Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Национальный банк Республики Казахстан, как государственный орган экономического управления имеет большое влияние на кредитно-финансовую систему. В этой связи его влияние очень огромно на эффективное функционирование всего кредитно-финансовые учреждения. Поэтому актуальными становятся вопросы приближению функций Национального банка Республики Казахстан к функциям центральных банков стран с развитой рыночной экономикой.

Файлы: 1 файл

курсовая макро.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

Во-первых, законопроект предусматривает запрет на выдачу займов (гарантий) лицам, не имеющим прозрачной структуры собственности и понятных перспектив бизнеса. Ужесточаются требования к условиям операций банков с их аффилированными лицами, что минимизирует их возможное негативное влияние на банки.

Во-вторых, запрещаются инвестиции банковских холдингов в капитал нефинансовых организаций. Инвестиции банков в капитал дочерних и зависимых финансовых организаций будут ограничиваться. Эти меры дополняются требованиями по консолидированному надзору.

В-третьих, законопроект предусматривает меры, направленные на повышение устойчивости пенсионных фондов и снижение рисков на рынке ценных бумаг.

На сегодняшний день денежно - кредитная политика, проводимая Национальным Банком, предполагает снижение минимальных резервных требований для БВУ, что, несомненно, благоприятно повлияет на их ликвидность. Следует отметить, что 31 мая 2011 года Национальным Банком были повышены нормативы минимальных резервных требований с 1,5% до 2,5% по внутренним обязательствам банков, и с 2,5% до 4,5% - по иным обязательствам банков. Такое решение было принято на фоне сохраняющегося инфляционного давления в экономике. При этом данное повышение не окажет негативного влияния на ликвидность банков. Так, вот уже на протяжении длительного времени (с 2009 года) ликвидность банков, размещенная в инструментах Национального Банка, остается на высоком уровне.

Что касается инструментов, то Национальный Банк осуществляет регулирование лишь краткосрочной (т.е. до 1 года) ликвидности банковского сектора. Национальный Банк выпускает краткосрочные ноты со сроками обращения 3 и 6 месяцев. Во втором полугодии 2011 года мы дополнительно начнем выпуск нот со сроком обращения 9 месяцев. Кроме того, Национальный Банк привлекает от банков депозиты со сроками 7 дней и 1 месяц. Более долгосрочные ценные бумаги выпускаются Министерством финансов, перечень которых достаточно широк.

В соответствии с Концепцией формирования и использования средств Национального фонда основной целью было определено сбережение финансовых ресурсов посредством формирования накоплений для будущих поколений и снижения зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках.

При этом, начиная с 2010 года, был установлен фиксированный размер гарантированного трансферта в республиканский бюджет в размере 8 млрд. долл. США в год. Гарантированный трансферт направляется на финансирование расходов текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития, предусматривающих инвестирование в проекты, результатами которых будут пользоваться будущие поколения.

Использование средств Национального фонда на кредитование экономики несет в себе ряд рисков, которые не только не будут способствовать стабильному развитию экономики, но приведут к возникновению серьезных структурных проблем.

Предоставление кредитов экономике за счет средств Национального фонда является безусловной и неконтролируемой эмиссией денег. В данном случае эти средства не будут обеспечены золотовалютными резервами, что может привести к неконтролируемому росту цен.

При этом предоставление кредитов за счет средств Национального фонда является несопоставимым по уровню рисков по сравнению с консервативной политикой инвестирования данных средств в иностранные активы.

Основные факторы роста инфляции в 2010 году были связаны с несбалансированностью спроса и предложения в экономике, что, главным образом, вызвано:

- расширением совокупного спроса ввиду повышения заработных плат, социальных пособий и пенсий из бюджета на 25% в 2010 году;

и с первого июля повышены зарплаты гос.служащим на 30%.

По итогам июня 2011 года годовая инфляция в Казахстане сложилась на уровне 8,4%, по итогам 2011 года мы ожидаем, что она сложится в пределах 6-8%. При этом на уровень инфляции влияют многие факторы. Среди них рост деловой активности, высокий уровень инфляции в странах - основных торговых партнерах, высокие мировые цены на нефть, низкий уровень конкуренции и многие другие. Повышение пенсий, пособий и других социальных выплат из бюджета, хоть и оказывает влияние на повышение цен, но все же не является основным фактором их роста.

Хотелось бы отметить, что в 2011 году заработные платы, пенсии, стипендии, социальные и иные пособия из бюджета повышены на 30%, что более чем в 3,5 раза или на 21,6 п.п. превышает текущий уровень инфляции.

За 1 полугодие 2011 года инфляция сложилась на уровне 5,1%. Между тем, Национальный Банк не рассматривал вопрос пересмотра инфляции, сохраняя его в пределах 6-8%, т.к. он обладает достаточно сильным инструментарием, который позволяет сдерживать инфляционное давление в экономике. Национальный Банк проводит денежно-кредитную политику, направленную на поддержание денежного предложения на уровне, адекватном текущему макроэкономическому развитию Казахстана: увеличили объемы стерилизационных операций, повысили официальную ставку рефинансирования, нормативы минимальных резервных требований. Данные меры должны способствовать некоторому снижению инфляционного фона и удержанию инфляции в заявленном коридоре. Регулируя количество денег в экономике, Национальный Банк оказывает косвенное влияние на формирование потребительских цен в стране. В настоящее время в условиях усиления инфляционного давления Национальный Банк проводит операции по изъятию ликвидности на денежном рынке. В частности, увеличиваются объемы операций по выпуску краткосрочных нот, привлечению депозитов от банков, увеличиваются ставки Национального Банка (официальная ставка рефинансирования, нормативы минимальных резервных требований). С помощью данных мер Национальный Банк сохраняет объем денежного предложения на уровне, адекватном текущему макроэкономическому развитию Казахстана, с определенным временным лагом это должно сказаться на снижении инфляционного фона.

Скорость обращения денег - это среднегодовое количество оборотов, совершаемое деньгами при обслуживании сделок. Изменение скорости обращения денег зависит от многих факторов, в том числе экономических кризисов и спадов, темпов экономического роста, уровня инфляции, уровня развития кредита, безналичных расчетов, автоматизации расчетов, структуры платежного оборота. В частности, по состоянию на конец июня 2011 года скорость обращения денег составила 2,53, в то время как на конец 2010 года этот показатель был зафиксирован на уровне 2,57.

Согласно общепринятому мнению денег много не бывает. Однако для экономики это правило не совсем применимо: денег должно быть ровно столько, какова потребность в них самой экономики. Объем денег в экономике зависит от множества факторов и достаточно сильно различается среди стран. В целом темпы номинального роста экономики в стране должны быть сопоставимы с темпами роста денежной массы. Если темпы роста денежной массы превышают темпы экономического роста, в экономике страны, как правило, наблюдается усиление инфляционного давления. Когда происходит обратное явление, это может спровоцировать нехватку наличности на рынке и, соответственно, затормозить темпы экономического роста.

По оценкам, в Казахстане существующий уровень денежной массы является адекватным нынешнему уровню развития экономики. В частности, за сентябрь текущего года денежная масса увеличилась на 3,2% - до 9 820,9 миллиарда тенге. С начала года - рост составил 15,8%. Объем наличных денег в обращении вырос на 0,5% и составил 1 260,7 миллиарда тенге. С начала года произошел рост на 9,8%. Депозиты в банковской системе за этот период также выросли на 3,6% - до 8 560,3 млрд. тенге. С начала года - рост на 16,7%. При этом доля депозитов в структуре денежной массы увеличилась с 86,8% в августе 2011 года до 87,2% в сентябре 2011 года вследствие опережающих темпов роста депозитов по сравнению с темпами роста наличных денег в обращении.

В настоящее время объем денег в экономике, по расчетам, является достаточным. В стране наблюдается нормальный денежный оборот. Поэтому Нацбанк считает, что дополнительные вливания денег в экономику не нужны.

После кризиса необходимо было решать проблему активизации кредитования экономики в целом, а не каких-то отдельных отраслей. Поэтому политика Национального Банка в данном направлении проводилась в части дестимуляции процесса хранения банками денег в Национальном Банке (на депозитах и корреспондентских счетах в Национальном Банке, в краткосрочных нотах) и направления их на кредитование экономики. Банк снижал ставки по операциям и инструментам для того, чтобы банкам стало настолько невыгодно размещать излишнюю ликвидность в Национальном Банке, что это мотивировало бы их на более активную кредитную деятельность [6].

 

 

2.2 Основные направления денежно-кредитной политики

на 2007-2009 годы

 

Предварительные итоги 2006 года

В 2006 году продолжилась тенденция усиления инфляционного давления. По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2006 году инфляция достигла 8,4% (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года), в то время как в 2005 году она составляла 7,5%. Продовольственные товары стали дороже на 7,3%, непродовольственные товары – на 7,1%, платные услуги – на 11,6%. Наибольший рост цен был зафиксирован на фрукты и овощи – на 25,2%, на бензин – на 21,5%, на транспортные услуги – на 19,3%, на сахар – на 16,4%.

Основные факторы, которые определяют инфляционные тенденции в экономике страны, носят долгосрочный и фундаментальный характер, так как их действие сохраняется уже на протяжении нескольких лет.

Основные факторы инфляции в 2006 году

Среди основных факторов, оказывающих давление на инфляционные процессы в экономике страны, следует выделить:

1)      высокие темпы роста совокупного спроса;

2)      приток иностранной валюты;

3)      высокий рост заработной платы;

4)      ускоряющийся рост издержек производства;

5)      низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг.

1) Высокие темпы роста совокупного спроса

Основными показателями совокупного спроса являются оборот розничной торговли, инвестиционный спрос предприятий, расходы государства.

Причиной увеличения оборота розничной торговли является повышение доходов населения. За 2006 год по сравнению с 2005 годом номинальные денежные доходы населения увеличились на 20,2%, а в реальном выражении на 10,7%. Как следствие, рост объемов розничного товарооборота в 2006 году по сравнению с предыдущим годом составил 14,4%.

Рост спроса предприятий выражается в росте инвестиций. В результате объемы инвестиций в основной капитал в 2006 году выросли на 10,6%.

Потребительский спрос населения и инвестиционный спрос предприятий подкрепляется повышением доступности кредитных ресурсов. За 2006 год по сравнению с 2005 годом объем выданных банками кредитов экономике увеличился на 69,1%.

Спрос государства выражается в увеличении расходной части бюджета.

Однако бюджетная политика Казахстана, особенно во 2 полугодии 2006 года, была весьма умеренной. Она характеризовалась высокими поступлениями в государственный бюджет при незначительном росте его расходов, а также перечислением значительных сумм в Национальный фонд. За 2006 год поступления государственного бюджета в сопоставимых с 2005 годом условиях, т.е. без учета поступлений в Национальный фонд, составили 22,2% к ВВП (в 2005 году – 23,6% к ВВП), расходы – 21,4% к ВВП (22,9% к ВВП).

Рост совокупного предложения, индикатором которого является реальный рост ВВП, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, за 2006 год по сравнению с 2005 годом составил 10,6%.

И хотя в целом за 2006 год темпы расширения совокупного спроса практически не опережали рост совокупного предложения, в отдельные периоды 2006 года ситуация в экономике не была столь равномерной. Так, в 1 половине 2006 года рост совокупного спроса существенно превышал расширение совокупного предложения, тогда как во 2 полугодии ситуация поменялась на противоположную. Этим объясняется повышение инфляции в 1 полугодии и ее снижение во 2 полугодии 2006 года.

2) Приток иностранной валюты

Иностранная валюта в Республику Казахстан поступает по трем основным каналам: от торговых операций, по операциям прямого инвестирования и по заемным операциям банков второго уровня.

По итогам 2006 года сальдо торгового баланса сложилось положительным и превысило 14,6 млрд. долл. США. Чистый приток прямых иностранных инвестиций составил 6,6 млрд. долл. США. Внешний долг банков второго уровня за 2006 год вырос на 18 млрд. долл. США до 33,3 млрд. долл. США.

Приток внешних ресурсов обеспечил рост иностранных активов резидентов Казахстана. За 2006 год официальные резервы страны, то есть международные резервы Национального Банка Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) и накопления Национального фонда Республики Казахстан (далее – Национальный фонд) выросли в 2,2 раза до 33,2 млрд. долл. США. Чистые международные резервы Национального Банка увеличились за 2006 год в 2,7 раза и на конец 2006 года составили 19,1 млрд. долл. США.

Результатом значительного притока иностранной валюты стало расширение денежных агрегатов. Рост денежной массы за 2006 год на 79,9% до 3716 млрд. тенге был вызван увеличением внутренних активов банковской системы. По предварительным данным, более высокий темп роста денежной массы по сравнению с темпами увеличения номинального ВВП привел к росту монетизации экономики с 27,2% на конец 2005 года до 38,1% на конец 2006 года.

За 2006 год наличные деньги в обращении выросли на 45,8% до 601 млрд. тенге, тогда как в 2005 году рост составил 8,6%.

В 2006 году денежная база расширилась в 2,3 раза до 1501 млрд. тенге (в 2005 году – на 14,7%). Денежный мультипликатор за 2006 год снизился с 3,12 до 2,47 вследствие опережающего темпа расширения денежной базы по сравнению с темпом роста денежной массы.

3) Высокий рост заработной платы

По итогам 2006 года по сравнению 2005 годом увеличение номинальной заработной платы составило 19,7%, а в реальном выражении – на 10,2%.

Рост заработной платы, не подкрепляемый соответствующим или опережающим повышением производительности труда, приводит к усилению инфляционного давления на экономику, что наблюдается в Республике Казахстан. По предварительным данным  производительность труда, по оценке Национального Банка, повысилась на 8,4% по сравнению с 2005 годом.

4) Ускоряющийся рост издержек производства

По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике цены на материально-технические ресурсы для промышленных предприятий повысились на 9,7% в 2006 году (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года). В результате товары и услуги данных предприятий стали дороже на 14,6%, в том числе продукция промежуточного потребления подорожала на 15,9%, потребительские товары, произведенные промышленными предприятиями – на 8,2%, а средства производства – на 8,7%.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан