Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:59, научная работа
Целью научной работы является анализ эффективности тех или иных мероприятий монетарной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики в 2005 году.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
- выявить инструменты денежно-кредитной политики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятия ДКП, ее цели и виды…………………………………………... 6
1.2. Типы денежно – кредитной политики…………………………………... 8
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
2.1. Операции на открытом рынке……………………………………………. 13
2.2. Изменение учетной ставки……………………………………………… 14
2.3. Изменение нормы обязательных резервов…………………………..… 15
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Сильные стороны ДКП…………………………………………………….17
3.2. Недостатки и трудности………………………………………………… 18
4. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
4.1. Ограничение темпа роста – один из подходов денежно – кредитного регулирования…………………… ………………………………….23
4.2. Достижение стабильного и предсказуемого курса…………………… 25
5. ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
5.1 История развития ДКП…………………………………………………….34
5.2. Макросистемные приоритеты ДКП………………………………………40
5.3. Итого выполнения Основных направлений денежно – кредитной
политики за 2004 год………………………………………………………48
5.4. Перспективные направления денежно – кредитной политики
в 2005 году………………………………………………………………… 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 59
В сложившихся условиях в республике целесообразно широкое применение при проведении как пассивных, так и активных банковских операций гибких инструментов процентной политики, прежде всего, такого, как «плавающая процентная ставка», уровень которой корректируется в зависимости от изменения текущей базовой ставки (например, ставки рефинансирования), или темпов девальвации. Необходимость применения данного инструмента связана с тем, что при снижении темпов инфляции и процентных ставок процентные платежи по заключенным ранее депозитным договорам (в условиях более высокой нормы процента) могут лечь тяжелым бременем на банки (в случае применения фиксированных ставок). Кроме того, следует учитывать, что у населения сложилось высокое предпочтение иностранной валюты как средства сбережения. Несмотря на то, что валютная доходность рублевых депозитов на протяжении 2000-2002 гг. (т.е. начиная с того момента, когда в качестве важнейшего приоритета денежно-кредитной политики было принято обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса) в 2 - 2,5 раза выше, чем доходность валютных депозитов (сумма последних превышает размер рублевых депозитов граждан более, чем в 1,2 раза). В связи с этим представляется целесообразным применение такого инструмента процентной политики, как плавающая ставка процента по срочным депозитам, уровень которой определяется в зависимости от темпа девальвации валютного курса. В случае применения данной системы расчета суммы процентных платежей по депозитным договорам, банки получили бы сравнительно недорогой инструмент привлечения рублевых средств, который в то же время, вероятно, был бы весьма привлекательным для граждан [22, С. 45].
Важным направлением повышения реального уровня совокупного денежного предложения является развитие безналичных систем платежей. В настоящее время в республике развиваются безналичные системы расчетов, основанные на использовании пластиковых карточек. Банками выпускаются карточки как национальной системы «Белкарт», так и международных банковских ассоциаций «VISA» и «EUROPAY/ MASTERCARD». В дальнейшем необходимо обеспечить координацию деятельности банков с целью создания возможности обслуживания банкоматами пластиковых карточек различных систем. С этой целью в республике формируется Национальный процессинговый центр, который должен иметь конкретную программу действий.
Таким образом, денежно-кредитная политика в Республике Беларусь должна обеспечивать реализацию макросистемных приоритетов. Это долгосрочная, стратегическая задача. Однако важно также поддерживать текущую сбалансированность в денежной сфере, в обратном случае, вряд ли можно рассчитывать на эффективность мер монетарной политики, имеющих стратегическую направленность.
5.3. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за 2004 год
Основными целями денежно-кредитной политики в 2004 году являлись защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны.
Характеризуя работу Национального банка и банковской системы в 2004 году, остановимся на некоторых основных итогах и оценках.
В первую очередь следует отметить, что в 2004 году выполнен контрольный показатель денежно-кредитной политики. Достигнутый официальный курс белорусского рубля к российскому рублю находится в допустимых пределах, а его девальвация не только в 3,3 раза меньше, чем в 2003 году, но и самая низкая за предыдущие восемь лет.
Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2004 год снизился лишь на 0,6 процента. Это в 20,5 раза меньше, чем в 2003 году. Обменный курс белорусского рубля к евро за 2004 год снизился на 9,7 процента, что в 3,6 раза меньше, чем в 2003 году.
Таким образом, в 2004 году внешняя устойчивость национальной валюты существенно возросла. Обеспечение ее стабильности внесло весомый вклад в замедление инфляционных процессов, в том числе за счет сдерживания роста цен на импортные товары. Значительно повысилась и внутренняя устойчивость национальной валюты. В результате согласованных действий Правительства и Национального банка прирост индекса потребительских цен в 2004 году составил 14,4 процента против 25,4 процента в 2003 году, что соответствует прогнозу и является самым низким показателем с 1991 года.
Обеспечение стабильности белорусского рубля наряду с другими факторами способствовало ограничению инфляционных процессов в стране и явилось важным фактором экономического роста, повышения на этой основе благосостояния населения. Реальный эффективный курс, то есть курс по отношению к валютам стран — основных торговых партнеров Республики Беларусь за 2004 год снизился на 3,7 процента. При этом по Основным направлениям прогнозировалось, что реальный эффективный курс белорусского рубля (в среднегодовом исчислении) снизится за 2004 год на 0—2 процента.
Существенно повысилось доверие к белорусскому рублю, усилился процесс трансформации сбережений из иностранной валюты в белорусские рубли. Чистая покупка иностранной валюты населением (то есть превышение покупки над продажей) за счет наличных средств и безналичных перечислений составила в 2004 году всего 80,1 миллиона долларов США (за 2002 год — 485 и за 2003 год — 144,1 миллиона долларов). Этот результат достигнут в условиях значительного роста доходов населения в белорусских рублях. Рублевые депозиты населения за 2004 год выросли на 99,9 процента (в 2003 году — на 75,6 процента). Срочные рублевые депозиты населения за 2004 год увеличились на 97,1 процента [15, С 8].
Доля рублевой денежной массы в общем объеме широкой денежной массы увеличилась на 5,4 процентного пункта и на 1 января 2005 года достигла 61 процента, что свидетельствует о постепенной дедолларизацаи экономики.
С учетом фактического и ожидаемого дальнейшего замедления инфляционных процессов, а также ввиду существенной стабилизации обменного курса белорусского рубля Национальный банк осуществил снижение ставки рефинансирования с 28 до 17 процентов годовых. Основными направлениями прогнозировалось ее снижение на конец года до 15—19 процентов. Таким образом, фактическая ставка рефинансирования к концу года сложилась в предусмотренных Основными направлениями пределах.
Предпринятые меры процентной политики способствовали снижению всего спектра процентных ставок на финансовом рынке.
Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2004 года составила 20 процентов годовых, снизившись на 10,9 процентного пункта относительно уровня декабря 2003 года. При этом прогнозом к Основным направлениям предполагалось снижение среднего уровня ставки по кредитам до 17—22 процентов к концу года. Продолжала динамично развиваться национальная банковская система. Росли ее финансовые объемные и относительные показатели.
Рост собственного капитала в целом по банковской системе за 2004 год составил 848,3 миллиарда рублей, или 41,4 процента (в реальном исчислении — 23,6 процента). На 1 января 2005 года совокупный собственный капитал банков составил 2,9 триллиона рублей, или 979,7 миллиона еврох [24,С 9].
На протяжении 2001—2004 годов устойчиво повышается роль банков в финансовом обеспечении экономического роста, что нашло отражение в увеличении соотношения валовых кредитов банков с номинальным значением валового внутреннего продукта. Так, если в 2001 году данное соотношение находилось на уровне 14,8 процента, то в 2004 году оно достигло 20,1 процента. Требования банков к экономике за 2004 год увеличились на 3,57 триллиона рублей, или на 56,1 процента, достигнув 9,92 триллиона рублей.
Кредитная поддержка агропромышленного комплекса — одно из приоритетных направлений работы банковской системы страны. Общая кредитная задолженность организаций агропромышленного комплекса по состоянию на 1 января 2005 года вышла на уровень 2,9 триллиона рублей, или 31,9 процента от общей кредитной задолженности народного хозяйства. За 2004 год прирост задолженности организаций агропромышленного комплекса составил 1,25 триллиона рублей, или 75,6 процента, против 63,3 процента в целом по народному хозяйству.
Наиболее быстрыми темпами росли кредиты сельскому хозяйству. Их прирост составил 79,4 процента (с 574,8 миллиарда рублей на 1 января 2004 года до более чем 1 триллиона рублей на 1 января 2005 года).
Для поддержки инвестиционной деятельности банковской системой в 2004 году выдано 2,5 триллиона рублей долгосрочных (инвестиционных) кредитов, что в сопоставимых ценах на 36,9 процента больше, чем в 2003 году.За 2004 год доля долгосрочных кредитов в общем объеме всех выданных кредитов увеличилась с 11,9 до 13,3 процента, а в процентах к ВВП — с 4,2 до 5,1 процента.
Задолженность по кредитам физических лиц на потребительские цели увеличилась за год почти в 3 раза. В 2004 году банки сделали поворот в сторону решения социальных задач, стали работать непосредственно на повышение жизненного уровня населения страны.
Повысились параметры работы платежной системы. Она обеспечивала потребности банков, субъектов хозяйствования и бюджета в своевременном и качественном проведении расчетов. Автоматизированной системой межбанковских расчетов в 2004 году проведено 39,6 миллиона платежей на сумму 241,4 триллиона рублей. Количество проведенных платежей в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросло на 17,3 процента, а сумма — на 71,5 процента.
Расширялось использование современных банковских технологий, основанных на применении пластиковых карточек.
В целом по Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2005 года в обращении находится 2197,4 тысячи банковских пластиковых карточек внутренних и международных систем расчетов. Операции с использованием карточек можно осуществлять примерно на 2944 предприятиях торговли (сервиса) и в 1656 пунктах выдачи наличных. Функционируют 887 банкоматовх [24, С 6].
По сравнению с началом 2004 года количество банковских пластиковых карточек в обращении увеличилось в 1,9 раза, количество предприятий торговли и сервиса, оснащенных платежными терминалами, — в 1,5 раза, количество банкоматов — в 1,8 раза, количество пунктов выдачи наличных — в 1,2 раза.
Увеличились объемы и перечень услуг, оказываемых банками клиентам — юридическим и физическим лицам. Совершенствовался банковский надзор, повышалась информационная прозрачность банковской системы, что признано специалистами МВФ.
Вместе с тем: не все, что предусматривалось, выполнено. Например, индикативный параметр по наращиванию уставного фонда (не менее 40 процентов) выполнили 15 банков, или половина от их общего числа. Иностранными инвесторами за 2004 год были осуществлены инвестиции в уставные фонды шести белорусских банков в размере 9,2 миллиона долларов США, 1,5 миллиона евро и 2,8 миллиарда белорусских рублей. Однако это в 4 раза меньше, чем в 2003 году, что является тревожным фактором для белорусской банковской системы.
Наращивание собственного капитала двух банков из четырех, в которых предусмотрено сохранение контрольного пакета акций за государством, происходит темпами ниже заложенных в Концепции развития банковской системы на 2001 — 2010 годы. При этом увеличение должно происходить с участием средств государства для сохранения контрольного пакета акций в этих банках.
Некоторые банки в отдельные периоды имели проблемы с поддержанием своей ликвидности.
Анализ состояния и динамики денежно-кредитной сферы, валютного рынка и банковской системы во взаимосвязи с экономическим и социальным развитием Республики Беларусь в 2004 году показывает, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечил выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2004 год. Это позволило наряду с другими факторами обеспечить запланированный экономический рост и на этой основе — значительное повышение жизненного уровня населения, в том числе и достижение средней заработной платы в декабре 2004 года в эквиваленте 200 долларов США.
Достигнутые в эти годы позитивные результаты в экономическом развитии позволяют сохранить преемственность основных задач денежно-кредитной политики — обеспечение запланированного экономического роста как единственного источника для обеспечения прогнозных показателей роста жизненного уровня населения, а также развития и укрепления банковской системы.
5.4.Перспективные направления денежно-кредитной политики в 2005 году.
В данной главе необходимо отметить основные направления развития ДКП и те инструменты, при помощи которых она будет реализовываться.
В 2005 году предусматривается усиление роли процентной политики как инструмента по обеспечению целевого ориентира по обменному курсу белорусского рубля и сдерживанию инфляционных процессов. Как и в 2004 году, она будет направлена на стимулирование банковского кредитования, рост сбережений в национальной валюте и ограничение девальвационных процессов.
Приоритетное значение в регулировании ликвидности банковской системы будет отдаваться операциям на открытом рынке, осуществляемым на аукционной основе, что позволит усилить рыночные механизмы формирования предложения денег и спроса на деньги.
Предполагается активизировать роль ставки рефинансирования в системе инструментов Национального банка. Она будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям предоставления ликвидности банкам и максимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям изъятия ликвидности банков. Тем самым ставка рефинансирования будет оказывать непосредственное и комплексное влияние на уровень процентных ставок на межбанковском рынке и далее во всем финансовом секторе. Прогнозируется, что уровень ставки рефинансирования к концу 2005 года может быть снижен до 9—12 процентов годовых.
По мере замедления инфляционных процессов, сокращения рисков кредитования, снижения процентных ставок по ресурсам Национального банка и стоимости привлекаемых ресурсов из других источников будет происходить постепенное снижение процентных ставок по выдаваемым банками кредитам. До конца 2005 года они должны снизиться до 12—15 процентов годовых.
Информация о работе Денежно – кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь