Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:59, научная работа
Целью научной работы является анализ эффективности тех или иных мероприятий монетарной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики в 2005 году.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
- выявить инструменты денежно-кредитной политики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятия ДКП, ее цели и виды…………………………………………... 6
1.2. Типы денежно – кредитной политики…………………………………... 8
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
2.1. Операции на открытом рынке……………………………………………. 13
2.2. Изменение учетной ставки……………………………………………… 14
2.3. Изменение нормы обязательных резервов…………………………..… 15
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Сильные стороны ДКП…………………………………………………….17
3.2. Недостатки и трудности………………………………………………… 18
4. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
4.1. Ограничение темпа роста – один из подходов денежно – кредитного регулирования…………………… ………………………………….23
4.2. Достижение стабильного и предсказуемого курса…………………… 25
5. ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
5.1 История развития ДКП…………………………………………………….34
5.2. Макросистемные приоритеты ДКП………………………………………40
5.3. Итого выполнения Основных направлений денежно – кредитной
политики за 2004 год………………………………………………………48
5.4. Перспективные направления денежно – кредитной политики
в 2005 году………………………………………………………………… 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 59
где НП - норма процента (% годовых);
И Ц ~ прогнозный уровень инфляции (% в год);
ИФ~ фактический уровень инфляции в годовом выражении (%);
BBПоткл - отклонение фактического темпа роста ВВП от потенциального(%).
То есть при условии совпадения фактического и прогнозного темпов инфляции, а также фактического и потенциального уровней ВВП норма процента составит 2% годовых в реальном выражении. На каждый процент превышения фактической инфляции, по сравнению с прогнозной (или фактического ВВП по сравнению с потенциальным), НП повышается на 0,5 процентных пункта (т. e. денежная политика ужесточается), и наоборот [4, С. 146].
Весьма интересно то, что данное правило носит преимущественно эмпирический характер. Вместе с тем ретроспективный анализ соотношений фактических и рассчитанных по формуле (1) значений НП позволяет сделать вывод о том, что данная формула отражает ее оптимальный в условиях экономики США уровень. Так, в 1973-1979 гг. фактическая НП была ниже расчетной и этот период характеризовался весьма высокими темпами инфляции. В 1980-1982 гг., наоборот, фактическая НП превышала расчетную, и на протяжении этого периода наблюдались весьма низкие (порой отрицательные) темпы роста ВВП. Начиная с 1983 г., фактические и расчетные НП были очень близки, а экономика США демонстрировала весьма высокие и стабильные темпы роста в условиях низкой инфляции. Хотя точно сказать, в какой мере такая динамика обусловлена денежной политикой, а в какой связана с другими факторами, невозможно.
Впрочем, весьма вероятно, что после событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, оказавших «шоковое» воздействие на финансовые рынки США и всего мира, количественные зависимости изменились. Тем не менее ценность «правила Тейлора» заключается не только в том, что оно, по крайней мере, вплоть до 2001 г., соответствовало действительности в количественном аспекте, но и в том, что отражает логику монетарного регулирования в США в качественном плане.
4.2. Достижение стабильного и предсказуемого валютного курса
Многие страны, имеющие небольшую, тесно связанную с внешним миром экономику, характеризующуюся высокой степенью открытости (а отношение экспорта и импорта к ВВП при прочих равных условиях объективно выше для малых экономик) осуществляют ДКП, направленную на обеспечение стабильности обменного курса национальной валюты. Актуальность данной проблемы возрастает также по мере увеличения доли обязательств предприятий-резидентов в иностранной валюте. В этих условиях резкая девальвация национальной валюты крайне нежелательна, так как ее положительное влияние на уровень конкурентоспособности внутренних производителей может не компенсировать ухудшение финансового положения, снизанного с резким ростом номинальной величины пассивов в иностранной валюте, выраженной в национальной, и снижения размеров чистых денежных потоков предприятий. В связи с этим многие малые страны осуществляют политику «валютного комитета», предполагающую жесткую фиксацию обменного курса внутренней денежной единицы к одной из СКВ (или их корзине). К таким странам относятся, например, Латвия, Эстония, Болгария, Босния и Герцеговина и др. Некоторые государства идут на еще более радикальные меры — отказ от собственной валюты (например, Эквадор переходит на доллар США). Однако во всех этих случаях практически исчезает возможность проведения самостоятельной ДКП. Поскольку экономика Беларуси является небольшой и тесно связанной с внешним миром, представляется, что политику валютного комитета следует рассмотреть более подробно [4, С. 147].
Система валютного комитета (СВК) направлена на достижение стабильности валютного курса и в своем классическом виде предполагает:
• жесткую фиксацию курса национальной валюты к одной из твердых;
• осуществление денежной эмиссии исключительно путем покупки иностранной валюты. При этом операции центрального банка по покупке и продаже валюты должны осуществляться строго на рыночной основе. В частности, при превышении спроса на валюту над предложением центральный банк вынужден ее продавать, тем самым сжимая сумму денежного предложения в национальной валюте;
• полный отказ от финансирования бюджетного дефицита как через предоставление прямых кредитов центрального банка, так и путем покупки правительственных ценных бумаг по «фиксированной» процентной ставке;
• резкое сокращение возможностей центрального банка по поддержанию ликвидности банковской системы, а также, практически полный отказ от активной процентной политики (норма процента формируется под влиянием рыночных сил).
СВК направлена на решение следующих задач. Во-первых, это обеспечение финансово-экономической стабильности (ФЭС). Однако это понятие в данном случае интерпретируется в весьма узком смысле. ФЭС предполагает, в первую очередь, обеспечение почти идеально стабильного, предсказуемого и «единого» валютного курса, а также положительных в реальном выражении процентных станок и относительно невысокой инфляции. Вместе с тем ФЭС нельзя отождествлять с макроэкономической стабильностью и широком смысле, так как последняя включает, как минимум, достижение положительного, или отрицательного, но контролируемого уровня внешнеторгового баланса, а также высокой занятости.
Вторая задача СВК - обеспечение высокой привлекательности экономики страны для иностранных инвесторов. Однако следует отметить, что достижение ФЭС создает достаточно существенные предпосылки для притока краткосрочного, «спекулятивного» капитала. Что касается прямых долгосрочных инвестиций, то СВК может способствовать их увеличению, но не гарантирует этого. Необходимо создать условия для активизации фундаментальных факторов экономического роста.
Третья задача - обеспечение максимальной независимости органов, ответственных за денежно-кредитную политику от других директивных органов государственного регулирования. Валютный курс жестко фиксирован; кредитная эмиссия - полностью исключается; финансирование бюджетного дефицита осуществляется только путем заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках под достаточно высокие, привлекательные для независимых операторов рынка, процентные ставки.
Четвертая задача, связанная с предыдущей, - обеспечение максимальной прозрачности и контролируемости системы валютного и денежного регулирования на макроуровне, в том числе и для международных финансовых организаций (включая МВФ). И следует отметить, что СВК по существу является очень жестким вариантом типичных подходов МВФ к финансовому макроэкономическому программированию. Необходимо подчеркнуть, что СВК имеет как определенные достоинства, так и недостатки. К ее положительным сторонам можно отнести следующее:
• обеспечение стабильного, практически абсолютно предсказуемого курса национальной валюты;
• создание условий для нормализации инфляционной ситуации, по крайней мере, в среднесрочной перспективе;
• повышение инвестиционной привлекательности экономики, что делает весьма вероятным увеличение притока иностранного капитала и рост чистых иностранных активов банковской системы.
Кроме того, следует отметить, что переход к СВК в значительной степени гарантирует достижение договоренностей с МВФ на получение кредитных ресурсов, что также является весьма важным фактором инвестиционной привлекательности экономики [4, С.149].
Вместе с тем введение СВК может иметь и ряд отрицательных последствий, причем в краткосрочном плане (1-2 месяца) они могут носить «шоковый» характер и выразятся в резком росте процентных ставок по операциям в национальной валюте, снижении ликвидности банков. При этом центральный банк сможет поддерживать ликвидность коммерческих банков только путем покупки у них иностранной валюты.
Сокращение ликвидности банков, а также вероятное банкротство некоторых наиболее неустойчивых из них и снижение платежеспособности нефинансового сектора можно отнести и к вероятным негативным последствиям среднесрочного характера (до 6-12 месяцев). Кроме того, к ним следует добавить высокую вероятность некоторого спада ВВП при возможном возобновлении его роста в дальнейшем.
Негативные долгосрочные последствия от перехода на СВК могут проявиться, прежде всего, в ухудшении внешнеторгового баланса и снижении конкурентоспособности национальных производи гелей вследствие роста реального курса национальной валюты. Возможным направлением компенсации этого является формирование благоприятных условий для притока прямых иностранных инвестиций и развития новых перспективных, соответствующих приоритетам макросистемной политики, отраслей и секторов.
Эти последствия (положительные и отрицательные) можно рассмотреть на примере стран Прибалтики. СВК используются в них с1993-1994 гг.
Переход к данной политике в этих странах в течение более чем пяти лет обеспечил стабильный валютный курс и позволил нормализовать инфляционную ситуацию. Вместе с тем следует отметить, что при практически фиксированном валютном курсе инфляция в этих странах в долгосрочном плане оставалась выше, по сравнению со странами, к валютам которых были жестко «привязаны» обменные курсы национальных денежных единиц. В Эстонии среднегодовой темп роста потребительских цен в целом за период за 1993-2000 гг. составил 8,2%, в Латвии - 22,2%, в Литве - 37,4%м. И хотя в последние годы во всех этих странах темп инфляции не превышал 5% в год, в целом за время проведения политики валютного комитета произошел значительный рост реального курса валют Прибалтийских государств и снизилась конкурентоспособность экономики. Сальдо внешнеторгового баланса во всех рассматриваемых странах значительно ухудшилось: в Эстонии от плюс 36,2 млн. долл. в 1992 г. до минус 314,9 мин долл. в 2000 г.; в Латвии, соответственно, от плюс 191 млн. долл. до минус 494 млн. доля; в Литве - от минус 85,7 млн. долл. в 1993 г. до минус 674,9 млн. долл. При этом следует отметить, что если в Латвии и Эстонии дефицит сальдо баланса текущих операций в основном покрывается за счет прямых иностранных инвестиций, в Литве данное соотношение составляет менее 50% (табл. 4.1), и дефицит в значительной степени финансируется за счет краткосрочного иностранного капитала. Несмотря на достижение положительных темпов роста ВВП в странах Прибалтики сохраняется высокая безработица, особенно к скрытой форме.
Таблица 4.1 Динамика баланса текущих операций и прямых иностранных
инвестиций ( млн долл. ) и их отношение ( % )
| 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | Итого |
Литва |
| ||||||
ТС | -614,4 | -722,6 | -981,3 | -1298,2 | -1194 | -674,9 | -5485,4 |
ПИИ | 72,6 | 152,4 | 354,5 | 925,5 | 486,5 | 378,9 | 2370,4 |
Покр. | 11,8 | 21,1 | 36,1 | 71,3 | 40,7 | 56,1 | 43,2 |
Латвия |
| ||||||
ТС | -16 | -280 | -345 | -650 | -654 | 494 | -2439 |
ПИИ | 180 | 382 | 521 | 357 | 348 | 407 | 2195 |
Покр. | 1125 | 136,4 | 151 | 54,9 | 53,2 | 82,4 | 90 |
Эстония |
| ||||||
ТС | -157,8 | -398,3 | -561,7 | -478,4 | -294,6 | -314,9 | -2205,7 |
ПИИ | 201,5 | 150,2 | 226,2 | 580,5 | 305,2 | 287,3 | 1750,9 |
Покр. | 127,7 | 37,7 | 40,3 | 121,3 | 130,6 | 91,2 | 79,4 |
Примечание. ТС – сальдо баланса текущих операций (млн. долл.); ПИИ – сумма прямых иностранных инвестиций ( млн. долл. ); Покр. – отношение суммы прямых иностранных инвестиций к дефициту баланса текущих операций( % ).
Процентные ставки в настоящее время находятся на положительном уровне в реальном выражении, но по номинальной величине (которая в условиях фиксированного валютного курса имеет гораздо большее значение в плане возможности поучения спекулятивной прибыли в СКВ); если в Эстонии они приблизились к международному уровню, то в Литве и Латвии остаются примерно в 1,5 раза выше. Так, в 2000 г. средние процентные ставки по кредитам коммерческих банков в Эстонии составляли около 7,6% годовых (в 1993г. - более 27%); в Латвии -11,9% (1993г. - 86,4%); в Литве - 12,1% (1993 г. - 91%).
Что касается банковских систем стран Прибалтики, то следует отметить, что ни одна из них не избежала системного кризиса.
Таким образом, СВК имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Если говорить об опыте стран Прибалтики по проведению политики валютного комитета, то, на мой взгляд, в наибольшей степени позитивные результаты обеспечены в Эстонии как с точки зрения привлечения иностранных инвестиций, так и в плане достижения внешнеторговой сбалансированности и финансово-экономической стабильности. С другой стороны, в Литве сохраняется определенная напряженность в сфере внешнеэкономических отношений и весьма высокими остаются процентные ставки (последнее может обусловливать спекулятивный характер финансового рынка). И в связи с этим интересно отметить, что в настоящее время Банк Литвы действительно отказался от политики жесткой фиксации курса национальной валюты. В целом можно сделать вывод о том, что политика инфляционного таргетирования, и направленная на обеспечение стабильного курса национальной валюты, преследует достижение финансовой стабильности. В отличие от нее денежно-кредитная политика, проводившаяся в Японии в 1960-1970-х гг., была ориентирована на формирование необходимых условий для достижения целей всех уровней (от 1-го до 3-го уровня). Коротко отметим, что к ее отличительным чертам относятся следующие [24, С. 5].
Во-первых, банк Японии обеспечивал низкую норму процента, в особенности по инвестиционным кредитам, посредством прямого рефинансирования крупнейших коммерческих банков («городских банков») на достаточно длительные сроки, а также банков долгосрочного кредитования. Во-вторых, с целью недопущения излишнего наращивания денежного предложения масштабы кредитования экономики, со стороны городских банков, ограничивались фактически путем административного вмешательства. В-третьих, структура кредитных вложений городских банков также регулировалась по существу внеэкономическими методами исходя из отраслевых приоритетов общеэкономической политики в пользу наиболее перспективных отраслей и производств в долгосрочном плане. Одним из условий эффективности такой политики, которое в определенной степени предопределило саму возможность ее проведения, являлась характерная для Японии того времени низкая степень самофинансирования нефинансового сектора, неразвитость рынка ценных бумаг.
Информация о работе Денежно – кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь