Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:59, научная работа
Целью научной работы является анализ эффективности тех или иных мероприятий монетарной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики в 2005 году.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
- выявить инструменты денежно-кредитной политики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятия ДКП, ее цели и виды…………………………………………... 6
1.2. Типы денежно – кредитной политики…………………………………... 8
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
2.1. Операции на открытом рынке……………………………………………. 13
2.2. Изменение учетной ставки……………………………………………… 14
2.3. Изменение нормы обязательных резервов…………………………..… 15
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Сильные стороны ДКП…………………………………………………….17
3.2. Недостатки и трудности………………………………………………… 18
4. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
4.1. Ограничение темпа роста – один из подходов денежно – кредитного регулирования…………………… ………………………………….23
4.2. Достижение стабильного и предсказуемого курса…………………… 25
5. ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
5.1 История развития ДКП…………………………………………………….34
5.2. Макросистемные приоритеты ДКП………………………………………40
5.3. Итого выполнения Основных направлений денежно – кредитной
политики за 2004 год………………………………………………………48
5.4. Перспективные направления денежно – кредитной политики
в 2005 году………………………………………………………………… 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 59
• изменения денежного предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса;
• изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьшению уровня национального дохода.
Следовательно, монетаристы доказывали, что Центральный банк должен регулировать предложение денег.
Рассмотрим, как осуществляется выбор промежуточной цели денежно-кредитного регулирования и каковы его последствия. Предположим, центральный банк избирает фиксацию ставки процента на уровне I (гибкая денежно-кредитная политика). Он стремится удержать ее, изменяя предложение денег. Такому положению будет соответствовать горизонтальная кривая предложения денег МS (рис. 1.2.1.).
Первоначально денежный рынок находился в равновесии в точке Е1. Допустим, спрос на деньги увеличился. Рост спроса неизбежно приведет к повышению процентной ставки. Чтобы удержать ее на уровне I0 центральный банк будет вынужден увеличить предложение денег с М1/Р до M2/P. Он может сделать это путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, в отдельных случаях - снижая норму обязательных резервов. Однако если спрос на деньги будет возрастать и дальше, центральному банку придется увеличивать предложение денег снова и снова, что неизбежно приведет к инфляции. Поэтому экономисты считают, что фиксация процентной ставки оправдана только в краткосрочном периоде, несмотря на то, что центральному банку легче контролировать ставку процента, чем денежную массу. Единственным способом избежать инфляции в долгосрочном периоде является контроль за денежной массой [12, С. 296].
Рис. 1.2.1.. Гибкая денежно кредитная политика
Теперь предположим, что центральный банк избрал в качестве объекта регулирования денежную массу (жесткая денежно-кредитная политика). Оценив состояние денежного рынка, он фиксирует предложение денег на уровне M0/P. Тогда кривая предложения денег MS будет иметь вид вертикальной прямой
(рис.1.2.2.).
Допустим, денежный рынок находился в состоянии равновесия в точке E1 при ставке процента I1 . Рост спроса на деньги с MD1 до MD2 приведёт к нарушению равновесия и увеличению процентной ставки при неизменном предложении денег.
По мере ее роста будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, что обусловит рост предложения денег. Если к тому же процентная ставка межбанковского рынка станет выше учетной, то возрастет заимствование средств коммерческими банками через «учетное окно», что расширит возможность создания ими новых денег. Чтобы предложение денег осталось прежним — М0/Р, центральный банк должен предпринять определенные меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учетной ставки.
Рис.1.2.2. Жесткая денежно-кредитная политика
При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента все происходит в обратном порядке.
Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег центральный банк не в состоянии, так как он не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, центральный банк проводит эластичную денежно-кредитную политику [10, C. 165]. Она заключается в том, что центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя ее по мере надобности. Графически этот случай изображен на рис. 1.2.3.
Рис. 1.2.3. Эластичная денежно-кредитная политика
Кривая предложения денег MS имеет положительный наклон. Рост спроса на деньги с MD1 до MD2 приводит к увеличению количества денег с М1/Р до M2/P, повышению ставки процента с I1 до I2.
Влияние изменения денежного спроса на уровень ставки процента и количество денег различно в зависимости от вида кривой MS. Если она будет достаточно крутой, то изменение процентной ставки будет более значительным по сравнению с изменением количества денег, т.е. будет проводиться относительно жесткая монетарная политика. Если же кривая MS будет иметь сравнительно пологий вид, то, наоборот, рост спроса на деньги приведет к более значительному изменению количества денег по сравнению с изменением ставки процента. Такая политика называется относительно гибкой.
2.ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Центральный банк может воздействовать на объем предложения денег с помощью изменения величин либо денежной базы, либо денежного мультипликатора. Легче управляемой для ЦБ является денежная база. Инструменты денежно-кредитной политики как раз и применяются для воздействия на указанные параметры. При всех различиях в механизме данной политики в отдельных странах существует общепринятый инструментарий, используемый центральными банками. Преимущественно используются три основных инструмента, операции на открытом рынке, учетная, ставка и норма обязательных резервов.
2.1. Операции на открытом рынке
Проводя операции на открытом рынке и изменяя учетную ставку, Центральный банк влияет непосредственно на денежную базу. Изменение нормы обязательных резервов, как уже отмечалось, воздействует на процесс мультипликации.
Таблица 2.1. Рост денежной базы при покупке центральным банком государственных ценных бумаг у коммерческих банков.
Балансовый отчет ЦБ | Балансовый отчет системы КБ | ||
активы, у.е. | пассивы, у.е. | активы, у.е. | пассивы, у.е. |
Ценные бумаги государства + 100 | Депозиты КБ В ЦБ + 100 | Резервы КБ В ЦБ + 100 | Депозиты + 100 |
Операции на открытом рынке – это наиболее важный, буквально ежедневно применяемый способ контроля денежного предложения [10, С.160]. Они представляют собой куплю-продажу ценных бумаг государства у коммерческих банков и экономических агентов. Эти операции изменяют непосредственно денежную базу. Так, если ЦБ покупает ценные бумаги, то он переводит деньги на счета КБ, т.е. увеличивает депозиты системы коммерческих банков. По системе Т-счетов это будет выглядеть так, как представлено в таблице 2.1. Дальнейшее использование депозитов коммерческими банками для выдачи ссуд приведет к росту и денежной массы.
Обратная ситуация возникнет при продаже центральным банком ценных бумаг государства коммерческим банкам. В случае покупки ценных бумаг у экономических агентов центральный банк увеличивает наличность, находящуюся в их распоряжении. В потенциале это также создает возможности для роста денежной массы, если часть или все полученные средства эти агенты разместят в коммерческих банках.
2.2 Изменение учетной ставки
Увеличение ресурсов коммерческих банков может также происходить, если Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Процесс кредитования коммерческих банков Центральным банком называется рефинансированием. Ставка, по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредит в основном предоставляется в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других методах кредитования).
Ссуды Центрального банка попадают на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег[2, С.687].
Повышение учетной ставки (ставки рефинансирования) означает удорожание ресурсов, которые банки могут получить путем заимствований у Центрального банка, что приводит к сокращению их объемов, а, следовательно, к уменьшению ссудных операций коммерческих банков. В то же время, приобретая более дорогие ресурсы, банки повышают свои ставки по кредитам. Условия кредитования ухудшаются, кредиты становятся менее доступными, происходят кредитное сжатие и удорожание денег. Предложение денег в экономике снижается.
Снижение учетной ставки косвенно способствует росту денежной массы в обращении.
2.3. Изменение нормы обязательных резервов
Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить на специальных счетах в Центральном банке и не могут использовать для осуществления активных операций, и, прежде всего кредитования.
Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки, и выполняют две функции. Во-первых, они должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности коммерческих банков для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возвращению депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими банками. Во-вторых, они являются инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы. Изменение нормы обязательных резервов непосредственно влияет на величину кредитно-финансового потенциала коммерческих банков. Чем выше норма обязательных резервов, тем меньше сумма ресурсов для выдачи кредитов, тем меньше кредитная эмиссия [17, С.278].
На предложение денег в экономике изменение нормы обязательных резервов влияет через изменение денежного мультипликатора.
Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает денежный мультипликатор и снижает степень воздействия денежной массы в обращении. Понижение резервных требований высвобождает часть ресурсов коммерческих банков для осуществления кредитных операций, усиливает мультипликационный эффект и приводит к росту предложения денег [2, С. 688].
Норма обязательных резервов не может часто изменяться, так как это нарушает конкурентное равновесие между банками и другими финансовыми посредниками. Изменение нормы обязательных резервов может вызвать резкие изменения в объеме "работающих " активов банков и повлиять на их финансовое состояние.
При увеличении резервных требований коммерческие банки вынуждены держать большую долю активов в форме, не приносящей процентов, и тем самым нести потери из-за падения своей доходности. В связи с этим центральные банки, заинтересованные в устойчивости банковской системы, прибегают к изменению нормы обязательных резервов очень редко или вообще стараются ее не изменять.
Таким образом можно сделать вывод, что от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной мере зависит эффективность денежно-кредитной политики.
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДКП
В данной главе необходимо показать насколько успешно действует денежно-кредитная политика.
3.1.Сильные стороны ДКП
Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную политику как важную часть национальной стабилизационной политики. Тому есть несколько причин:
Информация о работе Денежно – кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь