Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:20, реферат
Бюджет, его формирование и статьи расходов является
важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со
стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и
рядовых граждан.
Введение
Глава 1. Сущность и роль бюджета и бюджетной политики.
1.1. Понятие бюджета. Роль бюджета в различные периоды развития истории.
1.2. Государственный бюджет и бюджетная политика.
Глава 2. Доходы и расходы бюджетной системы.
2.1. Источники доходов. Основные статьи расходов.
2.2. Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета .
2.3. Государственный долг .
Глава 3.
3.1. Проведенная бюджетная политика РФ 2008-2011гг.
3.2. Основные задачи бюджетной политики.
Заключение
Список литературы
населения. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и
финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. Подобные
фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику, минуя
бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет
государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения
дефицита бюджета.
Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от
государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Как и
государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые
налоги шли не в ”общий котел” госбюджета, а расходовались строго по
назначению на строительство и содержание дорог, геологоразведку и т.д.
Средства целевых бюджетных фондов хранятся в банках и приносят прибыль для
бюджета. В бюджетной
системе стран с федеративным устройством
можно выделить три уровня: бюджет
центрального (федерального) правительства,
бюджеты субъектов федерации (региональные
бюджеты) и бюджет органов местного
самоуправления (местные бюджеты).4 В остальных
странах бюджетная система имеет два
уровня: бюджет центрального правительства
и местные бюджеты.
Глава 2. Доходы и расходы бюджетной системы.
2.1. Структура расходов и доходов государства.
Расходы государственного бюджета выполняют функции политического,
социального и хозяйственного регулирования. Структура бюджетных расходов и
удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной
экономикой выглядит приблизительно следующим образом, %:
1. Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные
пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели (45-50)
2. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру,
дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы
на осуществление государственных программ (10-20)
3. Расходы
на вооружение и материальное
обеспечение внешней
включая содержание дипломатических служб и займы иностранным
государствам (10-20)
4. Административно-
органов, полиции, юстиции и т.д. (5-10)
5. Платежи по государственному долгу ( 7-8)5
Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи:
социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др.
Огромные государственные расходы на социальную сферу, науку и культуру,
вызванные характером современного общества, которое становится
постиндустриальным. Быстрый рост науки и научного обслуживания,
образования, культуры искусства, здравоохранения и физической культуры,
жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения к
индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком. Государство,
отказываясь от активной роли в поддержке материального производства,
одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслей сферы
услуг. В этом проявляется главное направление бюджетной политики —
стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-
экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить
дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному
хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее
обеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному
медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному
жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает
хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой
рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны.6
В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии
сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и
хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть
заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства,
фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительство
иногда временно жертвует интересами отечественных производителей аграрных
товаров, допуская
иностранную
рынок в ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило, поддерживает
свое фермерство.
Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и
обеспечение безопасности, а также административно- управленческие расходы
воздействуют на структуру спроса.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по
государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры
расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям,
сельскому хозяйству на создание и совершенствование объектов
инфраструктуры, на покупку вооружения и военное строительство.
В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на
хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры
– сокращаются.
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее
воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и
региональную структуры экономики, национальную конкурентоспособность на
мировых рынках.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и
вывозимого государственного капитала, финансируемых из бюджета, стимулируют
экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для
экономики страны новые зарубежные рынки; способствуют укреплению
национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых
товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных
расходов.
Действенность госрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов
зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в
ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности
использования каждой единицы расходуемых средств.
Доходы бюджетов формируются
в соответствии с налоговым
и бюджетным законодательством
РФ. В доходах бюджетов могут
быть частично централизованы
доходы, зачисляемые в бюджеты
для целевого финансирования
централизованных мероприятий,
1) налоги;
2) государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
3) эмиссия (дополнительный
4) займы у международных
2.2 Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета.
Возникающий в результате превышения расходов над доходами бюджетный
дефицит покрывается государственными займами (внутренними и внешними); Они
осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у
внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или
пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования
бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).
Государственные займы — не единственный путь покрытия дефицита
государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода
от золотого к бумажноденежному обращению накоплен значительный опыт
покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.
Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических
ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии
общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы
для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цена — заработная
плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный
дефицит.
В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства
развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают
определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в
определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению
ценных государственных бумаг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию
деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство
даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и
физическими лицами ценных правительственных бумаг, то государственные
займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают
возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и
средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как
государственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов
способствуют удорожанию кредита — росту учетной ставки. Однако у государственных займов есть и положительные стороны. Во-первых,
образовавшийся на их основе рынок ценных государственных бумаг может
привлекать часть инвесторов, для которых остальные секторы фондового рынка
непривлекательны. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых
государственных займов или выкупая досрочно бумаги старых займов,
государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем