Бюджет и бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:20, реферат

Краткое описание

Бюджет, его формирование и статьи расходов является
важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со
стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и
рядовых граждан.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и роль бюджета и бюджетной политики.
1.1. Понятие бюджета. Роль бюджета в различные периоды развития истории.
1.2. Государственный бюджет и бюджетная политика.
Глава 2. Доходы и расходы бюджетной системы.
2.1. Источники доходов. Основные статьи расходов.
2.2. Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета .
2.3. Государственный долг .
Глава 3.
3.1. Проведенная бюджетная политика РФ 2008-2011гг.
3.2. Основные задачи бюджетной политики.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по макроэкономике.docx

— 47.97 Кб (Скачать)

      Министерство  образований и науки РФ

      Государственное образовательное учреждение

        Высшего профессионального образования

      «Владимирский Государственный Университет имени

      Александра  Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» 
 

      Кафедра экономики и стратегического  управления 
 
 

      Реферат по экономике на тему:

      «Бюджет и бюджетная политика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр. ЭКб-210

Матрёшкина Светлана

Проверила: Закирова Мария Ивановна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владимир 2011

План: 

Введение                                                                                                                            

Глава 1. Сущность и роль бюджета и бюджетной политики.

1.1. Понятие бюджета.  Роль бюджета в различные периоды  развития истории.

1.2. Государственный бюджет и бюджетная политика.

Глава 2. Доходы и расходы бюджетной системы.

2.1. Источники доходов.  Основные статьи расходов.

2.2. Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета .

2.3. Государственный долг .

Глава 3.

3.1. Проведенная   бюджетная политика РФ 2008-2011гг.

3.2. Основные  задачи бюджетной политики.

Заключение 

Список литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

         В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали  лишь  тот

факт, что государство  через налогово-бюджетную политику определяет, в  какой

пропорции  объем  производства  страны   должен   быть   распределен   между

коллективным  и частным потреблением, а также, каким  образом  бремя  платежей

за коллективные  блага  следует  разделить  среди  населения.  Только  после

разработки   кейнсианской   макроэкономической   теории   была    обнаружена

неожиданная  закономерность:   налогово-бюджетная   политика   правительства

оказывает большое  воздействие на краткосрочную динамику  выпуска,  занятости

и цен.

       Бюджет играет важную роль  в  жизни  каждого  государства.  Он  является

статьей доходов  и  расходов  государства,  в  большей  или  меньшей  степени

волнующей  каждого гражданина,  оказывающей   влияние   на   благосостояние

каждого. С давних времён бюджет волнует  и  будоражит  умы  профессиональных

политиков, экономистов  и многих других  великих  мира  сего.  На  протяжении

столетий  его  формирование  и  распределение  вызывает   жаркие   споры   и

постоянные дискуссии.

       Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии

и  в процветании  государства,   продвижении   научно-технического   прогресса

(бюджетные финансирования  исследований  и  разработок),  развитие  экономики

(особенно  не   прибыльных,   но   социально-значимых   отраслей   экономики

посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета,  как  правило,

прямо  пропорционально  благосостоянию  граждан.  Действительно,   бюджетный

дефицит,  государственный  долг  побуждает  государство  усилить   налоговое

бремя, увеличить  налогообложение,  уменьшить  финансирование  всех  секторов

экономики, сократить  статью  расхода  на  медицину,  образование  и  т.д.  С

другой стороны  достаток бюджетных  средств  (бюджетный  профицит)  позволяет

увеличить  финансирование  как  государственного,  так  и  частного  сектора

экономики,  увеличить  трансфертные  отчисления,  а  так  же  отчисления  в

внебюджетные  социальные фонды.

Как  правило,  раз  в  год,  во  время   утверждения   проекта   бюджета

разворачивается настоящая война за бюджетные  дотации и  финансирование.  Эта

война затрагивает  всех: как министерства и исследовательские  институты,  так

и государственные  предприятия, и частный сектор.

        Как  уже  упоминалось  выше,   множество   экономистов   не   оставались

равнодушными   к   проблеме   формирования   бюджеты,   к   источникам   его

формирования, статьям  его расхода.  Так  же  не  оставался  без  внимания  и

вопрос об оптимальном  количестве  независимых  друг  от  друга  бюджетов  в

стране. Этим проблемам  посвящено множество экономических  работ. В  настоящее

время  существует  множество   теорий,   затрагивающих   различные   аспекты

бюджетной  сферы,  начиная  от  способов  его  формирования   и   заканчивая

рекомендациями  по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.

Так  же  достаток  бюджетных  средств  позволяет  государству  принимать

активное  участие  в  жизни  страны.  Наличие  бюджетных  средств  позволяет

государству осуществлять государственное регулирование  экономики  не  только

в  приказной  форме.  Достаточное  количество  бюджетных  средств  позволяет

государству    задействовать    непосредственно     экономические     рычаги

государственного  регулирования.

        Таким образом, бюджет,  его  формирование  и  статьи  расходов  является

важным разделом  в  экономической  науки,  требующим  большого  внимания  со

стороны не только занимающих высокие посты экономистов  и  политиков,  но  и

рядовых граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность и роль бюджета и бюджетной  политики 

1.1. Понятие  бюджета. Роль бюджета в различные  периоды развития истории.

         Бюджет (англ. budget – «денежная сумка») – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок.1 Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года.2 Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

      Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической  системе, присущи экономике как  рыночного, так и нерыночного  типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности  это касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного  самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной – финансовым.

      В период господства в России социалистической системы хозяйствования истинное состояние государственного бюджета было известно только аппарату центральных финансовых органов. Народ не имел о нем представления. Партийно-государственная власть выносила на рассмотрение и утверждение законодательных органов во многом фиктивные, неполные, нераскрытые плановые и отчетные бюджеты, которые автоматически одобрялись и утверждались законодательными органами. При этом система не только не вырабатывала, но последовательно отбивала у людей интерес к тому, чтобы узнать, куда же идут народные деньги, средства налогоплательщиков, попавшие в государственную денежную сумку. Да и бюджет предприятий оставался для его работников за семью печатями. Отсутствие глубокого интереса со стороны граждан к анализу государственных, республиканских, местных бюджетов и бюджетов предприятий можно объяснить нежеланием «считать деньги в чужом кармане». Ведь подавляющее число граждан полагает «чужими» любые деньги, не попавшие в собственный или семейный карман или изъятые из этих карманов посредством налогов и платежей. В действительности это тоже кровные, «свои» деньги граждан, но направляемые по государственным, территориальным, коллективным, производственным, социальным каналам использования.

      В странах с рыночной экономикой ситуация несколько иная. Составлению, утверждению, анализу исполнения государственных  годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном  уровне и уровне территориальных  единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования. Кстати, этот факт опровергает представление  о том, что в условиях рыночной экономики нет места централизованному  государственному планированию. Реальная ситуация говорит об обратном. Бюджетно-финансовое планирование в странах с рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой социалистической системой ведения хозяйства. Принципиально важен и тот несомненный факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдалась демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым правительства лишены возможности тратить народные деньги направо и налево, как им заблагорассудится. 

               1.2. Государственный бюджет и бюджетная система.

        Государственный  бюджет  (госбюджет)   -   это   форма   образования   и

расходования  фонда  денежных  средств,  предназначенных   для   финансового

обеспечения задач  и функции государства и  местного  самоуправления. Проект

бюджета  ежегодно  обсуждается  и  принимается  законодательным  органом   —

парламентом страны, региона или муниципальным  собранием.  В  течение  и  по

завершении   финансового   года    представители    исполнительной    власти

отчитываются  о своей деятельности по  мобилизации доходов и осуществлению

расходов в  соответствии  с  принятым  законом  о  бюджете.  Регламентируемая

нормами права  деятельность по составлению и рассмотрению проектов  бюджетов,

а также по контролю над их исполнением называется бюджетным  процессом.

   Государственный   бюджет  всегда  представляет  собой  компромисс   между

основными социально-экономическими группами в стране. Это  компромисс  между

общегосударственными   и   частными    интересами    граждан    по    поводу

налогообложения доходов и собственности, между  центром  и  регионами  —  по

поводу  распределения  налогов  и  субсидий,  между   интересами   отдельных

отраслей и  фирм — в отношении государственных  заказов. Бюджетной  системой  называется  совокупность  бюджетов  всех  уровней  и государственных внебюджетных фондов.

     Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства  государства,

имеющие целевое назначение и не включенные  в государственный бюджет.  Эти

средства находятся  в  распоряжении  центральных  и  территориальных  органов

власти  и  концентрируются  в  специальных   фондах,   каждый   из   которых

предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть  Пенсионный  фонд,

Фонд    социального    страхования, Фонд    медицинского     страхования,

Государственный  фонд  занятости  населения,   Фонд   социальной   поддержки

Информация о работе Бюджет и бюджетная политика