Бюджет и бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:20, реферат

Краткое описание

Бюджет, его формирование и статьи расходов является
важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со
стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и
рядовых граждан.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и роль бюджета и бюджетной политики.
1.1. Понятие бюджета. Роль бюджета в различные периоды развития истории.
1.2. Государственный бюджет и бюджетная политика.
Глава 2. Доходы и расходы бюджетной системы.
2.1. Источники доходов. Основные статьи расходов.
2.2. Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета .
2.3. Государственный долг .
Глава 3.
3.1. Проведенная бюджетная политика РФ 2008-2011гг.
3.2. Основные задачи бюджетной политики.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по макроэкономике.docx

— 47.97 Кб (Скачать)

рынке  ссудных капиталов.  Однако  эти положительные стороны проявляются

преимущественно в развитых странах со стабильной  экономикой.  Для  развитых

стран с рыночной  экономикой  характерно  внимание  не  столько  к  величине

бюджетов, сколько  к их сбалансированности и структуре. Сегодня  существует   много  подходов    к    проблеме    сбалансированности государственного бюджета. 

2.3 Государственный долг.

     Задолженность правительственных органов владельцам   государственных

ценных бумаг  накапливается  и  превращается  в  государственный  долг.  Его

приходится   выплачивать   с   процентами.    Говорят,    что    сегодняшние

государственные займы — это завтрашние налоги.  Некоторые  налогоплательщики

являются владельцами  государственных ценных бумаг.  Они  получают:  проценты

по этим бумагам  и одновременно  платят  налоги,  которые  частично  идут  на

выплату государственных  займов. Как правило, из  текущих  бюджетных  доходов

не удается  полностью выплачивать проценты и в срок погашать  государственные

займы. Постоянно  нуждаясь в средствах, правительства  прибегают все  к  новым

займам; покрывая старые долги, они делают еще большие  новые.

     Государственный  долг подразделяется на внутренний и внешний,  а также

краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до  пяти  лет)

и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее  тяжелыми  являются  краткосрочные

долги. По ним  вскоре  приходится  выплачивать  основную  сумму  с  высокими

процентами. Такую  задолженность  можно  пролонгировать,  но  это  связано  с

выплатой   процентов   на   проценты.   Государственные   органы   стараются

консолидировать   краткосрочную   и   среднесрочную   задолженность,    т.е.

превратить ее в долгосрочные  долги,  отложив  на  длительный  срок  выплату

основной суммы  и ограничившись ежегодной выплатой процентов.  В  ряде  стран

существуют специальные  управления государственного  долга  при  министерстве

финансов, которые  осуществляют погашение  и  консолидацию  старых  долгов  и

привлечение новых  заемных средств. Выплата процентов  по долгу и  постепенное

погашение   основной    суммы    его    называется    обслуживанием    долга

(задолженности).

  Внешний   государственный  долг  –   это  долг  иностранным   государствам,

организациям  и лицам. Этот вид долга ложится  на страну наибольшим  бременем,

так как для  его погашения государство должно  отдавать  какие-нибудь  ценные

вещи, оказывать  определённые услуги. Внутренний долг государства – долг своему населению  –  приводит,  прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.  Утечки  товаров  и  услуг обычно не происходит, но возникают определённые  изменения  в  экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

      Предметом особого внимания является внешний долг. Если  платежи  по  нему

составляют   значительную   часть   поступлений    от    внешнеэкономической

деятельности  страны,  например  20-30%,  то  привлекать  новые  займы  из-за

рубежа становится трудно. Их предоставляют  неохотно  и  под  более высокие

проценты, требуя залогов или особых поручительств. 7

     Обычно  правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение  безнадёжных  должников,  так  как  это  ограничивает доступ к  зарубежным  финансовым  ресурсам.  Для  этого  возможно  несколько путей.

  1. Выплата  долгов за счёт золотовалютных  резервов.

  2.   Консолидация   внешнего   долга,   которая   означает    превращение

     краткосрочной   и  среднесрочной  задолженности   в  долгосрочную,  т.е.

     перенос  предстоящих в скором времени  платежей на отдалённое будущее.

  3.  Сокращение  внешнего  долга  путём  конверсии   –  превращение  его  в

     долгосрочные  иностранные инвестиции.

  4.  Обращение   страны  должника,  попавшей   в   тяжёлое   положение,   к

     международным  банкам – региональным, Всемирному  банку. 8 

Глава 3. Бюджетная политика РФ

3.1. О бюджетной политике в РФ с 2008-2011

   Проводимая  бюджетная политика в целом соответствует  стратегическим целям экономического развития РФ, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан, задачам, определенным Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному собранию от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008–2011 гг.».9

   Реализуются приоритетные национальные проекты. Создается  основа для решения назревших  проблем повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечения  граждан доступным и комфортным жильем, формирования достойных условий  жизни на селе и развития агропромышленного  производства.

   Увеличены: оплата труда работников организаций  бюджетной сферы, денежное довольствие  военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, пенсии и ряд пособий  в связи с материнством и воспитанием  детей.

   Проведенная реформа системы натуральных  льгот повысила эффективность социальной поддержки населения. Бюджетные  средства на эти цели предусматриваются  в необходимых объемах.

   В федеральном бюджете на 2008 г. увеличены объемы инвестиционных расходов государства, создан Инвестиционный фонд.

   Расширен  круг собственных полномочий органов  государственной власти субъектов  РФ и делегированных им полномочий с предоставлением субвенций  из федерального бюджета.

   Органы  государственной власти субъектов  РФ получили право в установленных  законом случаях участвовать  в осуществлении полномочий РФ с  осуществлением расходов за счет средств  бюджетов субъектов РФ. Аналогичные  решения приняты и в отношении  органов местного самоуправления.

   Особенностью  бюджетного процесса 2008 г. стало формирование собственных бюджетов нескольких тысяч вновь появившихся муниципальных образований.

   Продолжен курс на снижение общей налоговой  нагрузки на экономику. Отношение общего объема обязательных платежей к объему ВВП постепенно снижается.

   Реализован  ряд мер по совершенствованию  налогообложения прибыли организаций. Введены меры налогового стимулирования для компаний, работающих в особых экономических зонах. Отменен налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Отменены лимиты на предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей. Продолжено сокращение объема государственного внешнего долга. Возросла роль РФ в усилиях международного сообщества по решению проблемы долгового бремени беднейших стран.

   Продолжилось  реформирование бюджетного процесса. Сформирована нормативно-методическая база для составления перспективного финансового плана и проекта  федерального бюджета, ведения реестров расходных обязательств, разработки и реализации ведомственных целевых  программ. 

3.2. Основные задачи бюджетной политики.

   При формировании и реализации бюджетной  политики Правительству РФ надлежит предпринять действия по следующим  направлениям.

   1. Необходимо превратить федеральный бюджет в эффективный инструмент макроэкономического регулирования.

   2. Необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета.

   3. Необходимо увеличить горизонт бюджетного планирования.

   4. Необходимо обеспечить исполнение расходных обязательств.

   5. Необходимо провести анализ эффективности всех расходов бюджета.

   6. Необходимо перейти на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений.

   7. Необходимо применять механизмы, которые стимулируют бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, а также механизмы, стимулирующие расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг.

   8. Необходимо повысить качество финансового менеджмента в бюджетном секторе.

   9. Необходимо определить стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы, решения проблемы несбалансированности Пенсионного фонда РФ.10 

Заключение.

         Бюджет – это система, используемая правительством и другими организациями

для планирования доходов и расходов и для осуществления  контроля над ними.

В настоящее  время бюджет и налогово-бюджетная  политика неотделимы друг от

друга. Налогово-бюджетная  политика включает  в  себя  мероприятия  по  сбору

налогов и расходованию бюджетных средств. Эта  политика  является  важнейшим

инструментом  формирования государственного бюджета.  С  другой  стороны  она

включает в  себя  теоретическую  основу  и  на  практике  определяет  статьи

расхода бюджетных  средств.

     Однако  не  во  всех  странах   бюджетно-фискальная   политика   способна

обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную  казну.

Ряду  стран,  особенно  развивающихся,  приходится  сталкиваться   с   таким

явлением, как  бюджетный дефицит.  В настоящее  время очень насущной  является

проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит  в  странах

с развивающейся  экономикой.

     Изучение  источников  формирования  государственного  бюджета,  а   также

факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является  одной  из   важнейших

задач ряда государственных  институтов и экономической теории в целом.

    Всестороннее изучение этого вопроса,  а также грамотное использование

механизмов  бюджетно-налоговой  политики  позволяет  обеспечить   стабильные

темпы   экономического   роста,   возможность   использования   государством

экономических рычагов регулирования. Также стоит  отметить, что  рациональное

использование государством своего бюджета ведёт  к  повышению  уровня  жизни

населения.

     Нельзя оставить в стороне и государственных расходов.  Как крупнейшая

экономическая   реальность,   охватывающая   все   сферы    жизни    страны,

государственные расходы играют центральную роль  при  определении  структуры

потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

     Подводя итоги, необходимо отметить, что проблема  госбюджета,  независимо

от места и  времени, будет оставаться актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Курс экономики  // Под ред. проф. Б.А. Райзберга. М., 1997.-230с

 ISBN 5-86225-387-4

      2. Бюджетная система России: Учебник для вузов/Под ред . Г.Б. Поляка –М.: ИНФРА-М, 2000. –550с. ISBN 5-238-00098-7

Информация о работе Бюджет и бюджетная политика