Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:59, научная работа
Целью научной работы является анализ эффективности тех или иных мероприятий монетарной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики в 2005 году.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
- выявить инструменты денежно-кредитной политики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятия ДКП, ее цели и виды…………………………………………... 6
1.2. Типы денежно – кредитной политики…………………………………... 8
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
2.1. Операции на открытом рынке……………………………………………. 13
2.2. Изменение учетной ставки……………………………………………… 14
2.3. Изменение нормы обязательных резервов…………………………..… 15
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Сильные стороны ДКП…………………………………………………….17
3.2. Недостатки и трудности………………………………………………… 18
4. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
4.1. Ограничение темпа роста – один из подходов денежно – кредитного регулирования…………………… ………………………………….23
4.2. Достижение стабильного и предсказуемого курса…………………… 25
5. ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
5.1 История развития ДКП…………………………………………………….34
5.2. Макросистемные приоритеты ДКП………………………………………40
5.3. Итого выполнения Основных направлений денежно – кредитной
политики за 2004 год………………………………………………………48
5.4. Перспективные направления денежно – кредитной политики
в 2005 году………………………………………………………………… 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 59
1. Быстрота и гибкость. В отличие от фискальной (бюджетной) политики кредитно-денежная политика поддается быстрому изменению. Применение фискальных мер может быть надолго отсрочено. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Комитет открытого рынка Совета управляющих Федеральной Резервной Системы ( ФРС ) в состоянии ежедневно покупать и предавать ценные бумаги и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.
2. Независимость от политического давления. Поскольку члены Совета управляющих ФРС назначаются на 14-летний срок, они относительно устойчивы к лоббированию тех или иных интересов и не слишком подвержены «предвыборному влиянию». Поэтому Совет легче, чем Конгресс, идет на политически непопулярные меры, которые могут потребоваться для долгосрочного оздоровления экономики. Кроме того, кредитно-денежная политика по своей природе мягче и «деликатнее» фискальной политики. Изменения в государственных расходах непосредственно отражаются на распределении ресурсов, а изменения налоговой системы могут иметь весьма разнообразные и далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше и потому более привлекательна с политической точки зрения.
3. Недавние успехи. Доводы в пользу кредитно-денежной политики получили мощное подкрепление благодаря ее успешному применению в 80—90-х годах. Политика «дорогих» денег позволила сбить темпы инфляции с 13,5% в 1980 г. до 3,2% три года спустя.
Успехи кредитно-денежной политики помогли вывести экономику - поначалу очень медленно, а затем стремительно — из спада 1990—1991 гг. Эти успехи весьма знаменательны, поскольку из-за огромного бюджетного дефицита в 80-х и начале 90-х годов фискальная политика оказалась совершенно недейственной. Бюджетная деятельность Конгресса была направлена главным образом на сокращение этого дефицита, а совсем не на стимулирование экономики. Повышение налоговых ставок и сокращение государственных расходов в тот период по общим меркам фискальной политики носили умеренно ограничительный характер. Но проводимая ФРС политика «дешевых» денег привела к снижению процентной ставки по коммерческим ссудам с 10% в 1990 г. до 6% в 1993 г. Как и следовало, ожидать, результат не замедлил сказаться: инвестиционные и чувствительные к процентной ставке потребительские расходы быстро возросли, вызвав увеличение реального ВВП.
С учетом бюджетного дефицита США кредитно-денежная политика служит основным инструментом стабилизации американской экономики - по крайней мере на сегодняшний день.
3.2.Недостатки и трудности
Однако применение кредитно-денежной политики имеет определенные пределы и в реальной жизни сопряжено с некоторыми сложностями.
1. Ослабление контроля? Изменения в банковской практике могут ослабить или сделать менее предсказуемым контроль за предложением денег со стороны ФРС. Нововведения в финансовой сфере позволили людям быстро переводить «почти деньги» из взаимных фондов и с разных инвестиционных счетов на чековые счета, и наоборот. Из-за такого перемещения средств в рамках финансовой системы конкретные меры кредитно-денежной политики, направленные на изменение банковских резервов, могут утратить свою эффективность. К примеру, в ответ на проведение политики «дорогих» денег люди могут начать быстро обращать «почти деньги» со своих счетов во взаимных фондах и другие ликвидные финансовые инструменты в деньги на своих чековых счетах. А в результате сокращение банковских резервов, возможно, не достигнет намеченного уровня, процентная ставка не возрастет, совокупный спрос останется неизменным. К тому же финансы и банковское дело все быстрее приобретают общемировой характер. Потоки финансовых ресурсов в США или из США способны существенно ослабить, а то и полностью подорвать эффект внутренней кредитно-денежной политики[16, С.672].
Насколько обоснованно это беспокойство? Обновление сферы финансов усложняет для Совета управляющих ФРС задачу проведения кредитно-денежной политики. Но последние исследования и собственный опыт ФРС убеждают в том, что традиционные инструменты кредитно-денежной политики, которыми центральные банки регулируют предложение денег и процентные ставки, сохраняют свою эффективность.
2. Циклическая асимметрия. Политика «дорогих» денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна сократить резервы коммерческих банков настолько, чтобы вынудить их ограничить объем кредитов. Это означает и ограничение предложения денег. Но политика «дешевых» денег сталкивается с проблемой, которую выражает пословица: «Можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его пить». Политика «дешевых» денег в состоянии обеспечить коммерческим банкам избыточные резервы, необходимые для выдачи ссуд. Однако она не способна гарантировать, что банки действительно будут предоставлять ссуды и предложение денег увеличится. Если коммерческие банки в своем стремлении к ликвидности отказываются от кредитования, усилия Совета управляющих по проведению политики «дешевых» денег окажутся малоэффективными. Население тоже может сорвать планы ФРС, решив не брать в долг избыточные резервы банков. Кроме того, деньгами, которые федеральные резервные банки направляют в экономику, покупая у населения облигации, люди могут воспользоваться для погашения имеющихся займов [2, С.97].
Эта циклическая асимметрия создает серьезные помехи кредитно-денежной политике лишь с периоды депрессии. В нормальные времена рост избыточных резервов оборачивается дополнительным кредитованием и тем самым увеличением денежного предложения.
3. Изменение скорости обращения денег. Совокупные расходы можно определить как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, то есть на число, указывающее сколько раз в среднем доллар расходуется на товары и услуги в течение года. Следовательно, если денежное предложение составляет 150 млрд. дол., то при скорости обращения денег, равной 4, совокупные расходы составят 600 млрд. дол., а при скорости обращения денег, равной 3, - лишь 450 млрд. дол.
По мнению некоторых экономистов, скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, тем самым, тормозя или даже полностью устраняя изменения в денежном предложении, вызванные политикой. В периоды инфляции, когда политика ограничивает денежное предложение, скорость обращения денег может возрастать. И наоборот, когда принимаются меры для увеличения денежного предложения в периоды спада, обращение денег может замедляться.
Подобное поведение скорости обращения денег объясняется спросом на деньги как на активы. Политика «дешевых» денег, например, ведет к увеличению денежного предложения по сравнению со спросом на них и тем самым - к падению процентной ставки. Но теперь, когда процентная ставка - альтернативные издержки владения деньгами в качестве актива - понизилась, население захочет держать большее количество денежных средств. Это значит, что доллары будут переходить из рук в руки — от домохозяйств к фирмам и обратно — медленнее. Таким образом, скорость обращения денег снижается. При обратном ходе событий политика «дорогих» денег вызовет, вероятно, увеличение скорости обращения денег.
4. Инвестиционный эффект. Некоторые экономисты сомневаются в том, что кредитно-денежная политика оказывает сильное воздействие на инвестиции. Конкретное изменение денежного предложения не вызовет слишком большого изменения инвестиций и следовательно, большого изменения равновесного ВВП.
Более того, осуществление кредитно-денежной политики может оказаться затруднено или даже временно приостановлено неблагоприятными изменениями в расположении кривой спроса на инвестиции. Например, политика «дорогих» денег, направленная на повышение процентных ставок, может оказать очень слабое воздействие на инвестиционные расходы. В таких обстоятельствах для эффективного сокращения совокупного спроса кредитно-денежная политика должна поднять процентную ставку чрезвычайно высоко. И наоборот, глубокий спад может подорвать доверие к предпринимательству и ослабить эффект политики «дешевых» денег.
5. Проценты как доход. Мы уже знаем, что кредитно-денежная политика опирается на концепцию, согласно которой процентные ставки обратно пропорциональны величине расходов на инвестиционные товары и чувствительные к изменению процентной ставки потребительские товары. А теперь мы должны осознать, что фирмы и домохозяйства, помимо всего прочего, являются получателями дохода в виде процентов и что величина этого дохода, а также расходов, источником которых он служит, изменяется прямо пропорционально уровню процентных ставок.
Предположим, усиливается инфляция и ФРС повышает процентные ставки, чтобы увеличить стоимость затрат на капитальные товары, жилье, автомобили. Проблема здесь в том, что рост процентных ставок большинства финансовых инструментов (в частности, облигаций, депозитных сертификатов, чековых счетов) увеличит доходы и расходы владеющих этими инструментами фирм и домохозяйств. Такой прирост расходов входит в очевидное противоречие с усилиями ФРС по сокращению совокупного спроса. Например, в 1991 и 1992 гг. ФРС несколько раз снижала процентные ставки, с тем, чтобы стимулировать вялую экономику. Одна из возможных причин, по которым этой стратегии потребовалось столь длительное время для достижения эффективных результатов, заключается в том, что домохозяйства, получавшие в конце 80-х годов по 8-10% на свои облигации и депозитные сертификаты, в начале 90-х годов стали получать лишь 4-5%. Такое снижение процентного дохода, несомненно, привело и к сокращению их расходов.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что ДКП, как и любая деятельность в сфере экономики, имеет свои плюсы и минусы. В целом эффективность денежно-кредитной политики при прочих равных условиях зависит от того, насколько точны знания экономистов о кратко- и долгосрочных экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос и предложение, о сложностях взаимной связи между изменением денежной массы и основных макроэкономических параметров, таких, как номинальный ВНП, уровень цен, объем производства, уровень занятости, обменный курс и другое.
Современная денежно-кредитная политика, проводимая как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в развивающихся, а также переходных, чаще всего основывается на западных экономических доктринах и направлена на обеспечение рыночной сбалансированности. При этом в последнее время наметились определенные сдвиги в методах ее реализации, хотя фундаментальные, теоретико-методологические основания изменились незначительно.
4.1. Ограничение темпа роста цен – один из подходов денежно-кредитного регулирования
В целом сегодня наиболее распространены два подхода к денежно-кредитному регулированию: ограничение темпа роста цен; достижение стабильного и предсказуемого валютного курса.
Первый подход распространен в странах, имеющих большую масштабную экономику. В качестве основного целевого ориентира денежно-кредитной политики (ДКП) здесь часто принимается предельный уровень инфляции. При этом относительно темпов девальвации может не устанавливаться никаких целевых показателей, а основным оперативным индикатором ДКП, как правило, является норма процента. Последняя должна поддерживаться на определенном оптимальном значении (не слишком низком, но и не очень высоком). Данная парадигма соответствует экономике, находящейся в состоянии, близком к равновесному, и направлена на достижение определенного баланса спроса и предложения финансовых активов и обязательств в соответствии с целями текущей макроэкономической политики. При этом следует отметить, что практически все центральные банки отказались oт практики таргетирования «денежной массы» в пользу регулирования нормы процента, которая отражает соотношение предложения денег и спроса на них. Как подчеркивает С. Моисеев, «к началу XXI в. из аналитического инструментария денежных властей исчезли денежные агрегаты». Это можно проиллюстрировать на примере эволюции ДКП ФРС США, имевшей место на протяжении последних десятилетий [13, С. 514].
В 1970-х - начале 1980-х гг. ФРС стремилась устанавливать одновременно множество целевых индикаторов по различным денежным агрегатам (Ml и М2) и норме процента. Очень часто целевые параметры по темпам роста денежных агрегатов и процентным ставкам не выполнялись. Причем попытки «вогнать» динамику агрегатов денежной массы в пределы установленных значений нередко приводили к нарушению показателей, принятых для процентной политики, и наоборот. Более того, темпы роста отдельных монетарных агрегатов часто изменялись в обратном направлении друг к другу, а также по отношению к динамике инфляции. Такая система индикаторов была весьма сложной и неэффективной, и, как подчеркивал М. Фридмен. «денежные ориентиры были скорее оконной ширмой, скрывающей происходящее в денежно-кредитной политике, нежели ее четкими принципами».
В современной практике ФРС в качестве основного индикатора ДКП выступает норма процента («ставка по федеральным резервным фондам»), значение которой корректируется в соответствии с так называемым «правилом Тейлора». Оно заключается в том, что целевой уровень процентной ставки составляет 2% годовых в реальном выражении, а ее текущее значение корректируется в зависимости от отклонений фактических темпов инфляции от ее целевого параметра, а также темпа роста реального ВВП от своего «потенциального» уровня (соответствующего «полной занятости»). Правило Тейлора можно выразить следующей формулой:
НП = 2 + ИЦ + 0,5 * (ИФ - ИЦ)+ 0,5 * ВВПоткл ,
Информация о работе Денежно – кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь