Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:59, научная работа
Целью научной работы является анализ эффективности тех или иных мероприятий монетарной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики в 2005 году.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
- выявить инструменты денежно-кредитной политики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятия ДКП, ее цели и виды…………………………………………... 6
1.2. Типы денежно – кредитной политики…………………………………... 8
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
2.1. Операции на открытом рынке……………………………………………. 13
2.2. Изменение учетной ставки……………………………………………… 14
2.3. Изменение нормы обязательных резервов…………………………..… 15
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Сильные стороны ДКП…………………………………………………….17
3.2. Недостатки и трудности………………………………………………… 18
4. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
4.1. Ограничение темпа роста – один из подходов денежно – кредитного регулирования…………………… ………………………………….23
4.2. Достижение стабильного и предсказуемого курса…………………… 25
5. ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
5.1 История развития ДКП…………………………………………………….34
5.2. Макросистемные приоритеты ДКП………………………………………40
5.3. Итого выполнения Основных направлений денежно – кредитной
политики за 2004 год………………………………………………………48
5.4. Перспективные направления денежно – кредитной политики
в 2005 году………………………………………………………………… 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 59
Подытоживая сказанное, можно отметить, что денежная система республики, с моей точки зрения, в течение всего существования Беларуси как независимого государства находилась в неравновесном состоянии. Если в 1993-1994 гг. данное состояние сопровождалось ростом инфляционных ожиданий, падением производства и эмиссионной денежно-кредитной политикой, то в последующем началось ужесточение монетарной политики и увеличение размеров денежных суррогатов. Причем в течение 1996-1999 гг. денежная сфера характеризовалась значительной несбалансированностью, которая, главным образом, проявлялась в множественности валютных курсов и являлась составной частью противоречивой общеэкономической системы. Низкая эффективность предприятий «поддерживалась» за счет мягких бюджетных ограничений, искажений в системе ценообразования, постоянным давлением инфляции издержек.
С переходом к единому валютному курсу белорусского рубля, осуществленным в 2000 г., в совокупности с ужесточением денежно-кредитной политики в 2001-2002 гг., сформировались благоприятные условия для достижения финансово-экономической стабильности и сбалансированности. Однако в долгосрочном аспекте это возможно только при условии проведения активной общеэкономической политики, направленной на переход к благоприятному типу макродинамики. В этом контексте важно обеспечить проведение такой денежно-кредитной политики, которая в необходимой степени отвечала бы макросистемным приоритетам.
5.2.Макросистемные приоритеты денежно-кредитной политики
В макроэкономическом аспекте проведение денежно-кредитной политики заключается в целенаправленном регулировании совокупного спроса на финансовые активы (СФА) и предложения финансовых обязательств (ПФО). В условиях благоприятного типа макродинамики задача заключается в том, чтобы не допустить существенных отклонений денежного рынка от равновесного состояния. Это достигается путем проведения ограничительной денежной политики в том случае, если ПФО имеет тенденцию к опережению СФА и экономика находится в состоянии «перегрева», и наоборот. Денежно-кредитная и в целом макроэкономическая политика в этом случае сводится к ациклическому регулированию. Однако в условиях экономики Республики Беларусь этого недостаточно [ 4, С. 159].
В общем плане макросистемные приоритеты денежно-кредитной политики заключаются в обеспечении умеренной цены денег, благоприятных условий для высокой инвестиционной активности, в первую очередь, в наиболее перспективных секторах и отраслях, с точки зрения перехода к БМД, а также наращивании финансового потенциала банковской системы (последовательном перемещении равновесного состояния денежной системы вправо и вверх вдоль линии Р, рис. I 3). Вместе с тем важными условиями их достижения и реализации мер денежно-кредитной политики в целом является обеспечение финансово-экономической сбалансированности, а также повышение эффективности экономики на микроуровне путем обновления и технологической модернизации производства. Данная задача осложняется тем, что экономика и денежная система Республики Беларусь находятся в неравновесном состоянии. СФЛ значительно превышает ПФО. Поэтому переход Национального банка к более жесткой денежно-кредитной политике должен сопровождаться активной макросистемной политикой, в обратном случае, неизбежен дальнейший рост денежных суррогатов, неплатежей и (или) спад производства и ускорение инфляции.
Неравновесное состояние ДС проявляется в том, что экономика республики демонетизирована. Уровень финансового потенциала банковской системы не соответствует потребностям в финансировании со стороны промышленности и других отраслей, конкурентоспособность которых низка. Все это в значительной мере «компенсируется» неплатежами, бартерными расчетами, широким применением разного рода «зачетных схем». Поэтому необходимо добиваться трансформации некачественной задолженности в нормальные виды финансовых активов, т.е. наращивания реального совокупного денежного предложения, но не за счет денежной эмиссии Национального банка, а за счет развития новых видов долговых инструментов, достижения высокой степени их надежности, повышения доверия к банковской системе и доли безналичной составляющей в структуре агрегата М2, а также снижения степени долларизации экономики [22, С. 45].
Таким образом, в условиях экономики Республики Беларусь, цели и задачи денежно-кредитной политики не могут ограничиваться традиционными монетаристскими установками. Необходимо обеспечить реализацию, как минимум, трех направлений, создающих благоприятные предпосылки для трансформации макросистемных свойств экономики, к которым относятся:
• обеспечение благоприятных условий для развития приоритетных, с точки зрения перехода к БМД, отраслей и секторов;
• трансформация денежных суррогатов в нормальные финансовые инструменты, замещение неплатежей и бартера денежными расчетами;
• наращивание реального уровня совокупного денежного предложения путем повышения доверия к банковской системе, развития безналичных систем платежей;
• достижение долгосрочной денежной стабильности (т. е. невысокой нормы процента в номинальном выражении, положительной в реальном).
Реализация первого направления предполагает, прежде всего, формирование благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в целом и первоочередное направление ограниченных инвестиционных ресурсов в соответствующие приоритетные отрасли и секторы. С этой точки зрения, важно обеспечить умеренный уровень процентных ставок. Однако следует учитывать, что норма процента может снижаться только по мере стабилизации инфляционной ситуации и не должна быть ниже темпа роста цен, т. к. это может привести к дестабилизации ДС и вступит в противоречие с другими целями денежно-кредитной политики.
В настоящее время в республике действует ряд льгот, направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в части денежно-кредитного регулирования. В частности, при расчете отчислений в фонд обязательных резервов банков средства, предоставленные ними на инвестиционные кредиты и вложенные в лизинг, вычитаются из базы для расчета данных отчислений. Действуют различные льготы и стимулы налогового характера. Однако этого недостаточно. Неравновесное состояние ДС, которое носит фундаментальный характер, обуславливает высокий уровень номинальной нормы процента. И это ложится особенно тяжелым бременем на заемщиков, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов.
Поэтому необходимо обеспечить формирование фонда льготирования процентных платежей по кредитам, предоставляемым на реализацию инвестиционных проектов в наиболее важных, с точки зрения развития народного хозяйства, отраслях. Формирование данного фонда может осуществляться как за счет части налоговых поступлений, так и за счёт кредитной эмиссии Национального банка. При этом критерии для отбора проектов высокой значимости не должны ограничиваться традиционными показателями, такими, как «чистая приведенная стоимость», «коэффициент покрытия» и др. (таблица 5.1.). Данные параметры отражают лишь микроэкономическую эффективность проектов, в то время как для трансформации экономики необходимо учитывать еще и макросистемный аспект [8, С. 30].
Таблица 5.1.
Перечень возможных критериев для определения приоритетных отраслей и инвестиционных проектов
Критерии | Max/min |
1.Доля добавленной стоимости в валовом выпуске продукции и услуг 2.Доля экспорта в валовом выпуске 3.Отношение инвестиции / прирост рабочих мест 4.Отношение инвестиции / прирост заработной платы 5.Отношение импорт / экспорт по соответсву- ющей отрасли или производству 6.Эластичность рынка и возможности наращива- ния сбыта |
max max min
min
min
max |
Такая система показателей при оценке приоритетности проектов и отраслей должна обеспечить ускоренное развитие наиболее перспективных в макродинамическом аспекте секторов и производств.
Особенно важной проблемой денежно-кредитной и всей социально-экономической политики является финансирование развития малого бизнеса. Это связано с тем, что в данном случае, как правило, требуются небольшие суммы кредитов, и суммарные издержки для банков по оформлению и ведению всех кредитных договоров весьма велики.
В связи с этим во многих странах действуют системы «микрокредитования» (сумма одного кредита составляет от 100 долл. США до 10 тыс. долл. США), которые реализуются в рамках специальных программ развития малого бизнеса. Микрокредитование осуществляется из специальных фондов, которые формируются за счет государственных средств, кредитных ресурсов других источников. В настоящее время в республике подобные операции осуществляют Приорбанк и Белгазпромбанк. В дальнейшем, необходимо предусмотреть подобные программы в рамках развития бизнес-инкубаторов, причем средства от доходов, полученных по процентам за использование микрокредитов, должны полностью освобождаться от налогообложения.
Второй и третий макросистемные приоритеты денежно-кредитной политики (т.е. трансформация денежных суррогатов в нормальные финансовые активы и наращивание финансового потенциала банковской системы) тесно связаны между собой и их реализация должна обеспечить формирование достаточно высокого уровня совокупного денежного предложения в экономике и, на этой основе, достижение невысокой нормы пропета в номинальном выражении и положительной в реальном (что относится к четвертому приоритету макросистемной политики). Все это должно обеспечить продвижение ДС республики в группу развитых стабильных. На основе принятых критериев их классификации, а также с учетом имеющихся прогнозов социально-экономического развития республики, долгосрочные целевые параметры ДС Беларуси можно определить следующим образом: коэффициент монетизации не менее 30 40%; доля наличных денег - не более 10%; норма процента - около 10% годовых; темп инфляции - не более 5 - 10%.
Реализация данных направлений предполагает развитие рынка долговых обязательств в республике, более широкое введение в оборот новых активов и финансовых инструментов, таких, как недвижимость, земля, ценные бумаги для населения, развитие системы безналичных платежей, повышение доверия граждан к банковской системе с целью максимизации привлекаемых ресурсов [5, С.8].
Одним из ключевых мероприятий в данной области является обеспечение широкой практики переучета векселей. В настоящее время вексельный рынок республики развивается довольно динамично, однако в основном он растет за счет банковских векселей. Их объем существенно возрастал на протяжении последних трех лет: 1999 г. - 144,5 млрд. руб.; 2000 г. -- 231,8 млрд. руб.; 2001 г. 675,7 млрд. руб. Но с целью развития других сегментов вексельного рынка (а это не менее важно в плане замены денежных суррогатов полноценными активами) необходимо обеспечить ужесточение бюджетных ограничений во всех секторах экономики. В конечном счете, вексель - один из денежных инструментов, который основан на финансовом обязательстве. Поэтому для нормального развития вексельного обращения необходимы адекватные организационно-правовые условия, направленные на обеспечение их исполнения.
Не менее важно осуществить реструктуризацию проблемной задолженности банков, прежде всего, по кредитам, выданным в рамках реализации правительственных решений. Эта проблема должна решаться за счет переоформления данной задолженности в ликвидные долгосрочные государственные ценные бумаги.
Необходимо также обеспечить наращивание привлечения денежных средств населения в банковскую систему. Ужесточение денежно-кредитной политики в 2000 г., выразившееся в достижении положительного уровня процентных ставок, стабилизации единого валютного курса, создало хорошие предпосылки для этого. В 2001 г. размер рублевых депозитов граждан, привлеченных в банковскую систему, возрос в номинальном выражении почти в 2,9 раза, в реальном - в 2 раза (с 112,8 до 326,4 млрд. руб.) В 2002 г. темпы роста также весьма внушительны (за январь-апрель - более чем на четверть в реальном выражении). Тем не менее, основная проблема здесь в настоящее время заключается в том, чтобы добиться высокого уровня доверия граждан к банковской системе. Увеличение привлеченных средств за счет фактора высокой доходности, во-первых, имеет границу, определяемую рентабельностью банковских операций; во-вторых, может обусловливать спекулятивный характер рынка; в-третьих, как правило, не обеспечивает оптимальной структуры привлеченных средств по срокам, в которой преобладают краткосрочные ресурсы (и это характерно для банковской системы Беларуси: доля депозитов населения со сроком до 3 месяцев составляет около 90%). Поэтому не случайно, что в странах, ДС которых относятся к высокоразвитым, уровень процентных ставок по депозитам редко превышает 2-3% годовых в реальном выражении. В Беларуси же доверие граждан к банковской системе было подорвано: во-первых, вследствие обесценивания вкладов, произошедшего в начале 1990-х гг.; во-вторых, в связи с банкротством ряда небольших банков, специализировавшихся на мелких вкладах граждан. В этой связи представляется обоснованным ряд мер Национального банка, осуществленных в последние годы в направлении защиты средств населения, привлеченных в банки, повышения надежности банковской системы в целом. В частности, начиная с 2002 г., для того чтобы получить лицензию на привлечение вкладов населения, банкам необходимо иметь собственный капитал в размере не менее 10 млн. евро. Кроме того, действуют ограничения по соотношению привлеченных средств физических лиц и низкорисковых активов; сумма депозитов граждан не может превышать размер собственного капитала банка; действует норматив, ограничивающий сумму средств, размещенных в банках стран, не являющихся членами ОЭСР. В дальнейшем необходимо обеспечить разработку и принятие закона о защите вкладов граждан, устанавливающего четкие правила гарантирования депозитов.
Информация о работе Денежно – кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь