Бюджет и бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:20, реферат

Краткое описание

Бюджет, его формирование и статьи расходов является
важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со
стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и
рядовых граждан.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и роль бюджета и бюджетной политики.
1.1. Понятие бюджета. Роль бюджета в различные периоды развития истории.
1.2. Государственный бюджет и бюджетная политика.
Глава 2. Доходы и расходы бюджетной системы.
2.1. Источники доходов. Основные статьи расходов.
2.2. Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета .
2.3. Государственный долг .
Глава 3.
3.1. Проведенная бюджетная политика РФ 2008-2011гг.
3.2. Основные задачи бюджетной политики.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по макроэкономике.docx

— 47.97 Кб (Скачать)

населения. Внебюджетные фонды создаются в  основном  в  социальных  целях  и

финансируются за счет социальных налогов и  субсидий  из  бюджета.  Подобные

фонды расширяют  возможности вмешательства  государства  в  экономику,  минуя

бюджет  и,  следовательно,  парламентский  контроль.  Кроме  того,  за  счет

государственных  внебюджетных  фондов  можно  создать  видимость  уменьшения

дефицита бюджета.

      Существуют также  целевые  бюджетные  фонды,  являющиеся,  в  отличие  от

государственных внебюджетных фондов,  составной  частью  госбюджета.  Как  и

государственные внебюджетные  фонды,  они  нацелены  на  то,  чтобы  целевые

налоги шли  не  в  ”общий  котел”  госбюджета,  а  расходовались  строго  по

назначению на строительство и содержание дорог,  геологоразведку  и  т.д.

Средства целевых  бюджетных фондов хранятся в банках и приносят  прибыль  для

бюджета. В бюджетной системе стран с федеративным устройством можно выделить  три уровня: бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты  субъектов федерации (региональные бюджеты) и бюджет  органов  местного  самоуправления (местные бюджеты).4 В остальных странах бюджетная система имеет два уровня: бюджет центрального правительства и местные бюджеты. 

Глава 2. Доходы и расходы бюджетной системы.

2.1. Структура расходов и доходов государства.

 Расходы   государственного  бюджета   выполняют   функции   политического,

социального и  хозяйственного регулирования. Структура  бюджетных  расходов  и

удельный вес  отдельных статей в государственном  бюджете  стран  с  рыночной

экономикой выглядит приблизительно следующим образом,  %:

  1. Затраты  на социальные услуги: здравоохранение,  образование, социальные

пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели (45-50)

  2. Затраты  на хозяйственные  нужды:  капиталовложения  в  инфраструктуру,

дотации государственным  предприятиям, субсидии сельскому хозяйству,  расходы

на осуществление  государственных программ (10-20)

  3. Расходы  на вооружение и  материальное  обеспечение  внешней  политики,

включая содержание дипломатических служб и займы  иностранным

 государствам  (10-20)

  4. Административно-управленческие  расходы:  содержание  правительственных

органов, полиции, юстиции и т.д. (5-10)

  5. Платежи  по государственному долгу ( 7-8)5

      Первое место в бюджетных расходах занимают  социально-культурные  статьи:

социальные пособия, образование,  здравоохранение,  культура,  наука  и  др.

Огромные государственные  расходы на  социальную  сферу,  науку  и  культуру,

вызванные  характером   современного   общества,   которое   становится

постиндустриальным.   Быстрый   рост   науки   и   научного    обслуживания,

образования, культуры  искусства,  здравоохранения  и  физической  культуры,

жилищно-коммунального  и бытового  обслуживания,  социального  обеспечения  к

индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком.  Государство,

отказываясь  от  активной  роли  в  поддержке  материального   производства,

одновременно  увеличивает  расходы  на  поддержку  указанных  отраслей  сферы

услуг.  В  этом  проявляется  главное  направление  бюджетной   политики   —

стабилизация,   укрепление   и   приспособление   существующего   социально-

экономического  строя к изменяющимся условиям. Эти  расходы призваны  смягчить

дифференциацию   социальных   групп,   неизбежно   свойственную    рыночному

хозяйству. Впрочем, облегчение доступа  представителей   относительно  менее

обеспеченных  слоев   населения   к   получению   квалификации,   достойному

медицинскому  обслуживанию, гарантированной  минимальной  пенсии  и  сносному

жилью не только играет социально стабилизирующую  роль,  но  и  обеспечивает

хозяйство важнейшим  фактором производства  —  квалифицированной  и здоровой

рабочей силой, а значит,  увеличивает  национальное  богатство  страны.6 

      В затратах на хозяйственные нужды обычно  выделяются  бюджетные субсидии

сельскому  хозяйству,  которые  имеют также социальную,   политическую   и

хозяйственную  направленность.   Ни   одно   государство   не   может   быть

заинтересовано  в  ускоренном  и  массовом  разорении  своего  крестьянства,

фермерства.  И  хотя  в  своей  внешнеэкономической  политике  правительство

иногда временно жертвует интересами  отечественных  производителей  аграрных

товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию  на  внутренний

рынок в ответ  на уступки торговых партнеров, оно, как правило,  поддерживает

свое фермерство.

   Расходы   на  национальную  оборону,  правоохранительную  деятельность  и

обеспечение безопасности, а также  административно-  управленческие  расходы

воздействуют  на структуру спроса.

      Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут  служить  расходы  по

государственному  долгу (например, досрочное погашение  части долга),  размеры

расходов на кредиты  и  субсидии  частным  и  государственным  предприятиям,

сельскому   хозяйству   на    создание    и    совершенствование    объектов

инфраструктуры, на покупку вооружения и военное  строительство.

     В периоды кризисов  и депрессий расходы государственного  бюджета на

хозяйственные цели, как правило, растут, а во время  «перегрева»  конъюнктуры

– сокращаются.

    Структура  расходов  государственного  бюджета  оказывает  регулирующее

воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также  на  отраслевую  и

региональную  структуры  экономики,  национальную  конкурентоспособность  на

мировых рынках.

     Расходы на  кредитование  экспорта,  страхование экспортных  кредитов  и

вывозимого государственного капитала, финансируемых из бюджета,  стимулируют

экспорт и в  долгосрочном плане  улучшают  платежный  баланс,  открывают  для

экономики   страны   новые   зарубежные   рынки;   способствуют   укреплению

национальной  валюты, обеспечению поставок на  внутренний  рынок  необходимых

товаров из-за рубежа.  Это  внешнеэкономический  аспект  политики  бюджетных

расходов.

    Действенность госрегулирования экономики  с  помощью  бюджетных  расходов

зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их  доли  в

ВВП); во-вторых, от структуры этих  расходов;  в-третьих,  от  эффективности

использования каждой единицы расходуемых средств.

     Доходы бюджетов формируются  в соответствии с налоговым  и бюджетным законодательством  РФ. В доходах бюджетов могут  быть частично централизованы  доходы, зачисляемые в бюджеты  для целевого финансирования  централизованных мероприятий, и  безвозмездные перечисления. В составе  доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К собственным доходам бюджетов относятся:

        1) налоги;

        2) государственные займы (ценные  бумаги, казначейские векселя и  др.);

        3) эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег; 

        4) займы у международных организаций. 

2.2 Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета.

       Возникающий в результате  превышения  расходов  над доходами  бюджетный

дефицит покрывается  государственными займами (внутренними  и  внешними);  Они

осуществляются  в  виде  продажи  государственных  ценных  бумаг,  займов  у

внебюджетных  фондов  (например,  у  фонда  страхования  по  безработице  или

пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта  форма  финансирования

бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).

    Государственные займы — не   единственный   путь   покрытия   дефицита

государственного  бюджета. У большинства развитых стран  со  времен  перехода

от  золотого  к  бумажноденежному  обращению накоплен  значительный   опыт

покрытия   бюджетного   дефицита   путем   дополнительной   эмиссии   денег.

Правительства особенно  часто  прибегают  к  этому  средству  в  критических

ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии

общеизвестны: развивается  неконтролируемая  инфляция,  подрываются  стимулы

для долгосрочных  инвестиций,  раскручивается  спираль  «цена  —  заработная

плата»,  обесцениваются  сбережения  населения,  воспроизводится   бюджетный

дефицит.

     В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности  правительства

развитых стран  всемерно избегают неоправданной эмиссии  денег. 

     Государственные займы менее опасны,  чем эмиссия,  но  и они оказывают

определенное  негативное  воздействие  на  экономику  страны.  Во-первых,  в

определенных  ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению

ценных государственных  бумаг и нарушает, таким образом,  рыночную  мотивацию

деятельности  частных финансовых институтов.  Во-вторых,  если  правительство

даже  и  создает  достаточные  стимулы  для  приобретения   юридическими   и

физическими  лицами  ценных  правительственных  бумаг,  то   государственные

займы, мобилизуя  свободные  средства  на  рынке  ссудных  капиталов,  сужают

возможности получения  кредита частными фирмами.  Фирмы,  особенно  мелкие  и

средние,  не  являются  для банков   такими   надежными   заемщиками,   как

государственные органы. Государственные займы  на  рынке  ссудных  капиталов

способствуют    удорожанию    кредита    —     росту     учетной     ставки. Однако у государственных займов есть и положительные стороны.  Во-первых,

образовавшийся  на  их  основе  рынок  ценных  государственных  бумаг  может

привлекать часть  инвесторов, для которых остальные  секторы  фондового  рынка

непривлекательны. Во-вторых, размещая на  этом  рынке  ценные  бумаги  новых

государственных  займов  или  выкупая   досрочно   бумаги   старых   займов,

государство может  активно воздействовать на  спрос  и  предложение  на  всем

Информация о работе Бюджет и бюджетная политика