Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа
Национальный банк Республики Казахстан, как государственный орган экономического управления имеет большое влияние на кредитно-финансовую систему. В этой связи его влияние очень огромно на эффективное функционирование всего кредитно-финансовые учреждения. Поэтому актуальными становятся вопросы приближению функций Национального банка Республики Казахстан к функциям центральных банков стран с развитой рыночной экономикой.
Среднегодовые темпы роста международных резервов и активов Национального фонда составят в рассматриваемый период 19% и 23% соответственно.
Среднегодовые значения основных инструментов денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы, позволяющие получить допустимые значения прогнозов инфляции для данного сценария выбраны на уровне: переводимые депозиты банков в Национальном Банке – 860 млрд.тенге, другие депозиты банков в Национальном Банке –640 млрд. тенге, объем нот в обращении – 317 млрд.тенге.
При выполнении сделанных предположений относительно будущей динамики показателей реального сектора и инструментов денежно-кредитной политики для сценария умеренных цен на нефтьпри высоком притоке капитала получены следующие прогнозы на 2007-2009 годы. Среднегодовой рост денежной базы за прогнозный период составит 30%, денежной массы, кредитов экономике и депозитов в банковской системе 33% – 34%. Инфляция в 2007 году будет находиться в пределах 7,3%-8,3%, в 2008 году – 6,9%-7,9%, в 2009 году – 6,9%-7,9% (приложение 1).
При сценарии «высокие цены на нефть» темпы роста экспорта товаров и услуг составят более 15% в год. Ежегодный рост профицита баланса товаров и международных услуг будет превышать рост чистых выплат иностранным инвесторам и кредиторам. Профицит текущего счета в 2007 году превысит 1% к ВВП, а в 2009 году может достигнуть 3% к ВВП.
Высокий уровень цен на нефть и стабильно высокое доверие иностранных инвесторов будут стимулировать дополнительное финансирование нефтегазовых проектов и увеличение масштабов внешнего заимствования банками и предприятиями республики. Предполагается, что обязательства банков перед нерезидентами будут расти в 2007- 2008 годах на 10-15%, 2009 году прирост замедлится до 2-3%.
Среднегодовые темпы роста международных резервов и активов Национального фонда составят 25-26%. Это будет оказывать большее давление на обменный курс тенге в сторону его укрепления по сравнению со сценариями умеренных цен. При данном сценарии темпы роста международных резервов и активов Национального фонда будут выше на 3-6 процентных пунктов, чем по сценариям умеренных цен.
Кроме того ожидается, что в условиях высоких цен на нефть дальнейший рост активов банков составит около 50% в 2007 году с постепенным замедлением ежегодных темпов роста до 30-40% в последующие годы.
Среднегодовые значения основных инструментов денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы, позволяющие получить допустимые значения прогнозов инфляции для данного сценария выбраны на уровне: переводимые депозиты банков в Национальном Банке – 990 млрд.тенге, другие депозиты банков в Национальном Банке – 860 млрд. тенге, объем нот в обращении – 530 млрд.тенге.
При выполнении сделанных предположений относительно будущей динамики показателей реального сектора и инструментов денежно-кредитной политики для сценария высоких цен на нефть получены следующие прогнозы на 2007-2009 годы. За указанный период среднегодовой рост денежной базы, денежной массы, кредитов экономике и депозитов в банковской системе составит 40% – 41%. Инфляция в 2007 году будет находиться в пределах 8,2%-9,2%, в 2008 году – 8,0%-9,0%, в 2009 году – 8,0%-9,0% (приложение 1).
Основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка на 2007-2009 годы будет удержание среднегодовой инфляции:
при реализации сценария «умеренные цены на нефть при умеренном притоке капитала» в 2007 году в пределах 6,2%-7,2%, в 2008 году – 6,0%-7,0%, в 2009 году – 6,0%-7,0%,
при реализации сценария «умеренные цены на нефть при высоком притоке капитала» в 2007 году в пределах 7,3%-8,3%, в 2008 году – 6,9%-7,9%, в 2009 году – 6,9%-7,9%.
при реализации сценария «высокие цены на нефть» в 2007 году в пределах 8,2%-9,2%, в 2008 году – 8,0%-9,0%, в 2009 году – 8,0%-9,0%.
Важно также иметь в виду, что если ВВП, государственные расходы и другие показатели, предусмотренные Среднесрочным планом будут пересмотрены в сторону увеличения, то прогноз инфляции повысится. Кроме того, в случае более интенсивного притока валюты, превышающие показатели сценария высоких цен, и роста доходов населения выше показателей, определенных Среднесрочным планом, денежное предложение может выйти за пределы, необходимые для достижения целевых показателей инфляции.
В данном документе намечены меры по денежно-кредитной политике в основном на 2007 год для сценария умеренных цен на нефть, в том числе по ужесточению денежно-кредитной политики. Меры на последующие годы будут уточняться по результатам 2007 года. В случае реализации сценария высоких цен на нефть меры денежно-кредитной политики могут быть ужесточены в большей степени.
Меры денежно-кредитной политики на 2007 год при реализации сценария умеренных цен на нефть
В области денежно-кредитной политики в 2007 году Национальный Банк определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение низкого уровня среднегодовой инфляции.
Будут продолжены работы по повышению эффективности использования денежно-кредитных операций и дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка, согласованию ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики. Мероприятия по повышению регулирующей роли краткосрочных ставок на рыночные ставки вознаграждения будут производиться путем сужения коридора ставок (нижняя ставка - ставка по привлечению депозитов, верхняя ставка – ставка по предоставлению займов).
Регулирование ставок по операциям Национального Банка, включая официальную ставку рефинансирования, будет производится в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции.
Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке.
В случае необходимости будет рассмотрена возможность увеличения сроков обращения и увеличения объема выпуска нот для формирования краткосрочной кривой доходности, что потребует значительных затрат Национального Банка. Национальный Банк будет изучать данную возможность и принимать соответствующие решения в зависимости от ситуации на финансовом рынке. В рамках этой работы Национальный Банк считает необходимым усилить координацию работы с Министерством финансов по решению вопросов формирования кривой доходности. Негативное воздействие этой проблемы на Национальный Банк проявляется на ограниченности возможности проведения операций открытого рынка и на ослаблении воздействия инструментов денежно-кредитной политики на основные макропоказатели.
В случае сохранения остроты проблемы избыточной ликвидности банковской системы Национальный Банк продолжит ужесточение денежно-кредитной политики. Для обеспечения устойчивости банковской системы будет совершенствоваться механизм по предоставлению банковских займов, операций репо и переучетных операций, в частности будет проводится работа по расширению перечня залоговых инструментов. Кроме того, в целях усиления эффективности использования инструментов по предоставлению ликвидности (таких как займы рефинансирования и переучет векселей), будет рассмотрена возможность унификации их сроков обращения.
Наряду с проведением ограничительной денежно-кредитной политики для снижения инфляции необходимо ужесточение бюджетной политики, особенно в части бюджета развития, ограничения роста совокупного спроса, а также стимулирование предложения товаров и услуг со стороны отечественных производителей. С целью уменьшения давления на инфляционные процессы ужесточение бюджетной политики должно осуществляться в направлении ограничения роста расходов бюджета, в том числе инвестиционных, ограничения использования государством нефтяных доходов в виде гарантированного трансферта, а также отказа от политики сокращения налогового бремени.
Будут продолжены работы по мониторингу предприятий реального сектора экономики, направленные на формирование оценок тенденций и направлений развития сектора нефинансовых корпораций, сложившейся экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий, а также на расширение практического применения результатов мониторинга в деятельности Национального Банка при определении процентной, валютной политики, установлении нормативов минимальных резервных требований ипри формировании отчетов о финансовой стабильности.
Национальный Банк будет придерживаться режима плавающего обменного курса тенге, то есть динамика номинального курса тенге к иностранной валюте на внутреннем валютном рынке будет определяться в зависимости от спроса и предложения данной иностранной валюты. Национальный Банк не будет устанавливать ориентиры или коридоры колебания курса тенге. Национальный Банк намерен сократить свое участие на внутреннем валютном рынке.
Национальный Банк будет осуществлять операции на валютном рынке, главным образом, для целей Национального фонда, поскольку в соответствии с Правилами конвертации и реконвертации активов Национального фонда Национальный Банк, наряду с продажей иностранной валюты для Национального фонда из международных резервов Национального Банка, может также покупать иностранную валюту на внутреннем рынке.
В области валютного регулирования и валютного контроля.В соответствии с Законом РК «О валютном регулировании и валютном контроле» с 1 января 2007 года полностью отменяются существовавшие ограничения по капитальным операциям. С этого момента, при отсутствии валютных ограничений по текущим и капитальным операциям, будет обеспечена полная конвертируемость тенге.
Отсутствие валютных ограничений означает высокую мобильность потоков капитала, что может создать потенциальные угрозы для дестабилизации ситуации на валютном и финансовом рынках. В этих условиях Национальным Банком Республики Казахстан будет усилен мониторинг валютных операций, связанных с движением капитала, продолжены работы по совершенствованию информационной базы по внешнеэкономическим операциям и анализу источников спроса и предложения на внутреннем валютном рынке
В области платежных систем будет продолжена работа по дальнейшему поддержанию функционирования платежных систем на высоком технологическом уровне, обеспечивающем безопасное и своевременное проведение платежей и переводов денег между различными субъектами экономики Казахстана. Данная работа также будет включать в себя системы контроля и надзора за операторами услуг и пользователями платежных систем. Вместе с тем в рамках развития платежных систем в среднесрочной перспективе Национальным Банком будет уделено особое внимание дальнейшему развитию Национальной системы платежных карточек, построению «Платежного шлюза» в рамках создания системы «Электронного Правительства» Республики Казахстан, а также созданию нового Резервного центра для платежных систем.
В области обеспечения стабильности финансовой системы Национальный Банк будет тесно координировать свою деятельность с АФН. При этом будет проводится работа по дальнейшему совершенствованию Отчета о финансовой стабильности. Одной из задач Национального Банка и АФН на предстоящий период будет формирование системы индикаторов финансовой стабильности, выявление и предупреждение ситуаций, которые могут негативно повлиять на устойчивость финансовой системы. Будут разработаны инструменты, позволяющие предотвратить развитие кризисных ситуаций. Важной частью данных работ, способствующих усилению доверия к финансовой системе Казахстана, является обеспечение доступности результатов аналитических работ для широкой общественности на регулярной основе.
В соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы одним из направлений регулирования финансового сектора будет повышение эффективности управления внешним долгом банковского сектора страны.
В целях повышения качественного уровня взаимодействия и организации работ по своевременному выявлению угроз для финансовой стабильности, а также проведения скоординированной политики по регулированию рисков субъектов финансовых отношений в соответствии с международной практикой Национальным Банком совместно с АФН и Правительством в 2007 году будет разработан и подписан Меморандум по финансовой стабильности. Данный документ будет регламентировать компетенцию органов в части регулирования рисков для финансовой стабильности, процедуры информационного взаимодействия, формат проведения регулярных консультаций по вопросам финансовой стабильности, подходы и принципы реализации согласованных мер регуляторного воздействия [7]. (Приложение 1)
2.2 Нерешенные проблемы денежно-кредитного регулирования
Эксперты прогнозируют наступление очередного экономического кризиса в Казахстане в начале 2012 года. Об этом свидетельствуют результаты экспертного опроса "Оценка вероятности новой волны кризиса и устойчивости экономики Казахстана", проведенного Институтом политических решений.
О наступлении кризиса в 2012 году заявила треть респондентов. 70 процентов опрошенных ответили, что Казахстан готов противостоять новым экономическим трудностям, 17 процентов экспертов настроены менее оптимистично. По мнению 27 процентов участников опроса, наибольшему влиянию кризиса подвергнется сфера малого и среднего бизнеса. 22 процента респондентов считают, что больше других спад в экономике ощутит обрабатывающая промышленность.
Директор аналитического департамента АО Greenwich Capital Management Бауыржан Тулепов обозначил дисбалансы экономической системы Казахстана, которые могут привести к кризису в стране. Одним из таких факторов он считает избыточную денежную массу. "Получается замкнутый круг. Избыточная денежная масса привязана к росту инфляции. Национальный банк укрепляет национальную валюту. Национальная валюта стимулирует привлечение зарубежного финансирования", - пояснил он.
Среди других причин надвигающего кризиса Тулепов выделяет также "перекредитованность экономики" и фундаментальную слабость банковского сектора. "Денег в экономике много, а давать их некому", - говорит эксперт.
Ранее профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини заявил о возможности наступления новой волны мирового финансового кризиса в 2012 году. Эксперт указал на 60 процентов вероятности того, что большинство развитых стран столкнутся с повторным экономическим спадом.Сейчас никто не может прогнозировать ситуацию и на пять месяцев - не говоря о более долгосрочном планировании.
Премьер-министр Карим Масимов заявил: «Мы готовы противостоять новым вызовам». Каков реальный фундамент для подобных заявлений? На начало сентября в Национальном фонде, куда поступают отчисления экспортёров сырья, накопилось 7 триллионов 252 миллиарда тенге ($49 миллиардов).
Государственный внешний долг вырос с начала года более чем на полтора миллиарда долларов, однако он всё равно остаётся приемлемым (менее $7 миллиардов) на фоне наших резервов. Одним словом, доходы превышают расходы, запасы превышают долги.
Но ставить знак равенства между наличием у государства ресурсов и готовностью к кризису нельзя. Во-первых, последние данные за сентябрь показывают, что все поступления в Национальный фонд пришли от нефтяных компаний. И благодарить за это нужно высокие цены на нефть на мировом рынке. Тогда как готовность правительства тут совершенно ни при чем. Во-вторых, благополучие государственной казны ещё ничего не гарантирует.
Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан