Денежно – кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:59, научная работа

Краткое описание

Целью научной работы является анализ эффективности тех или иных мероприятий монетарной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики в 2005 году.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
- выявить инструменты денежно-кредитной политики;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятия ДКП, ее цели и виды…………………………………………... 6
1.2. Типы денежно – кредитной политики…………………………………... 8
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
2.1. Операции на открытом рынке……………………………………………. 13
2.2. Изменение учетной ставки……………………………………………… 14
2.3. Изменение нормы обязательных резервов…………………………..… 15
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Сильные стороны ДКП…………………………………………………….17
3.2. Недостатки и трудности………………………………………………… 18
4. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
4.1. Ограничение темпа роста – один из подходов денежно – кредитного регулирования…………………… ………………………………….23
4.2. Достижение стабильного и предсказуемого курса…………………… 25
5. ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
5.1 История развития ДКП…………………………………………………….34
5.2. Макросистемные приоритеты ДКП………………………………………40
5.3. Итого выполнения Основных направлений денежно – кредитной
политики за 2004 год………………………………………………………48
5.4. Перспективные направления денежно – кредитной политики
в 2005 году………………………………………………………………… 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 59

Файлы: 1 файл

ДКП-научка.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

Подытоживая сказанное, можно отметить, что денежная система республики, с моей точки зрения, в течение всего существования Беларуси как независимого госу­дарства находилась в неравновесном состоянии. Если в 1993-1994 гг. данное состояние сопровождалось ростом инфляционных ожиданий, падением производства и эмиссион­ной денежно-кредитной политикой, то в последующем началось ужес­точение монетарной политики и увеличение размеров денежных сур­рогатов. Причем в течение 1996-1999 гг. денежная сфера характеризо­валась значительной несбалансированностью, которая, главным об­разом, проявлялась в множественности валютных курсов и являлась составной частью противоречивой общеэкономической системы. Низ­кая эффективность предприятий «поддерживалась» за счет мягких бюджетных ограничений, искажений в системе ценообразования, по­стоянным давлением инфляции издержек.

С переходом к единому валютному курсу белорусского рубля, осу­ществленным в 2000 г., в совокупности с ужесточением денежно-кредит­ной политики в 2001-2002 гг., сформировались благоприятные условия для достижения финансово-экономической стабильности и сбалансированности. Однако в долгосрочном аспекте это возможно только при ус­ловии проведения активной общеэкономической политики, направлен­ной на переход к благоприятному типу макродинамики. В этом контексте важно обеспечить проведение такой денежно-кредитной политики, кото­рая в необходимой степени отвечала бы макросистемным приоритетам.

 

5.2.Макросистемные приоритеты денежно-кредитной политики

 

В макроэкономическом аспекте проведение денежно-кредитной политики заключается в целенаправленном регулировании совокупного спроса на финансовые активы (СФА) и предложения финансовых обязательств (ПФО). В условиях благоприятного типа макродинамики задача зак­лючается в том, чтобы не допустить существенных отклонений денеж­ного рынка от равновесного состояния. Это достига­ется путем проведения ограничительной денежной политики в том слу­чае, если ПФО имеет тенденцию к опережению СФА и экономика на­ходится в состоянии «перегрева», и на­оборот. Денежно-кредитная и в целом макроэкономическая политика в этом случае сводится к ациклическому регулированию. Однако в условиях экономики Республики Беларусь этого недостаточно [ 4, С. 159].

В общем плане макросистемные приоритеты денежно-кредитной политики заключаются в обеспечении умеренной цены денег, благо­приятных условий для высокой инвестиционной активности, в первую очередь, в наиболее перспективных секторах и отраслях, с точки зре­ния перехода к БМД, а также наращивании финансового потенциала банковской системы (последовательном перемещении равновесного состояния денежной системы вправо и вверх вдоль линии Р, рис. I 3). Вместе с тем важными условиями их до­стижения и реализации мер денежно-кредитной политики в целом яв­ляется обеспечение финансово-экономической сбалансированности, а также повышение эффективности экономики на микроуровне путем обновления и технологической модернизации про­изводства. Данная задача осложняется тем, что экономика и денежная система Республики Беларусь находятся в неравновесном состоянии. СФЛ значительно превышает ПФО. Поэтому переход На­ционального банка к более жесткой денежно-кредитной политике дол­жен сопровождаться активной макросистемной политикой, в обрат­ном случае, неизбежен дальнейший рост денежных суррогатов, непла­тежей и (или) спад производства и ускорение инфляции.

Неравновесное состояние ДС проявляется в том, что экономика республики демонетизирована. Уровень финансового потенциала бан­ковской системы не соответствует потребностям в финансировании со стороны промышленности и других отраслей, конкурентоспособность которых низка. Все это в значительной мере «компенсируется» непла­тежами, бартерными расчетами, широким применением разного рода «зачетных схем». Поэтому необходимо добиваться трансформации некачественной задолженности в нормальные виды финансовых акти­вов, т.е. наращивания реального совокупного денежного предложения, но не за счет денежной эмиссии Национального банка, а за счет разви­тия новых видов долговых инструментов, достижения высокой степе­ни их надежности, повышения доверия к банковской системе и доли безналичной составляющей в структуре агрегата М2, а также сниже­ния степени долларизации экономики [22, С. 45].

Таким образом, в условиях экономики Республики Беларусь, цели и задачи денежно-кредитной политики не могут ограничиваться традиционны­ми монетаристскими установками. Необходимо обеспечить реализа­цию, как минимум, трех направлений, создающих благоприятные пред­посылки для трансформации макросистемных свойств экономики, к которым относятся:

• обеспечение благоприятных условий для развития приоритет­ных, с точки зрения перехода к  БМД, отраслей и секторов;

• трансформация денежных суррогатов в нормальные финансовые инструменты, замещение неплатежей и бартера денежными расчетами;

• наращивание реального уровня совокупного денежного пред­ложения путем повышения доверия к банковской системе, развития безналичных систем платежей;

• достижение долгосрочной денежной стабильности (т. е. невы­сокой нормы процента в номинальном выражении, положительной в реальном).

Реализация первого направления предполагает, прежде всего, фор­мирование благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в целом и первоочередное направление ограниченных ин­вестиционных ресурсов в соответствующие приоритетные отрасли и секторы. С этой точки зрения, важно обеспечить умеренный уровень процентных ставок. Однако следует учитывать, что норма процента может снижаться только по мере стабилизации инфляционной ситуа­ции и не должна быть ниже темпа роста цен, т. к. это может привести к дестабилизации ДС и вступит в противоречие с другими целями де­нежно-кредитной политики.

В настоящее время в республике действует ряд льгот, направлен­ных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в части де­нежно-кредитного регулирования. В частности, при расчете отчисле­ний в фонд обязательных резервов банков средства, предоставленные ними на инвестиционные кредиты и вложенные в лизинг, вычитаются из базы для расчета данных отчислений. Действуют различные льготы и стимулы налогового характера. Однако этого недостаточно. Неравновесное состояние ДС, которое носит фундамен­тальный характер, обуславливает высокий уровень номинальной нор­мы процента. И это ложится особенно тяжелым бременем на заемщиков, осуществляющих реализацию инве­стиционных проектов.

Поэтому необходимо обеспечить формирование фонда льготирования процентных платежей по кредитам, предоставляемым на реали­зацию инвестиционных проектов в наиболее важных, с точки зрения развития народного хозяйства, отраслях. Формирование данного фонда может осуществляться как за счет части налоговых поступле­ний, так и за счёт кредитной эмиссии Национального банка. При этом критерии для отбора проектов высокой значимости не должны ограничиваться традиционными показателями, такими, как «чистая приведенная стоимость», «коэффициент покрытия» и др. (таблица 5.1.).  Данные па­раметры отражают лишь микроэкономическую эффективность проек­тов, в то время как для трансформации экономики необходимо учиты­вать еще и макросистемный аспект [8, С. 30].

Таблица 5.1.

Перечень возможных критериев для определения приоритетных отраслей и инвестиционных проектов

                    Критерии

Max/min

1.Доля добавленной стоимости в валовом выпуске продукции и услуг

2.Доля экспорта в валовом выпуске

3.Отношение инвестиции / прирост рабочих мест

4.Отношение инвестиции / прирост заработной

   платы

5.Отношение импорт / экспорт по соответсву-

   ющей отрасли или производству

6.Эластичность рынка и возможности наращива-

   ния сбыта                          

 

max

max

min

 

min

 

min

 

max

Такая система показателей при оценке приоритетности проектов и отраслей должна обеспечить ускоренное развитие наиболее перспек­тивных в макродинамическом аспекте секторов и производств.

Особенно важной проблемой денежно-кредитной и всей социаль­но-экономической политики является финансирование развития малого бизнеса. Это связано с тем, что в данном случае, как правило, требу­ются небольшие суммы кредитов, и суммарные издержки для банков по оформлению и ведению всех кредитных договоров весьма велики.

В связи с этим во многих странах действуют системы «микрокредитования» (сумма одного кредита составляет от 100 долл. США до 10 тыс. долл. США), которые реализуются в рамках специальных программ развития малого бизнеса. Микрокредитование осуществляется из специальных фондов, которые формируются за счет государствен­ных средств, кредитных ресурсов других источников. В настоящее время в республике подобные операции осуще­ствляют Приорбанк и Белгазпромбанк. В дальнейшем, необходимо предусмотреть подобные программы в рам­ках развития бизнес-инкубаторов, причем средства от доходов, полу­ченных по процентам за использование микрокредитов, должны полностью освобождаться от налогообложения.

Второй и третий макросистемные приоритеты денежно-кредитной политики (т.е. трансформация денежных суррогатов в нормальные фи­нансовые активы и наращивание финансового потенциала банковской системы) тесно связаны между собой и их реализация должна обеспе­чить формирование достаточно высокого уровня совокупного денеж­ного предложения в экономике и, на этой основе, достижение невысо­кой нормы пропета в номинальном выражении и положительной в реальном (что относится к четвертому приоритету макросистемной поли­тики). Все это должно обеспечить продвижение ДС республики в группу развитых стабильных. На основе принятых критериев их классификации, а также с учетом имеющихся прогнозов социально-эко­номического развития республики, долгосрочные целевые параметры ДС Беларуси можно определить следующим образом: коэффициент монетизации не менее 30 40%; доля наличных денег - не более 10%; нор­ма процента - около 10% годовых; темп инфляции - не более 5 - 10%.

Реализация данных направлений предполагает развитие рынка долговых обязательств в республике, более широкое введение в обо­рот новых активов и финансовых инструментов, таких, как недвижи­мость, земля, ценные бумаги для населения, развитие системы безна­личных платежей, повышение доверия граждан к банковской системе с целью максимизации привлекаемых ресурсов [5, С.8].

Одним из ключевых мероприятий в данной области является обес­печение широкой практики переучета векселей. В настоящее время век­сельный рынок республики развивается довольно динамично, однако в основном он растет за счет банковских векселей. Их объем существен­но возрастал на протяжении последних трех лет: 1999 г. - 144,5 млрд. руб.; 2000 г. -- 231,8 млрд. руб.; 2001 г. 675,7 млрд. руб. Но с целью развития других сегментов вексельного рынка (а это не менее важно в плане замены денежных суррогатов полноценными активами) необхо­димо обеспечить ужесточение бюджетных ограничений во всех секто­рах экономики. В конечном счете, вексель - один из денежных инстру­ментов, который основан на финансовом обязательстве. Поэтому для нормального развития вексельного обращения необходимы адекват­ные организационно-правовые условия, направленные на обеспечение их исполнения.

Не менее важно осуществить реструктуризацию проблемной за­долженности банков, прежде всего, по кредитам, выданным в рамках реализации правительственных решений. Эта проблема должна решать­ся за счет переоформления данной задолженности в ликвидные долго­срочные государственные ценные бумаги.

Необходимо также обеспечить наращивание привлечения денеж­ных средств населения в банковскую систему. Ужесточение денежно-кредитной политики в 2000 г., выразившееся в достижении положитель­ного уровня процентных ставок, стабилизации единого валютного кур­са, создало хорошие предпосылки для этого. В 2001 г. размер рублевых депозитов граждан, привлеченных в банковскую систему, возрос в но­минальном выражении почти в 2,9 раза, в реальном - в 2 раза (с 112,8 до 326,4 млрд. руб.) В 2002 г. темпы роста также весьма внушительны (за январь-апрель - более чем на четверть в реальном выражении). Тем не менее, основная проблема здесь в настоящее время заключается в том, чтобы добиться высокого уровня доверия граждан к банковской сис­теме. Увеличение привлеченных средств за счет фактора высокой до­ходности, во-первых, имеет границу, определяемую рентабельностью банковских операций; во-вторых, может обусловливать спекулятивный характер рынка; в-третьих, как правило, не обеспечивает оптималь­ной структуры привлеченных средств по срокам, в которой преобла­дают краткосрочные ресурсы (и это характерно для банковской систе­мы Беларуси: доля депозитов населения со сроком до 3 месяцев состав­ляет около 90%). Поэтому не случайно, что в странах, ДС которых от­носятся к высокоразвитым, уровень процентных ставок по депозитам редко превышает 2-3% годовых в реальном выражении. В Беларуси же доверие граждан к банковской системе было подорвано: во-первых, вследствие обесценивания вкладов, произошедшего в начале 1990-х гг.; во-вторых, в связи с банкротством ряда небольших банков, специали­зировавшихся на мелких вкладах граждан. В этой связи представляет­ся обоснованным ряд мер Национального банка, осуществленных в последние годы в направлении защиты средств населения, привлечен­ных в банки, повышения надежности банковской системы в целом. В ча­стности, начиная с 2002 г., для того чтобы получить лицензию на при­влечение вкладов населения, банкам необходимо иметь собственный капитал в размере не менее 10 млн. евро. Кроме того, действуют огра­ничения по соотношению привлеченных средств физических лиц и низкорисковых активов; сумма депозитов граждан не может превышать размер собственного капитала банка; действует норматив, ограничи­вающий сумму средств, размещенных в банках стран, не являющихся членами ОЭСР. В дальнейшем необходимо обеспечить разработку и принятие закона о защите вкладов граждан, устанавливающего чет­кие правила гарантирования депозитов.

Информация о работе Денежно – кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь