Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Национальный банк Республики Казахстан, как государственный орган экономического управления имеет большое влияние на кредитно-финансовую систему. В этой связи его влияние очень огромно на эффективное функционирование всего кредитно-финансовые учреждения. Поэтому актуальными становятся вопросы приближению функций Национального банка Республики Казахстан к функциям центральных банков стран с развитой рыночной экономикой.

Файлы: 1 файл

курсовая макро.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

- назначение Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Парламента Республики Казахстан Председателя Национального Банка Казахстана; освобождение его от должности;

- назначение на должность и освобождение от должности Президентом Республики Казахстан заместителей Председателя Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана;

- утверждение Президентом Республики Казахстан структуры и общей штатной численности, системы оплаты труда Национального Банка Казахстана; - утверждение Президентом Республики Казахстан Положения о Национальном Банке Казахстана;

- утверждение Президентом Республики Казахстан годового отчета Национального Банка Казахстана;

- утверждение Президентом Республики Казахстан концепции дизайна банкнот и монет национальной валюты - казахстанского тенге;

- представление Национальным Банком Казахстана по вопросам своей компетенции информации, запрашиваемой Президентом Республики Казахстан [2]. Национальный банк Казахстана является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и вместе со своими филиалами, представительствами и организациями составляет единую структуру.

Центральный аппарат Национального Банка Казахстана располагается в г.Алматы. Национальный Банк Казахстана может открывать свои филиалы и представительства в Республике Казахстан и за ее пределами.

Основной целью Национального Банка Казахстана является, обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан.

Для реализации основной цели на Национальный Банк Казахстана возлагаются следующие задачи:

1)  разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;

2)  обеспечение функционирования платежных систем;

3)  осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

4)  содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

 

 

1.1                Функции Национального банка Республики Казахстан

 

Национальный банк занимает особое место, выполняя роль координирующего и регулирующего кредитного органа системы. Основная функция Национального банка:

- эмиссия кредитных денег (банкнот);

- оказание разнообразных услуг для банков и других кредитных учреждений;

- выполнение функций финансового агента правительства;

- хранение централизованного золотого и валютного запаса;

- проведение мероприятий денежно-кредитной политики.

Для реализации возложенных на Национальный банк Республики Казахстан задач, он выполняет следующие функции:

В сфере денежного обращения во взаимодействии с правительством Казахстан разрабатывает и проводит единую государственную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты. Национальному банку принадлежит исключительное право осуществлять эмиссии наличных денег и организовывать их обращение. Таким образом, Национальный банк обладает монопольным правом выпуска банкнот. Банкноты служат единственным законным платежным средством, обязательным к приему в оплату долгов. Банкнотный «фундамент» поддерживает огромную надстройку денег безналичного оборота, хранящихся в виде остатков на банковских счетах и проводимых с помощью чеков, платежных поручений и т.д.

В сфере укрепления и развития банковской системы Национальный банка Республики Казахстан является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков. Его надзорные и регулятивные функции выражаются в государственной регистрации банков и лицензировании банковских услуг. Он устанавливает обязательные для коммерческих банков нормативы, правила проведения банковских операций и бухгалтерского учета, а также составление отчетности. Кроме того, осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом.

В сфере поддержки устойчивости банковской системы Национальный банк Республики Казахстан выполняет роль «банка банков». Это означает, что коммерческие банки, как правило, хранят свои свободные деньги и деньги своих клиентов на корреспондентских счетах Национального банка, который, будучи банком банков, выступает кредитором последней инстанции и тем самым является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования. В условиях, когда коммерческий банк исчерпал все возможности временного пополнения своих ресурсов, он имеет возможность обратиться в Национальный банк Республики Казахстан. Национальный банк устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, осуществляет государственную регистрацию. Национальный банк осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Республики Казахстан все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Национального банка.

В сфере расчетов Национальный банк Республики Казахстан устанавливает правила осуществления безналичных денежных платежей и условия использования наличных денег. Он устанавливает правила осуществления расчетов в Республике Казахстан, организует системы быстродействующих электронно-денежных расчетов и определяет порядок их эксплуатации.

В сфере валютных отношений, когда эти отношения непосредственно связаны с устойчивостью рубля и обслуживанием экспортно-импортных операций, Национальный банк Республики Казахстан выполняет валютное регулирование, т. е. определяет официальный валютный курс; организует покупку и продажу иностранной валюты на биржах и внебиржевом рынке; определяет порядок расчетов с иностранными государствами; управляет золотовалютными резервами страны; покупает и продает золото и другие драгоценные металлы. Национальный банк Республики Казахстан обслуживает и производит расчеты, связанные с внешним государственным долгом; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Национальный банк принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Казахстан и организует составление платежного баланса Республики Казахстан.

В сфере обращения ценных бумаг: регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с действующими законами [3, c.29].В целях осуществления указанных функций Национальный банк проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Республики Казахстан в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

 

 

1.2   Цели денежно-кредитной политики Национального Банка РК

 

Национальный Банк Республики Казахстан является органом, определяющим и осуществляющим государственную кредитно-денежную политику Республики Казахстан.

Целью кредитно-денежной политики Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение устойчивости национальной валюты Республики Казахстан; ее покупательной способности и курса по отношению к ведущим иностранным валютам.

Национальный Банк Республики Казахстан может устанавливать целевые ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы в обращении.

Основным инструментом денежно-кредитной политики является:

- Процентные ставки по операциям Национального Банка Республики Казахстан с банками;

- Норматив минимальных обязательств, резервов, депонируемых в Национальном Банке Республики Казахстан, в том числе с возможной дифференциацией по срокам, объемам, и видам привлеченных средств;

- Операций на открытом рынке по покупке и продаже государственных ценных бумаг;

- Кредиты банкам и Правительству;

- Интервенции на валютном рынке;

- Введение в исключительных случаях, прямых количественных ограничений на уровень и область проводимых операций отдельных видов.

В целях регулирования объемов кредитов, представляемые банками, для снижения рисков неплатежа банками по их обязательствам, а также для защиты интересов вкладчиков и акционеров банков, Национальным Банком Республики Казахстан используется механизм резервных требований.

Норматив резервных требований рассчитывается как процент от общей суммы обязательств перед банками и устанавливается в размере не более 40%. Под операцией на открытом рынке понимаются купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг, осуществляемые с целью регулирования объема денежных масс.

Национальный Банк Республики Казахстан вправе предоставлять Правительству краткосрочные кредиты по ставке, не ниже официальной процентной ставки рефинансирования в объемах и на условиях, устанавливаемых ежегодно в республиканском бюджете на очередной финансовый год. Также могут быть предоставлены кредиты на взаимосогласованных условиях по отношению подписок и других платежей по каждому кредиту, выдаваемому в соответствии с настоящей статьей, должно быть подписано соответствующее соглашение между Министерством Финансов Республики Казахстан. В этом соглашении должны указываться сумма кредита, сроки выплаты и процентная ставка [4, c.78].

В качестве инструментов регулирования краткосрочной ликвидности банковской системы использовались: операции с краткосрочными нотами, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, регулирование официальных ставок, рефинансирование банков путем переучета векселей, предоставление банкам краткосрочных кредитов на поддержание ликвидности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пути совершенствования денежно-кредитной политики

 

2.1 Основные меры НБ РК, принятые для совершенствования денежно-кредитной политики за последнее время и их характеристика

 

В целом, можно сказать, что Казахстан прошел «дно» кризиса и вступил в фазу посткризисного развития, в котором предполагается период восстановительного роста, и период качественного и сбалансированного роста экономики.

Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию, как в финансовой системе, так и в экономике Казахстана в целом.

Нац.Банк не считает, что возможная нестабильность на мировых финансовых рынках негативно скажется на Казахстане, так как проблема внешнего заимствования банковского сектора, которая являлась проводником кризиса в финансовую систему Казахстана, на данный момент урегулирована.

Вероятность возникновения второй волны мирового кризиса является высокой. При этом необходимо учитывать, что основной проблемой может стать не возникновение нового кризиса, а то, что восстановление мировой экономики от последствий нынешнего кризиса может быть довольно долгим.[5]

Проблемы с перегревом экономики возникли тогда, когда кредитование росло на 50-80% в год. В 2011 году, за январь-май кредитование банками экономики выросло только на 2,8%. Поэтому сейчас слишком преждевременно говорить о перегреве, надо хотя бы восстановить нормальную кредитную активность банков, соответствующую потребностям экономики.

В настоящее время АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» владеет 81,5% простых акций АО «БТА Банк», 67% простых акций АО «Альянс Банк» и 79,9% простых акций АО «Темірбанк».

Дополнительная капитализация БТА Банк, Альянс Банк и Темірбанк за счет выкупа государством простых акций данных банков в значительной мере способствовала стабилизации банковского сектора и позволила поддержать кредитную активность данных банков на достаточно высоком уровне. Кроме того, успешное завершение в 2010 году реструктуризации внешнего долга БТА Банк, Альянс Банк и Темірбанк содействовало восстановлению доверия инвесторов к казахстанскому банковскому сектору. Выход из капитала запланирован до 01.09.2012г.

Основные показатели - капитализация и наличие ликвидных активов - свидетельствуют о стабильном состоянии банковского сектора в текущее время. При этом стабильность банковского сектора и умеренное восстановление деловой активности в стране способствовали своевременно принятые антикризисные меры государства по смягчению последствий финансового кризиса. Кроме того, росту кредитной активности также будет способствовать реализация государственных программ «Дорожная карта бизнеса 2020» и «Производительность 2020». Что касается вхождения Правительства в капитал банков, то в настоящее время отсутствуют какие либо предпосылки для проведения дополнительной капитализации банков за счет средств государства.

На рассмотрении Мажилиса Парламента РК находится проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательный акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков». Данный законопроект разработан по поручению Главы государства, озвученному им в Послании народу Казахстана «Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана». Нормы данного законопроекта направлены преимущественно на минимизацию уязвимости финансовой системы, выявленной в период кризиса.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан