Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:59, научная работа
Целью научной работы является анализ эффективности тех или иных мероприятий монетарной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики в 2005 году.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
- выявить инструменты денежно-кредитной политики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятия ДКП, ее цели и виды…………………………………………... 6
1.2. Типы денежно – кредитной политики…………………………………... 8
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
2.1. Операции на открытом рынке……………………………………………. 13
2.2. Изменение учетной ставки……………………………………………… 14
2.3. Изменение нормы обязательных резервов…………………………..… 15
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Сильные стороны ДКП…………………………………………………….17
3.2. Недостатки и трудности………………………………………………… 18
4. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
4.1. Ограничение темпа роста – один из подходов денежно – кредитного регулирования…………………… ………………………………….23
4.2. Достижение стабильного и предсказуемого курса…………………… 25
5. ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
5.1 История развития ДКП…………………………………………………….34
5.2. Макросистемные приоритеты ДКП………………………………………40
5.3. Итого выполнения Основных направлений денежно – кредитной
политики за 2004 год………………………………………………………48
5.4. Перспективные направления денежно – кредитной политики
в 2005 году………………………………………………………………… 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 59
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО « БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
на тему: Денежно – кредитная политика и её особенности в
Республике Беларусь
ФФБД, 2 курс, ФФ – 5
Руководитель Ж.П. Гляцевич
МИНСК 2005
Научная работа: 59 с., 3 рис., 4 табл., 23 источника.
ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ ПОЛИИКА, УЧЕТНАЯ СТАВКА, СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ, ВАЛЮТНЫЙ КУРС
Объектом и предметом исследования является денежно – кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь.
Цель работы заключается в исследовании эффективности реализации денежно – кредитной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь.
( подпись студента )
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятия ДКП, ее цели и виды…………………………………………... 6
1.2. Типы денежно – кредитной политики…………………………………... 8
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В
2.1. Операции на открытом рынке……………………………………………. 13
2.2. Изменение учетной ставки……………………………………………… 14
2.3. Изменение нормы обязательных резервов…………………………..… 15
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Сильные стороны ДКП…………………………………………………….17
3.2. Недостатки и трудности………………………………………………… 18
4. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
4.1. Ограничение темпа роста – один из подходов денежно – кредитного регулирования……………………
4.2. Достижение стабильного и предсказуемого курса…………………… 25
5. ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
5.1 История развития ДКП…………………………………………………….34
5.2. Макросистемные приоритеты ДКП………………………………………40
5.3. Итого выполнения Основных направлений денежно – кредитной
политики за 2004 год………………………………………………………48
5.4. Перспективные направления денежно – кредитной политики
в 2005 году………………………………………………………………… 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 59
ВВЕДЕНИЕ.
На данном этапе развития экономики Республики Беларусь имеется много негативных моментов. В экономической печати широко обсуждаются пути дальнейшего развития денежно-кредитной системы, ее структуры и функций в условиях перехода республики к рыночной экономике. Это объясняется тем, что денежно-кредитная политика, наряду с финансовой, составляет основу всего государственного регулирования экономики.
Актуальность научного анализа и обоснования направлений денежно-кредитной политики, возрастает в условиях переходного периода в связи с тем, что для него характерно, с одной стороны, отсутствие устойчивых, налаженных форм рыночных отношений и соответствующих методов достижения целей текущего макроэкономического регулирования, с другой, - постоянно существует высокая вероятность дестабилизации национальной денежной единицы в связи с общей неустойчивостью экономической ситуации, и проблема согласования различных задач экономической политики (таких как снижение инфляции, достижение внешнеторговой сбалансированности, высокого уровня занятости и инвестиционной активности и т.д.) существенно осложняется. Как свидетельствует опыт Беларуси, других стран бывшего СССР и Восточной Европы, для переходной экономики часто характерна существенная нестабильность практически всех важнейших параметров денежного обращения и денежной системы: скорости оборачиваемости денег, их покупательной способности, валютного курса, диспропорциональности между спросом на ликвидные средства и их реальным предложением. Всестороннее исследование существующих дисбалансов, факторов нестабильности денежной системы и противоречивости результатов западных стран – все это должно создать теоретическую базу для глубокого понимания проблем денежно-кредитного регулирования в условиях переходной экономики, вопросов, связанных с обоснованием долгосрочных приоритетов монетарной политики, как составляющей всей системы государственной социально-экономической стратегии.
Следует отметить, что несмотря на достигнутую в последние годы определенную стабилизацию в денежной сфере Республики Беларусь, сложной остается ситуация с платежеспособностью предприятия реального сектора, ощущается дефицит финансовых ресурсов во многих отраслях экономики, темпы инфляции довольно высоки. Поэтому целью научной работы является анализ эффективности тех или иных мероприятий монетарной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики в 2005 году.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
- выявить инструменты денежно-кредитной политики;
- показать какие факторы влияют на эффективность реализации денежно-кредитной политики;
- произвести анализ зарубежного опыта;
- выяснить особенности денежно-кредитной политики в нашей республики.
Таким образом, все это и предопределило выбор темы научной работы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятия ДКП, ее цели и виды
Денежно-кредитная политика (монетарная) политика (ДКП) является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Осуществляет ДКП центральный банк. Процесс денежно-кредитного регулирования включает два этапа. На первом центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором изменения данных параметров передаются в сферу производства. Соответственно различают промежуточные и конечные цели ДКП. Конечные цели ДКП: обеспечение стабильности цен, полная занятость, рост реального объема производства, устойчивый платежный баланс [11, С.203]. Достижение этих целей - глобальная задача. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики – стабилизация общего уровня цен. Текущая ДКП ориентируется на более конкретные цели, отражающие ее специфику. В связи с этим выделяют промежуточные цели, регулирующие значение ключевых переменных в денежной системе на достаточно продолжительных временных интервалах (год и более). К ним относятся: денежная масса, процентная ставка, обменный курс. И, наконец, каждодневные последовательные действия Центрального банка направлены на достижение так называемых тактических целей. Последние определяют характер ДКП.
В зависимости от ее конечных целей, различают два вида денежно-кредитной политики: “дешевых” и “дорогих” денег. В зависимости от того какая ситуация складывается в экономике, проводится та или иная политика. Проанализировав таблицу 1.1.1, можно сказать, что в условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов: повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования [1, С. 285].
Таблица 1.1.1 Кредитно-денежная политика: общепринятый подход
Политика дешевых денег |
Политика дорогих денег |
Проблема: безработица и спад | Проблема: инфляция |
ЦБ покупает облигации, снижает резерв- ную норму или понижает учетную ставку
Предложение денег увеличивается Процентная ставка снижается Инвестиционные расходы возрастают
Совокупный спрос растет Реальный ВВП возрастает многократно по отношению к увеличению инвестиций | ЦБ продает облигации, повышает резервную норму или учетную ставку Предложение денег сокращается Процентная ставка растет Инвестиционные расходысокращаются Совокупный спрос снижается Инфляция замедляется |
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам [10, С. 194].
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что центральный банк выбирает тот или иной тип и вид денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.
1.2 Типы денежно-кредитной политики.
Необходимо заметить, что в зависимости от того, какие цели ставит перед собой центральный банк, существуют разные типы денежно-кредитной политики. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, так как каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать — ставку процента или объем денежной массы. Существуют разные точки зрения по этому поводу - Дж/М. Кейнс, разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что передаточный механизм денежно-кредитной политики следующий:
• центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, влияя тем самым в необходимом направлении на предложение денег;
• изменения в предложении денег вызывают понижение или повышение ставки процента;
• изменения процентной ставки приводят к расширению или сокращению плановых инвестиций;
• изменения плановых инвестиций в свою очередь повышают или понижают уровень номинального национального дохода [12, С. 295].
Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку.
Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики короче. Она влияет на экономику следующим образом:
• центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, воздействуя на предложение денег, увеличивая или сокращая его;
Информация о работе Денежно – кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь