Денежно – кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:59, научная работа

Краткое описание

Целью научной работы является анализ эффективности тех или иных мероприятий монетарной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики в 2005 году.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
- выявить инструменты денежно-кредитной политики;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятия ДКП, ее цели и виды…………………………………………... 6
1.2. Типы денежно – кредитной политики…………………………………... 8
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
2.1. Операции на открытом рынке……………………………………………. 13
2.2. Изменение учетной ставки……………………………………………… 14
2.3. Изменение нормы обязательных резервов…………………………..… 15
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Сильные стороны ДКП…………………………………………………….17
3.2. Недостатки и трудности………………………………………………… 18
4. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
4.1. Ограничение темпа роста – один из подходов денежно – кредитного регулирования…………………… ………………………………….23
4.2. Достижение стабильного и предсказуемого курса…………………… 25
5. ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
5.1 История развития ДКП…………………………………………………….34
5.2. Макросистемные приоритеты ДКП………………………………………40
5.3. Итого выполнения Основных направлений денежно – кредитной
политики за 2004 год………………………………………………………48
5.4. Перспективные направления денежно – кредитной политики
в 2005 году………………………………………………………………… 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 59

Файлы: 1 файл

ДКП-научка.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

В сложившихся условиях в республике целесообразно широкое применение при проведении как пассивных, так и активных банков­ских операций гибких инструментов процентной политики, прежде все­го, такого, как «плавающая процентная ставка», уровень которой кор­ректируется в зависимости от изменения текущей базовой ставки (на­пример, ставки рефинансирования), или темпов девальвации. Необхо­димость применения данного инструмента связана с тем, что при сни­жении темпов инфляции и процентных ставок процентные платежи по заключенным ранее депозитным договорам (в условиях более высокой нормы процента) могут лечь тяжелым бременем на банки (в слу­чае применения фиксированных ставок). Кроме того, следует учиты­вать, что у населения сложилось высокое предпочтение иностранной валюты как средства сбережения. Несмотря на то, что валютная до­ходность рублевых депозитов на протяжении 2000-2002 гг. (т.е. начи­ная с того момента, когда в качестве важнейшего приоритета денеж­но-кредитной политики было принято обеспечение стабильного и пред­сказуемого обменного курса) в 2 - 2,5 раза выше, чем доходность ва­лютных депозитов (сумма последних превышает размер рублевых де­позитов граждан более, чем в 1,2 раза). В связи с этим представляется целесообразным применение такого инструмента процентной полити­ки, как плавающая ставка процента по срочным депозитам, уровень которой определяется в зависимости от темпа девальвации валютного курса. В случае применения данной системы расчета суммы процентных платежей по депозитным догово­рам, банки получили бы сравнительно недорогой инструмент привле­чения рублевых средств, который в то же время, вероятно, был бы весь­ма привлекательным для граждан [22, С. 45].

Важным направлением повышения реального уровня совокупно­го денежного предложения является развитие безналичных систем пла­тежей. В настоящее время в республике развиваются безналичные сис­темы расчетов, основанные на использовании пластиковых карточек. Банками выпускаются карточки как национальной системы «Белкарт», так и международных банковских ассоциаций «VISA» и «EUROPAY/ MASTERCARD». В дальнейшем необходимо обеспечить координацию деятельности банков с целью создания возможности обслуживания банкоматами пластиковых карточек различных систем. С этой целью в республике формируется Национальный процессинговый центр, ко­торый должен иметь конкретную программу действий.

Таким образом, денежно-кредитная политика в Республике Бела­русь должна обеспечивать реализацию макросистемных приоритетов. Это долгосрочная, стратегическая задача. Однако важно также под­держивать текущую сбалансированность в денежной сфере, в обрат­ном случае, вряд ли можно рассчитывать на эффективность мер моне­тарной политики, имеющих стратегическую направленность.

 

5.3. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за 2004 год

 

Основными целями денежно-кредит­ной политики в 2004 году являлись за­щита и обеспечение устойчивости бело­русского рубля, его покупательной спо­собности и обменного курса по отноше­нию к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, обес­печение эффективного, надежного и бе­зопасного функционирования платеж­ной системы страны.

Характеризуя работу Национально­го банка и банковской системы в 2004 году, остановимся на некоторых основ­ных итогах и оценках.

В первую очередь следует отметить, что в 2004 го­ду выполнен контрольный показатель денежно-кре­дитной политики. Достигнутый официальный курс белорусского рубля к российскому рублю находится в допустимых пределах, а его девальвация не только в 3,3 раза меньше, чем в 2003 году, но и самая низкая за предыдущие восемь лет.

Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2004 год снизился лишь на 0,6 процента. Это в 20,5 раза меньше, чем в 2003 году. Обменный курс белорусского рубля к евро за 2004 год снизился на 9,7 процента, что в 3,6 раза меньше, чем в 2003 году.

Таким образом, в 2004 году внешняя устойчивость национальной валюты существенно возросла. Обеспе­чение ее стабильности внесло весомый вклад в замед­ление инфляционных процессов, в том числе за счет сдерживания роста цен на импортные товары. Значительно повысилась и внутренняя устойчи­вость национальной валюты. В результате согласован­ных действий Правительства и Национального банка прирост индекса потребительских цен в 2004 году со­ставил 14,4 процента против 25,4 процента в 2003 го­ду, что соответствует прогнозу и является самым низ­ким показателем с 1991 года.

Обеспечение стабильности белорусского рубля на­ряду с другими факторами способствовало ограниче­нию инфляционных процессов в стране и явилось важным фактором экономического роста, повышения на этой основе благосостояния населения. Реальный эффективный курс, то есть курс по отно­шению к валютам стран — основных торговых парт­неров Республики Беларусь за 2004 год снизился на 3,7 процента. При этом по Основным на­правлениям прогнозировалось, что ре­альный эффективный курс белорусского рубля (в среднегодовом исчислении) сни­зится за 2004 год на 0—2 процента.

Существенно повысилось доверие к белорусскому рублю, усилился процесс трансформации сбережений из иностранной валюты в белорусские рубли. Чистая покупка иностранной валюты населением (то есть превышение покупки над продажей) за счет налич­ных средств и безналичных перечислений составила в 2004 году всего 80,1 миллиона долларов США (за 2002 год — 485 и за 2003 год — 144,1 миллиона дол­ларов). Этот результат достигнут в условиях значи­тельного роста доходов населения в белорусских руб­лях. Рублевые депозиты населения за 2004 год вы­росли на 99,9 процента (в 2003 году — на 75,6 про­цента). Срочные рублевые депозиты населения за 2004 год увеличились на 97,1 процента [15, С 8].

Доля рублевой денежной массы в общем объеме широкой денежной массы увеличилась на 5,4 про­центного пункта и на 1 января 2005 года достигла 61 процента, что свидетельствует о постепенной дедолларизацаи экономики.

С учетом фактического и ожидаемого дальнейшего замедления инфляционных процессов, а также ввиду существенной стабилизации обменного курса белорус­ского рубля Национальный банк осуществил сниже­ние ставки рефинансирования с 28 до 17 процентов годовых. Основными направлениями прогнозирова­лось ее снижение на конец года до 15—19 процентов. Таким образом, фактическая ставка рефинансирова­ния к концу года сложилась в предусмотренных Ос­новными направлениями пределах.

Предпринятые меры процентной политики способ­ствовали снижению всего спектра процентных ставок на финансовом рынке.

Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2004 года со­ставила 20 процентов годовых, снизившись на 10,9 процентного пункта относительно уровня декабря 2003 года. При этом прогнозом к Основным направле­ниям предполагалось снижение среднего уровня ставки по кредитам до 17—22 процентов к концу го­да. Продолжала динамично развиваться националь­ная банковская система. Росли ее финансовые объем­ные и относительные показатели.

Рост собственного капитала в целом по банковской системе за 2004 год составил 848,3 миллиарда рублей, или 41,4 процента (в реальном исчислении — 23,6 процента). На 1 января 2005 года совокупный собст­венный капитал банков составил 2,9 триллиона руб­лей, или 979,7 миллиона еврох [24,С 9].

На протяжении 2001—2004 годов устойчиво повы­шается роль банков в финансовом обеспечении эконо­мического роста, что нашло отражение в увеличении соотношения валовых кредитов банков с номиналь­ным значением валового внутреннего продукта. Так, если в 2001 году данное соотношение находилось на уровне 14,8 процента, то в 2004 году оно достигло 20,1 процента. Требования банков к экономике за 2004 год увели­чились на 3,57 триллиона рублей, или на 56,1 процен­та, достигнув 9,92 триллиона рублей.

Кредитная поддержка агропромышленного ком­плекса — одно из приоритетных направлений работы банковской системы страны. Общая кредитная задол­женность организаций агропромышленного комплек­са по состоянию на 1 января 2005 года вышла на уро­вень 2,9 триллиона рублей, или 31,9 процента от об­щей кредитной задолженности народного хозяйства. За 2004 год прирост задолженности организаций агропромышленного комплекса составил 1,25 трилли­она рублей, или 75,6 процента, против 63,3 процента в целом по народному хозяйству.

Наиболее быстрыми темпами росли кредиты сель­скому хозяйству. Их прирост составил 79,4 процента (с 574,8 миллиарда рублей на 1 января 2004 года до более чем 1 триллиона рублей на 1 января 2005 года).

Для поддержки инвестиционной деятельности бан­ковской системой в 2004 году выдано 2,5 триллиона рублей долгосрочных (инвестиционных) кредитов, что в сопоставимых ценах на 36,9 процента больше, чем в 2003 году.За 2004 год доля долгосрочных кредитов в общем объеме всех выданных кредитов увеличилась с 11,9 до 13,3 процента, а в процентах к ВВП — с 4,2 до 5,1 процента.

Задолженность по кредитам физических лиц на потребительские цели увеличилась за год почти в 3 раза. В 2004 году банки сделали поворот в сторону ре­шения социальных задач, стали работать непосредст­венно на повышение жизненного уровня населения страны.

Повысились параметры работы платежной систе­мы. Она обеспечивала потребности банков, субъектов хозяйствования и бюджета в своевременном и качественном проведении расчетов. Автоматизированной си­стемой межбанковских расчетов в 2004 году проведе­но 39,6 миллиона платежей на сумму 241,4 триллио­на рублей. Количество проведенных платежей в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросло на 17,3 про­цента, а сумма — на 71,5 процента.

Расширялось использование современных банков­ских технологий, основанных на применении пласти­ковых карточек.

В целом по Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2005 года в обращении находится 2197,4 ты­сячи банковских пластиковых карточек внутренних и международных систем расчетов. Операции с исполь­зованием карточек можно осуществлять примерно на 2944 предприятиях торговли (сервиса) и в 1656 пунк­тах выдачи наличных. Функционируют 887 банкома­товх [24, С 6].

По сравнению с началом 2004 года количество бан­ковских пластиковых карточек в обращении увеличи­лось в 1,9 раза, количество предприятий торговли и сервиса, оснащенных платежными терминалами, — в 1,5 раза, количество банкоматов — в 1,8 раза, количе­ство пунктов выдачи наличных — в 1,2 раза.

Увеличились объемы и перечень услуг, оказывае­мых банками клиентам — юридическим и физичес­ким лицам. Совершенствовался банковский надзор, повышалась информационная прозрачность банковской системы, что признано специалистами МВФ.

Вместе с тем: не все, что предусматривалось, вы­полнено. Например, индикативный параметр по нара­щиванию уставного фонда (не менее 40 процентов) вы­полнили 15 банков, или половина от их общего числа. Иностранными инвесторами за 2004 год были осуще­ствлены инвестиции в уставные фонды шести бело­русских банков в размере 9,2 миллиона долларов США, 1,5 миллиона евро и 2,8 миллиарда белорус­ских рублей. Однако это в 4 раза меньше, чем в 2003 году, что является тревожным фактором для белорус­ской банковской системы.

Наращивание собственного капитала двух банков из четырех, в которых предусмотрено сохранение кон­трольного пакета акций за государством, происходит темпами ниже заложенных в Концепции развития банковской системы на 2001 — 2010 годы. При этом увеличение должно происходить с участием средств государства для сохранения контрольного пакета ак­ций в этих банках.

Некоторые банки в отдельные периоды имели про­блемы с поддержанием своей ликвидности.

Анализ состояния и динамики денежно-кредитной сферы, валютного рынка и банковской системы во взаимосвязи с экономическим и социальным развити­ем Республики Беларусь в 2004 году показывает, что Национальный банк совместно с Правительством Рес­публики Беларусь обеспечил выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республи­ки Беларусь на 2004 год. Это позволило наряду с дру­гими факторами обеспечить запланированный эконо­мический рост и на этой основе — значительное повы­шение жизненного уровня населения, в том числе и достижение средней заработной платы в декабре 2004 года в эквиваленте 200 долларов США.

Достигнутые в эти годы позитивные резуль­таты в экономическом развитии позволяют сохранить преемственность основных задач денежно-кредитной политики — обеспечение запланированного экономи­ческого роста как единственного источника для обес­печения прогнозных показателей роста жизненного уровня населения, а также развития и укрепления банковской системы.

 

5.4.Перспективные направления денежно-кредитной политики в 2005 году.

 

В данной главе необходимо отметить основные направления развития ДКП и те инструменты, при помощи которых она будет реализовываться.

В 2005 году предусматривается усиление роли про­центной политики как инструмента по обеспечению целевого ориентира по обменному курсу белорусского рубля и сдерживанию инфляционных процессов. Как и в 2004 году, она будет направлена на стимулирова­ние банковского кредитования, рост сбережений в на­циональной валюте и ограничение девальвационных процессов.

Приоритетное значение в регулировании ликвидно­сти банковской системы будет отдаваться операциям на открытом рынке, осуществляемым на аукционной основе, что позволит усилить рыночные механизмы формирования предложения денег и спроса на деньги.

Предполагается активизировать роль ставки рефи­нансирования в системе инструментов Национального банка. Она будет задавать минимальный уровень про­центных ставок по аукционным операциям предостав­ления ликвидности банкам и максимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям изъя­тия ликвидности банков. Тем самым ставка рефинан­сирования будет оказывать непосредственное и ком­плексное влияние на уровень процентных ставок на межбанковском рынке и далее во всем финансовом секторе. Прогнозируется, что уровень ставки рефи­нансирования к концу 2005 года может быть снижен до 9—12 процентов годовых.

По мере замедления инфляционных процессов, со­кращения рисков кредитования, снижения процент­ных ставок по ресурсам Национального банка и стои­мости привлекаемых ресурсов из других источников будет происходить постепенное снижение процентных ставок по выдаваемым банками кредитам. До конца 2005 года они должны снизиться до 12—15 процентов годовых.

Информация о работе Денежно – кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь