть выше 60 долларов США за баррель).

При всех трех вариантах принято предположение о том, что будущая динамика  основных показателей реального сектора будет соответствовать показателям Среднесрочного плана. Так, предполагается, что  среднегодовой за прогнозный период рост ВВП составит 9,6%, инвестиций в основной капитал - 18%-20%, заработной платы - 8% в год, трансфертов из бюджета физическим лицам - 8% в год. Кроме того, предполагалось, что согласно утвержденному республиканскому бюджету на 2007 год, расходы республиканского бюджета на 2007 год по сравнению с расходами бюджета 2006 года увеличатся на 28,1%.

Также были приняты во внимание меры, принимаемые Национальным Банком и АФН в рамках работы по ограничению притока иностранного капитала, привлекаемого банками второго уровня.

Динамика инструментов денежно-кредитной политики определялась исходя из складывающейся ситуации отдельно для каждого сценария.

При сценарии «умеренные цены на нефть при умеренном притоке капитала» предполагается, что оценка снижения цен на нефть в качестве долгосрочной тенденции и повышение стоимости заимствования на международных рынках капитала будет обеспечивать снижение объемов нового внешнего финансирования нефтедобывающих проектов и чистого внешнего заимствования банков второго уровня.    

При уровне мировых цен на нефть, не превышающем 60 долларов за баррель,  темпы роста экспорта товаров и услуг будут составлять около 7% за 2007 год и 4-6% в 2008-2009 годах. Профицит баланса товаров и международных услуг будет компенсировать рост выплат по внешним долговым обязательствам и выплат дивидендов прямым иностранным инвесторам. Ожидается, что в 2007 году баланс по текущим операциям сложится положительным (около 0,4% к ВВП), а в 2009 году увеличится до 1% к ВВП.

С переходом к завершающей стадии наиболее капиталоемких проектов разработки месторождений нефти и газа после 2007 года произойдет постепенное снижение объемов финансирования в виде прямых иностранных инвестиций. Дополнительные объемы финансирования будут обеспечиваться за счет привлечения внешних займов банками и предприятиями республики.

Приток иностранного капитала и экспортной валютной выручки будет способствовать сохранению фундаментальных факторов возможного укрепления тенге, а также дальнейшему накоплению международных резервов и активов Национального фонда.

При этом сценарии активы банков будут расти в среднем за предстоящий трехлетний период на 27% в год. Рост обязательств банков перед нерезидентами составит порядка 9,5-10 млрд. долларов США в год.

Среднегодовые темпы роста международных резервов и активов Национального фонда составят в рассматриваемый период 10% и 23% соответственно.

Среднегодовые значения основных инструментов денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы, позволяющие получить допустимые значения прогнозов инфляции для данного сценария выбраны на уровне: переводимые депозиты банков в Национальном Банке – 790 млрд.тенге, другие депозиты банков в Национальном Банке –320 млрд. тенге, объем нот в обращении – 270 млрд.тенге.

При выполнении сделанных предположений относительно будущей динамики показателей реального сектора и инструментов денежно-кредитной политики для сценария умеренных цен на нефть при умеренном притоке капитала получены следующие прогнозы на 2007-2009 годы. Среднегодовой рост денежной базы за прогнозный период составит 18%, денежной массы,  депозитов в банковской системе,  кредитов экономике 27%-28%.  Среднегодовая инфляция в 2007 году будет находиться в пределах 6,2%-7,2%, в 2008 году – 6,0%-7,0%, в 2009 году – 6,0%–7,0% (приложение 1).

При сценарии «умеренные цены на нефть при высоком притоке капитала» предполагается, что сохранение низкой стоимости заимствования и неопределенность  в отношении динамики цен на нефть будет способствовать дальнейшему расширению внешнего заимствования банков и увеличению финансирования проектов в нефтедобыче.

Так как темпы роста экспорта товаров и услуг не зависят от притоков капитала, то они будут такими же, как и в предыдущем сценарии.

Активы банков будут расти в среднем за предстоящий трехлетний период на 32% в год. Рост обязательств банков перед нерезидентами составит порядка 10-12 млрд. долларов США в год.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан