Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:59, научная работа
Целью научной работы является анализ эффективности тех или иных мероприятий монетарной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики в 2005 году.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
- выявить инструменты денежно-кредитной политики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятия ДКП, ее цели и виды…………………………………………... 6
1.2. Типы денежно – кредитной политики…………………………………... 8
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
2.1. Операции на открытом рынке……………………………………………. 13
2.2. Изменение учетной ставки……………………………………………… 14
2.3. Изменение нормы обязательных резервов…………………………..… 15
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Сильные стороны ДКП…………………………………………………….17
3.2. Недостатки и трудности………………………………………………… 18
4. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
4.1. Ограничение темпа роста – один из подходов денежно – кредитного регулирования…………………… ………………………………….23
4.2. Достижение стабильного и предсказуемого курса…………………… 25
5. ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
5.1 История развития ДКП…………………………………………………….34
5.2. Макросистемные приоритеты ДКП………………………………………40
5.3. Итого выполнения Основных направлений денежно – кредитной
политики за 2004 год………………………………………………………48
5.4. Перспективные направления денежно – кредитной политики
в 2005 году………………………………………………………………… 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 59
Денежно-кредитная политика Японии периода 1960-1970-х, гг. представляла собой один из инструментов государственного регулирования, посредством которого обеспечивалось ее последовательное приближение к благоприятному типу макродинамики. Государство, по существу, компенсировало на этом этапе слабость системы прямых и обратных связей между макрорынками, присущих БМД и обеспечивающих его способность к самовоспроизводству.
По мере повышения финансовой мощи промышленных предприятий, развития фондового рынка Банк Японии постепенно отказывался от административных методов регулирования. В целом монетарная политика начала приобретать более традиционные черты, присущие проводимой в США и Западной Европе. Важно, что в то же самое время происходило укрепление внутренних макросистсмных связей, присущих БМД, и в 1980-1990-х гг. последний начал «становиться на свои собственные ноги», т. е. приобретать качество самовоспроизводства.
Как показывают современные события, происходящие в Японии, переход к БМД и изменение методов и направлений денежно-кредитной политики происходят непросто. Экономика «привыкла» к дешевым деньгам, а совокупные активы оказались переоцененными. Это явилось главной причиной того, что банковская система Японии в 1990-х гг. пережила серьезный кризис, произошло обесценивание активов. Но кроме этих негативных явлений в экономике имеет место ситуация, которую условно можно назвать состоянием «нулевого пата». Процентные ставки как реальные, так и номинальные, близки к нулю. Темпы инфляции и роста ВВП также находятся практически на нулевом уровне (за 2000 г. ВВП возрос всего лишь на 0,7%).
В этих условиях стимулировать экономический рост методами денежно-кредитной политики невозможно, т.к. процентные ставки достигли своего нижнего порогового значения. Предпринимавшиеся же попытки проведения стимулирующей налогово-бюджетной политики также не увенчались успехом. Увеличение государственных расходов сопровождалось ростом сбережений, при этом размер инвестиций не возрастал (в результате совокупный спрос не увеличивался).
Все это в очередной раз свидетельствует об ограниченности традиционных теоретических постулатов относительно целей и методов денежно-кредитной политики. И сегодня трудно сказать, сколь долго будет сохраняться ситуация, сложившаяся в экономике и финансовой сфере Японии. Очевидно, процентные ставки должны вернуться к нормальному, по международным стандартам, уровню. С моей точки зрения, в этих условиях следует стимулировать повышение спроса на деньги. Однако, гораздо большее значение имеет то, что японская экономика перешла к БМД (т.е. такой переход в принципе возможен), и денежно-кредитная политика сыграла в этом весьма важную роль.
5.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Говоря о денежно-кредитной политике Республики Беларусь, следует отметить что он должна обеспечивать решение различных задач, вытекающих как из общего контекста развития страны и макроэкономической ситуации, так и из более специфических, связанных с особенностями банковского сектора - «кровеносной системы экономики», который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны между собой. И эффективность денежно-кредитной политики в конечном счете определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всего множества стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий [4, С.153].
Решение данных проблем существенно усложняется в условиях «экономики переходного периода» в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной
степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом.
5.1. История развития ДКП
Начало реализации денежно-кредитной политики Беларуси связано с введением в оборот белорусского рубля в 1992 г., который первое время обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в августе 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. То есть реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре в 1994 г.
Очевидно, это был самый сложный период в истории денежно-кредитной политики Беларуси. Во-первых, все дисбалансы, накопившиеся в условиях господства командно-административной системы, вышли наружу в связи с либерализацией системы ценообразования и отказа от директивного установления официального валютного курса. Во-вторых, республика не обладала в полной мере необходимым организационным, техническим и кадровым потенциалом для разработки и реализации собственной монетарной политики. Поэтому тот факт, что на 1993-1994 гг. пришелся период гиперинфляции и практически неконтролируемой девальвации в определенной степени можно считать закономерным. Ежегодно уровень цен возрастал более чем в 20 раз, индекс потребительских цен составил в 1993 г. 2096,5%, в 1994 г. -2059,9%, а темпы девальвации официального валютного курса, соответственно, 4660% и 1516,5%. Однако следует отметить, что показатель девальвации за 1993 г. в определенной мере завышен, т.к. он рассчитан к официальному обменному курсу, который был существенно выше по сравнению с рыночным и фактически устанавливался к бывшему союзному рублю Банком России [3, С. 9].
Переход к рыночному курсообразованию был осуществлен в 1993г. После периода административного определения обменного курса рыночный курс доллара установился на весьма высоком уровне, близком к курсу «черного рынка». После этого началось падение его реального курса, которое особенно резким было в 1993-1994 гг., а также в начале 1995 г., когда денежно-кредитная политика стала значительно более жесткой, и была достигнута стабилизация валютного курса, а затем и снижение темпов инфляции.
Следует отметить, что денежно-кредитная политика, проводившаяся в Беларуси в 1995 г., во многом была сходна с той, которая характерна для системы валютного комитета. Курс белорусского рубля был практически стабильным (девальвация составила в целом за год всего лишь около 8% и имела место только в январе - феврале), денежная эмиссия осуществлялась в основном через покупку валюты. В результате удалось добиться относительной нормализации инфляционной ситуации (месячные темпы роста цен были снижены с 30-40% в 1994 г. и начало 1995 г. до - 4% во в юрой половине 1995 г.), обеспечен выход на положительные в реальном выражении процентные ставки. Вместе с тем их номинальные величины оставались весьма высокими. При этом в самом конце 1994 г. (с 20 декабря) ставка рефинансирования Национального банка была резко повышена - с 300% годовых до 480%, а затем началось ее плавное понижение, и к концу 1995г., она была доведена до 66% годовых [22, С. 42].
В 1995г. произошло «перераспределение» чистых иностранных активов (ЧИА): ЧИА органов денежно-кредитного регулирования (Национального банка и Правительства) возросли почти на 100 млн. долл., ЧИА коммерческих банков сократились практически на такую же величину.
Темпы роста ВВП и инвестиций сохранялись на весьма существенном отрицательном уровне, хотя нельзя утверждать, что это было обусловлено именно характером денежно-кредитной политики. Вместе с тем более чем трехкратный рост реального курса рубля отрицательно повлиял на конкурентоспособность национальных производителей. Это влияние в большей степени проявилось с некоторым запаздыванием: в 1995 г. отрицательное сальдо торгового баланса в долларовом эквиваленте увеличилось на 35,9%, в 1996 г. на 72,5%. Несмотря на то, что в 1996 г. темпы девальвации официального курса и роста цен практически совпадали, ухудшение торгового баланса, а также кредитная эмиссия, привели к тому, что рыночный валютный курс начал «отрываться» от официального.
Как справедливо подчеркивает Ю.М. Ясинский, «эти условия потребовали от банков смены стратегии», однако далеко не все из них справились с этой задачей, поэтому с 1995 г. начались банкротства некоторых малых и средних банков, что трудно оценить однозначно, так как они, в основном, обладали незначительным потенциалом, имели крайне узкую клиентуру [20, С. 9].
Начиная с 1996 г. вплоть до сентября 2000 г., экономика и банковская система республики действовали в условиях «множественности валютных курсов», когда отклонения рыночных котировок от официального курса составляли от 20-30% до 100-200% и более (максимума они достигли в октябре - ноябре 1998 г., около 250%).
В общеэкономическом плане такая система курсообразоваиия представляла собой по существу своеобразную форму скрытого субсидирования «критического импорта» (главным образом, энергоносителей, зерна, некоторых социально значимых товаров). Вместе с тем она, во-первых, обусловливала значительные искажения в экономической информации, как на макро-, так и па микроуровпе. Во-вторых, реализовыва-лась за счет дополнительного налога на экспортеров, которые вынуждены были осуществлять «обязательную продажу» валютной выручки по заниженному официальному курсу. Кроме того, такая система «скрытого субсидирования» являлась элементом поддержания функционирования неэффективных производителей и сопровождалась проведением весьма мягкой денежно-кредитной политики. Размеры процентных ставок по рублевым операциям часто не покрывали уровень инфляции, а масштабы кредитной эмиссии Национального банка были весьма внушительны. Экономика и банковская система во многом «привыкли» к такой политике. Поэтому следовало учитывать, что резкое изменение денежно-кредитной политики и проведение «скачкообразной» девальвации официального курса, но которому осуществлялся бухгалтерский учет, могло иметь, как минимум, две группы отрицательных последствий. Во-первых, это не могло не подорвать ликвидность банковской системы, и не только в краткосрочной перспективе. Возврат предоставленных ранее под относительно высокие номинальные процентные ставки банками средне- и долгосрочных кредитов оказался бы в существенной степени затруднен. С другой стороны, на банки легло бы бремя процентных платежей по срочным депозитам. Весьма вероятно, что это привело бы к возникновению серьезных проблем с ликвидностью и рентабельностью у банков. Во-вторых, резкая девальвация официального валютного курса в условиях малой открытой экономики ведет к существенным изменениям в структурах балансов предприятий нефинансового сектора, большинство из которых, так или иначе, являются субъектами внешнеэкономических отношений. Размер кредитов в иностранной валюте, полученных ими от банков, превышает сумму валютных депозитов и текущих счетов примерно в два раза. И отрицательные последствия от такой «переоценки» активов и пассивов, вызванной резкой девальвацией, могли привести к неплатежеспособности многих предприятий (включая экспортеров) [21, С. 48].
В 2000 г. началось постепенное ужесточение денежно-кредитной политики, в результате чего в феврале процентные ставки по рублевым операциям вышли на положительный уровень в реальном выражении, а их номинальные значения затем начали плавно снижаться.
Размеры кредитной эмиссии Национального банка были значительно ограничены, при этом она направлялась исключительно на кредитование дефицита государственного бюджета. Все это позволило, начиная с апреля 2000 г., существенно снизить темпы девальвации рыночных котировок рубля (с 2-5% в среднем за месяц до 0,5-1,5%), а в мае была начата ускоренная корректировка его официального курса.
С 14 сентября был осуществлен переход к единому валютному курсу, что является, пожалуй, наиболее важным положительным результатом денежно-кредитной политики 2000г. Ликвидация системы множественных обменных курсов и расширение сферы использования белорусского рубля во внешней торговле сформировали нормальные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности белорусскими предприятиями. Упрочилось положение экспортеров в связи с устранением «налога» на них, связанного с продажей части валютной выручки по заниженному курсу. Практически в течение всего года обеспечивалась высокая стабильность рыночных котировок белорусского рубля, что сделало валютный рынок предсказуемым, а также позволило значительно снизить издержки на проведение валютных и внешнеторговых операций. Кроме того, переход к единому валютному курсу, с одной стороны, в существенной степени устранил экономические предпосылки для развития «теневых отношений» в валютной сфере; с другой - создал необходимые условия для достижения высокой прозрачности и контролируемости системы валютных отношений. Не менее важно и то, что была осуществлена либерализация валютного рынка. Было снято множество ограничений, действовавших по операциям, как на наличном, так и на безналичном сегментах, (в том числе и в отношении нерезидентов). В октябре 2001 г. Беларусь присоединилась к статье VIII Устава МВФ, в которой сформулированы критерии конвертируемости национальной денежной единицы по текущим операциям.
В 2002 г. было продолжено проведение монетарной политики, направленной на дальнейшее углубление финансово-экономической стабильности, поддержание плавных и предсказуемых темпов девальвации белорусского рубля. В соответствии с «Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год» снижение курса рубля должно составить величину, близкую к 20% к доллару США, а согласно «Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы» данный параметр в 2005 г. должен быть доведен до уровня 5%, что соответствует международным стандартам.
Следует отметить, что отличительной чертой «Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год» является то, что они разработаны на многовариантной основе. В зависимости от характера и особенностей развития общеэкономической ситуации, состояния внешнеторгового баланса, изменения уровня реального спроса на деньги в данном программном документе предусматриваются нижняя и верхняя границы прогнозных показателей денежно-кредитных aгpeгатов (включая прирост чистого внутреннего кредита, чистых иностранных активов, денежной базы и т. д.). Однако показатель темпа девальвации принят на неизменном уровне для всех вариантов. То есть можно утверждать, что в республике произошел отказ от ортодоксально монетаристского подхода, для которого в той или иной степени характерно жесткое таргетирование денежных агрегатов. Выбор же в качестве наиболее приоритетной цели денежно-кредитной политики стабильного и предсказуемого обменного курса отвечает особенностям экономики республики, являющейся небольшой, высокоиндустриальной и тесно связанной с внешним миром. Вместе с тем отказ от жесткой фиксации обменного курса национальной валюты позволяет избежать или смягчить возможные негативные явления, связанные с резким ужесточением монетарной политики, ухудшением финансового положения экспортеров [7, С. 30].
Информация о работе Денежно – кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь